Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация технического обслуживания





Нормы і правілы правядзення

Издание официальное

 

 

 

 

 
 


Министерство транспорта

И коммуникаций

Республики Беларусь

Минск


 

УДК 621. 335 МКС 03.220.20; 43.120 КП 01 Ключевые слова: транспортное средство, техническое обслуживание, ремонт, норматив, трудоемкость

 

 

Предисловие

Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».

1 РАЗРАБОТАН и ВНЕСЕН республиканским унитарным предприятием «Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника» (БелНИИТ «Транстехника») с участием специалистов кафедры «Техническая эксплуатация автомобилей» Белорусского национального технического университета

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства
транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 13.05.2010 г. № 36

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

Настоящий технический кодекс установившейся практики не может быть воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь



Издан на русском языке


Содержание

Область применения……………………………...…………………………………..
Нормативные ссылки…………………………………..……………………………..
Термины и определения…………………………………..…………………………
Общие положения…………………………………………..………………………...
Организация технического обслуживания и ремонта транспортных средств………………………………………..………………………
5.1 Общие требования……………………………………………..……………………..
5.2 Организация технического обслуживания…………………...……………………
5.3 Организация ремонта…………………………………………..…………………….
Оценка качества технического обслуживания и ремонта………………………
Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта транспортных средств…………………………………………………..……………
Приложение А (рекомендуемое) Основные комплексные показатели обеспечения работоспособного состояния транспортных средств………………..
Приложение Б (рекомендуемое) Примерный перечень работ ремонта малой трудоемкости, рекомендуемых для выполнения при ТО-1…
Приложение В (рекомендуемое) Примерный перечень работ ремонта малой трудоемкости, рекомендуемых для выполнения при ТО-2...
Приложение Г (рекомендуемое) Нормативы периодичности технического обслуживания и трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта транспортных средств………………………………
Приложение Д (обязательное) Примерное распределение вспомогательных работ………………………………………………………………………….
Приложение Е (обязательное) Дополнительные затраты времени к трудоемкости выполнения технологических операций технического обслуживания и ремонта…………………………………………………
Приложение Ж (обязательное) Составные части транспортного средства, техническое состояние которых влияет непосредственно на безопасность движения, топливную экономичность и состояние окружающей среды………………………………………….
Приложение К (рекомендуемое) Примерный перечень работ регламентированного ремонтатранспортных средств……………...

 



Приложение Л (справочное) Перечень агрегатов транспортных средств, их базовых и основных деталей…………………………………………....
Приложение М (рекомендуемое) Пробег до капитального ремонта (ресурс) транспортных средств……………………………………………….…...
Приложение Н (обязательное) Распределение трудоемкости уборочно-моечных работ ежедневного обслуживания….…………………………………...
Приложение П (обязательное) Коэффициенты корректирования нормативов…….
Приложение Р (обязательное) Продолжительность простоя транспортных средств в техническом обслуживании и текущем ремонте………….
Приложение С (справочное) Примеры выбора и корректирования нормативов технического обслуживания и ремонта транспортных средств…………………………………………..………………...………....
Библиография…………………………………………………………………………………..

 



 


ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Нормы и правила проведения   тэхнiчнАЕ АБСЛУГОЎВАНне i рамонт АЎТАМАБiЛЬНЫХ ТРАНСПАРТНЫХ СРОДКАЎ Нормы і правілы правядзення Maintenance and repair of motor vehicles. The rules and regulations

 

Дата введения 2010-07-01.

Область применения

Настоящий технический кодекс установившейся практики (далее – технический кодекс) устанавливает правила технического обслуживания (далее - ТО) и ремонта автомобильных транспортных средств (далее - ТС) и нормативы, обеспечивающие реализацию их установленного ресурса.

Технический кодекс распространяется на ТО и ремонт ТС, осуществляемые организациями автомобильного транспорта, эксплуатирующими ТС, производящими их ТО и ремонт, и организациями автосервиса.

Настоящий технический кодекс не распространяется на ТО и ремонт внедорожных, большегрузных транспортных средств и городского электрического транспорта.

Нормативные ссылки

В техническом кодексе использованы ссылки на следующие технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации (далее – ТНПА):

ТКП 132-2009 Обслуживание транспортных средств. Порядок проведения

СТБ 928-2004 Автомобили, их составные части, сдаваемые в капитальный ремонт. Общие технические требования и правила приемки

СТБ 929-2004 Автомобили, их составные части, выпускаемые из капитального ремонта. Общие технические требования

СТБ 930-2004 Автомобили, их составные части, сдаваемые в капитальный ремонт и выпускаемые из капитального ремонта. Комплектность

СТБ 960-94 Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности

СТБ 1641-2006 Транспорт дорожный. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки

ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 2.602-95 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы

ГОСТ 15.601-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Техническое обслуживание и ремонт техники. Основные положения

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.

