Сделай Сам Свою Работу на 5

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ, ГОЛОСА И АРТИКУЛЯЦИИ





Эти упражнения проводятся в соответствии с этапами и задачами логопедической работы в начале коррекционного курса. Постепенно количество этих упражнений в середине и конце этого курса сокращается.

Цель упражнения — способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.

Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук (вверх — вниз, вверх — в стороны, вверх — на пояс, вверх — на голову и т.д.), туловища (повороты вправо — влево, наклоны вперед, круговые вращения), головы (наклоны к плечу, на грудь, круговые повороты). Например, подняться на носки, руки потянуть вверх — вдох, опуститься на полную ступню, руки на пояс — выдох. Поворот туловища вправо, руки на уровне плеч также отводятся вправо — вдох, возвращение в исходное положение: туловище — прямо, руки опущены вниз — выдох. Поднять голову вверх — вдох, опустить медленно на грудь — выдох и т. д.

В упражнения на развитие дыхания также включается речевой материал, произносимый на выдохе. Например, подняться на носки, руки потянуть вверх — вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на пояс, длительно тянуть глухой звук с (или ш, ф, х), затем гласные звуки изолированно и в различных сочетаниях с согласными звуками. Далее на выдохе произносятся слова: с открытыми слогами, закрытыми, двух- и трехсложные; фразы, состоящие из трех — пяти слов. Удлинение фразы требует более длительного выдоха.



С произношения на выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. Необходимо воспитывать силу, высоту, длительность звучания и выразительность голоса, которая определяется его тембром. Упражнения в развитии голоса проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Гласные пропеваются с изменениями в высоте голоса. Если это упражнение сразу не получается, можно использовать «мурлыканье» или «гудение», чтобы добиться изменения в его высоте. Сила голоса воспитывается в произношении гласных более громко или более тихо, с соответствующим усилением или ослаблением музыкального аккомпанемента. Длительность звучания голоса зависит от продолжительности выдоха. Для воспитания выразительности голоса полезно проводить мелодекламацию: чтение стихотворений (а для взрослых и прозаических текстов) с вопросительной, восклицательной, побудительной и другой интонацией под соответствующую музыку.



Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения. Вначале под ритмическую музыку или счет педагога гласные обозначаются немой артикуляцией, затем произносятся на шепоте и громко, изолированно и в ряду из 2—3—4 гласных всего ряда. Далее на выдохе произносятся

слоги, слова на шепоте со звуками п, т, к, ф, с, ш (па-по-пу-пы, паф-поф-пуф-пыф и т. д.) и громко, четверостишия, пословицы, поговорки со сменой ударения и темпа речи.

К середине коррекционного курса дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения включаются в подвижные игры, игры-драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счетом, пением.

Полезно пение вокализов — мелодии без слов: у, о, а, и. Затем поются гаммы, вводится другой вид связного пения — звучание голоса со скольжением звука с ноты на ноту вверх или вниз, что развивает его гибкость и высоту.

Необходимо развивать диапазон голоса. В звонком, полетном голосе выражены высокие (2000—3000 Гц) и низкие (700—800 Гц) частоты. Повышение уровня высокой форманты (2300—2700 Гц) увеличивает силу и полетность звучания. Начинать следует с произношения звуков м, н с гласными. Голос звучит на среднем регистре, в одной тональности: ммуммоммеэммиммамм. Далее: повышение и понижение голоса на сонорных согласных м, н с паузами и без пауз при произношении слов и фраз. Например, в инсценировке «Мишка» дети просят у медведицы: «Маммедунам, маммо-локабынамм». Медведица отвечает: «Вотявамм, всемаловамм». Мишки отбегают и вновь пропевают свою просьбу в высоком регистре, медведица грозит им лапой и отвечает в низком регистре: «Вотявамм, вотявамм!»



В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, которые экспрессивно окрашены, выражают эмоции, волевые побуждения человека: радость, боль, гнев, страх: «А! О! Ах! Ох! Ой! Ай-ай-ай!» и т. д. Затем междометия включаются в стихи, которые подбираются таким образом, чтобы окраска звука в них была разной: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой. Полезны распевания на материале артикуляторной гимнастики с одновременным развитием мелкой моторики.

Например, упражнение «Муха».

Дети представляют себе ситуацию: как будто муха села на правое колено. Нужно увидеть ее, всмотреться, поймать, почувствовать ее в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха, петь на выдохе: з-з-з. Перед тем, как вдохнуть вновь, раскрыть ладошку, выпустить муху, проследить глазами ее полет.

Петь песенку и одновременно на ударные слоги соединять на обеих руках 2-е, 3-е, 4-е, 5-е пальцы поочередно с первым пальцем руки. На слова «в обморок упали» расслабить кисти, уронить их:

На паркете в восемь пар мухи танцевали, Увидали паука — в обморок упали.

Петь эту же песенку на слогах зум, зу и одновременно дирижировать кистью руки. Кисть должна быть гибкой, четко указывать акценты в музыке.

3. УПРАЖНЕНИЯ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС

Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание

этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Понятия «сильно» и «слабо» соответствуют в звучащем процессе терминам «громко» — forte и «тихо» — piano. Дошкольники и младшие школьники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняя, например, мягкие движения флажками внизу — на тихое звучание и более сильные взмахи ими над головой — на громкое звучание; кроме флажков, можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнения усложняются. Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега, поскоков. Так, на сильное звучание дети идут по кругу, размахивают флажками, на тихое — останавливаются, прячут их за спину. Различие звучания можно обозначить и характером шага: на громкое звучание дети идут на всей ступне, на тихое — на носках. Наконец, предлагается одно звучание для ног, другое для рук, связанное со сменой силы звучания. Упражнения с разными построениями приучают детей работать в коллективе. Можно предложить детям следующие упражнения:

Дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку делают легкие хлопки перед собой.

