Сделай Сам Свою Работу на 5

Краниопунктура, или скальптерапия

Краниопунктура (скальптерапия) является новым методом воздействия на организм человека, предложенным специалистами Китая. Лечение по этому методу заключается в массировании тканей, покрывающих мозговой череп. Зоны воздействия представлены не точками, а линиями, которые проявляют себя только при тех или иных патологических состояниях.

Массаж линий проводится поглаживающими, растирающими и разминающими движениями в направлении роста волос.

Хороший результат в лечении можно получить, влияя на зоны и методом прессации. При этом добиваются иррадиации в корреспондируемый орган или часть тела, вследствие чего там может возникнуть ощущение онемения либо тепла. Желаемый эффект наступает сразу или через двое суток (вызванные ощущения могут сохраняться в течение 24 часов).

Линейное расположение зон краниопунктуры объясняется тем, что участки коркового представительства систем организма проецируются на извилины головного мозга, имеющие в основном линейное расположение. Массаж зон краниопунктуры вызывает улучшение работы корковых проекционных зон головного мозга, что оказывает благотворное влияние на общее состояние человека и его психическую деятельность.

Процедура ребенку проводится при его положении сидя или лежа.

Для нахождения зон воздействия необходимо определить на голове вспомогательные линии.

Первая линия (медиальная) начинается от точки, расположенной на середине расстояния между внутренними краями бровей, проходит через макушку и заканчивается в центре нижнего края наружного затылочного бугра. На середине этой линии находится центральная точка.

Вторая линия (горизонтальная) начинается в области верхнего края бровей и заканчивается у нижнего края наружного затылочного бугра.

Существует несколько описаний зон краниопунктуры. Приведенная схема (рис. 28) проста и более эффективна при освоении данного массажа. Здесь дано описание только тех зон, воздействие на которые способствует развитию речи (а следовательно, и интеллекта) и психических функций.



1. Моторная зона — линия, которая начинается на 0,5 см кзади от центральной точки и оканчивается в точке пересечения горизонтальной линии с центром височной кости.

2. Чувствительная зона — линия, которая параллельна моторной зоне, расположена кзади от нее приблизительно на 1,5 см.

3. Вторая зона речи — линия, расположенная параллельно медиальной; начинается на 2 см ниже от теменного бугра и имеет продолжительность 3 см.

4. Третья зона речи — линия, расположенная параллельно зоне 3; начинается от центра последней, имеет продолжительность около 4 см.

5. Зона зрения расположена параллельно медиальной линии; начинается на 1 см выше точки 10, направлена вверх, имеет длину 3 см. Воздействие на эту зону стимулирует функцию зрения, повышает зрительное внимание, что немаловажно для развития интеллекта и коммуникабельности ребенка.

6. Зона носа и горла. Расположена на медиальной линии. Начинается на границе роста волос и идет вверх на 3 см. Воздействие на эту зону способствует улучшению функционирования мышц и связок, участвующих в речевом акте.

7. Центральная точка. В акупунктуре — это точка «собрания ста болезней» (Бай-хуэй).

8. Теменной бугор.

9. Точка на середине расстояния между бровями.

10. Точка на середине нижнего края наружного затылочного бугра.

После общего массажа волосистой части головы ребенка для повышения его внимания и сосредоточенности, улучшения памяти, речи и другой мыслительной деятельности рекомендуется воздействие на линии-зоны 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Скальптерапию можно использовать как самостоятельно, так и в комплексе с другими видами массажа. Ее необходимо проводить на противоположной клиническим проявлениям стороне. На сторону поражения воздействуют только при центральном параличе лицевого нерва. А при двусторонних патологических процессах и речевых расстройствах — одновременно с обеих сторон.

 
 

Рис. 28. Зоны краниопунктуры:

1 — моторная зона; 2 — чувствительная зона; 3 — вторая зона речи; 4 — третья зона речи; 5 — зона зрения; 6 —зона носа и горла; 7 — центральная точка; 8 — теменной бугор; 9 —точка на середине расстояния между бровей; 10 — точка на середине нижнего края наружного затылочного бугра

 

Обычно курс данного массажа составляет 5—10 сеансов. Процедуру следует проводить ежедневно или через день. Интервалы между курсами от 5 до 10 дней.

