Сделай Сам Свою Работу на 5

Практического характера, вытекающие из ее исторического развития, т.е. тот узкий характер, который педагогическая психология приобрела даже у самых крупных ее представителей.





Педагогика и психология. Биологический и социальный

Факторы воспитания.

ПЕДАГОГИКА

Педагогика — наука о воспитании детей. Воспитание же, в свою очередь, можно определить по-разному. Выготский приводит определение Блонского, согласно которому «воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма».

Педагогике, как науке о воспитании, нужно:

- установить, как должно быть организовано воспитательное воздействие, какие оно может принимать формы, какими приемами пользоваться и куда направлено;
- установить, каким законам подчиняется развитие организма, на который собираются воздействовать.

Педагогика охватывает:

- биологические (естественные) знания, так как педагогика ставит проблему развития ребенка

- философские науки, поскольку воспитание ставит какие-то определенные цели, нормы и идеалы.

- социальную этику, которая указывает общие цели и задачи воспитания

- психологию и физиологию, которые указывают средства для решения этих задач.

ПСИХОЛОГИЯ

Психологию определяют как учение или науку о душе. Первоначальные воззрения на человека различали тело и душу как особые субстанции, считая его природу двойственной. В более развитой мысли это верование получило характер представления о душе, которую сближали с тонким материальным веществом вроде дыма или пара.



Философы изучали природу и свойства души и задавались вопросами, смертная она или бессмертная, какова связь между душой и телом, каковы сущность и признаки духовной субстанции и т.д. Такое направление господствовало в психологии долгое время и может быть названо метафизической психологией.

В дальнейшем произошло разветвление на метафизическое знание, которое было отнесено к предметам веры и сверхчувственному миру, и на позитивное знание (научное) которое ограничивало себя в размерах познания границами опыта, но имело достоверные знания.

В XVIII в. произошло расщепление психологии на рациональную и эмпирическую. Рациональной психологией продолжала называться метафизическая психология, так как главный метод ее изучения заключался в умозрении. Эмпирическая психология сразу осознала себя как науку о фактах, основанную на опыте и старающуюся поставить себя в такое же отношение к изучаемому предмету, как естественные науки.



Наиболее суровой критике метафизическая психология подверглась со стороны Локка, Юма и Канта. Они показали, что душа есть продукт нашей фантазии и в опыте нам дано только то или иное восприятие, но никак не ощущение души в виде особой сущности.

На месте психологии, как науки о душе, стала возникать новая наука о душевных фактах. Эту науку Ланге назвал «психологией без души». Это название получила эмпирическая психология, которую так же называли «психологией без всякой метафизики», или «психологией, основанной на опыте».

Эта психология учила, что душевные явления по своей природе отличны от всех прочих явлений в мире, что они нематериальны, непротяженны, недоступны объективному опыту и протекают параллельно физическим процессам в нашем теле, не будучи связаны с ними причинной связью.

Сознание представляет только незначительную часть всего нашего психического опыта, так как есть целый огромный мир бессознательного. Сознание может означать только одно какое-либо свойство этого опыта, либо в замаскированном виде представляет собой то же самое понятие, что и душа, только под другим именем.

Эмпирическая психология выдвинула значение двигательной стороны при изучении процессов психики. Она показала, что с движения начинается развитие самых сложных центральных процессов и что движение не является «неважным придатком» душевной жизни. Все психические процессы стали пониматься как составные части действия, как его предварительные элементы.



Психология рассматривает поведение как процесс взаимодействия между организмом и средой и ее объяснительным принципом становится принцип биологической полезности психики.

Однако поведение человека протекает в сложных рамках социальной среды. Человек вступает в общение с природой не иначе, как через среду, и в зависимости от этого среда становится важнейшим фактором, определяющим и устанавливающим поведение человека. Психология изучает поведение общественного человека и законы изменения этого поведения.

Главными методами психологии остаются объективное и экспериментирующее наблюдения. Эксперимент позволяет вызывать бесчисленное множество раз нужные факты по нашему произволу — изолировать их, комбинировать, ставить в разные условия, видоизменять согласно с требованиями исследования.

Отличительные черты новой психологии:

- материализм. Все поведение рассматривается как состоящее из ряда движений и реакций, и обладающее всеми свойствами материального бытия.

- объективизм. Психология ставит непременным условием для исследований требование, чтобы они были основаны на объективной проверке материала.

- диалектический метод. Все психические процессы развиваются в неразрывной связи со всеми остальными процессами в организме и подчинены точно таким же законам, как и все остальное в природе.

- биосоциальная основа.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Во второй половине XIX века в психологии произошел существенный перелом: психология пришла к эксперименту. Вместе с экспериментом в психологии возникло стремление к возможно точному изучению явлений, и психология стала стремиться к тому, чтобы сделаться точной наукой. «Педагогическая психология, — говорил Блонский, — есть та ветвь прикладной психологии, которая занимается приложением выводов теоретической психологии к процессу воспитания и обучения».

