Сделай Сам Свою Работу на 5

Достать языком подбородок.





Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кон­чика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к под­бородку, затем поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Язык перешагивает через зубы» (см. с. 33).

Чьи зубы чище?»

Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка «по­чистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Маляр» (см. с. 38).

Лошадка».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подса­живала» язык вверх. Для фиксации челюсти ставится роторасши­ритель. Может использоваться пробка, которая вставляется в угол рта на коренные зубы, или большой палец ребенка (следить за чистотой рук!).



Грибок» (см. с. 38).

Гармошка» (см. с. 38).

10. Пощелкать кончиком языка.

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кон­чиком языка.


Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижи­мать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом бы­стрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

11.«Вкусное варенье» (см. с. 38).

12. «Болтушка», «Индюк» (см. с. 41).

Фокус» (см. с. 39).

14. «Фырканье».

Цель: развивать вибрацию кончика языка.

Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, шеки не раздувались, язык зубами не зажимался.

15. «Автомат».

Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончигом языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчет­ливо произнося звук т-т-т — сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при пра­вильном выполнении упражнения она будет отклоняться.



Барабан-1».

Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик язы­ка напряженным; развивать его подвижность.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка посту­чать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо про­износя звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, посте­пенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

17. «Барабан-П».

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать упругость и по­движность кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо да-ды. При произне­сении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесении ды — перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначал?


упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Сле­дить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да-ды должно быть четким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.

ГИМНАСТИКА ЯЗЫКА ПРИ РИНОЛАЛИИ



У детей с расщеплением губы и нёба (ринолалией) отмечается тенденция к смещению массы языка назад, в полость рта. В ре­зультате артикуляция происходит в основном в области горла и корня языка; кончик языка не принимает участия в образовании звуков. Корень языка детей, страдающих ринолалией, развивает­ся в своей мощности, объеме, но не может осуществлять тонкие, дифференцированные движения, необходимые для образования звуков речи. Поэтому при проведении гимнастики языка особое внимание уделяется:

— стимуляции движений кончика языка, передне-средней
и задней частей спинки языка;

— переключению артикуляционного фокуса в передние отде­
лы ротового резонатора;

— развитию дифференцированного кинестетического вос­
приятия;

— укреплению всего мышечного фона для предстоящей ура­
нопластики (пластики нёба).

Упражнения на стимуляцию движений кончика языка вне рта

1.Положить язык между губами.

2. Тянуть кончик языка к носу.

3. Тянуть кончик языка к подбородку (12).

4. Дотронуться кончиком языка до правого угла рта и зафик­
сировать данное положение (3).

5. Дотронуться языком до левого угла рта и зафиксировать
данное положение (4).

6. Дотронуться кончиком языка до верхней губы и зафикси­
ровать данное положение (7).

7. Дотронуться кончиком языка до нижней губы и зафикси­
ровать данное положение (8).

8. Произвести движение кончиком языка по верхней губе
(имитация облизывания губы).


9. Произвести движение кончиком языка по нижней губе.

10. Произвести круговое движение кончиком языка по верх­
ней и нижней губе.

11.Протискивать язык с силой между зубами наружу таким
образом, чтобы верхние резцы касались спинки языка.

Упражнения выполняются сначала в медленном, а затем в уме­ренном темпе, с фиксацией положения языка. Каждая артикуля­ционная поза для укрепления мышц языка удерживается опре­деленное время (под счет от 1 до 5).

Упражнения на развитие точности движений кончика языка внутри рта

Рот широко открыт.

1.Дотронуться кончиком языка до нижних резцов.

2. Дотронуться кончиком языка до верхних резцов (11).

3. Дотронуться кончиком языка до альвеол (13, 14).

4. Многократно побарабанить напряженным кончиком язы­
ка по верхней десне — молча и с произнесением звука т: т-т-т.

5. Многократно побарабанить напряженным кончиком язы­
ка по альвеолам — молча и с произнесением звука д: д-д-д.

Как правило, речь детей с расщеплением губы и нёба ха­рактеризуется нарушением темпа и плавности, что обусловлено не­полноценностью нёбно-глоточного замыкания. Ребенок, стараясь при артикуляции помешать выдоху воздуха через нос, напрягается и выдает звуки толчкообразно. При этом речь сопровождается неесте­ственными движениями мышц лица (появляются гримасы). Вот по­чему чрезвычайно важное значение в общем комплексе коррекции речевой моторики таких детей придается развитию динамического артикуляционного праксиса — способности к выполнению автома­тизированных движений. Ребенка учат выполнять движения серия­ми в заданном темпе (каждое упражнение выполняется сначала в медленном темпе, а затем в умеренном).

Упражнения на динамическую организацию движений кончика языка вне рта

1.Тянуть язык к подбородку (12), затем к носу.

2. Тянуть язык к подбородку (12), затем дотронуться кончи­
ком языка до верхней губы (7).

3. Тянуть язык к подбородку (12), а затем дотронуться кон­
чиком языка до правого угла рта (13).


4. Тянуть язык к подбородку (12), затем дотронуться кончи­
ком языка до левого угла рта (4).

5. Тянуть язык к подбородку (12), затем произвести движение
кончиком языка по верхней губе (имитация облизывания губ).

6. Тянуть язык к подбородку (12), а затем произвести круго­
вые движения кончиком языка по верхней и нижней губе.

7. Тянуть язык к подбородку (12), а затем кончик языка
зафиксировать у нижних резцов.

8. Производить движения языком вправо и влево (имитация
движения маятника) (3, 4).

9. Тянуть язык к подбородку (12), к носу, дотронуться кон­
чиком языка до верхней губы (7).

 

10. Тянуть язык к подбородку (12), к носу, произвести дви­
жение кончиком языка по верхней губе.

11.Тянуть язык к подбородку (12), к носу, дотронуться кон­
чиком языка до правого угла рта (3).

12. Тянуть язык к подбородку (12), к носу, дотронуться кон­
чиком языка до левого угла рта (4).

13. Тянуть язык к подбородку (12), к носу, зафиксировать
кончик языка у нижних резцов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.