Контроль и оценка знаний и умений учащихся
1. Роль контроля и оценки в руководстве и управления деятельностью учащихся.
2. Функции и виды контроля знаний, умений и навыков школьников.
3. Методы контроля и пути их совершенствования.
4. Педагогическая оценка, ее назначение и критерии, виды педагогической оценки.
5. Условия эффективности и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Практические задания
1. Проанализируйте, как результат контроля оказывает влияние на организацию работы в классе.
2. Зафиксируйте все виды педагогической оценки на одном-двух занятиях преподавателями института. Проведите параллель между наиболее часто используемыми оценками и применяемыми редко.
3. Проведите педагогическое оценивание личности ученика. Таких его свойств, как честь и достоинство.
4. Раскройте, отчего зависит выбор методов контроля в процессе обучения.
Темы рефератов (7 — 10 машинописных страниц)
1. Опора на положительное — одно из условий эффективности проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
2. Использование дидактической игры в осуществлении контроля и оценивания знаний школьников.
3. Нетрадиционные виды контроля знаний, умений и навыков учащихся.
Литература
1. Амонашвили Ш. А. Воспитательные и образовательные функции оценки учения школьника. — М., 1984. — С.11—67, 278—286.
2. Успеваемость школьника: оценка и контроль // Сов. Педагогика. 1986. — № 6.
3. Шаталов В. Ф. Точка опоры. — М.,1987.
4. Ильина Т. А. Педагогика. — М., 1984. — С. 329 — 346.
5. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского.
6. Сорокин Н. А. Дидактика.
Семинарское задание №7
Проблемное обучение
1. Понятие о проблемном обучении. Сравнительная характеристика проблемного обучения и традиционного обучения.
2. Основные понятия проблемного обучения:
• проблемная ситуация;
• проблема;
• проблемная задача.
3. Методы проблемного обучения:
• проблемное изложение;
• частично — поисковый или эвристический;
• исследовательский.
Практические задания
1. Привести пример проблемной ситуации, проблемы, проблемной задачи.
2. Создать фрагмент урока с использованием методов проблемного обучения.
Темы рефератов (7—10 машинописных страниц)
1. Приемы создания проблемных ситуаций.
2. Организация самостоятельного поиска решения исследовательских задач.
Литература
1. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. — М.,1977.
2. Махмутов М. И. Проблемное обучение. — М., 1975.
3. Безрукова В. С. Педагогика. — С. 237.
4. Ильина Т. А. Основы проблемного обучения. -С. 316.
5. Оконь В. Основы проблемного обучения. — М., 1968.
6. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1971.
Семинарское задание №8
Оптимизация выбора методов обучения
1. Понятие оптимизации учебного процесса.
2. Понятие оптимального выбора методов обучения.
Практические задания
1. Проанализировав схему сравнительной эффективности методов обучения, показать принцип ее построения.
2. Дать характеристику каждой группы методов в соответствии с задачами обучения.
3. Привести пример выбора методов по всем классификациям методов обучения в соответствии с конкретной задачей урока.
Литература
1. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского.
2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебного процесса. — М., Просвещение, 1982.
3. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М., Педагогика, 1982.
4. Выбор методов обучения в средней школе / од ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1981.
Семинарское задание №9
Пути дифференциации и индивидуализации процесса обучения
1. Что понимается под «дифференциацией» и «индивидуализацией» обучения?
2. Виды дифференциации и их специфика.
3. Компоненты и формы реализации индивидуализации обучения.
4. Суть концепции единство уровневой и профильной дифференциации.
5. Что необходимо для оптимального функционирования индивидуальных систем обучения.
Практические задания
1. Подготовьте задание с учетом единства уровневой и профильной дифференциации.
2. Покажите на примерах возможность дифференциации домашнего задания.
Темы рефератов (7—10 машинописных страниц)
1. Дифференциация обучения. Современное состояние проблемы.
2. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников.
3. Зарубежный опыт индивидуализации процессом обучения.
