|
Комплексная психологическая коррекция в целях профилактики неврозов у дошкольников
В данном разделе описывается процесс, динамика и основные психотехнические средства коррекции в целях профилактики неврозов у детей.
Исходной для теоретико-методологического обоснования психокоррекции послужила культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, позволяющая рассматривать ситуацию психокоррекции в качестве опыта реальной жизнедеятельности. Психокоррекционный опыт анализируется с двух сторон: психотехнических действий или механизмов коррекции и его разнообразных эффектов. Связь между ними жестко не задана, не однозначна, она носит вероятностный характер.
Психотехнические действия представляют собой комплекс, включающий базисные, ценностные и специальные психотехнические средства.
К базисным психотехническим средствам относятся:
организация общения, деятельности, практики новых социальных отношений, продуцирование эмоциональныx и когнитивных процессов в их единстве, совершенствование механизмов переживания. Базисные психотехнические средства создают основную психологическую ткань воздействия.
К ценностным психотехническим действиям относится совокупность идей, которые усваиваются участниками коррекции. Психокоррекционное воздействие опирается на гуманистическую концепцию бытия, семейных отношений и воспитания. Конкретизацией гуманистической концепции в аспекте воспитания выступает подход к воспитанию как диалогу. Гуманистические
-86-
ценности приобретают качество психотехнического действия по мере превращения их в «личностное знание» участников коррекции.
Специальные психотехнические действия представяют собой важнейшие элементы психокоррекционного воздействия, такие, как тактика ведущих и отношения в паре ведущих, техника эмпатического слушания, интерпретирования и разъяснения, техника игровой драматизации, процедурно-организационные аспекты коррекции, техника самодиагностики и самоисследования.
В течение семи лет в практике работы психологической консультации апробирован метод комплексной психологической коррекции, направленный на профилактику неврозов у детей дошкольного возраста. В работе принимали участие 126 семей (197 детей; и 250 взрослых).
В условиях консультативного учреждения психокоррекция проводится в течение 3—4,5 месяца, ври частоте занятий 2 раза в неделю (10—12 занятий с детьми в течение 1—1,5 ч и 10—12 занятий с родителями, каждое — по 5—6 ч).
Основной причиной обращения в консультацию были явления дезадаптации. Этот факт отражался непосредственно в жалобах родителей, описании ими трудностей в воспитании детей, т. е. очевидные признаки дезадаптации и отдельные невротические реакции были осознанными побудительными мотивами обращения за психологической помощью. Необходимо отметить, что пси-хокоррекционная работа проводилась только с психически здоровыми родителями.
Психокоррекционные воздействия в условиях консультации представляют собой систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных блоков.
I. Диагностический блок, содержание которого можно определить как достижение нескольких целей: обобщенное описание психологических факторов риска, характерных для конкретной группы детей и родителей, изучение индивидуальных проявлений факторов риска для каждой семьи и составление индивидуальной для каждой семьи и для каждого ребенка программы коррекции; вовлечение участников работы в самодиагностику и самоанализ стратегий собственного поведения, мотивов обращения и переформулировка запроса к психологу в ходе начального этапа работы.
-87-
Обобщенное изучение факторов риска проводится на основе психологического анализа биографической информации (метод интервью, дневниковые записи), патопсихологического анализа детей в одиночном эксперименте и в присутствии родителей, результатов естественных игровых экспериментов, включающих спонтанную игру ребенка и игру ребенка с родителем (чаще с матерью), исследования самооценки и соотношений самооценки и родительских оценок в специальных экспериментальных условиях, данных проективных методик (CAT и детские рисунки), анализа мотивов воспитания в семье. Кроме того, диагностируются родительские позиции методом «включенного конфликта», супружеские коммуникации в специальном эксперименте; исследуется психологический климат семьи по специально разработанному опроснику.
Анализ результатов по этим методикам позволяет составить обобщение о психологических факторах риска.
