Сделай Сам Свою Работу на 5

Особые формы организации обучения





СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Методы обучения применяются в единстве с определенными средства­ми обучения.

Средства обучения (дидактические средства) — это источники получения знаний, формирования умений.

Понятие «средства обучения» употребляется в широком и узком смысле. При употреблении этого понятия в узком смысле под средствами обучения понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. Широкий смысл предполагает, что под средства­ми обучения понимают все то, что способствует достижению целей образо­вания, т. е. всю совокупность методов, форм, содержания, а также спе­циальных средств обучения.

Средства обучения призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитываю­щую и развивающую функции, а также служат для побуждения, управления иконтроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые уче­ные подразделяют средства обучения на:

– средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства),



– индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т. п.).

– средства, с которыми связана как деятельность обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, ка­бинеты, компьютеры и т. п.).

Часто в качестве основания для классификации дидактических средств используется чувственная модальность. В этом случае дидактические сред­ства подразделяются на:

визуальные (зрительные), к которым относятся таблицы, карты, нату­ральные объекты и т. п.;

аудиальные (слуховые) — радио, магнитофоны, музыкальные инстру­менты и т. п.;

аудиовизуальные (зрительно-слуховые) — звуковой фильм, телевиде­ние и т. п.

Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обуче­ния в том случае, если используются в тесной связи с остальными компо­нентами этого процесса.

Выбор методов и средств обучения

Выбор методов образовательной деятельности и средств обучения зави­сит от многих объективных и субъективных причин, а именно:



• закономерностей и вытекающих из них принципов обучения;

• общих целей обучения, воспитания и развития человека;

• конкретных образовательно-воспитательных задач;

• уровня мотивации обучения;

• особенностей методики преподавания конкретной учебной дисцип­лины;

• содержания материала;

• времени, отведенного на изучение того или иного материала;

• количества и сложности учебного материала;

• уровня подготовленности учащихся;

• возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

• уровня сформированности у учащихся учебных навыков;

• типа и структуры занятия;

• количества учащихся;

• интереса учащихся;

• взаимоотношений между преподавателем и учащимися, которые сло­жились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность);

• материально-технического обеспечения, наличия оборудования, на­глядных пособий, технических средств;

• особенностей личности педагога, его квалификации.

С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода обучения или их сочета­ния для проведения занятия.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

По отношению к обучению понятие «форма» употребляется в двух значениях, как: а) форма обучения; б) форма организации обучения.

Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образова­тельного процесса и других его элементов.

Существуют различные формы обучения, которые подразделяются по разным основаниям: по количеству учащихся, времени и месту обуче­ния, порядку его осуществления. Выделяют индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения. Это подразделение не является строго научной классификацией, но позволяет несколько упо­рядочить разнообразие форм обучения.



Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие препода­вателя с одним учеником.

В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах.

Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами.

Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что уча­щиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностя­ми взаимодействия.

При парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками.

Такие формы обучения, как аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные, связаны с местом проведения занятий.

Форма организации обучения это конструкция отдельного звена процес­са обучения, определенный вид занятия (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т. д.).

Классификация форм организации обучения проводится учеными по разным основаниям. Существует классификация, (Андреев В. И.) в основе которой – структурное взаимодействие элементов по доминирующей цели обучения.:

вводное занятие;

– занятие по углублению знаний,

– практиче­ское занятие,

– занятие по систематизации и обобщению знаний;

– занятие по контролю знаний, умений и навыков;

– комбинированные формы занятий.

Существует классификация форм организации обучения по дидакти­ческим целям (Онищук В. А.)

теоретические;

– практические;

– трудовые;

– комбинированные.

Хуторской А. В. выделяет три группы форм организации обучения:

ин­дивидуальные занятия;

– коллективно-групповые занятия;

– индивидуально-кол­лективные занятия.

Индивидуальные занятия– репетиторство, тьюторство, мен­торство (наставничество), гувернерство, семейное обучение, самообучение.

Коллективно-групповые занятия включают уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры.

Индивидуально-коллективные занятия: погружения, творческие недели, научные недели, проекты.

Особые формы организации обучения

Индивидуальные: репетиторство, тьюторство, менторство

Репетиторство, как правило, связано с подготовкой ученика к сдаче зачетов и экзаменов.