Стоя в кругу с бубнами в левой руке, дети на громкую музыку ударяют в бубен правой рукой, на тихую музыку берут бубен в правую руку и легко им встряхивают.

На громкую музыку идут по кругу, на тихую — кружатся на одном месте на носках, на громкую музыку идут по кругу, размахивая флажками, на тихую — останавливаются и опускаются на одно колено и т.д.1.

Для старших школьников, подростков и взрослых характер упражнений усложняется по форме построения (поочередные и групповые вступления при смене силы звучания).

Например:

Все стоят в двух шеренгах на расстоянии 6—7 шагов друг против друга, ноги — на ширине плеч. У каждого в правой руке обруч, за который держится левой рукой сосед справа. Образуется неразрывная цепь с обручами в руках. На «тихо» шеренги качаются сначала вправо, а затем влево, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую. С переходом на «громко» занимающиеся перебрасывают обручи из одной шеренги в другую, бросает тот, кто держит обруч правой рукой. На «тихо» раскачиваются.

Все слушают музыку с контрастными по силе звучания частями. После прослушивания дирижируют, делая руками сильные взмахи при громком звучании и слабые при тихом.

В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие и коррекционные упражнения.

Общеразвивающие упражнениямногообразны. Помимо всестороннего воздействия' на организм, с помощью этих упражнений можно избирательно воздействовать на развитие мышц спины, живота, плечевого пояса, ног и др. По характеру выполнения они делятся на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты и пр.) и без предметов. В упражнениях с предметами развиваются сила

1 Пу н и и а 3. Е. и др. Ритмика для детей с расстройствами слуха и речи. М., 1948.

движений, ловкость, четкость, быстрота реакции, глазомер. Особое внимание следует уделить упражнениям с мячами. Используются мячи всех размеров: большие (при отталкивании подвешенного мяча), средние (при перекатывании и ловле), маленькие (при выполнении бросков, передаче по ряду и переносе). В этих движениях чередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже освоено на уровне двигательного навыка.

Коррекционные упражненияприменяются для укрепления мышц, стоп и туловища, для развития функции равновесия, формирования правильной осанки. Упражнения в положении лежа на животе по подтягиванию на руках по гимнастической скамейке и наклонной доске, в лазанье по гимнастической стенке, в перелезании через скамейки, пролезании между рейками лестничной пирамиды или вышки укрепляют мышцы спины и плечевого пояса, влияют на формирование правильной осанки.

Чувство равновесия развивается в процессе ходьбы, бега, прыжков, метания и других упражнений. Для развития равновесия полезно включать в занятия упражнения на уменьшенной площади опоры (дорожка из канатов, доска), с изменением ее высоты (наклонная доска, скамейка), подвижности опоры (мостик-качалка), расположения в пространстве (горизонтально, наклонно). Эти упражнения выполняются под спокойную, умеренную музыку, с выраженными акцентами, указывающими начало и окончание движения. В качестве специальных средств тренировки функции равновесия используются: кружение на месте переступанием с последующим приседанием по звуковому сигналу, а также остановки во время ходьбы и бега по звуковому сигналу, подпрыгивания на месте с поворотами, перешагивание через предметы (кубики, палки, рейки, канат).

Примеры упражнений.

Вращение кистями рук вверху (3—5 секунд) — напряжение мышц рук и верхнего плечевого пояса, с последующим опусканием рук вниз — расслабление. Повторить 2—3 раза.

Притопывания нотами, руки за спиной — мышцы напряжены (5—8 секунд), руки опущены, исходное положение — основная стойка, мышцы расслаблены.

Легкие и тяжелые руки.(Музыка: венгерская народная мелодия.)

Дети стоят в колоннах. Исходное положение: основная стойка, руки за спиной. Первая часть музыки и ее повторение: такты 1—2— плавный подъем рук вперед до уровня плеч и опускание рук вниз и за спину; такты 3—4, 5—6, 7—8— повторение движений 1—2-го тактов.

Вторая часть музыки и ее повторение: такты 9—12—сильное качание рук вперед и назад, до уровня плеч. Колени слегка пружинят, руки сжимаются в кулаки; такты 13—16—руки плавно поднимаются и опускаются вниз и за спину, как в первой части музыки. Усилению и ослаблению музыкального звучания соответствует усиление и ослабление мышечного напряжения.

Эти упражнения воспитывают умение менять мышечный тонус. Регуляция мышечного тонуса в игровой форме.

Игра с водой.(Любая подвижная мелодия на размер —-.)

о

Дети сидят на полу, будто бы на берегу реки, руки опущены 1) Плавно развести руки в стороны и назад, как бы в воде, сближая лопатки и

несколько отклоняя корпус назад, затем возвратиться в исходное положение, будто захватывая воду кистями рук.

2) Кистями рук легко бить по воображаемой воде.

Веселые ножки.(Любая плясовая мелодия.)

Дети сидят на стульях, упершись руками в бедра, локти в стороны.

Вначале ставят правую ногу на пятку, сильно согнув ее в подъеме: носок смотрит вверх, пальцы свободны; затем выпрямляют ее, касаются пола кончиками пальцев и приставляют к другой ноге. То же, левой ногой. То же, обеими ногами вместе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.