Показано, что психологические факторы риска неврозов у дошкольников представляют собой особую дисгармонию хода психического развития ребенка в контексте неправильного семейного воспитания. В результате этого у детей заостряется и фиксируется на длительное время негативная фаза критического периода развития, рассогласовываются различные элементы игровой деятельности, обнаруживается выраженный дисбаланс между одиночной и коллективной игрой, а также проявляются черты одиночной игровой деятельности. В итоге ребенок занимает особое место в системе семейных отношений: при усиленной рациональной и осознаваемой значимости ребенка в семье и повышенной зависимости от взрослых наблюдается вытеснение ребенка из значимой сферы супружеских отношений, не осознаваемое родителями.
Воспитание в семье регулируется как знаемыми, осознанными мотивами, так и реально действующими, не вполне осознанными или бессознательными мотивами; которые к изучаемому периоду развития семьи вступают во- взаимный конфликт, вызывая искажение взаимодействия взрослых и детей. Родительские установки и позиции в сфере социальной перцепции характеризуются неадекватностью (диффузным, нерасчлененным, а иногда искаженным образом ребенка), ригидностью, особенно проявляемой в сфере эмоционального компонента отношений к ребенку, и формами предпо-
-88-
читаемого воздействия (поощрения и наказания); я также непрогностичностью в сфере взаимодействия (адресацией не к будущему, а к настоящему, сиюминутному, в основном к проблемам послушания и адаптивного поведения).
Действие перечисленных факторов вызывает остро переживаемый детьми и родителями внутрисемейный и личностный кризис, который проявляется у родителей в эмоциональной сфере — повышенной тревожностью, напряженностью, заостренностью переживаний на проблемах семейной жизни; в сфере самосознания у родителей — восприятием себя как неуспешных в родительских и семейных ролях, а значит, и в целом личностно несостоявшихся. В сфере личностного развитиядетей выступает специфический феномен «закрытия Я», означающий особую дисгармонию самосознания ребенка. Семейные отношения характеризуются «закрытием семьи», выражающимся в воспроизведении стереотипных клише переживаний, представлений и взаимодействий.
Хорошо известно, что все семейные отношения соединены по принципу круговой причинности, перечисленные выше факторы также сопряжены по принципу негативной обратной связи («порочный круг»). Дезадаптивное поведение детей усиливает дисгармонию в родительском отношении к ним, что немедленно сказывается и в повышенной напряженности в сфере супружеского взаимодействия, и наоборот.
Вся эта совокупность явлений и представляет собой психологические факторы, вызывающие повышенную готовность к перерастанию отдельных невротических реакций у детей в клинически оформленные и устойчивые формы невротического реагирования и поведения. Иными словами, такие дети без компетентной психологической помощи через определенное время переходят из группы риска в группу больных, страдающих неврозами. И тогда требуется не коррекционная, а лечебная работа (А. С. Спиваковская, 1980; Ю. Ф. Поляков, А. С. Спиваковская, 1985).
Индивидуальные проявления факторов риска обнаруживаются при анализе всей диагностической информации в ее качественном своеобразии у каждого ребенка и у каждой семьи. Акцент делается на уяснении своеобразия развития ребенка, особенностей его игровой деятельности, выявлении особо значимых сюжетов игры,
-89-
конкретных затруднений коллективной деятельности, определении значимых для данного ребенка систем переживаний. Для составления индивидуальной программы коррекции важно проанализировать присущие каждой семье мотивы воспитания и родительские позиции, а также привычные формы внутрисемейного взаимодействия как между супругами, так и между детьми и родителями.
Задачи самодиагностики решаются в процессе начальных этапов консультирования в ходе бесед с родителями и обсуждения результатов патопсихологических и игровых экспериментов с детьми. Обнаружено, что на первых встречах с психологом родители строят свое поведение по одному из трех типичных вариантов. Два из них — требование совета по воспитанию и требование включения в группу. Оба эти варианта характеризуются бессознательным отказом от самостоятельной работы, апелляцией к научному авторитету или особо эффективному методу при снятии с самих себя всякой ответственности за ход дальнейшей работы. Третья стратегия связана с истинным побуждением к поиску психологической помощи и с готовностью активно эту помощь воспринимать: психологу не передоверяют ответственность за воспитание и отношения в семье, а ищут в нем опору и возможности сотрудничества.