Издание официальное

ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения

ГОСТ 21623-76 Система технического обслуживания и ремонта техники. Показатели для оценки ремонтопригодности. Термины и определения

ГОСТ 21624-81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий

ГОСТ 31286-2005 Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация

Примечание – При пользовании техническим кодексом целесообразно проверить действие ТНПА по каталогу, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году.

Если ссылочные ТНПА заменены (изменены), то при пользовании техническим кодексом следует руководствоваться замененными (измененными) ТНПА.

Если ссылочные ТНПА отменены без замены, то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Термины и определения

В техническом кодексе применяют термины, установленные в
ГОСТ 27.002, ГОСТ 18322, ГОСТ 21623, ГОСТ 31286, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автомобильное транспортное средство (транспортное средство, ТС): Легковой или грузовой автомобиль, автобус, прицеп или полуприцеп.

3.2 ремонт малой трудоемкости: Ремонт, выполняемый совместно с ТО.

3.3 восстановительный ремонт; ВР: Ремонт ТС, выполняемый для восстановления функциональной исправности ТС и его составных частей, не подлежащих капитальному ремонту (КР) из-за физического износа или аварии.

3.4 планово-предупредительный ремонт; ППР: Ремонт ТС, выполняемый с установленной периодичностью и в объеме, определяемом по результатам технического диагностирования.

3.5 регламентированный ремонт; РР Ремонт ТС, выполняемый с периодичностью, установленной техническим кодексом, независимо от технического состояния ТС в момент начала ремонта.

Общие положения

4.1 Основой обеспечения работоспособного состояния ТС является планово-предупредительная система ТО и ремонта, соответствующая требованиям
ГОСТ 15.601.

4.2 Планово-предупредительная система ТО и ремонта ТС представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке с заданной последовательностью и периодичностью для обеспечения работоспособности и исправности ТС в течение всего срока их службы с учетом конкретных условий и режимов эксплуатации.

4.3 Документация и порядок проведения ТО и ремонта ТС должны соответствовать ТКП 132.

4.4 Работоспособное состояние ТС обеспечивается производственно-технической службой, которая создается в организации, производящей ТО и ремонт, для своевременного и качественного выполнения указанных работ с соблюдением требований соответствующих ТНПА, технологической документации (ТД) и применением эффективной организации труда обслуживающего персонала. Основные комплексные показатели обеспечения работоспособного состояния ТС приведены в приложении А.

4.5 Рабочие, выполняющие ТО и ремонт ТС, производят проверку технического состояния ТС, выполняют необходимые работы по ТО и ремонту, а также обеспечивают подготовку производства.

Перечень профессий рабочих, занятых в системе ТО и ремонта ТС, определяется Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих. Разряды рабочих определяются сложностью выполняемых работ и регламентируются технологическими процессами ТО и ремонта ТС.

4.6 Инженерно-технические работники осуществляют организацию системы ТО и ремонта ТС, контроль за ее реализацией на основе планирования, анализа и отчетности, а также внедряют прогрессивные формы и методы работ по ТО и ремонту, совершенствуют производственную базу, технологические процессы и средства механизации, осуществляют контроль за соблюдением правил техники безопасности.

4.7 Контроль качества выполняемых работ ТО и ремонта ТС осуществляется сотрудником структурного подразделения, отвечающего за проведение контроля качества, или уполномоченным лицом.

4.8 Руководствуясь техническим кодексом, организации, обслуживающие ТС, поддерживают их в работоспособном состоянии и обеспечивают:

– своевременное и качественное выполнение ТО и ремонта с соблюдением требований ТНПА и ТД;

– учет выполнения всех видов ТО и ремонта, замену основных агрегатов, шин, аккумуляторных батарей;

– содержание в соответствии с установленными требованиями производственных помещений ТО и ремонта, технологического оборудования, оснастки, инструмента и своевременное выполнение их обслуживания и ремонта.

4.9 Требования безопасности при выполнении работ по обслуживанию и ремонту ТС должны соответствовать СТБ 960 и [1].

5 Организация технического обслуживания и ремонта
транспортных средств

5.1 Общие требования

5.1.1 ТО и ремонт ТС выполняются на производственно-технической базе организаций, производящих работы по ТО и ремонту в соответствии с требованиями ТНПА, имеющих сертификат или другое разрешение на производство данных работ (кроме собственных нужд).

