Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура контрольной работы





ПОЛИТОЛОГИЯ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

 

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом

Бузулукский гуманитарно-технологический институт

(филиал) государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

 

 

Бузулук 2009

 

УДК 66.0

ББК 32.001

Б-24

 

Рецензенты: доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин БГТИ (филиала) ОГУ, кандидат исторических наук Хомякова Н.В.

 

 

Барабошина, Н.В.

Б – 24 Политология: методические указания / Н.В. Барабошина;

Оренбургский гос. ун-т; Бузулукский гуманитарно- технолог. ин-т (филиал) ОГУ. – Бузулук: БГТИ, 2009. – 21с.

 

Методические указания включают рекомендации по написанию и оформлению контрольных работ, основные вопросы и рекомендуемую литературу для изучения дисциплины.

Методические указания способствуют раскрытию возможностей политологии как науки, ее связи с гуманитарными и экономическими дисциплинами в изучении политической системы и происходящих в ней изменений, рассмотрению специфики политологического познания социальной реальности, изучению особенности политических процессов на региональном и локальном уровне, получению знаний о формировании и функционировании политических элит, о политическом поведении и политическом участии населения.



Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по программе высшего профессионального образования по специальности 030501.65 Юриспруденция

 

УДК 66.0

ББК 32.001

 

 

©Барабошина Н.В., 2009

©БГТИ (филиал) ОГУ, 2009

 

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………
Варианты контрольной работы………………………………………….
Контрольные вопросы к зачету………………………………………….
Список рекомендуемых источников……………………………………..
Приложение 1 Титульный лист контрольной работы…………………
Приложение 2 Содержание контрольной работы……………………..

 

 


Пояснительная записка

 



В курсе «Политология» рассматриваются основные аспекты политической сферы общественной жизни. Предметом изучения является система научного знания о политике, общих принципах и закономерностях политической жизни общества, о путях, формах, методах их реализации.

Цель дисциплины:

Раскрыть возможности политологии как науки, ее связь с гуманитарными и экономическими дисциплинами в изучении политической системы и происходящих в ней изменений, рассмотреть специфику политологического познания социальной реальности.

Задачи дисциплины:

- изучить особенности политических процессов на региональном и локальном уровне;

- получить знания о формировании и функционировании политических элит, о политическом поведении и политическом участии населения;

- ознакомиться с составом участников политического процесса, ролью государственных органов, заинтересованных групп, политических партий в политической жизни страны.

- Решение указанных задач должно способствовать подготовке специалистов, способных работать в государственных, региональных, муниципальных структурах различного уровня.

 

В результате изучения дисциплины «Политология» студент должен:

- знать особенности политической сферы жизни общества и ее взаимосвязи с другими общественными под­системами;

- знать формы политической органи­зации общества и политические режимы, в том числе многообразие моделей демократии;

- знать механизм функционирования государства, степень его воздействия на общество, принципы взаимоотношения госу­дарства и гражданского общества, принципы правового и социального государства;



- знать основные субъекты политики: политиче­ские движения, партии и заинтересованные группы;

- знать личностно-психологические аспекты политики, особенности механизма полити­ческой социализации, формы индивидуального и массо­вого политического участия;

- знать условия, позитивно или негативно влияющие на стабильность и эффективность политической системы и ее отдельных институтов, этапы, процедуры и формы при­нятия политических решений, обстоятельства, влияющие на их характер и условия их выполнимости;

- институциональ­ные, конституционно-правовые, ценностно-идеологические, социокультурные и конкретно-ситуативные факторы, пре­допределяющие характер и результаты политического про­цесса;

- мотивы, которыми руководствуются субъекты поли­тической деятельности; механизмы осуществления полити­ческих решений и политического курса и место в этом про­цессе административно-управленческих структур;

- меха­низмы и каналы воздействия гражданского общества, заин­тересованных групп и общественных инициатив на инсти­туты государственной власти;

- уметь анализировать конкретные политические про­цессы и ситуации под углом зрения причин их возникнове­ния, реального содержания, характера участвующих в них групп и их интересов;