В ходе дальнейших встреч (речь идет о 3—4 встречах) выявляется сложная и неоднозначная картина мотивации обращения за психологической помощью. Психолог не столько сам обнаруживает эту мотивационную структуру, сколько выслушиванием, косвенными вопросами, акцентами, зеркальным повтором, а также скупыми интерпретациями проясняет для самих обратившихся истинные мотивы обращения.
Выявлены разнообразные мотивационные формулы, уточняющие запрос к психологу, например: «У нас неблагополучен ребенок, потому что мы неумелые родители», «Наш ребенок так же неблагополучен, как и наши супружеские отношения», «Наш ребенок неблагополучен, потому что у него плохая (ой) мать (отец), а у меня плохая (ой) жена (муж)», «Ребенок неблагополучен, поэтому им должен заняться отец», «Ребенок неблагополучен из-за воспитания бабушки, поэтому нам лучше разъехаться».
Совместный анализ этих не вполне осознанных
-90-
мотивов обращения, их самодиагностика родителями выполняют важнейшую функцию построения необходимого рабочего контакта, ставят родителей перед необходимостью формулирования собственных задач для самостоятельной коррекционной работы.
В задачу самодиагностики входит также актуализация и обнаружение психической напряженности, эмоционального переживания неблагополучия, что достигается в совместном анализе дневниковых записей, которые ведут родители сразу же после обращения к психологу по его просьбе. Ниже приводятся характерные цитаты из дневниковых записей:
«Больше надеяться не на что»; «Я сама потеряла всякую основу и совершенно не представляю, как мне жить...»; «Как же я сама себе надоела»; «Она (жена) последнее время приходит с работы совершенно уставшая, и ей сразу надо на ком-то разрядиться. Приходит и тут же взрывается, причем ей все равно: на меня, на детей...»; «В консультацию пришли от отчаяния, сами не можем что-либо изменить в своей семейной ситуации».
II. Установочный блок включает в себя психотехнические действия, направленные на создание особой установки на работу у ее участников. Этой цели отвечает специальная методика — «родительское собрание». Она состоит в том, что организуется встреча родителей, участвовавших в психокоррекционных группах несколько лет назад, и родителей, кому эта работа еще предстоит,
Живой и эмоционально насыщенный контакт, сведения, которые сообщают родители — участники уже завершившихся циклов коррекции, их творческие установки в отношении собственной семейной жизни создают насыщенный внушающий потенциал, помогающий новым клиентам глубже осознать и прочувствовать особую атмосферу коррекционных занятий.
Это совместное заседание начинается вступительным словом психолога:
«Сегодня у нас большой праздник. Праздник, потому что мы начинаем новый этап психологической работы, во многом это будет и новый жизненный этап и для психологов, которые здесь присутствуют и будут помогать нашей работе, и для родителей, которые пришли к нам в консультацию. Праздник еще и потому, что мы имеем возможность еще раз встретиться с теми, с кем мы хорошо знакомы, с теми, с кем мы уже прошли этот совместный, подчас очень нелегкий путь.
Теперь мне хочется предоставить слово родителям и попросить их рассказать о себе, о своих детях, о своей работе в консультации, словом, обо всем, что будет полезно узнать тем, кто стоит в самом начале пути».
-91-
Далее выступают родители, прошедшие психокоррекционный курс в консультации.
Борис (сын Ваня, 6 лет):
«Хочу сказать, что работа в консультации дала нам много. Прежде всего повысилась уверенность. Легче стало оценивать поступки детей: что можно позволить, что нельзя. Сейчас страхов у сына значительно меньше и справляется он с ними быстрее. Младший сын растет более активным. Между собой они играют дружно. Когда младший проявляет неуверенность, старший ведет с ним себя более осторожно.
Что изменилось в ребенке? Надо сказать, сын менялся на глазах! Конечно, когда дети только приходят в группу, они еще скованны (и хочется, и боязно). Но постепенно они увлекаются играми. Им предоставляется возможность самим выбирать роль. Все предложения детей учитываются. Дети чувствуют себя свободно. Очень важен ритуал встречи: если кого-то обошли, он чувствует себя немного ущемленным. Детям нравится играть с психологом. Взрослый всеми детьми признается равным участником игры.