5.1.2 Своевременное и качественное выполнение ТО и ремонта ТС на производственно-технической базе эксплуатирующей организации или организации, производящей ТО и ремонт достигается инженерно-технологической подготовкой производства указанных работ, включающей:

– обеспечение ТНПА и ТД;

– оснащение технологических процессов ТО и ремонта ТС необходимым оборудованием, оснасткой и инструментом для механизации работ, диагностирования ТС и их составных частей;

– организацию материально-технического обеспечения работ необходимыми запасными частями, комплектующими изделиями и ремонтно-эксплуатационными материалами;

– подготовку и повышение квалификации рабочих, занятых ТО и ремонтом ТС;

– контроль качества выполнения работ по ТО и ремонту ТС в соответствии с требованиями к техническому состоянию ТС, установленными СТБ 1641 и ТД.

Организация технического обслуживания

5.2.1 ТО транспортных средств в зависимости от периодичности, трудоемкости и перечня работ подразделяется на следующие виды:

– ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

– техническое обслуживание после обкатки (ТО-1000, ТО-2000);

– первое техническое обслуживание (ТО-1);

– второе техническое обслуживание (ТО-2);

– сезонное техническое обслуживание (СО).

Изменение видов ТО допускается на основании рекомендаций сервисных книжек изготовителей ТС.

Все виды ТО транспортных средств должны выполняться по полному перечню работ, предусмотренному соответствующими ТНПА и ТД.

5.2.2 ЕО должно обеспечивать выпуск на линию ТС в состоянии, обеспечивающем их безотказную и безопасную работу, и в надлежащем внешнем виде.

ЕО выполняется ежедневно и включает:

– контрольные работы - контроль технического состояния деталей, аппаратов, узлов и агрегатов, обеспечивающих работоспособность ТС, безопасность дорожного движения, пожаробезопасность, контроль ТС в целом;

– уборочно-моечные работы;

– смазочные, очистительные и заправочные работы.

Уборочно-моечные работы могут производиться дополнительно на линейных диспетчерских станциях или конечных пунктах маршрутов. При этом трудоемкость должна соответствовать фактическому объему выполненных работ.

5.2.3 ТО-1000, ТО-2000 выполняется в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя ТС.

5.2.4 ТО-1, ТО-2 имеют назначением выявление и предупреждение отказов и неисправностей, снижение интенсивности изнашивания деталей путем своевременного выполнения работ обслуживания в установленном объеме. Периодичность ТО-1, ТО-2, перечень работ устанавливаются изготовителем и указываются в руководстве по эксплуатации ТС.

Фактическая периодичность проведения ТО ТС может отличаться от нормативной не более чем на ±15 %.

В состав работ по ТО-1000, ТО-2000, ТО-1 и ТО-2 ТС входят:

– очистные работы;

– техническое диагностирование перед выполнением ТО;

– осмотр и контроль технического состояния деталей, аппаратов, узлов, агрегатов и ТС в целом;

– контроль крепежных соединений деталей, аппаратов, узлов и агрегатов;

– крепежные работы;

– регулировка аппаратов, узлов, агрегатов и систем;

– смазочные работы;

– контроль качества выполнения ТО.

При ТО могут выполняться работы ремонта малой трудоемкости. Суммарная трудоемкость этих работ принимается в объеме не более 20 % от скорректированной трудоемкости соответствующего ТО. Примерный перечень рекомендуемых работ ремонта малой трудоемкости приведен в приложениях Б и В.

5.2.5 СО имеет целью подготовку ТС к работе в весенне-летний или осенне-зимний периоды эксплуатации. СО проводится два раза в год. Как правило СО совмещают с ТО-2 с соответствующим увеличением его плановой трудоемкости на 20 % от трудоемкости ТО-2 (для автобусов при подготовке к осенне-зимней эксплуатации – 30 %).

В состав работ по СО транспортных средств входят:

– проверка герметичности систем охлаждения двигателя, отопления и вентиляции салона;

– замена масел и смазок на сорта, соответствующие наступающему сезону эксплуатации;

– отключение или подключение системы отопления;

– доведение плотности электролита аккумуляторных батарей до необходимых параметров, зарядка батарей;

– проверка герметичности кузова и утепления кабины водителя (при переходе к осенне-зимнему сезону);

– подготовка аппаратов пневмосистемы к наступающему сезону эксплуатации;

– проверка состояния системы пожаротушения;

– проверка герметичности и крепления модуляторов ABS (антиблокировочной) и ASR (противобуксовочной) систем;

– подготовка системы питания, системы охлаждения, электрооборудования.

При СО могут выполняться другие работы, предусмотренные руководством по эксплуатации изготовителя ТС.

5.2.6 Нормативы трудоемкости ТО и текущего ремонта транспортных средств определяются технологическими процессами, разработанными в соответствии с ГОСТ 2.601 и ГОСТ 2.602.

Рекомендуемые нормативы периодичности ТО, трудоемкости ТО и ТР указаны в приложении Г.

Временно, до разработки и утверждения нормативов на соответствующую модель ТС, допускается применять нормативы периодичности и трудоемкости аналогов ТС, указанных в приложении Г.

