Охарактеризуйте педагогические возможности следующих средств преодоления неуспеваемости.
Самостоятельная работа № 1.
Тема: методы обучения.
Цель:сформировать понятие о методах обучения и их структуре.
Найдите ответ или дайте собственный вариант ответа на вопрос «Что такое метод обучения»?:
1) взаимосвязанные способы деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения;
2) способ взаимосвязанной деятельности учащихся, обеспечивающий усвоение содержания образования;
3) систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать умственные способности и интересы;
4) упорядоченная и систематическая деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения;
5) часть теории обучения;
Ответ:____________
Какие из перечисленных ниже признаков относятся к понятию «метод обучения»?
1) внешнее выражение процесса обучения;
2) способ достижения конкретной дидактической цели;
3) совокупность знаний, умений, навыков;
4) способ организации общения;
5) способ организации взаимодействия;
6) форма реализации процесса обучения;
7) способ осуществления воспитания и развития;
8) способ контроля учебной деятельности;
9) способ мотивации деятельности.
Ответ: _____________
В чем заключается различие между понятиями «принцип обучения» и «метод обучения»?
Понятие
| Общие черты
| Различия
| Принцип обучения (определение)
|
|
| Метод обучения (определение)
|
|
Какие факторы определяют выбор методов обучения?
1) психологическое состояние учителя;
2) возраст учеников;
3) характерные особенности изучаемого предмета;
4) учебные цели и задачи;
5) способ организации взаимодействия учителя и учащихся;
6) уровень экономического и социального развития общества;
7) наличие технических средств обучения;
8) уровень мотивации деятельности учащихся.
Ответ: _____________
Представьте характеристику «метода проектов» при обучении учащихся «Технологии». Заполните таблицу:
Метод обучения
| Функции учителя
| Функции ученика
| Средства обучения
| Организационная форма обучения
| Условия успешного применения
| Метод проектов
|
|
|
|
|
|
Можно ли считать анализ, синтез, индукцию и дедукцию методами обучения?
1) можно, так как они показывают путь овладения знаниями;
2) индукция и дедукция – формы мышления учащихся, посредством которых они овладевают знаниями, следовательно, это и есть методы обучения;
3) анализ, синтез, индукция и дедукция – категории психологии, а не дидактики, поэтому к методам обучения они отношения не имеют;
4) анализ и синтез – методы научного исследования, а индукция и дедукция – логические умозаключения, поэтому неправомерно считать их методами обучения;
Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: ___________________________
Проанализируйте практические методы обучения и заполните таблицу.
Практический метод обучения
| Общее
| Различия
| Лабораторные опыты
|
|
| Работа с учебником
|
| Работа с дополнительной литературой
|
| Учебно-производственный труд
|
|
Самостоятельная работа № 2.
Тема: организационные формы обучения.
Урок в современной школе.
Цель: сформировать понятие формы организации обучения; классно-урочной системы; умения сопоставлять назначение форм организации обучения и оценивать их результативность.
Что такое форма организации обучения?
1)согласованное взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое заранее установленным порядком и режимом;
2)система устойчивых связей компонентов внутри процесса обучения;
3)внешняя сторона организации учебного процесса;
4)способ организации учебной работы учителя и учащихся;
Ответ: _____________ Собственный вариант ответа:____________________________
В чем заключается различие между понятиями «форма организации обучения» и «метод обучения»?
Понятие
| Общие черты
| Различия
| Форма организации обучения
|
|
| Метод обучения
|
|
Какие из перечисленных ниже признаков относятся к понятию «форма обучения»?
1)способ достижения конкретной дидактической цели;
2)совокупность знаний, умений, навыков;
3)внешнее выражение процесса обучения;
4)способ контроля учебной деятельности;
Ответ: _____________ Собственный вариант ответа:____________________________
Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия «форма организации обучения». Заполните таблицу.