В чем заключаются занятия с родителями?
Основной смысл и содержание занятий — это откровенные высказывания о своих ощущениях, настроениях, проблемах. Если не выскажешь чего-либо наболевшего — сам же потеряешь от этого. Вся трудность — в преодолении стеснения. Когда переступишь через это, потом уже легче.
Значит, если обобщить, занятия с родителями — это разговоры, дискуссии. О чем они? Первые разговоры всегда о детях. Вначале, как правило, 10 мин раскачиваемся, молчим, т. е. заданных тем нет. Бывало так, что и смеемся, и плачем. Идет анализ своих ощущений, переживаний, проблем. В группе каждый получит то, чего хочет!»
Таня (жена Бориса):
«Добавляя к сказанному, замечу, что мы, наверное, не сразу поняли, что эта группа была подарком в нашей жизни. Эти занятия, это общение многое дадут вам в понимании окружающего мира, помогут научиться чувствовать другого человека (в частности, своего ребенка, мужа). Это поможет создать нормальные отношения в семье.
Когда начнутся занятия, постарайтесь быстрее включиться. И еще: старайтесь ориентироваться не на себя, а на других— помочь им; и тогда вы получите гораздо больше.
Занятия в группе — это практика эмоционального общения. Такое счастье выпадает редко!»
Ирина (сын Стасик, 5,5 лет): От своего имени хочу добавить. Здесь вы научитесь жить на собственных ошибках. На занятиях проигрываются самые разные ситуации.
Гарантии, что ребенок будет лучше, не было. Бабушка нас отговаривала, говорила: зачем вам это нужно? Сейчас она, кстати, считает, что ребенок стал хуже, чем был. Почему так? Потому, что раньше ребенок наш был такой, что его можно было уговорить на что угодно. А теперь он стал личностью. Если не согласен с чем-либо — отстаивает свою точку зрения, не соглашается.
-92-
До занятий, если можно так сказать, у ребенка был «комплекс неполноценности». Теперь он на равных с ребятами, чувствует себя раскованно. Ему стало легче общаться. Занятия помогли развитию способностей. Критерий того, что он изменился: после недели занятий в группе ребенок начал рисовать. Сейчас рисует так, что его рисунки берут на выставку. Другими словами, произошел всплеск способностей».
Юра (дочь Наташа, 4 года):
«Все высказанное здесь совпадает с нашими переживаниями. У меня сейчас происходит психологическая разрядка (так же, как и раньше)... Мы приходили в эту комнату, дорогую нам всем. Помню, затаскивали меня сюда на аркане, а вот теперь я сожалею, что все кончилось. Что мы здесь находили: психологическую разрядку!
Началось с того, что жена подталкивала: «Иди, хотя бы проверь свою точку зрения». До этого у нас были точки зрения железные. У каждого своя. Теперь иначе... Хотелось бы позаниматься еще. Данный когда-то жене совет, побольше улыбаться, у нас укоренился.
Относительно игровой части — раньше хотелось сократите ее; теперь считаю, что она необходима, чтобы легче было вести разговор. В дискуссиях, разговорах выяснялись взаимоотношения в семье (оказывается, что мы еще любим друг друга). Живем вместе уже довольно-таки долго — скоро будем отмечать 30-летие совместной жизни. Благодаря занятиям в группе появилось родство душ».
Галина (жена Юры):
«Появилась общность взглядов на ребенка. Раньше каждый отстаивал только свою точку зрения, теперь — общая.
Одно очень важное дополнение к сказанному: надо обязательно ходить на занятия вдвоем. Категорически — только! вдвоем. Иначе эффекта не будет».
Вопрос. Как долго длится занятие?
«Официально — 5ч. Но мы засиживались иногда с 10 ч. утра до 8 ч вечера! Вам самим не захочется расходиться. Вы будете, как и мы, просить психологов продлить занятие».