- определять источники политических противоречий и политических конфликтов, предлагать наи­более оптимальные способы их разрешения;

- давать оценку условий и реалистичности тех или иных проектов (экономи­ческих, социальных и пр.) с точки зрения политических усло­вий их реализации;

- владеть навыкам анализа деятельности структур государственной власти и управления (федеральный, региональный и муниципальный уровни), политических партий и общественно-политических движений, отдельных субъектов мировой политики и системы современных международных отношений в целом;

- владеть понятийно-категориальным аппаратом политической науки, инструментарием анализа политических явлений;

- обладать точным и общепринятым пониманием законов и осуществлять их конкретно-практическое применение для осуществления демократических прав и свобод.

- приобрети опыт деятельности в качестве активного субъекта политики, обладающего навыками легального политического участия, активистской политической культурой и политическим самосознанием.

Дисциплина тесно связана с социологией, историей, культурологией, философией, историей политических и правовых учений, мировой экономикой, международным правом, регионалистикой. Интегрируя отдельные аспекты указанных дисциплин, политология располагается в точке их пересечения и является междисциплинарной наукой.

Условия выполнения контрольных заданий.

Задания к контрольной работе по курсу «Политология» предложены в 10 вариантах, состоящих из теоретических и тестовых вопросов.

Контрольная работа выполняется по вариантам. Номер варианта соответствует первой букве фамилии студента:

ВАРИАНТ - А, Б,

2 ВАРИАНТ - В, Г;

3 ВАРИАНТ - Д, Е, Ж;

4 ВАРИАНТ - З, И, Й;

5 ВАРИАНТ - К, Л, М;

6 ВАРИАНТ - Н, О, П;

7 ВАРИАНТ - Р, С, Т;

8 ВАРИАНТ - У, Ф, Х;

9 ВАРИАНТ - Ц, Ч, Ш, Щ;

ВАРИАНТ - Э, Ю, Я.

Теоретический вопрос требует развернутого ответа студента. Ответ должен быть кратким, но максимально емким по содержанию. Раскрытие теоретического вопроса должно осуществляться с позиций научности, конкретности, на основе многовариантности подходов, доказательности.

Объем работы не должен превышать 15 листов машинописного текста, не считая титульного листа. Размер шрифта - 14, интервал между строками – 1,5, СТО 02069024.101 – 2010.

В конце ответа должен прилагаться список литературы:перечень литературы, фактически использованной при выполнении контрольной работы; составляется в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с требованиями.

Тестовые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа. Задания выполняются на отдельном листе и прилагаются к теоретической части контрольной работы.

Контрольная работа должна быть сброшюрована.

 

Вариант 1

1. Понятие субъекта и объекта политики.

2. Сравните две точки зрения по вопросу о соотношении цели и средств в

политике:

а) «Цель оправдывает средства» (Н. Макиавелли);

б) «Цель уходит в отвлеченную даль, средства же остаются непосредственной реальностью... Когда применяют злые, противоположные целям средства, то до цели никогда не доходят, все заменяют средствами и о целях забывают, или они превращаются в чистую риторику... Цель имеет смысл лишь в том случае, если ее начать осуществлять сейчас же, тут» (Н.А. Бердяев).

Тесты

1. Разновидность политической идеологии, отстаивающей исключительность и гегемонию этнической группы и опирающейся для ее достижения на террор и агрессию:

а) фашизм;

б) национализм;

в) расизм;

г) феминизм.

2. Стремление к обособлению, проявляющееся, как правило, у национальных меньшинств в многонациональных государствах:

а) сепаратизм;

б) изоляционизм;

в) либерализм;

г) лоббизм.

3. В зависимости от места, которое партии занимают в политической системе, их можно подразделить на:

а) легальные и нелегальные;

б) правящие и оппозиционные;

в) кадровые и массовые.

4. В парламентской республике правительство несет ответственность:

а) перед парламентом;

б) перед президентом;

в) перед премьер-министром;

г) перед судом.