Литература
1. Дидактика средней школы.
2. Дифференцированное обучение. Проблемы и перспективы развития. Волгоград: Перемно, 1994.
3. Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. — Казань, 1982.
4. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М., 1986.
5. Оконь В. Введение в общую дидактику. — М., 1990.
6. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М., 1990.
7. Вендровская Р. Б. Уроки дифференцированного обучения // Сов. Педагогика, 1990. — № 11.
8. Кларин М. В. Индивидуализация процесса обучения: поиски и тенденции (анализ зарубежного опыта XX столетия). Педагогика и народное образование за рубежом: экспресс-информация. — М., 1989. Вып. 5 (137).
9. Шахмаев Н. М. Общественная необходимость и педагогическая целенаправленность дифференцированного обучения старших школьников. — М., 1970.
Семинарское задание №10
Деятельность учителя по изучению передового и новаторского педагогического опыта
Практические задания
1. Определите, что такое передовой, новаторский, педагогический опыт и чем он отличается от массового опыта.
2. Назовите основные пути и методы изучения передового педагогического опыта.
3. Назовите педагогов-новаторов. Кратко описать опыт одного из них.
Основные методические требования к изучению и описанию передового, новаторского опыта
1. Связь педагогического опыта с фактами общественной жизни.
2. Рассмотреть каждый педагогический факт в развитии, учитывая условия, место и время.
3. Показать сущность педагогического опыта, взаимосвязь его элементов.
4. Показать новое, опираясь на систему педагогических факторов, а не на отдельные из них.
Литература
1. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Брежнева. — М., 1989.
2. Фридман Л. М. Психологическая наука — учителю. М., Просвещение, 1985.
Семинарское задание №11
Технология и организация сотрудничества в обучении
1. Сущность сотрудничества в обучении.
2. Сделать сравнительный анализ коллективного, группового и индивидуального обучения.
3. Опишите алгоритм организации совместной учебной деятельности.
4. Опишите технологию организации сотрудничества в обучении одного из педагогов новаторов: И. П. Волкова, Е. Н. Ильина, Д. Ф. Шаталова и других.
Практические задания
1. Внимательно изучите указанные в перечне обязательной литературы работы Марковой А. К., Дьяченко В. К. и ответьте на следующие вопросы: в чем заключается прием работы в парах сменного состава, прием Шаталова, Границкой, метод Ривина «талгенизм»?
2. Изучите готовность учащихся к сотрудничеству в обучении, используя одну из методик, приведенных в списке литературы. Анализ ее результата оформить.
Темы рефератов (7—10 машинописных страниц)
1. В чем преимущество КСО (коллективного способа обучения) по сравнению с индивидуальным, групповым способом?
2. Основные формы взаимодействия учащихся при коллективном способе обучения.
3. Функции учителя при коллективном способе обучения.
Литература
1. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. — М., 1971.
2. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. — М., 1990.
3. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. — М., 1994.
4. Скаткин М. Н. Проблема современной дидактики. — М., 1984.
5. Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. — М., 1991.
6. Лийметс Х. И. Групповая работа на уроке. — М., 1975.
7. Лысенкова С. Н. Когда легко учиться. — М., 1985.
8. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. — М., 1987.
9. Цукерман Г. Н. Зачем детям учиться вместе? — М., 1985.
10. Чередов И. М. Формы учебной работы в средней школе. — М., 1988.
Семинарское задание №12
Программированное обучение
1. Виды программированного обучения.
2. Достоинство и недостатки программированного обучения и его видов.
3. Компьютеризация обучения.
Практические задания
1. Привести пример на основе конкретного содержания линейного, разветвленного, и смешанного видов.
2. Разработать фрагмент программированного учебника или контрольного заданияс выбором ответа по какой-либо теме своей специаотности.
Темы рефератов
1. Перспектива развития программированного обучения.
2. Компьютеризация и программированное обучение.
Литература
1. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М., «Высшая школа».
2. Ильина Т. А. Педагогика.-М., Просвещение, 1984.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|