Валентин (в семье трое детей, обратились по поводу младшего, Тимура, 4 года):
«В чем цель занятии? Попробую рассказать об этом на примере таком: бег трусцой — зачем он нужен? Обычно вначале человека вытащить на это трудно, но потом ему становится очень хорошо. А надо учитывать, что в человеке не только физиологическая сторона, но и психологическая. Много в человеке защитных механизмов. Мы часто закрываемся от окружающего мира. Но появляется ребенок, его надо учить — и приходится раскрываться. Необходимо все это так же, как и бег трусцой. Если жизнь заставляет все время закрываться, то все равно надо обязательно найти место, где ты сможешь открываться. Здесь мы и научились это делать. Здесь было так сложно, что во всех других местах стало легче. В группе создавалась уникальная обстановка. Главное, что в группе откровенное общение!»
Галина (жена Валентина):
«Здесь действительно создавались модели ситуаций, которые существуют в жизни. Может создаться впечатление, что все было очень легко и приятно. Нет! Это был очень большой труд (общение в группе не сравнить с беседой за кружкой пива). Занятия
-93-
со слезами. Для меня, например, последействие от занятия было и на следующий день, и через день (только в среду приходила в себя). Ни с какими приятельскими взаимоотношениями это сравнить нельзя. Вы должны быть готовы к большим трудностям. Когда вы рассказываете о своих наболевших проблемах приятельнице — то делать это легче, так как вы подбираете все же более выгодные ситуации, которые выставят вас в лучшем свете. Здесь — совсем другое дело. Иногда приходилось тащить себя сюда как на аркане».
Вопрос. Судя по вашим рассказам, нагрузки на занятиях были большие. Хватало после таких нагрузок сил еще и на другие дела?
Борис (муж Ирины):
«Расскажу о себе. Какие у меня были нагрузки, когда мы занимались в группе: три раза в неделю — водительские курсы; в пятницу — занятия по философии (для сдачи кандидатского минимума), плюс ко всему этому маленький ребенок. Я скажу так: на все хватит сил, если идешь на это сознательно. После каждого занятия чувство было такое, что силы непонятным образом прибавляются».
Наташа (сын Женя, 5 лет):
«В предшествующих выступлениях обо всем уже очень хорошо рассказали. Добавлю совсем немного. В основном приходят сюда из-за детей. Главные причины всегда мы прячем глубоко-глубоко от окружающих, а порой и от себя. А дети разумом не живут и интуитивно чувствуют, если есть какое-либо неблагополучие; реагируют на это эмоциональным срывом. Потом, если человеку удается заглянуть в себя поглубже, т. е. на истинные причины, он сможет найти дорогу к счастью. А так глубоко разобраться в себе помогают занятия в группе. Постарайтесь быть честными перед собой, и тогда трудности легче преодолеваются».
После такого мощного эмоционального воздействия, которое прежде всего ослабляет психическую напряженность участников группы, происходят значимые изменения в установках на коррекционную работу, что хорошо иллюстрируют выдержки из дневниковых записей:
«После собрания неожиданное и долгожданное спокойствие (почти забытое состояние), жду начала занятий в детской и взрослой группах, но жду не так, как раньше, без нервности и без напряжения, жду с большим интересом и как-то с терпением...»
«...Придя домой после собрания, весь вечер чувствовал себя неожиданно легко, чему очень удивился, ведь столько было эмоций и разговоров... давно не чувствовал в себе такого терпения к жене и Ане (дочери)...»
«Сразу же после собрания было ощущение какой-то легкости, приподнятости, шла домой как на крыльях летела, так понравились все люди, очень удивили отношения между ними, вроде бы, они давно друг с другом не виделись, а общаются между собой так, как самые близкие люди...»
«...Одно только собрание на удивление благотворно подействовало на мои нервы, ушла напряженность, ощутил какой-то запас сил, спокойствия и бодрости...»
-94-
Другим, не менее важным итогом совместного родительского собрания является переформулировка запроса и более глубокое осознание мотивов обращения. Этот результат можно представить в обобщенном виде.