5. Какие из указанных функций характерны для законодательных органов государственной власти:

а) представительство интересов;

б) регулирование финансовой сферы;

в) принятие законов;

г) определение целей политического развития;

д) контроль за исполнением законов;

е) формирование политической элиты;

 

Вариант 2

1. Основания политической власти, ее легитимность.

2. Какое из утверждений, на ваш взгляд, ближе к истине:

а) идеология – это «остатки» неких «чувственных догм», абсолютных истин; общественных суждений, базирующихся на смеси фактов и чувств (В. Парето);

б) идеология – это «добровольная мистификация» (К. Маннгейм);

в) «идеология – это неузнаваемая ложь» (Б. А. Леви);

г) «идеологиями являются системы ценностей, выступающие в качестве

политического мировоззрения, обладающего силой веры и большим ориентационным потенциалом» (Э. Шилз)?

Аргументируйте свой выбор.

Тесты

1. Кто считал государство орудием политического господства экономически правящего класса:

а) К.Маркс;

б) Э.Бернштейн;

в) Т.Гоббс.

2. Какое утверждение правильное:

а) политика существовала всегда;

б) политика появилась с возникновением неравенства и дифференциации интересов;

в) власть и политика появились одновременно.

3. Обладают ли политической властью партии, находящиеся в оппозиции:

а) да;

б) нет.

4. При каких формах правления правительство формируется по партийному признаку:

а) абсолютная монархия,

б) президентская республика;

и) парламентская республика.

5. К способам политической социализации можно отнести:

а) участие в выборах;

б) создание акционерного общества;

в) баллотирование в кандидаты на пост ...;

г) участие в митинге;

д) участие присяжных в суде.

 

Вариант 3

1. Конституция РФ: общая характеристика, принципы организации государства.

2. Как вы думаете, справедливо ли следующее утверждение О. Тоффлера о власти: «Многочисленные злоупотребления властью придали этому понятию несколько негативный оттенок, хотя власть как таковая совершенно нейтральна. Она представляет собой неизбежный атрибут человеческих взаимоотношений, повсеместно обнаруживая свое влияние: в сексуальных отношениях, в трудовой деятельности, при передвижениях по городу, просмотре телепередач и, даже, в планах и мечтах»?

В чем, на ваш взгляд, прав, а в чем не прав социолог?

Тесты

1. Кто впервые в истории политической мысли сформировал понятие суверенитета как абсолютную и постоянную власть над гражданами

а) Г. Гроций;

б) Н. Макиавелли;

в) Ж. Боден;

г) Т. Гоббс.

2. Разновидность политической идеологии, предполагающей устройство общества на основе коллективизма:

а) анархизм;

б) консерватизм;

в) коммунизм;

г) либерализм.

3. Согласно идеологии консерватизма:

а) Равенство - это не только юридическое, но и политическое понятие, которое надо внедрить в социальную сферу,

б) Способность человека к справедливости делает возможной демократию. Но его склонность к несправедливости делает ее необходимой;

в) Только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществлять его;

г) Равенство - это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода - это и средство, а в некотором смысле и цель в себе.

4. Что понимается под категорией «политическая власть» в правовом государстве:

а) использование элитой своих преимуществ;

б) умение навязать свою волю другому;

в) управление сильных слабым;

г) делегирование обществом государству политических полномочий.

5. Целенаправленное воздействие групп интересов на органы власти с целью реализации специфических интересов есть ничто иное как:

а) корпаратаризм;

б) коммунитаризм;

в) лоббизм;

г) этакратизм.

Вариант 4

1. Демократия: понятие и основные теории.

2. Политические партии в предвыборной борьбе используют самые разнообразные средства для обработки массового сознания. Какие из принципов пропаганды использовали политические партии и движения России на прошедших парламентских и президентских выборах:

- принцип «наклеивания ярлыков»: наделение какой-либо личности или идеи оскорбительным эпитетом для подрыва их авторитета;

- принцип «рекомендаций»: использование в целях усиления эффекта внушения популярности своих известных актеров, спортсменов;

- принцип «простых людей»: отождествление интересов самого информатора с интересами «простых людей», большинства избирателей;

- принцип «подтасовки карт»: откровенная фальсификация действительных фактов с помощью приемов, не заметных для масс;

- принцип «общего вагона»: стимулирование определенной реакции у населения путем внушения мысли о ее общепринятости (типа «все так думают»)?

