Сделай Сам Свою Работу на 5

Преподаватель по компьютерной графике ДШИ № 11 им. В.М. Васнецова





Автор Шарычева А.В.

Занятия по компьютерной графике являются новой дисциплиной для школы искусств, но, без сомнения вызывают в учащихся активный и неподдельный интерес, оказываются познавательными, интересными, полезными, и, что самое главное, они обязательно пригодятся в будущем, во время дальнейшей учебы в ВУЗе, а также в будущей работе. Наша школа искусств уже давно и плодотворно сотрудничает с такими высшими учебными заведениями, как УдГу и ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, декан факультета «Реклама и дизайн» ИжГТУ Черных М.М. и директор Института Искусств и Дизайна УдГУ Ботя М.В. являются частыми гостями школы искусств, всегда принимают участие в открытиях выставок работ учащихся, организовывают интереснейшие выставки работ студентов, выступают с рассказом о ВУЗе на выпускных вечерах, проводя, таким образом большую и очень важную профориентационную работу.

Понятие компьютерная графика не имеет четкого определения и трактуется по-разному. В узком смысле компьютерная графика - это графические изображения, обработанные на компьютере. В широкой трактовке под компьютерной графикой понимается любая визуальная информация, имеющая художественную ценность и обработанная компьютерным способом. Иногда компьютерную графику называют также машинной графикой, то есть – это область деятельности, в которой компьютеры используются как инструмент для создания изображений.



В чем же феномен компьютерной графики? Почему без нее в настоящее время не обходится ни одно печатное издание, ни один рекламный ролик или видеоклип? Ответ состоит в том, что повсеместная компьютерная обработка графических изображений стала возможной благодаря появлению эффективных программных и высокопроизводительных компьютерных систем, которые позволяют создавать в этих изображениях самые разнообразные художественные эффекты. Первопричина высокой популярности компьютерной графики заключается в чрезвычайно широких возможностях обработки изображений, представленных в электронном виде.

Если взять любой вид изобразительного искусства, например, живопись, и проанализировать процесс создания в нем изображений (в данном случае - рисования картин), то можно заметить, что он определяется 3-мя компонентами:



1) материалом, на котором создается изображение (для живописи это - холст);

2) материалами, использующимися для формирования изображения (краски);

3) инструментами, с помощью которых создаются изображения (кисти).

Эти составляющие характеризуют практически любой вид художественного творчества. Если, к примеру, один мастер занимается живописью, а второй - аппликацией, то каждый из них специализируется в своем виде изобразительной деятельности, не помышляя о том, чтобы стать “многостаночником” и достичь таких же успехов в смежных областях. Компьютерная графика, в некоторой степени, позволяет делать это. Ее принципиальное отличие от традиционных видов изобразительного искусства состоит в том, что компьютерный дизайнер в наше время может делать почти все, что умеют делать мастера в самых разнообразных видах художественного творчества.

Во время прохождения курса обучения учащиеся знакомятся с самим понятием «компьютерная графика», а также с терминами «компьютерный дизайн», «графический дизайн», «полиграфическая продукция», где наиболее активно применяется компьютерная графика, работают с иллюстративным материалом и закрепляют на практике полученные знания. При помощи графической программы CorelDRAW учащиеся создают свои работы, осваивают разнообразие подходов, методов и видов компьютерной графики, развивают умение применять полученные знания, умение раскрыть тему с помощью различных приемов работы на компьютере.



Компьютерные технологии находят свое применение в самых разнообразных сферах нашей жизни. Но предметом особого интереса в нашей школе искусств стал графический дизайн. Графический дизайн - самый универсальный вид искусства. С произведениями графики - объясняющими, украшающими, представляющими мы сталкиваемся всю свою жизнь. Графика присутствует буквально везде, мы познаем дизайнерское искусство через дорожные знаки, рекламные объявления, иллюстрации в журналах, упаковки для разнообразных товаров, логотипы фирм-производителей на покупаемой нами продукции и даже ярлыки с инструкциями по стирке тех или иных видов изделий. И это отнюдь не феномен современного мира. По улицам, пестрящим указателями, эмблемами, вывесками магазинов, лозунгами и объявлениями, ходили и древние египтяне, и средневековые итальянцы, и современные граждане. Поэтому область графического дизайна интересна и понятна учащимся, пришедшим на занятия по компьютерной графике. В процессе обучения они изучают такие направления графического дизайна как:

- фирменный стиль,

- шрифты,

- плакат,

- графическая реклама,

- книжная графика,

- журнальная графика.

Все темы мы стараемся обсуждать вместе с учениками, учитывая пожелания ребят, их увлечения. Наиболее интересными заданиями за несколько лет преподавания компьютерной графики в нашей школе искусств стали разработки следующей продукции графического дизайна:

- графическое решение открыток,

- плакатная продукция (рекламные и информационные плакаты),

- визуальные решения для упаковки продукции (сувенирной, пищевой и т.п.),

- разработка фирменного стиля (логотипы, визитки),

- календари, обложки для полиграфической продукции (тетрадей, альбомов, журналов, брошюр, буклетов).