Запрос, сформулированный при обращении
в консультацию
| Запрос, сформулированный после родительского собрания
| Научите ребенка правильно вести себя в детском саду и дома
| Хочу понимания и объяснения поступков своего ребенка, хочу лучше чувствовать его
| Мой сын очень трудный, я не могу с ним справиться, надо, чтобы муж уделял воспитанию больше внимания
| Мне необходимо научиться управлять собой, быть выдержаннее, спокойнее реагировать на поведение сына, уметь вести себя во время ссор. Добиться взаимопонимания с мужем
| Научите жену правильному поведению в семье, прежде всего отношению к ребенку
| Хотелось, чтобы в результате занятий в консультации у нас с женой выработалась единая линия по отношению к ребенку
| Хочу помощи в воспитании дочери
| Хотелось бы научиться лучше владеть своими эмоциями в общении с дочерью, «понимать ее», надеюсь, что смогу приобрести то, чего у меня никогда не было: умение чувствовать и понимать собеседника
| У меня большие трудности в воспитании старшего сына, он стал очень труден, с ним приходится возиться больше, чем с младшими, на каждом шагу проблемы...
| Хотела бы научиться оказывать влияние на детей .без конфликтов, чтобы знаки внимания одним не вызывали ревности у других
| У нас в семье все плохо, трудно стало жить, ушла радость
| Хочу, наконец, найти способ понимать свою жену и научить ее понимать меня
|
Ослабление психической напряженности, более адекватно сформулированный запрос и глубже осознанный мотив обращения в консультацию вызывают активизацию родителей на самостоятельную психологическую работу, что также можно проиллюстрировать выдержками из дневниковых записей:
«Постоянно возвращаюсь мыслями к собранию. Только увидев этих радостных и счастливых детей, хотя, как они сами говорили, проблемы есть и у них, я поняла главное: чтобы победить, чтобы помочь себе и ребенку, не надо сдаваться, надо ак-
-95-
тивно работать и не думать о себе как об одинокой и самой несчастной. Говорю каждый день самой себе: поскорей бы начались занятия, хочу работать...»
«Больше всего на меня произвели впечатления слова Тани и Валентина, я понял, что в группе надо будет помогать другим и что, хотя будет трудно, не надо отчаиваться и потом станет легче. Мы с женой как-то настроились на работу и, когда приняли это решение, почувствовали себя ближе друг к другу».
Успешность психокоррекционной работы определяется многими переменными, среди которых особое место занимает контакт между психологом и участниками работы. Контакт этот не стабилен, он меняется как по знаку эмоционального отношения к психологу, так и по степени глубины симпатии и доверия. Трансформации эмоционального отношения совершаются и в ходе создания родительских установок. Доверительность, возникающая постепенно, отражается в увеличении степени откровенности в выражении чувств в дневниковых записях.
«...После собрания я впервые сел за дневник, раньше я удивлялся, чего они все так послушно всё выполняют, сказали писать дневник, сказали, что его будут читать, какой же это дневник, когда пишешь и знаешь, что его прочтут и еще будут анализировать, но после собрания эти все сомнения сами собой отпали, я понял, что не стоит бояться самого себя, что только при полной откровенности можно будет чего-то добиться…"
Следующим результатом родительского собрания, касающимся стремления родителей принять участие в психокоррекционной работе, выступает повышение веры в возможность достижения позитивного результата. По этому параметру изменение установок родителей происходит в каждой семье по-разному, иногда это выражается в окончательном принятии решения посещать консультацию, так как часто при активном желании матерей отцы занимают нейтральную или открыто негативную позицию по отношению к участию в группе. После собрания очень часто эта установка меняется.
«...Я не хотел идти в консультацию, не раз спорил с женой, что никакая психология нам не поможет. После собрания я понял, насколько я ошибался, я увидел, какая здесь атмосфера доверия, желания понять и помочь, и если раньше я думал, что на собрание схожу, но в группе работать не буду, то сейчас я жду начала работы с радостью, я уверен, что польза от занятий будет...»
«...Я не верила в то, что с нашим сыном можно что-нибудь сделать, но когда я послушала рассказы родителей, то поняла,
-96-
что трудно, когда ты одна, а совместными усилиями можно многого добиться, я буду работать, я верю, что не все еще потеряно...»