Тесты

1. В различных политических учениях - форма государства, где властвуют немногие лучшие:

а) олигархия;

б) меритократия;

в) медиократия;

г) аристократия.

2. Какой метод политической науки заключается в анализе поведения индивида, мотивов его поступков:

а) социологический;

б) институциональный;

в) бихевиористический.

3. Самой высокой стабильностью характеризуется правительство при:

а) многопартийной системе без доминирующей партии;

б) многопартийной системе с доминирующей партией;

в) системе «двух с половиной» партий;

г) бипартизме.

4. Субъектами этнополитических конфликтов являются:

а) социальные группы;

б) государства;

в) этнические общности и этносоциальные организации;

г) международные организации.

5. Бихевиористические концепции власти анализируют ...

а) систему природы;

б) бессознательные мотивы, влияющие на властные решения;

в) роли, отношения в процессе осуществления власти;

г) поведенческие аспекты властных отношений.

 

Вариант 5

1. Избирательный процесс: особенности и значение демократических выборов.

2. До сих пор продолжается дискуссия о сущности демократии. Какое, на

ваш взгляд, утверждение точнее выражает смысл демократии:

а) «Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве (граждан), а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех» (Перикл);

б) «Демократия – не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтоб оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера» (Р. Рейган);

в) «Демократия... в ней страшная мощь разрушения... Конечно, разрушение создает, оно расчищает место... Но действительного творчества в демократии нет – и поэтому-то она не будущее. Будущее вне политики...» (А. И. Герцен).

Отметьте достоинства и недостатки каждого утверждения.

Тесты

1. Какой режим характеризуется как способ правления с ограниченным плюрализмом:

а) тоталитаризм;

б) демократический;

в) авторитарный.

2. Демократия как «правление народа, избранное народом и для народа» - это:

а) привлекательная утопия;

б) нормативный идеал;

в) реальная характеристика демократических государств современности.

3. В истории многих государств наблюдается определенная последовательность в смене типов лидерства. Так вождя - основателя обычно сменяет:

а) реформатор - законодатель;

б) последователь - охранитель;

в) лидер - «торговец».

4. Период адаптации общества к новому демократическому механизму называется:

а) редемократизация;

б) вестернизация;

в) модернизация;

г) консолидация демократии.

5. Какой из признаков не принадлежит президентской республике:

а) двойные выборы;

б) правительство формируется парламентом;

в) совмещение поста главы государства и главы правительства.

 

Вариант 6

1. Политическая стабильность в обществе: сущность, виды и факторы. Политический конфликт и кризис.

2. Какое понимание гражданского общества (либеральное, консервативное, социал-демократическое и т. д.) дано в следующем определении: «То, что мы называем «гражданским обществом», есть общественное единство, спонтанно слагающееся из вольного сотрудничества, из добровольного соглашения воль отдельных членов общества. Его юридическая форма есть договор, соглашение, и известная «договорная» теория общества пыталась все общество как целостное единство и, в частности, его государственное единство, истолковать по образцу именно «гражданского общества»».

Аргументируйте свой ответ.

Тесты

1. «Элита - это правление лучших». Данное утверждение:

а) верно;

б) неверно.

2. Кто из перечисленных мыслителей считал идеальной властью правление мудрецов- философов:

а) Платон;

б) Аристотель;

в) Аврелий Августин.

3. Какой тип легитимности характеризует власть современных монархов:

а) харизматический;

б) рационально-легальный;

в) традиционный.

4. Какая дисциплина изучает влияние гражданского общества на распределение власти:

а) политическая география;

б) политическая социология;

в) политическая философия;

г) политическая история.

5. Какое соотношение соответствует современному пониманию взаимосвязи государства и гражданского общества:

а) государство и общество - это одно и тоже;

б) гражданское общество - это сугубо рыночные отношения;

в) государство и гражданское общество - это две стороны одной медали.

