Сделай Сам Свою Работу на 5

Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. – СПб.: Речь, 2000. – С.13–14.





Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. – СПб.: Речь, 2000. – С.3–4; С.13–14; С.17–19.

Введение. С.3–4.

Методику СМИЛ по ее значимости и эффективности по праву можно назвать «тяжелой артиллерией» психодиагностики. И не потому, что некоторые специалисты, мало знакомые с методикой, считают ее громоздкой и трудоемкой: на самом деле это около часа работы самого обследуемого (при этом психолог может даже не присутствовать) и 10 минут на обсчет данных. Главное, что после этого психолог получает многосторонний портрет человека, включающий богатый спектр таких структурных компонентов личности, как: мотивацион-ная направленность, самооценка, стиль межличностного поведения, полоролевой статус, черты характера, тип реагирования на стресс, защитные механизмы, когнитивный стиль, ведущие потребности, фон настроения, сексуальная ориентация, степень адаптированное™ индивида и возможный тип дезадаптации, наличие психических отклонений, выраженность лидерских черт, склонность к суициду, предрасположенность к алкоголизму, а также количественные и качественные характеристики устойчивых профессионально важных свойств. При этом большим преимуществом данной методики является наличие в ее структуре шкал достоверности, позволяющих определить не только надежность результатов, но и установку испытуемого на саму процедуру обследования. Это дает возможность интерпретации полученных данных через призму выявленных с помощью шкал достоверности тенденций к преувеличиванию имеющихся проблем или к их сглаживанию.



Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой модификацию теста ММР1', созданного в 1942—1949 гг. в целях профессионального отбора летчиков во время Второй мировой войны. Авторы — американские психологи И. Маккинли и С. Хатэуэй. Это квантифицированный (количественный) метод оценки личности, который, благодаря автоматизированному способу обработки результатов обследования, исключает зависимость получаемых данных от субъективности и опыта экспериментатора (при этом имеется в виду обсчет, а не сама интерпретация, корректность которой тем выше, чем лучше обучен и более опытен психолог). Высокая надежность методики, наличие шкал достоверности и полифакторный характер интерпретации создали базу для широкой популярности этой методики в разных странах мира. В последние годы формализованная база методики способствовала разработки на ее основе компьютерных программ, позволяющих не только обсчитывать результаты и вычерчивать профиль личности, но и интерпретировать полученные данные с большей объективностью и полнотой! чем это может сделать начинающий психолог.



Создавая этот тест, его авторы опирались, с одной стороны, на строгий квалифицированный подход, обеспечивающий надежности и статистическую достоверность данных; с другой — на свое толкование показателей методики, которое они привязали к клинической классификации Крепеллина. Это значит, что при интерпретации конкретные данные обследуемого лица сравнивались с нормативными! данными по параметрам, соответствующим ведущим симптомам» рамках той или иной нозологии. Другими словами, особенности каждого испытуемого определялись степенью выраженности тех или иных свойств, которые в их максимальном выражении соответствовали определенным клиническим симптомам. Каждая из шкал методики показывает, насколько выражены у данного индивида депрессия, ипохондричность, психопатические черты, мужественность-женственность, паранойяльность, психастения, шизотимные проявления, ма-ниакальность, социальная интроверсия. Эти клинические по своей! сути определения и были приданы как названия соответствующим шкалам, измеряемым методикой. Такой принцип построения психологических методик часто используется психологами, которые представляют себе личностные особенности нормы как «разбавленную» патологию. При этом имеется в виду следующее: все то, что у психически здорового человека уравновешено и сглажено, у больного проявляется в виде гротеска — резко и обнаженно. Время показало условность нозологических границ, интерпретационный подход автором ММР1 оказался устаревшим и попросту не соответствующим реальности. Да и упрощенное отношение к норме (к понятию нормальной личности) также изменилось. Поэтому интерпретация данных модифицированного и рестандартизированного теста ММР1 — методики СМИЛ — представляет собой новый, гораздо более дифференциро-ванный подход, базирующийся на иной концептуальной и методологической основе. Связано это с тем, что в процессе работы с методикой обнаружились ее некоторые слабые места.



Во-первых, формализованный подход в оценке психологических феноменов, на первый взгляд выглядящий как достоинство методики, на практике иногда проявляется парадоксально: нарастание баллов по шкалам означает лишь более выраженную реакцию индивида!

Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. – СПб.: Речь, 2000. – С.13–14.

Основное направление реадаптации методики было связано с качественным доведением психологической значимости пунктов опросника таким образом,- чтобы коридор нормы и пики отклонений были адекватны основным требованиям теста ММР1. Рестандартизация показала, что строгий выбор группы нормы позволил сохранить на профильном листе рамки разработанного ранее нормативного разброса.

Интерпретация профилей СМИЛ базируется на разработанной автором данного руководства теории ведущих тенденций и лежащей в ее основе типологии индивидуально-личностных свойств (Собчик Л.Н.«Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики», Москва, ИПП, 1999.). Согласно этой теории личность рассматривается как "единство биологического, психологического и социального факторов. Генетически унаследованные качества являются основой темперамента. Характер человека формируется в процессе взаимодействия врожденных, базисных свойств с влияющими факторами окружающей среды. В сложной структуре характерологических свойств основными являются параллельно развивающиеся и взаимно влияющие друг на друга такие подструктуры, как эмоции, мотивация, особенности интеллектуальной сферы и стиль межличностного поведения. Формирование личности не является пассивным процессом интериоризации (усвоения) культурно-исторического опыта социума. Иначе личность представляла бы собой лишь социально желательную модель поведения, лишенную индивидуальности. Ведущие индивидуально-типологические тенденции пронизывают все уровни целостной личности и проявляются на всех уровнях ее развития. Именно этим обусловлена индивидуальная избирательность человека в выборе профессиональной деятельности, сферы интересов, круга общения и вида социальной активности. Личностные свойства не столько прививаются, сколько развиваются, уходя корнями в генетически переданные индивидные свойства. Изучая базисную структуру, мы исследуем тот фундамент, который предшествует формированию более высоких уровней личности. Своевременно распознанные базисные свойства личности в качестве судьбореали-зующих тенденций дают человеку шанс стать вершителем собственной судьбы. Помочь ему в этом может компетентный психолог.

Лежащая в основе теории ведущих тенденций типология не противоречит воззрениям многих отечественных и зарубежных психологов; она лишь более строго упорядочивает их. В первую очередь, он делит людей по их реакции на внешние воздействия таким образом:1

1) реакция, силы которой направлены вовне (наступательное активное отстаивание своей позиции, противодействие, обвинением всем окружающих, наиболее резкий способ реагирования — агрессии в отношении других);

2)реакция, преимущественно направленная на себя, внутрь личности (отступление, готовность отказаться от реализации своих намерений, склонность к самообвинению, наиболее резкая форма реагирования — суицид, аутоагрессия).

Далее, типология конституционально заданных свойств, продолжаясь благодаря ведущим тенденциям в психологических особенностях, может быть представлена следующими ортогональными при знаками: интроверсия — экстраверсия, тревожность — агрессивности ригидность — лабильность, сенситивность — спонтанность. Таким образом, типология индивидуальности базируется на восьм основных тенденциях, производными которых являются разные варианты социального поведения как результат сочетания двух соседствующих на схеме индивидуально-личностных тенденций. Кроме того, и показал опыт многолетних исследований, индивидуально-типологический паттерн позволяет также судить о преобладающем стиле интеллектуальной деятельности.

Показатели профиля СМИЛ сопоставимы с ведущими тенденциями и выявляют их как поврозь, так и в их разнообразном сочетании обрисовывая целостный портрет личности.

Опросники в модифицированном виде делятся на мужской, женский и подростковый варианты, которые отличаются лишь форме изложения некоторых утверждений. Ключи, с помощью которых подсчитываются сырые баллы по каждой шкал! коррекция сырых показателей для формирования профиля личности в стандартных показателях Т, а также интерпретационная схема идентичны для всех вариантов опросника, кроме некоторой разницы в обработке данных по 5-й шкале в мужском и женском профилях и тех аспектов интерпретации, которые связаны с возрастными особенностями.

Процедура обследования должна проводиться в спокойной обстановке, позволяющей испытуемому сосредоточиться. В то же время нужно его иногда поторапливать, не давать ему возможности для длительных раздумий — важна первая непосредственная реакция. Если испытуемый просит разъяснений, то они должны даваться лишь в отношении отдельных слов. Смысл утверждений толковать не следует.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.