В случаях, когда появляются локальные неприятные или болезненные ощущения, недомогание и нарушение функций систем организма, массаж надо немедленно прекратить и не возобновлять без консультации со специалистом.

Дифференцированная артикуляционная гимнастика

Основные положения

Дифференцированная артикуляционная гимнастика направлена на развитие определенной группы недостаточно или неправильно работающих мышц, а также их целостный двигательный комплекс. Эта гимнастика создает условия для формирования любой группы звуков. Суть дифференцированной артикуляционной гимнастики заключается в том, что сначала с использованием различных видов массажа нормализуют тонус и движения группы мышц, после чего ребенку предлагают выполнить целенаправленные артикуляционные движения, которые закрепляют воздействие массажа.

Как правило, на практике логопеды используют комплексы артикуляционных упражнений, чтобы выработать у ребенка определенную статическую позу артикуляционного аппарата, необходимую для постановки отдельного звука или группы звуков. Рациональнее же использовать дифференцированную артикуляционную гимнастику (особенно после массажа), упражнения которой направлены на закрепление работы определенных групп мышц. Здесь активные гимнастические упражнения еще в большей степени, чем пассивные (массаж), влияют на закрепление у ребенка элементов движения отдельных мышц, а также целостных двигательных навыков.

При выполнении дифференцированной артикуляционной гимнастики ребенок должен находиться в положении сидя. Логопеду необходимо следить за осанкой ребенка и за тем, чтобы в каких-либо мышцах его тела не возникало напряжения и выполнение артикуляционных упражнений не сопровождалось мышечными синергиями.

Сначала логопеду нужно объяснить ребенку, как делать упражнение, и продемонстрировать его. Затем они вместе выполняют упражнение перед зеркалом. И только после того, как ребенок научится делать упражнение самостоятельно, зеркало следует убрать (для детей с дизартрией упражнения с зеркалом должны быть кратковременными или выполняться вообще без зеркала). Пассивные движения ребенка постепенно переводятся в активные, самостоятельные. Функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка.

Если заданное движение у ребенка не получается, то возможна механическая помощь логопеда (он использует для этого палец, шпатель, зонд).

Сначала логопед должен добиться, чтобы ребенок понял суть предложенного упражнения, научился выполнять общие варианты движений. А по мере их усвоения ребенком следует перейти к более тонким дифференцированным движениям.

Комплекс упражнений составляется для каждого ребенка индивидуально, с учетом выявленного у него нарушения иннервации и связанной с этим недостаточной работы отдельных групп мышц. Логопед должен помнить, что важно не количество выбранных упражнений, а качество их выполнения.

В итоге нужно научить ребенка правильно выполнять предложенные движения, отработать их точность, темп, плавность перехода от одного к другому. Движения должны выполняться без напряжения, подергиваний, мышечных синкинезий.

Темп движения надо отрабатывать постепенно, поэтапно. На начальных этапах разучиваемое движение выполняют в замедленном темпе, затем его увеличивают. Регуляция темпа производится логопедом при помощи счета вслух.

Переключение от одного движения к другому должно совершаться плавно и достаточно быстро. Выполненный артикуляционный уклад в итоге ребенок должен удерживать примерно на медленный счет до 20.

При отборе материала для дифференцированной артикуляционной гимнастики необходимо учесть, что на начальных этапах работы с ребенком следует использовать более простые упражнения, постепенно их усложняя.

Наибольший эффект от гимнастики наступает тогда, когда она выполняется в игровой форме, эмоционально.

Формирование любого двигательного навыка приобретается путем тренировки. Закрепляются эти навыки систематическими ежедневными повторениями (не менее 2-3 раз в день). В результате многократных повторений массажа и гимнастических движений выполнение их становится четким, координированным, привычным для ребенка. Движения могут производиться в произвольном темпе.

Количество повторений заданного упражнения для каждого ребенка и каждого периода работы с ним должно быть индивидуальным. Начиная с ограниченного количества выполнений упражнения, можно в процессе работы довести их повторение до 15—20 раз. Каждое новое упражнение вводится и отрабатывается постепенно, на фоне уже хорошо выполняемых. Если ребенок на первом занятии не может сделать предложенного упражнения, то логопед вообще не вводит его, а продолжает отрабатывать старый материал, для закрепления которого использует новые игровые приемы.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.