Вариант 7

1. Политический процесс: сущность, структура и режимы протекания. Особенности современного политического процесса в России.

2. Американский психоаналитик Г. Ласвелл понимал политическую социализацию как процесс перехода «от чувства неполноценности к богоподобному превосходству». В качестве фактора социализации он рассматривал чувство неполноценности. Именно оно обусловливает «волю к власти». «Власть, – по мнению Г. Ласвелла, – помогает преодолеть низкое самоуважение». Как показывает исторический опыт, многие выдающиеся политики страдали комплексом неполноценности, физическими недостатками (М. Лютер, М. Ганди, В. Вильсон, Ф. Рузвельт, Дж. Кеннеди, И. Сталин и другие). В какой мере данный подход раскрывает природу политической социализации и способен объяснить поведение современных политических лидеров?

Аргументируйте свой ответ

Тесты

1. Соглашение на основе взаимных уступок:

а) консенсус;

б) фрустрация;

в) инцидент;

г) компромисс.

2. Назовите страну, в которой формой правления является президентская республика:

а) Франция;

б) США;

в) Марокко;

г) Нидерланды.

3. Назовите страну с унитарным государственным устройством:

а) Канада;

б) Италия;

в) Германия;

г) Россия.

4. «Государь, действуя грубой силой, подобно животным должен сочетать в себе качества льва и лисицы», - считал:

а) Дж. Локк;

б) Н. Макиавелли;

в) Ф. Аквинский;

г) Ж. Боден.

5. Какой тип политической культуры (согласно классификации Г. Алмонда и С. Вербы) ориентируется на местные ценности (ценности племени, клана, рода):

а) подданнический;

б) патриархальный;

в) фрагментарный.

 

Вариант 8

1. Политическая идеология: понятие, функции, разновидности. Особенности идеологических течений в России.

2. Исходя из сформулированных американским политологом Р. Далем основных условий политической модернизации, подумайте и определите, какие из них существуют либо отсутствуют в современной России.

Тесты

1. Под «легитимностью власти» в политологии понимают:

а) передачу власти от одного субъекта к другому;

б) проявление готовности граждан подчиняться воле руководителей, признание власти;

в) характер политического лидерства.

 

2. Чем схожи парламентская республика и парламентская монархия:

а) принципом формирования парламента;

б) отсутствием института президента;

в) правом президента распустить парламент.

3. Какая форма правления существует в Германии:

а) президентская республика;

б) конституционная монархия;

в) парламентская республика.

4. Автором теории рациональной бюрократии является:

а) И. Кант;

б) Цицерон;

в) В. Парето;

г) М. Вебер.

5. Терпимость к чужому мнению называется:

а) компромиссом;

б) плюрализмом;

в) толерантностью;

г) консенсусом.

 

Вариант 9

1. Сущность и структура гражданского общества.

2. Когда-то Н. Макиавелли сформулировал правила, обеспечивающие

эффективное лидерство:

1) «при управлении людьми их необходимо или ласкать, или угнетать...

Если уж приходится подданных угнетать, то делать это следует таким образом, чтобы отнимать у них всякую возможность отмщения»;

2) «государи, когда, дело идет о единстве их подданных, не должны бояться прослыть жестокими»;

3) «заставляя бояться себя, государи должны, однако, не возбудить против себя ненависти. Внушать страх, не возбуждая ненависти, для них очень

выгодно»;

4) «существует два способа действия для достижения цели: путь закона и

путь насилия. Первый способ – способ человеческий, второй – способ диких животных... Государи должны уметь пользоваться обоими способами»;

5) «государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать

в себе качества льва и лисицы»;

6) «предусмотрительный государь не должен... исполнять своих обещаний

и обязательств, если такое исполнение будет для него вредным»;

7) «государи должны обладать великим искусством притворства и одурачивания... человек, умеющий хорошо лгать, всегда найдет достаточно легковерных людей, охотно поддающихся обману»;

8) «государи должны обладать гибкой способностью изменять свои убеждения сообразно обстоятельствам».