Определение понятия форма организации обучения»
| Что общего
| В чем расходятся
| Организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом» (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Н.М.Шахмаев)
|
|
| « Форма организации обучения предполагает… упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя и учащихся при работе над определенным содержанием материала» (И.М.Чередов)
|
| «Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме» (П.И.Подласый)
|
|
Дайте характеристику уроку как основной форме организации обучения. Для этого заполните таблицу.
| Характеристика
| Законченность во времени
|
| Постоянство применения
|
| Обязательность посещения
|
| Гибкость и экономичность
|
| Воспитывающий характер
|
| Развивающий характер
|
|
6. Проанализировав различные источники информации (например: Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2004. – С. 315-325) определите достоинства и недостатки исторически сложившихся форм организации обучения и заполните таблицу:
Форма обучения
| Сущность
| Достоинства
| Недостатки
| Классно-урочная система
|
|
|
| Бель-ланкастерская система
|
|
|
| Мангеймская система
|
|
|
| Дальтон-план
|
|
|
| План Трампа
|
|
|
|
7. Определите элементы структуры урока, соответствующие этапам деятельности ученика:
Элементыструктуры урока
| Этапы деятельности ученика
|
| Возникновение интереса к учению
|
| Усвоение знаний
|
| Овладение общими понятиями и суждениями и разрешение проблем
|
| Упражнение
|
| Контроль
|
| Самоконтроль
|
Самостоятельная работа № 3.
Тема: педагогический контроль и учет
Результатов деятельности школьников.
Цель: раскрыть место и функции контроля в процессе обучения; проанализировать комплекс критериев и показателей оценки ЗУН учащихся.
Что такое педагогический контроль?
1)сложный дидактический комплекс, включающий ряд тесно связанных звеньев;
2)необходимая составляющая процесса обучения, выражающаяся в проверке и оценивании знаний, умений и навыков учащихся;
3)руководство и управление учебной деятельностью учащихся на основе принципа обратной связи в процессе обучения;
Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: __________________________________
2. Оценка – это:
1)количественное выражение уровня обученности учащихся;
2)суждения типа «хорошо», «неплохо» и др.;
3)средство стимулирования учебы;
4)средство влияния на личность ребенка;
5)средство создания дисциплины и порядка в классе.
Ответ: _______________________________
3. В некоторых странах при составлении контракта между учителем и обучаемым ставят вопросы; «Желаете обучаться с контролем или без контроля?», «Желаете получать оценки или будете овладевать курсом без оценок?» Если обучаемый хочет учиться без контроля и без оценок, плата за обучение в 3-4 раза меньше, чем за обучение в условиях жесткого контролирования и объективного оценивания.
Почему? Как вы это объясните? _______________________________________ (ответ)
Заполните следующую таблицу.
Определение понятия. Педагогический контроль – это…
| Признаки
понятия
| Совпадающие признаки
| Несовпадающие признаки
| «…административно-формальная процедура проверки работы учителя и школы» (Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого)
|
|
|
| «…получение учителем информации о ходе познавательной деятельности учащихся (внешняя обратная связь), а также <…> самим учеником о его познавательных действиях и их результатах (внутренняя обратная связь)» (Сорокин Н.А., Шайденко Н. А. Дидактика)
|
|
| «…сложный дидактический комплекс, включающий ряд таких тесно взаимосвязанных между собой звеньев, как проверка, оценивание, учет результатов обучения» (Дидактика / Под ред. О.А.Абдуллиной)
|
|
|
Охарактеризуйте педагогические возможности следующих средств преодоления неуспеваемости.
Педагогическая профилактика
|
| Педагогическая диагностика
|
| Педагогическая терапия
|
| Воспитательное воздействие
|
| 6. Учитель, проверив изготовленный учеником объект труда, поставил оценку «2». Возвращая изделие, он сказал:
А) Задание для групп 1 и 2.«Очень плохо выполнено. Строчки неровные. Крой никуда не годится, да и карман пришит криво».
Б) Задание для групп 3 и 4. «Очень плохо выполнено. Плоскости не параллельны. Размеры не соблюдены, да и заусениц много».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|