Менторство (наставничество) направлено на то, чтобы обеспечить продуктивную образовательную деятельность ученика. Ментор, понимаемый как советчик ученика, наставник, вносит в содержание изучаемого предмета индивиду­альность, оказывает помощь при выполнении заданий, помогает адаптиро­ваться в жизни. В современной социальной и педагогической практике менторство также понимается как практика сопровождения руководитля проекта или проектной команды, ориентированная на максимально эффективное достижение целей проекта В качестве наставника или ментора может выступать человек, имеющий успешный опыт реализации проектов и базовые навыки консультационной работы.

Термин» тьютор» в современной образовательной практике имеет несколько значений

Тьютор — это научный руководитель ученика. Функции тьютора могут выполнять учителя при подготовке учащихся к выступлениям на конфе­ренциях, «круглых столах» и других научных мероприятиях.

Тьютор – это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Тьюторстрво – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку и индивидуальных образовательных программ студентов и учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, в вузе, в системе дополнительного и непрерывного образования.

В современных социально-образовательных технологиях тьюторы – это лучшие ученики и студенты в учебных заведениях. Они привлекаются к организации учебных курсов в качестве полноценных организаторов учебной деятельности (под контролем старших коллег).

Раздел 2
Современные образовательные технологии
(педагогические технологии обучения)

Общая характеристика педагогических
технологий

В современной педагогике педагогическая технология является основным операциональным звеном целостного педагогического процесса. Существует много определений педагогической технологии, отражающих различные грани данного явления.

В наиболее общем виде педагогическая технология определяется как строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Данное определение отражает операционально-деятельностный аспект педагогической технологии.

Структурно-одержательный аспект педагогической технологии представлен в следующем определении: педагогическая технология это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточ­но высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем вос­произведении и тиражировании.

Следует обратить внимание на то, что понятие «педагогическая технология» обозначает приемы работы в сфере обучения и воспитания. Поэтому понятие «педагогическая технология» шире, чем понятия «технология обучения» и «технология воспитания».

В представленном материале проблема педагогических технологий рассматривается в аспекте обучения (образования).

Педагогическая технология характеризуется рядом признаков. В. П. Беспалько выделяет следующие:

· четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания;

· структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подле­жащей усвоению;

· комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных, средств обучения и контроля;

· усиление, насколько это возможно, диагностических функций обу­чения и воспитания;

· гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.

Следует отличать педагогическую технологию от методики обучения. Отличие заключается в том, что педагогические технологии удается воспроизводить и тиражировать и при этом гарантировать высокое качество учебно-воспитательного процесса или решение тех педагогических задач, которые заложены в педагогической технологии. Методики часто не гарантируют должного качества.

Вместе с тем методика может быть доведена до уровня технологии. На­пример, имеется определенная методика оценки знаний. Если она отвечает объективности, надежности, валидности, то ее можно назвать педагогиче­ской технологией.

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть педаго­гическое мастерство. Одна и та же технология может осуществляться раз­ными преподавателями, но в особенностях ее реализации как раз и прояв­ляется их педагогическое мастерство.

В современной дидактике представлены самые разнообразные технологии, так как каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-то свое индивидуальное. Однако по многочисленным сходствам и общим признакам можно выделить следующие технологии:

· по уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные);

· по философской основе: научные и религиозные, гуманистические и авторитарные;

· по научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, интериоризаторские, развивающие;

· по ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений и навыков); операционные (формирование способов умственных действий); эвристические (развитие творческих способно­стей); прикладные (формирование действенно-практической сферы);

· по характеру модернизации традиционной системы обучения: технологии активизации и интенсификации деятельности учащихся; технологии на основе гуманизации и демократизации отношений между учителем и учащимися; технологии на основе дидактической реконструкции учебного материала и др.

Педагогические технологии также классифицируются по доминированию целей и решаемых задач; по применяемой форме организации обучения; по доминирующим методам, которым отдается предпочтение, и другим основаниям.

Однако при большом разнообразии педагогических технологий в совре­менной дидактике сложился общий план их анализа. В каждой технологии автор должен видеть:

· уровень ее применения;

· философскую основу;

· ведущую концепцию усвоения знаний;

· отличительный характер содержания образования;

· организационные формы обучения;

· преобладающий метод обучения;

· категорию учащихся

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.