Особые формы организации обучения
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения.
Средства обучения (дидактические средства) — это источники получения знаний, формирования умений.
Понятие «средства обучения» употребляется в широком и узком смысле. При употреблении этого понятия в узком смысле под средствами обучения понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. Широкий смысл предполагает, что под средствами обучения понимают все то, что способствует достижению целей образования, т. е. всю совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.
Средства обучения призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также служат для побуждения, управления иконтроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые ученые подразделяют средства обучения на:
– средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства),
– индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т. п.).
– средства, с которыми связана как деятельность обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т. п.).
Часто в качестве основания для классификации дидактических средств используется чувственная модальность. В этом случае дидактические средства подразделяются на:
• визуальные (зрительные), к которым относятся таблицы, карты, натуральные объекты и т. п.;
• аудиальные (слуховые) — радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т. п.;
• аудиовизуальные (зрительно-слуховые) — звуковой фильм, телевидение и т. п.
Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса.
Выбор методов и средств обучения
Выбор методов образовательной деятельности и средств обучения зависит от многих объективных и субъективных причин, а именно:
• закономерностей и вытекающих из них принципов обучения;
• общих целей обучения, воспитания и развития человека;
• конкретных образовательно-воспитательных задач;
• уровня мотивации обучения;
• особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;
• содержания материала;
• времени, отведенного на изучение того или иного материала;
• количества и сложности учебного материала;
• уровня подготовленности учащихся;
• возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
• уровня сформированности у учащихся учебных навыков;
• типа и структуры занятия;
• количества учащихся;
• интереса учащихся;
• взаимоотношений между преподавателем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность);
• материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
• особенностей личности педагога, его квалификации.
С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода обучения или их сочетания для проведения занятия.
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
По отношению к обучению понятие «форма» употребляется в двух значениях, как: а) форма обучения; б) форма организации обучения.
Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов.
Существуют различные формы обучения, которые подразделяются по разным основаниям: по количеству учащихся, времени и месту обучения, порядку его осуществления. Выделяют индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения. Это подразделение не является строго научной классификацией, но позволяет несколько упорядочить разнообразие форм обучения.
Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником.
В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах.
Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами.
Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия.
При парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками.
Такие формы обучения, как аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные, связаны с местом проведения занятий.
Форма организации обучения — это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т. д.).
Классификация форм организации обучения проводится учеными по разным основаниям. Существует классификация, (Андреев В. И.) в основе которой – структурное взаимодействие элементов по доминирующей цели обучения.:
– вводное занятие;
– занятие по углублению знаний,
– практическое занятие,
– занятие по систематизации и обобщению знаний;
– занятие по контролю знаний, умений и навыков;
– комбинированные формы занятий.
Существует классификация форм организации обучения по дидактическим целям (Онищук В. А.)
– теоретические;
– практические;
– трудовые;
– комбинированные.
Хуторской А. В. выделяет три группы форм организации обучения:
– индивидуальные занятия;
– коллективно-групповые занятия;
– индивидуально-коллективные занятия.
Индивидуальные занятия– репетиторство, тьюторство, менторство (наставничество), гувернерство, семейное обучение, самообучение.
Коллективно-групповые занятия включают уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры.
Индивидуально-коллективные занятия: погружения, творческие недели, научные недели, проекты.
Особые формы организации обучения
Индивидуальные: репетиторство, тьюторство, менторство
Репетиторство, как правило, связано с подготовкой ученика к сдаче зачетов и экзаменов.
Менторство (наставничество) направлено на то, чтобы обеспечить продуктивную образовательную деятельность ученика. Ментор, понимаемый как советчик ученика, наставник, вносит в содержание изучаемого предмета индивидуальность, оказывает помощь при выполнении заданий, помогает адаптироваться в жизни. В современной социальной и педагогической практике менторство также понимается как практика сопровождения руководитля проекта или проектной команды, ориентированная на максимально эффективное достижение целей проекта В качестве наставника или ментора может выступать человек, имеющий успешный опыт реализации проектов и базовые навыки консультационной работы.
Термин» тьютор» в современной образовательной практике имеет несколько значений
– Тьютор — это научный руководитель ученика. Функции тьютора могут выполнять учителя при подготовке учащихся к выступлениям на конференциях, «круглых столах» и других научных мероприятиях.
– Тьютор – это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося.
Тьюторстрво – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку и индивидуальных образовательных программ студентов и учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, в вузе, в системе дополнительного и непрерывного образования.
В современных социально-образовательных технологиях тьюторы – это лучшие ученики и студенты в учебных заведениях. Они привлекаются к организации учебных курсов в качестве полноценных организаторов учебной деятельности (под контролем старших коллег).
Раздел 2 Современные образовательные технологии (педагогические технологии обучения)
Общая характеристика педагогических технологий
В современной педагогике педагогическая технология является основным операциональным звеном целостного педагогического процесса. Существует много определений педагогической технологии, отражающих различные грани данного явления.
В наиболее общем виде педагогическая технология определяется как строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Данное определение отражает операционально-деятельностный аспект педагогической технологии.
Структурно-одержательный аспект педагогической технологии представлен в следующем определении: педагогическая технология — это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании.
Следует обратить внимание на то, что понятие «педагогическая технология» обозначает приемы работы в сфере обучения и воспитания. Поэтому понятие «педагогическая технология» шире, чем понятия «технология обучения» и «технология воспитания».
В представленном материале проблема педагогических технологий рассматривается в аспекте обучения (образования).
Педагогическая технология характеризуется рядом признаков. В. П. Беспалько выделяет следующие:
· четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания;
· структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению;
· комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных, средств обучения и контроля;
· усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания;
· гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.
Следует отличать педагогическую технологию от методики обучения. Отличие заключается в том, что педагогические технологии удается воспроизводить и тиражировать и при этом гарантировать высокое качество учебно-воспитательного процесса или решение тех педагогических задач, которые заложены в педагогической технологии. Методики часто не гарантируют должного качества.
Вместе с тем методика может быть доведена до уровня технологии. Например, имеется определенная методика оценки знаний. Если она отвечает объективности, надежности, валидности, то ее можно назвать педагогической технологией.
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть педагогическое мастерство. Одна и та же технология может осуществляться разными преподавателями, но в особенностях ее реализации как раз и проявляется их педагогическое мастерство.
В современной дидактике представлены самые разнообразные технологии, так как каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-то свое индивидуальное. Однако по многочисленным сходствам и общим признакам можно выделить следующие технологии:
· по уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные);
· по философской основе: научные и религиозные, гуманистические и авторитарные;
· по научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, интериоризаторские, развивающие;
· по ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений и навыков); операционные (формирование способов умственных действий); эвристические (развитие творческих способностей); прикладные (формирование действенно-практической сферы);
· по характеру модернизации традиционной системы обучения: технологии активизации и интенсификации деятельности учащихся; технологии на основе гуманизации и демократизации отношений между учителем и учащимися; технологии на основе дидактической реконструкции учебного материала и др.
Педагогические технологии также классифицируются по доминированию целей и решаемых задач; по применяемой форме организации обучения; по доминирующим методам, которым отдается предпочтение, и другим основаниям.
Однако при большом разнообразии педагогических технологий в современной дидактике сложился общий план их анализа. В каждой технологии автор должен видеть:
· уровень ее применения;
· философскую основу;
· ведущую концепцию усвоения знаний;
· отличительный характер содержания образования;
· организационные формы обучения;
· преобладающий метод обучения;
· категорию учащихся
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|