«...Я пришла на собрание без желания, скорее, из чувства долга, к тому же нам сказали, что, если не будет ходить муж, нас в группу не включат, а он меня предупредил, что ходить не может, и я знаю, что он действительно сейчас очень занят на работе, но, когда за эти несколько часов вы обратили его в свою веру, это был высший класс, ведь я знаю, как ему будет трудно, но он сказал после собрания, что обязательно будет ходить на все занятия и что он поверил, что с нашим сыном и вообще с нами все будет хорошо, ну, а я теперь буду работать и помогать другим...»
III. Коррекционный блок.
Психологической коррекции подвергаются все составляющие психологических факторов риска и связи между ними; в итоге нормализуется психологический климат семьи, особенности супружеского взаимодействия и супружеских коммуникаций, реконструируются родительские позиции в составляющих их звеньях, расширяется осознание родителями мотивов семейного воспитания, происходит гармонизация хода психического развития детей в семье и их самосознания; самооценка ребенка делается более адекватной. Психологическая коррекция предполагает также расширение арсенала средств психологического воздействия родителей на ребенка в ходе семейного воспитания, тренинг воспитательных навыков родителей, формирование некоторых новых форм взаимодействия с детьми, снятие проявлений дезадаптации в поведении ребенка.
Стержневым содержанием психокоррекционного воздействия становится создание концентрированного, эмоционально насыщенного опыта новых социальных отношений в семье — как между супругами, так и между детьми и родителями. Коррекционный процесс строится при параллельной работе детской игровой группы, родительского семинара и родительских групповых занятий, а также с применением метода совместной игры ребенка и родителей.
Основной задачей психокоррекции в детской игровой группе является устранение искажений в психическом развитии ребенка, перестройка уже неблагоприятно сложившихся новообразований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция общего хода развития и воссоздание полноценных, обновленных контактов ребенка с миром.
-97-
Решение этих задач возможно в той мере, в какой психологу удается дать ребенку в концентрированной, сгущенной форме опыт полноценной, яркой, поистине свободной и развивающей жизнедеятельности. Поскольку игра для дошкольников, это не только наиболее естественная, но и ведущая развитие форма деятельности, в русле которой формируются все основные новообразования, использование игры в качестве основного рычага коррекционной работы представляется наиболее целесообразным. В процессе игровой коррекции решаются следующие конкретные задачи: у ребенка вызываются новые формы переживаний, воспитываются чувства по отношению к взрослому, к сверстникам, к самому себе, формируется адекватное отношение к себе и другим, повышается уверенность в себе, развиваются и обогащаются приемы общения со сверстниками, отрабатываются новые формы и виды как игровой, так и неигровой деятельности.
Дети получают крайне необходимый для их эмоционального благополучия опыт новых отношений со взрослым и сверстниками, отношений, основанных на уважении и признании самостоятельности и самоценности детей.
Следует сказать о некоторых общих моментах рассматриваемого варианта игровой коррекции.
а) Специфичность обстановки. Ребенок попадает в не совсем обычную для него обстановку, хотя занятия проводятся в типичной комнате для игр, где имеется набор знакомых детям игрушек, стол, стулья, краски, пластилин, бумага, карандаши, коврики. Необычность состоит в том, что все это поступает в полное и безоговорочное распоряжение ребенка. Он может играть с любыми игрушками или не играть вообще, брать любые заинтересовавшие его вещи, не испытывая никаких ограничений. Выбор за ребенком, отсутствуют нормативы, инициатива принадлежит ребенку.
б) Специфичность контакта. Чтобы включить в действие механизмы перестройки поведения, прежде всего следует изменить условия, т. е. вывести ребенка из той среды, в которой у него появились нежелательные формы поведения. Это разрушает старые, неоправдавшие себя стереотипы и вызывает у ребенка необходимость поиска новых способов реагирования. Ребенок падает в совершенно новую ситуацию: меняется отношение к нему со стороны взрослого; никто его не
-98-
поучает, не оценивает, не делает запрещений, ребенку предоставляется полная свобода выбора, т. е. он попадает в ситуацию, в которой не действуют старые нормы жизни, ребенок может вести себя так, как он хочет.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|