Обучение строится очень осторожно и последовательно, так как 14-15-летние ребята, получив доступ к компьютеру, обладающему современной и очень универсальной графической программой, множеству растровых и векторных изображений и шрифтов, первоначально стараются использовать все и сразу. Но необходимо учитывать, что в работе над созданием компьютерных изображений, также обязательны знания по композиции, цветоведению, правилам подбора шрифта, овладение всем тем, без чего невозможен грамотный и сознательный подход к компьютерному и графическому дизайну, развитие образного мышления. Поэтому изучение компьютерной графики начинается с простых заданий таких как, например, разработка дизайна закладки для учебника или книги. Считаю, что в начале учебного года это задание особенно актуально, учащиеся с увлечением создают закладки для своих учебников по алгебре, геометрии, русскому языку, биологии и т.д. Такая работа предполагает использование достаточно простых изображений и шрифтов, это позволяет постепенно познакомить с основами работы в программе CorelDRAW, принципами создания продукции графического дизайна. Далее задания усложняются, изменяется формат и тематика, количество используемых изображений, инструментов и функций программы. За весь период обучения учащиеся получают возможность поработать с таким разнообразным форматом как небольшая открытка и настенный календарь, крошечная визитка и трехметровый баннер. Они приобретают умение учитывать взаимосвязь изображения и шрифта, учатся правильно выбирать их соответственно используемой тематике.

Многим может показаться, что создание изображения при помощи компьютера гораздо проще, чем на листе бумаги, но если учесть, что перед глазами человека, который выполняет рисунок за мольбертом расположен формат уже определенного размера, то у дизайнера, работающего за компьютером – только монитор, а ведь задача его также заключается в создании изображения заданного формата и при этом необходимо учитывать, чтобы после печати текст на маленькой визитке был разборчив, а плакат или рекламная вывеска были видны и читаемы издалека! И если профессиональному дизайнеру достаточно иметь перед глазами монитор компьютера и быть уверенным в конечном итоге своей работы, то 14-летним детям необходимо обязательно увидеть, потрогать результат своей работы. Они приходят в восторг, получив в руки распечатанную открытку или закладку, собранную и склеенную упаковку - в этом, я считаю, и есть отличие компьютерной графики в школе искусств – вот эти самые возрастные и психологические особенности детей!

Хотелось бы остановиться на двух темах, ставших наиболее интересными для моих учеников – это разработка дизайна социального плаката и разработка дизайна упаковки.

Предлагая разработку дизайна социального плаката, я не настаивала на определенной тематике, предоставив учащимся право самим выбрать волнующие их темы. Плакаты получились очень разнообразные и выразительные, была затронута тема защиты окружающей среды, жестокого обращения с животными, неправильного питания (так называемого фаст-фуда) и, конечно же, тема вреда от курения и наркотиков. Учащиеся сами придумали подходящие и убедительные слоганы, выбирали подходящие изображения и обрабатывали их необходимым образом.

Тема разработки дизайна упаковки состояла из нескольких этапов. Прежде всего, это создание развертки. Этот этап позволяет выявить некоторые недостатки пространственного мышления и помогает лучше развить его у детей, так как в процессе работы над разверткой необходимо выполнить определенные подсчеты, для того, чтобы все детали упаковки идеально совпали, а также представить, как будет выглядеть упаковка в собранном виде. Во время работы учащимися были созданы развертки самых разнообразных форм и размеров, никто из ребят не стремился выполнить наиболее простую и легкую упаковку. На следующем этапе работы разрабатывался дизайн упаковки. При этом необходимо было учитывать ее назначение: сувенирная, товарная, пищевая и т.п. Для разработки дизайна были использованы готовые изображения, всевозможные заливки, шрифты и декоративные элементы, также учащиеся сами создавали необходимые им изображения. Работы получились очень качественные, оригинальные, они уже успели поучаствовать в нескольких выставках по компьютерной графике.

Но не следует думать, что наши учащиеся выполняют работы только в специфике полиграфической продукции. Сейчас проводится довольно большое количество детских выставок и конкурсов, в которых среди таких распространенных техник исполнения как живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура заявлена и компьютерная графика. И наши учащиеся на занятиях по компьютерной графике выполняют композиции на темы «Подводные фантазии», «Экология», «Космос», «Любимый город», «Музыка» и др. Иногда они используют готовые растровые изображения, которые подвергают компьютерной обработке, используя различные настройки, эффекты и фильтры программ CorelDRAW и Corel PHOTO-PAINT или сами создают изображение на компьютере. Выполненные работы принимают участие во всех выставках, где допускается данная техника исполнения. Также вот уже второй год учащиеся нашей школы искусств успешно выполняют дипломные работы по компьютерной графике. В 2012-2013 учебного года ребятами были созданы прекрасные работы на тему «Ижевск и ижевчане». Вся подготовительная работа была выполнена самими учащимися – они выбирали любимые места своего города, фотографировали Ижевск и его жителей, далее, используя подготовленные фотографии, подвергали их обработке на компьютере и использовали в своей работе. Дипломные работы получили высокую оценку на просмотре и приняли участие в выставках, посвященных городу. А в 2013-2014 году темой для дипломных работ было выбрано творчество П.И. Чайковского. Учащиеся создали и дизайн обложек для DVD-дисков с музыкой композитора, и афиши для музыкального фестиваля, и просто абстрактные работы, отражающие их восприятие музыки П.И. Чайковского.

В заключении хотелось бы отметить, что компьютерная графика в школе искусств является в наше время очень актуальным и необходимым предметом, она позволяет учащимся попробовать себя в роли настоящих профессиональных дизайнеров, создает подготовительную базу для дальнейшего изучения компьютерной графики, дает возможность создать первое в своей жизни портфолио дизайнера. Предложенные задания по компьютерной графике помогают развить в учащихся чувство эстетического вкуса, стиля, композиции, умение грамотно использовать цвет, шрифт, изображение - одним словом, все то, чем несомненно должен обладать любой хороший художник-дизайнер.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.