Сделай Сам Свою Работу на 5

Формы организации обучения. Урок как важнейшая форма обучения





Общее понятие о формах организации процесса обучения, их основные особенности (коллективно-групповое и индивидуальное обучение, степень самостоятельности учащихся, характер руководства учением и др.).

Урок как важнейший элемент процесса обучения. Дидактические цели урока как предвидение изменений в знаниях и в познавательной деятельности учащихся. Особенности подготовки учителя к организации урока (организация деятельности учителя и деятельности учащихся). План урока как результат творческой деятельности учителя.

Формирование личности школьника на уроке, создание условий для его самореализации. Рациональная организация учебного труда учащихся; формирование навыков интеллектуальной деятельности (анализ, синтез, обобщение, конкретизация и т.п.), умений учиться, формирование потребности в самообразовании.

Классификация уроков. Примеры различных классификаций на основе: целей обучения, средств обучения, методов обучения, этапов процесса обучения. Традиционная дидактическая классификация на основе целей и этапов обучения: уроки ознакомления учащихся с новым материалом; уроки закрепления учебного материала; уроки обобщения и систематизации изученного; уроки формирования и закрепления практических умений и навыков; уроки проверки качественного усвоения изученного; комбинированные уроки. Виды уроков.



Пути повышения эффективности урока: создание условий для овладения основами изучаемого материала непосредственно на самом уроке; создание возможности для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы; наличие организации системы элементов урока (структура урока), способствующей эффективному воздействию учителя и учащихся в зависимости от характера постановки дидактических целей; соблюдение внутрипредметных и межпредметных связей; сокращение времени на контроль за усвоением учебного материала (но при этом формы контроля должны быть еще более эффективными); организация разнообразных видов деятельности учащихся на уроке; совершенствование форм и взаимодействия учителя с учащимися и между учащимися непосредственно на уроке.



Требования, предъявляемые к уроку: единство образовательной, развивающей и воспитывающей целей при четкой выраженности дидактической (образовательной) цели; необходимость соблюдения всех принципов дидактики; использование разнообразных методов и средств обучения на уроке с целью активизации познавательной деятельности учащихся и эмоциональности урока; необходимость непрерывного и всеобщего контроля (самоконтроля) за усвоением учебного материала; необходимость использования на каждом уроке элементов систематического повторения пройденного материала, особенности повторения изученного на уроке, необходимость оптимальной оснащенности дидактическими и техническими средствами; особенности систематичности и перспективности каждого урока в общей системе уроков; гибкость и подвижность структуры урока в зависимости от целей, содержания, места в учебном процессе и тех ситуаций, которые возникают при проведении конкретного урока в имеющихся условиях; наличие профессиональной направленности урока; эффективность дачи домашнего задания (его цели, способы выполнения) и его обязательная проверка; создание благоприятных морально-психологических и санитарно-гигиенических условий.

Особенности практикумов, семинарских занятий, учебных экскурсий, собеседований с учащимися (зачетов), организаций самостоятельной работы учащихся с книгой и другими источниками знаний как дополнительных форм обучения. Организация индивидуальных и групповых консультаций как своеобразных форм учебной работы, их роль и особенности. Домашняя работа учащихся как одна из важнейших форм обучения, особенности ее организации.



Проверка и оценка знаний учащихся. Важнейшие функции проверки и оценки знаний (контролирующая, обучающая и воспитывающая) и их особенности. Виды проверки. Оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Отметка.

Анализ (самоанализ) урока как результат творческой деятельности учителя. Основные направления анализа урока (цели урока, уровень и характер деятельности учащихся, методы и средства обучения, принципы, требования к уроку, содержание учебного материала). Такт и этика разбора урока.

Основные понятия: формы обучения, урок как важнейшая форма обучения, дополнительные формы обучения, типы уроков, виды уроков, требования, предъявляемые к уроку, фронтальная, групповая, индивидуальная формы учебной работы, оценка и отметка, функции проверки знаний.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Бабанский Ю. К. Интенсификация учебного процесса. - М., 1987.

Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М., 1982.

Баранов С. П. Сущность процесса обучения. - М., 1981.

Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. - М., 1982.

Зотов Ю. Б. Организация современного урока. - М., 1984.

Ильин Н. Рождение урока. - М., 1986.

Каган В. Е. Тоталитарное сознание и ребенок // Вопросы психологии, 1992. - № 1.

Калмыкова 3. Психологические принципы развивающего обучения // Знание, 1979. - № 5.

Кан-Калик В. А. Грамматика общения. - М., 1995.

Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. - М., 1992.

Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. - М., 1983.

Константинов Н. А. и др. История педагогики. - М., 1982.

Коротяев Б. И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. - М., 1986.

Кочетов А. И. Культура педагогического исследования. - Минск, 1992.

Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. - М., 1977.

Краевский В. В. Что такое философия образования. - М., 1991.

Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы // Знание, 1991.

Кулыгина Л. С. Активизация учения: Сущность и содержание // Педагогика, 1994. - № 1.

Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М., 1986.

Левитан К. М. Основы педагогической деонтологии: Учебное пособие для высшей школы. - М., 1994.

Легенький Г. И. Цель и способы воспитания. - М., 1990.

Леднев В. С. Содержание образования. - М., 1989.

Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.

Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М., 1974.

Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности / Серия: педагогика и психология. - М., 1980.

Лихачев Б. Т. Педагогика. - М., 1996.

Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М., 1988.

Матюшкин А. Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.

Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. - М., 1975.

Махмутов М. И. Современный урок. - М., 1981.

Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П. Р. Агутова.

Монахов В. М. Тенденция развития содержания общего среднего образования / Педагогика, 1992. - № 1—2.

Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1989.

Окон В. Введение в общую дидактику. - М., 1990.

Оконь В. Основы проблемного обучения. - М., 1968.

Онищук В. А. Урок в современной школе. - М., 1981. Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. - М., 1967.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов древнейших времен до конца XVII в. - М., 1972.

Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1995.

Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М., 1998.

Педагогика и логика / Г. Щедровицкий, В. Розин, Алексеев, Н.М. Непомнящая - М., 1993.

Подласый И. П. Педагогика. - В 2 кн. - М., 1999.

Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1982.

Пряникова В. Г., Равкин 3. И. История образования и педагогической школы: Учебник-справочник. - М., 1995.

Ратанова Г. А. Способы активизации познавательной деятельности школьников // Вопросы психологии, 1990. - № 5.

Репкин В. В. Развивающее обучение как система: Пособие для учителей, студентов пед. институтов и работников народного образования. - Томск, 1993.

Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в учебном процессе. - М., 1990.

Слуцкий В. И. Элементарная педагогика или как управлять поведением человека: Кн. для учителя. - М., 1992.

Соколова М. А. и др. Сравнительная педагогика: Курс лекций для пед. институтов. - М., 1978.

Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990.

Фридман Л. Я. Педагогический опыт глазами психолога. - М., 1987.

Харламов И. Ф. Педагогика. - М., 1990.

Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М., 1982.

Шевардин Н. И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.

Шилова М. Н. Учителю о воспитанности школьников. - М., 1997.

Якиманская И. и др. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения // Сов. педагогика, 1991. - № 4.

Яковлев Н. М., Сохор А. М. Методика и техника урока в школе. - М., 1985.

 

+++

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.