Однако очень скоро наступило всеобщее разочарование в педагогической психологии.

Причин было несколько:

Теоретического характера, вытекающие из самого существа новой науки, Они заключаются в том, что наука никогда непосредственно не может быть руководительницей практики.

Практического характера, вытекающие из ее исторического развития, т.е. тот узкий характер, который педагогическая психология приобрела даже у самых крупных ее представителей.

 

Таким образом, психология непосредственно не может дать никаких педагогических выводов. Но так как процесс воспитания есть процесс психологический, то знание общих основ психологии помогает, конечно, научной постановке этого дела.

Кроме того, отношение педагогики к психологии напоминает отношение других прикладных наук к своим теоретическим дисциплинам. Мюнстерберг говорил, что «педагогическая психология — это новая наука, которая является частью прикладной психологии вместе с медицинской, юридической, экономической, эстетической и промышленной психологией. Педагогическая психология делает еще только первые свои шаги, и она не в состоянии предложить сколько-нибудь законченную систему правил или советов. И все же она должна полагаться на собственные силы. Просто заимствовать готовый материал у общей психологии для нее было бы бесполезно. Однако начало положено, и, без сомнения, из скромных зачатков вскоре возникнет истинная педагогическая психология».

Выготский пишет, что педагогика должна обсуждать цели и задачи воспитания, которым педагогическая психология только диктует средства осуществления. Педагогическая психология может быть одинаково направлена на любую систему воспитания, т.е. каждая педагогическая система должна иметь свою систему педагогической психологии.

Когда психология стала изучать поведение, она естественно стала задаваться вопросом о том, как же изменить это поведение. Педагогическая психология и есть такая наука о законах изменения человеческого поведения и о средствах овладения этими законами.

Таким образом, педагогическую психологию следует рассматривать как самостоятельную науку, особую ветвь прикладной психологии. Ошибочным должно быть признано отождествление педагогической психологии с экспериментальной педагогикой, допускаемое большинством авторов (Мейман, Блонский и др.). Что это не так, достаточно убедительно показал Мюнстерберг, который рассматривает экспериментальную педагогику как часть психотехники.

Правильнее всего было бы различать:

1) экспериментальную педагогику, решающую экспериментальным путем чисто педагогические и дидактические задачи (опытная школа);

2) педагогическую психотехнику, аналогичную другим отделам психотехники и занимающуюся психологическим исследованием, применяемым к воспитанию.

Мюнстерберг также говорил: «психотехника совсем не тождественна с прикладной психологией, но составляет только одну ее половину». Другая ее половина есть «психология культуры». Вместе они образуют ту истинную педагогическую психологию, создание которой есть дело близкого будущего.

 

 

БИОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОРЫ ВОСПИТАНИЯ

 

 


Биологический фактор - прирожденные реакции, из пределов которых организм не в состоянии выйти.

На биологический фактор надстраивается система приобретенных реакций, которая всецело определяется структурой среды.

Следовательно: Всякое воспитание неизбежно носит социальный характер, хочет оно того или нет.

Личный опыт воспитанника - основная база педагогической работы (т.к. только та связь, которая была дана в личном опыте, остается действительной для него.)

В основе воспитательного процесса - личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя - направлять и регулировать эту деятельность

В основе воспитательного действия учеников - полный процесс реакции:

· восприятие раздражения

· его переработка

· ответное действие

Знание, не проведенное через личный опыт, вовсе не есть знание.

Социальная среда определяет выработку поведения

Но возложить воспитание ребёнка на естественную социальную среду – на жизнь, такую, какая она есть – неправильно, несмотря на то, что основная цель воспитания – адаптация ребёнка к жизни, т.к.:

· Этот процесс стихиен, и есть вероятность, что в воспитаннике мы получим коллекцию отрицательных и негодных сторон жизни;

· Ребёнок - растущий, изменяющийся, ломкий организм и многое, совершенно приемлемое для взрослого человека, окажется губительным для ребенка.

И если учитель бессилен в непосредственном воздействии на ученика, то он всесилен при опосредованном влиянии на него через социальную среду.

Педагог, изменяя среду, воспитывает ребенка.

Любой человеческий труд двойствен по природе. Рабочий выступает в двойной роли:

o Организатор и управитель производства

o Часть своей же машины

Так и учитель - с одной стороны,организатором и управителем социальнойвоспитательной среды, а с другой — частью этой среды.

Педагогическая психология должна научить нас, как овладеть воспитанием, опираясь на его же собственные законы.

При данном понимании процесса воспитания роль учителя теряет, видимо, во внешней активности, так как он меньше учит и воспитывает, однако она выигрывает во внутренней активности.  

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.