Насколько, на ваш взгляд, изменились принципы эффективного лидерства со времен Н. Макиавелли? Назовите имена российских и зарубежных политиков, которые в своей деятельности придерживались подобных правил. Что такое личность как субъект политики?

Тесты

1. Какая система отбора в политической элите преобладает в нашей стране:

а) система гильдий;

б) конкуренции;

в) антрепренерская.

2. Какое из двух понятий более точно отражает функциональную роль политической элиты:

а) руководство;

б) управление.

3. Политика – это:

а) государственно-организованная сфера общественной жизни;

б) взаимодействие социальных субъектов;

в) организационно-распорядительная деятельность.

4. Форма уклонения избирателей от участия в голосовании – это:

а) пацифизм;

б) популизм;

в) анархизм;

г) абсентеизм.

5. Двухпартийная система существует в следующих странах:

а) Россия и США;

б) США и Великобритания;

в) Франция и Италия.

 

Вариант 10

3. Политическое участие. Условия, формы и факторы участия личности и

социальных групп в политике.

4. Какое из приведенных определений партии ближе, на ваш взгляд, к

истине:

а) «Что такое партия? Это группа людей, которая добивается власти, чтобы иметь возможность выполнить свою программу. Партия, которая не хочет власти, недостойна называться партией» (Л. Троцкий);

б) «Партия – это объединение людей, исповедующих одну и ту же политическую доктрину» (Б. Констан);

в) «Политическая партия – это союз людей единомыслящих, ставящих себе одни и те же цели и сговорившихся соединить свои силы для согласованной деятельности в государственной жизни» (Ю. Мартов)?

Какие существенные признаки партии отсутствуют в приведенных выше определениях?

Тесты

1. Политику по масштабу применения можно отнести к:

а) главной категории политологии;

б) частной категории политологии;

в) к методу политологии.

 

2. Кто утверждал, что если монарх не соблюдает норм христианской морали, то народ имеет право ему не повиноваться:

а) Н. Макиавелли;

б) Аристотель;

в) Фома Аквинский.

3. Президент Российской Федерации согласно Конституции является:

а) главой государства;

б) главой правительства;

в) главой государства и правительства.

4. Назовите формальный признак отличия президентской формы правления от парламентской:

а) наличие парламентской ответственности правительства;

б) наличие должности премьер-министра;

в) совмещение президентом должностей главы государства и главы правительства.

5. Современный полицентризм в международных отношениях характеризуется:

а) биполярностью мира;

б) усилением власти сверхдержав;

в) хаосом в международных отношениях;

г) ростом взаимовлияния разных субъектов геополитики.

Вопросы к зачету по дисциплине «Политология»

1. Понятие объекта и предмета политологии.

2. Основные функции, структура, категории политологии.

3. Важнейшие методы политологии: институциональный, бихевиористический, системный, психологический, метод сравнительного анализа.

4. Формирование политологии как науки: основные этапы и научные школы.

5. Политика как основная категория политологии: основные подходы к пониманию политики, уровни, функции политики.

6. Политическая мысль эпохи Античности. Политические взгляды Платона, Аристотеля, Цицерона.

7. Политическая мысль XVII века. Политические взгляды Г.Гроция, Т.Гоббса, Дж. Локка).

8. Политическая мысль Эпохи Средневековья. Политические взгляды А.Августина, Ф. Аквинского, Н.Макиавелли.

9. Политическая мысль Нового времени. Политические взгляды Ш. Монтескье, Ж..-Ж. Руссо.

10. Развитие политической мысли в Древней и Средневековой Руси.

11. Русская политическая мысль XIX века. Политические взгляды консерваторов, либералов, революционных демократов.

12. Либерализм как первая мировая идеология: представители, основные принципы.

13. Консерватизм как мировая идеология: представители, основные принципы.

14. Марксистская концепция политической мысли: представители, основные положения концепции.

15. Особенности и основные направления русской политической мысли.

16. Политическая власть: сущность, субъект, объект власти.

17. Политическая власть: ресурсы, особенности политической власти.

18. Механизм осуществления политической власти. Легитимность.

19. Политическое лидерство: природа, функции, типы и стили.

