|
ПЕДАГОГИКА КАНИКУЛ – совокупность педагогических стратегий и технологий, обеспечивающих свободу самоопределения и саморазвития ребенка в интересной для него деятельности
Слайд1
Смена ведущего вида деятельности
с обучения на отдых как на деятельность, которая снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению работоспособности
| «Время, когда нет дела, когда нечего работать» (по В.И.Далю)
| Смена форм и сферы общения, изменение структуры личных связей, пристрастий, симпатий
| Основная функция - организация условий для детской самодеятельности
(неформальный характер)
| Школьные каникулы
| по сути альтернативное школе, но столь же важное пространство образования
| Установленный перерыв в обязательных занятиях, работе или учебе
| Продолжение образовательного процесса с иными технологиями, источниками, содержанием
| Смена мотива получения информации, с мотива долженствования получения информации – на мотив интереса
| Особо ценностное и деятельностное пространство образования, очень важное для развития и саморазвития детей
| Новая природная и социальная среда
| ***Таким образом, ШК будучи по своей пед. Сути альтернативным образ. Пространством по своим основным функциям принципиально отличаются от традиционного школьного пространства
Кроме того, мы сталкиваемся с проблемой:
Ребенок: то, что лежит за стенами школы более ценно для самоопределения и самообразования, чем то, что происходит в стенах школы
Лагерная смена, каникулы организуются по-школьному: в плане –лекции, уроки, семинары и даже зачеты
Слайд 2
Интересно, что дети и взрослые по-разному трактуют это понятие
Слайд 3
Трактовка понятия «школьные каникулы»
С точки зрения педагогов
| С точки зрения подростка
| Физическое, интеллектуальное и социальное оздоровление
| Отдых от школы и одноклассников
| Расширение культурного пространства самореализации личности
| Время, независимое от школы и учебы, когда делаешь все, что нравится
| Органическое сочетание различных видов досуга и оздоровления с формами образовательной деятельности
| Вся усталость, накопившаяся за год, исчезает, возвращаешься в школу с новыми силами
| Реализация потребности в развитии и саморазвитии
| Не скучаешь, с пользой для себя и окружающих проводишь время, не находясь под строгим надзором родителей
| Формирование собственных представлений о самом себе и окружающем мире
| Самостоятельность; общение; счастье и праздник, развлечение и веселье
| Реализация интересов и потенциала личности
| Узнавание нового; путешествия
| Вывод : Педагогически грамотная организация школьных каникул предполагает согласование этих представлений
Слайд 4
Понимание того, что ценности каникул значительно отличаются от идеологии школы, логически ведет к необходимости особым образом обеспечить каникулы как педагогически, так и методически. Так возникает потребность в обосновании философии и педагогики каникул.
ФИЛОСОФИЯ КАНИКУЛ - условный термин, употребляется для описания принципов организации лагерной смены
Основные понятия ФК – свобода и интерес – это две ценности саморазвития индивидуальности. Они тесно связаны . Свобода является условием самореализации ребенка. Ситуация свободной самореализации в свою очередь стимулирует интерес. Интересы же – познавательные и практические – стимулируют творческий поиск и достижение ребенком определенной степени свободы поведения и действия вне школы
СВОБОДА – состояние, когда индивид видит реальные возможности осуществления им личностно-значимых действий и реализации индивидуальных способностей
ИНТЕРЕС – готовность выбрать и осуществить нелимитированную личностно-значимую деятельность и тем самым испытать свои способности в избранной сфере
Именно каникулы более всего отвечают потребностям ребенка в свободе, свободном выборе интересной для него деятельности и свободном развитии интересов.
Но здесь в образовательных пространствах возникает разрыв - противоречие
Слайд 5
Однако следует заметить, что Эти условия не противопоставлены, просто они сопутствуют разным практикам ребенка. Если в жизни ребенка они не связаны по содержанию (или мало связаны), то в дальнейшем ему будет трудно соединить свободу и ответственность, интерес и норму, или ребенку надо будет строить специальную практику связывания воедино данных состояний.
Слайд № 6
ПЕДАГОГИКА КАНИКУЛ – совокупность педагогических стратегий и технологий, обеспечивающих свободу самоопределения и саморазвития ребенка в интересной для него деятельности
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|