Аналогом ТС рекомендуется считать ТС ближайшие по техническим характеристикам, оснащенности и комплектации.

Нормативы, приведенные в приложении Г, не учитывают трудовых затрат на вспомогательные работы, которые устанавливаются в пределах не более 30 % от общего объема работ по ТО и ремонту ТС. Распределение вспомогательных работ приведено в приложении Д.

5.2.7 При разработке технологических процессов ТО и ремонта ТС трудоемкость выполнения технологических операций должна учитывать дополнительные затраты времени (приложение Е) и определяться по формуле

, (1)

где - трудоемкость выполнения работ, чел.-ч;

- трудоемкость операции (рассчитывается по результатам хронометражных на блюдений), чел.-ч;

- дополнительные затраты времени на обслуживание рабочего места, подготовительно-заключительные работы, отдых и личные надобности, % от трудоемкости операции.

Организация ремонта

5.3.1 В зависимости от назначения, характера и объема выполняемых работ ремонт ТС подразделяется на следующие виды:

– текущий ремонт (ТР);

– ремонт малой трудоемкости (РТМ);

– регламентированный ремонт (РР);

– планово-предупредительный ремонт (ППР);

– капитальный ремонт (КР);

– восстановительный ремонт (ВР).

5.3.2 При ТР устраняются отдельные неисправности ТС, в процессе проведения разборочно-сборочных, регулировочных, слесарно-механических, сварочных, жестяницких и других работ с возможной заменой: у агрегата – отдельных изношенных или поврежденных деталей; у ТС – отдельных деталей, узлов или агрегатов.

5.3.3 ТР ТС выполняется по потребности (по заявкам водителей или при обнаружении неисправности при проверке на контрольно-техническом пункте (КТП), а также при проведении ЕО, ТО-1, ТО-2).

5.3.4В состав работ ТР входят:

– очистные работы;

– техническое диагностирование;

– ремонтные работы;

– контроль технического состояния и правильности регулировки узлов и систем транспортных средств.

5.3.5 С целью сокращения простоя ТС в неисправном состоянии ТР осуществляется преимущественно агрегатно-узловым методом, при котором производится обезличенная замена неисправных агрегатов и узлов на исправные.

5.3.6 РР выполняется для ТС категории М3 белорусского производства, применяемых при перевозке пассажиров в регулярном сообщении.

5.3.7 РР ТС проводится в специализированных организациях. РР включает обязательную замену деталей и узлов, выработавших свой ресурс или утративших работоспособность, влияющих на безопасность движения и перевозку пассажиров. РР выполняется на пробеге не более 2/3 нормативного ресурса, но не реже 1 раза в 6 лет. Перечни узлов и деталей ТС, техническое состояние которых влияет на безопасность движения, приведены в приложении Ж. Примерный перечень работ РР ТС приведен в приложении К.

5.3.8 К специализированным организациям относятся организации, имеющие в наличии ТНПА по ТКП132 и ТД, технологическое оборудование и оснастку, в том числе испытательное оборудование, метрологическое обеспечение производства, аттестованную систему контроля качества, квалифицированный персонал.

5.3.9 Допускается применение ППР ТС категории М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров на городских и пригородных маршрутах. ППР проводится в плановом порядке для обеспечения работоспособности и исправности автобусов в течение всего срока их службы. ППР проводится с периодичностью 80 тыс. км начиная с пробега 160 тыс. км с начала эксплуатации.

5.3.10 КР ТС не является обязательным техническим воздействием в системе ТО и ремонта. При достижении 100 % нормативного ресурса по пробегу производится списание либо КР ТС. Для ТС категории М3 белорусского производства, применяемых при перевозке пассажиров в регулярном сообщении, допускается проведение не более одного КР.

5.3.11 КР ТС и (или) их агрегатов проводится в специализированных ремонтных организациях в соответствии с СТБ 928, СТБ 929, СТБ 930.

5.3.12 Перед постановкой ТС на КР в сроки, предусмотренные ТД, техническое состояние его проверяется комиссией, назначенной руководителем организации. Результаты работы комиссии и ее предложения оформляются актом.

5.3.13 ВР ТС проводится в специализированных ремонтных организациях, с восстановлением деталей и сборочных единиц, включая базовые (приложение Л) всеми возможными способами, установленными действующими ТНПА и ТД. ВР агрегатов проводится специализированными ремонтными организациями или другими организациями при наличии необходимых условий требуемых ТНПА и ТД.

5.3.14 Номенклатура принимаемого в ВР ТС, их комплектность, требования к техническому состоянию при сдаче в ВР и приемке из него должны соответствовать требованиям [2].

5.3.15 Рекомендуемый пробег ТС до КР (ресурс), приведенный к I категории условий эксплуатации по ГОСТ 21624 приведен в приложении М.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.