20. Правящая элита и ее роль в политике.

21. Политическая жизнь общества: субъекты политической жизни, типы политического поведения, политическая социализация.

22. Современное гражданское общество: понятие, процесс становления, характерные черты.

23. Пути становления гражданского общества в России: основные этапы.

24. История развития избирательного права: формирование основных принципов избирательного права, избирательные цензы.

25. Политическая система общества. Понятие, структура, функции.

26. Типология политических систем.

27. Характеристика основных подсистем политики.

28. Основные институты политической системы: государство, политические партии, общественные организации.

29. Политическая партия: определение, роль в механизме политической власти.

30. Основные этапы становления партийной системы России.

31. Основные этапы становления института партии в мире.

32. Типы политических партий, разновидности партийных систем.

33. Общественно-политические движения и организации.

34. Роль групп давления в политике. Лоббизм.

35. Государство как основной институт политической системы: понятие, признаки, функции.

36. Теории возникновения государства: патриархальная, теократическая, договорная, теория насилия, социально-экономическая.

37. Правовое и социальное государство: понятие, принципы и ценности.

38. Разновидности территориального устройства государств (унитарное государство, федерация, конфедерация)

39. Президентская республика как форма государственного устройства: понятие, основные признаки.

40. Парламентская республика как форма государственного устройства: понятие, основные признаки.

41. Формы государственного правления: понятие, основные формы и их признаки.

42. Понятие политического режима и его типы.

43. Авторитарный политический режим: понятие, основные признаки, исторические формы.

44. Демократический режим: понятие, основные признаки, прямая и представительская демократия.

45. Современные концепции демократии: либерально-демократические и радикально-демократические теории.

46. Тоталитаризм как исторический и политический феномен: понятие, признаки, исторические формы.

47. Мировые политические идеологии: понятие, признаки, функции. Политическая парадигма.

48. Сущность избирательной системы и типология выборов.

49. Пропорциональная и мажоритарная системы учета и подсчета голосов.

50. Выборы и избирательная система в Российской Федерации.

51. Органы государственной власти в Российской Федерации.

52. Россия в системе современных международных отношений

53. Политическая социализация. Социальный статус и роль.

54. Политические конфликты: понятие, разновидности и пути выхода.

55. Политические процессы: понятие, типология, уровни.

56. Политическая культура: понятие, признаки, функции.

57. Типология политических культур, субкультуры.

58. Геополитика: понятие, теории географического детерминизма.

59. Глобальные проблемы современности и мировой политический процесс.

60. Этнополитические конфликты: понятие, причины, типы, способы разрешения.

61. Политическое поведение и политическое участие: понятие и формы.

62. Сущность и структура политического процесса.

63. Глобализация как мировой политический процесс.

64. Модернизация как мировой политический процесс.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Кравченко, А.И. Политология: учебник / А.И. Кравченко. - М. : Проспект, 2008. - 447 с - ISBN 978-5-482-01837-8.

2. Малько, А.В. Политология для юристов : учеб. пособие / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. - М.: ЮРАЙТ, 2010. - 380 с. - (Основы наук). - Библиогр.: с. 378-380. - ISBN 978-5-9916-0495-6. - ISBN 978-5-9692-0813-1.

3. Мухаев, Р.Т. Политология: Учебник / Р.Т. Мухаев .- 2-е изд.,доп. - М. : ПРИОР, 2002. - 432 с - ISBN 5-7990-0749-2.

4. Политология: учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. - М. : ЮРАЙТ, 2010. - 691 с - ISBN 978-5-9916-0629-5.

5. Политология: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко .- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 591 с - ISBN 5-238-000978-Х.

 

Дополнительная литература

 

1. Белов, Г.А. Политология: курс лекций / Г.А. Белов. - М. : ЧеРо, 1996. - 303 с - ISBN 5-88711-36-8.

2. Сморгунов, Л.В. Политология: учеб. пособие / Л.В. Сморгунов, В.А. Семенов . - CПб. , 1996. - 205 с - ISBN 5-86093-018-6.

3. Ирхин, Ю.В. Политология: учебник / Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова. - М.: Юристъ, 1999. - 510 с - ISBN 5-7975-0159-7.

4. Гаджиев, К.С. Политология: Учебник / К.С. Гаджиев. - М.: Логос, 2003. - 488 с - ISBN 5-94010-022-8.

5. Панарин, А.С. Политология: Общий курс / А.С. Панарин, И.А. Василенко. - М.: Логос, 2003. - 256 с - ISBN 5-94010-191-7.

6. Политология: учебное пособие / Сост. А.А. Радугин. - М.: Центр, 1997. - 221с - ISBN 5-88860-014-8.

7. Политология: учебное пособие / Общ. ред. Д.С. Клементьева. - М.: Знание, 1997. - 224 с - ISBN 5-07-002748-4.

8. Сморгунов, Л.В. Политология: учеб. пособие / Л.В. Сморгунов, В.А. Семенов. - CПб. , 1996. - 205 с - ISBN 5-86093-018-6.

9. Борисов, Л.П. Политология: учеб. пособие / Л.П. Борисов.- 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Белые Альвы, 1998. - 160 с - ISBN 5-7619-0055-6.

10. Ледяев, В.Г. Власть: концептуальный анализ / В.Г. Ледяев. - М.: РОССПЭН, 2001. - 383 с. - (Политология России) - ISBN 5-8243-0194-8.

11. Мухаев, Р.Т. Политология: Хрестоматия / Р.Т. Мухаев. - М.: ПРИОР, 2000. - 480 с - ISBN 5-7990-0162-7.

12. Политология для юристов / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2002. - 774с - ISBN 5-7975-0163-5.

13. Кравченко, А.И. Основы социологи и политологии / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2006. - 352 с. - ISBN 5-482-00663-8.

14. Политологический словарь / Под ред. В.Ф. Халипова. - М.: Высшая школа, 1995. - 192 с - ISBN 5-06-003301-5.

15. Гаджиев, К.С. Геополитика Кавказа / К.С. Гаджиев. - М.: Международные отношения, 2001. - 463 с - ISBN 5-7133-1070-1.

16. Кургинян, С.Е. Россия: власть и оппозиция / С.Е. Кургинян. - М.: ЭТЦ, 1993. - 350 с.

17. Цуладзе, А. Большая манипулятивная игра / А. Цуладзе. - М.: Алгоритм, 2000. - 332 с. - (История России. Современный взгляд) - ISBN 5-9265-0030-3.

18. Лисовский, С.Ф. Избирательные технологии: история, теория, практика: учеб. пособие / С.Ф. Лисовский, В.А. Евстафьев. - М.: РАУ Университет, 2000. - 319 с - ISBN 5-86014-129-7.

19. Жуков, К. Азбука избирательной компании. Организационно-методические и социально-психологические аспекты: учеб. пособие / К. Жуков, А. Карнышев. - М.: ГруппаИма, 2001. - 327 с - ISBN 5-901401-06-9.

20. Сапронова, М.А. Арабский Восток: власти и конституции / М.А. Сапронова. - М.: РОССПЭН, 2001. - 463 с - ISBN 5-8243-0247-2.

21. Лукашев, А.В. Анатомия демократии, или Черный РR как институт гражданского общества / А.В. Лукашев, А.В. Пониделко. - CПб.: Бизнес-Пресса, 2001. - 268 с - ISBN 5-8110-0043-Х.

22. ФГОУ ВПО Финансовая Академия при правительстве РФ. Кафедра истории и политологии Формирование политического и исторического сознания будущих экономистов: опыт, проблемы, перспективы: сборник науч.статей / Под ред. Я.А. Пляйса, Н.А. Размановой. - М.: Фин. акад. при правит. РФ, 2010. - 149 с - ISBN 978-5-7942-0695-1.

Периодические издания

- Социальные и гуманитарные знания;

- Вопросы философии;

- Власть;

- Политические исследования;

- Социально-политический журнал.


ПРИЛОЖЕНИЕ A

(справочное)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Бузулукский гуманитарно-технологический институт

(филиал) государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

 

Факультет заочного обучения

 

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.