Обзор современных информационных систем управления предприятием.
Основное требования к информационным системам:
1. функциональную полноту;
2. масштабируемость — система должна учитывать растущие потребности организации;
3. гибкость — система должна настраиваться на изменение бизнес-процессов и внешней среды;
4. стандартизацию и мобильность — компоненты системы должны функционировать на различных аппаратных и системных платформах;
5. информационную безопасность;
6. экономическую эффективность[11].
Классификация информационных систем по функциям:
Таблица 8
Операционные информационные системы
| 1. системы обработки транзакций;
2. автоматизированные системы управления технологическим процессом;
3. офисные автоматизированные системы.
| Управленческие информационные системы
| 1. информационные системы отчетности;
2. системы поддержки принятия решений;
3. информационные системы топ-менеджмента;
4. программные средства коллективной работы.
|
Типы информационных систем
Эффективность принятия управленческих решений в условиях функционирования ИТ в организациях различного типа обусловлена использованием разнообразных инструментов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
В связи с распространением информационных технологий возникли новые управленческие концепции, влияющие в свою очередь на формирование современного рынка ИТ-управления бизнес-процессами в организации. Эти концепции связаны с корпоративной информационной системой управления (КИС) организации.
Основное назначение КИС — оперативное предоставление непротиворечивой, достоверной и структурированной информации для принятия управленческих решений. Такие системы образуют единое информационное пространство всей деятельности организации, которое обеспечивается соответствующими его подразделениями или отдельными людьми, выполняющими определенные функции. В их числе — финансовый отдел, сбыт и снабжение, обслуживание клиентов, складское хозяйство и логистика, производственные подразделения, отделы кадров, планово-экономические и договорные службы организации, делопроизводство, бухгалтерия и т.д. Наличие в корпоративных системах управления встроенных средств и механизмов позволяет персонифицировано контролировать выполняемые операции, а также обеспечивает своевременный доступ к информации и ее использование. В большинстве случаев топ-менеджеры видят в КИС средство улучшения достоверности и доступности данных, улучшения бизнес-процессов и процессов принятия решений, снижения затрат и повышения эффективности[12].
К основным типам систем управления бизнес-процессами относят:
1. систему управления ресурсами предприятия (Enterprise Resource Planning (ERP));
2. систему управления активами и фондами (Enterprise Asset Management (ЕАМ));
3. систему управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management (CRM));
4. систему управления цепочками поставок (Supply Chain Management (SCM)).
Система управления ресурсами предприятий (ERP) предназначена для управления и планирования производственного процесса. Главная ее задача — получение информации о текущем положении дел на предприятии для принятия оперативных решений. Системы данного класса часто ориентированы на одну или несколько отраслей и видов производства:
· серийное сборочное (электроника, машиностроение);
· мелкосерийное и опытное (авиация, тяжелое машиностроение);
· дискретное (металлургия, упаковка);
· непрерывное (нефтедобыча, газопереработка).
Имеют значение также и типы организации производственного процесса: циклическое повторное производство, производство на заказ, разработка на заказ, производство на склад и т.п. Такая специализация отражается в наборе функций системы и регламентируется наличием бизнес-модели типа производства, являющейся ядром системы и аккумулирующей рекомендации по производственному управлению. В международной практике именно ERP-системы являются одним из инструментов, обеспечивающих выживание компаний в условиях резко возросшей потребности в оперативном принятии управленческих решений, прогнозирования изменений рыночной ситуации.
Главным достоинством ERP-систем следует считать комплексность. Информация, возникающая в любом месте компании, собирается в едином хранилище данных, легко переносится из одного модуля в другой и оперативно доставляется пользователю, применяющему ее для составления отчетов, разработки и корректировки планов и т.п. ERP-системы дают возможность решить широкий спектр проблем в организации:
· неэффективное использование складских запасов и логистика;
· избыточное производство;
· высокая стоимость материалов;
· неточный расчет себестоимости и цен и др.
Система управления активами и фондами (ЕАМ) представляет собой интегрированный ориентированный на активы (фонды) подход к управлению производственной деятельностью, позволяющий организациям с большими вложениями в основные средства значительно увеличить чистую прибыль. Это новая и быстро растущая категория систем, отвечающая специфическим требованиям к технологиям капиталоемких предприятий. Под активами и фондами понимается все, что требуется для обеспечения работы организации (люди, финансы, оборудование, машины, здания, инструменты и т.д.).
ЕАМ-системы применяются в таких отраслях, как горнодобывающая промышленность, обрабатывающая промышленность, транспорт и перевозки, оборонная промышленность, а также на предприятиях по эксплуатации инженерных коммуникаций, коммунальных предприятиях, вырабатывающих, поставляющих и распределяющих газ, воду, электроэнергию и т.п. Они обеспечивают управление полным жизненным циклом активов с использованием управления прогнозированным и превентивным к техническим обслуживанием, управления материалами, кадра-ми, производственной и финансовой деятельностью. Обычно г такие системы включают следующие основные модули:
· управление производственной деятельностью, техническим обслуживанием и ремонтом;
· управление материалами;
· управление персоналом;
· управление финансами.
Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM)представляет собой новую парадигму управления взаимоотношения с потребителями в условиях высококонкурентного рынка. CRM исходит из предпосылки, что с каждым потребителем должна быть установлена постоянная связь, информация о нем должна регулярно собираться, накапливаться в хранилище данных, тщательно анализироваться. Как клиент отреагировал на рекламное письмо, доволен ли он качеством продукта (услуги), сколько дохода принес компании, как меняются его вкусы и предпочтения — ответы на эти и другие вопросы являются ценной маркетинговой информацией, позволяющей компании прогнозировать спрос на те или иные продукты (услуги), что приведет к росту доходов, получаемых с каждого покупателя. Для этого CRM-система должна быть интегрирована с внутренними ИТ-системами фирмы (ERP), а ее бизнес-процессы должны быть устроены так, чтобы обратная связь с клиентом помогала выпускать конкурентоспособные продукты (услуги).
Стратегия CRM направлена на решение трех основных задач:
· удержание клиентов;
· привлечение клиентов;
· обеспечение прибыльности по клиентам.
Известны следующие типы CRM-систем:
Таблица 9
оперативная CRM
| обеспечивает оперативный доступ к информации по конкретному клиенту в процессе взаимодействия с ним в рамках традиционных бизнес-процессов продажи и послепродажного обслуживания;
| аналитическая CRM
| обеспечивает синхронизацию разрозненных массивов данных и поиск статистических закономерностей в этих данных для выработки наиболее эффективной стратегии;
|
Продолжение таблицы 9
коллаборационная CRM
| представляет клиенту возможность непосредственного участия в процессе дизайна, производства, доставки и обслуживания продукта.
|
В настоящее время прослеживается тенденция включения функциональности CRM-компонентов в ERP-системы различного класса
Опыт показывает, что грамотное внедрение CRM позволяет:
1. сократить цикл продаж в среднем на 10—15%, в частности за счет
2. автоматизации рутинных операций;
3. снизить издержки на продажи, маркетинг и послепродажное обслуживание на 10—30%;
4. повысить эффективность маркетинговых кампаний на 5—7%.
Система управления цепочками поставок (SCM) нацелена на взаимодействие компании с поставщиками. В этих системах логистические операции рассматриваются на протяжении всего жизненного цикла изделия: от его разработки, поставки сырья и комплектующих до изготовления и сбыта продукции. В современных методиках SCM заложен комплексный подход к управлению всеми потоками материалов, услуг и информации от поставщиков сырья через предприятия и склады до конечного потребителя. При этом процесс управления осуществляется таким образом, чтобы затраты, связанные с хранением и транспортировкой сырья, материалов и готовой продукции по цепочке поставок были минимальными, т.е., как и CRM, SCM-система должна быть интегрирована с внутренней ERP, а также ERP- системой всех партнеров-смежников. В этом случае каждый из участников цепочки поставок получает доступ к информации о положении дел у смежников и соответственно сможет своевременно корректировать свои планы. Согласно расчетам западных аналитиков, уровень своевременного исполнения заказов можно повысить до 90% и более. Внедрение SCM-систем позволяет организации сократить стоимость и время обработки заказа, время выхода товара на рынок, затраты на закупки сырья и комплектующих, уменьшить складские запасы, сократить производственные затраты и в конечном счете увеличить прибыль.
Заключение
Сущность бюджетирования состоит в разработке взаимосвязанных планов производственно-финансовой деятельности организации, ее подразделений исходя из текущих и стратегических целей функционирования, контроля за выполнением этих планов, в корректирующем воздействии на отклонения от параметров их исполнения. В информационном отношении это система, интегрирующая результаты процессов планирования, учета, контроля и анализа стоимостных показателей деятельности организации.
Основная цель системы бюджетирования – повышение эффективности деятельности компании. Достигается данная цель с помощью основного инструмента гибкого управления предприятием, обеспеченного точной полной и своевременной информацией высшего руководства – бюджета.
Бюджетирование – инструмент управления предприятием, включающий в себя планирование деятельности (процесс формирования и утверждения бюджетов), контроль исполнения и анализ. В свою очередь, основой управленческой деятельности организации являются информационные технологии (ИТ). Они в значительной мере расширяют возможности эффективного управления, поскольку предоставляют в распоряжение менеджеров, финансистов, маркетологов, руководителей всех рангов новейшие методы обработки и анализа экономической информации, необходимой для принятия решений.
Информационная технология — это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных в целях сбора, хранения, обработки, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Управление современными организациями необходимо проводить на основе комплексного подхода, с использованием интегрированных информационных систем управления, в контур которых встраиваются системы поддержки принятия решений, базирующиеся на современных технологиях интеллектуального анализа данных и методах компьютерного моделирования.
Эффективность принятия управленческих решений в условиях функционирования ИТ в организациях различного типа обусловлена использованием разнообразных инструментов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
К основным типам систем управления бизнес-процессами относят:
5. систему управления ресурсами предприятия (Enterprise Resource Planning (ERP));
6. систему управления активами и фондами (Enterprise Asset Management (ЕАМ));
7. систему управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management (CRM));
8. систему управления цепочками поставок (Supply Chain Management (SCM)).
В настоящее время проблема комплексной автоматизации управленческой деятельности стала актуальной ддя каждой организации (предприятия, фирмы) вне зависимости от ее размеров, профильной ориентации, сложности иерархии управления, развитие современных информационных технологий открывает широкие возможности для совершенствования процесса управления. Так, системы поддержки принятия решений позволят менеджерам и руководителям любого уровня оперировать в процессе аналитической работы и подготовки решений не только количественными параметрами, но и оценивать и учитывать качественные стороны управленческих процедур.
Список литературы
1. Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии : учебник М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 350 с. — Серия : Основы наук.
2. Рагулин П.Г. Информационные технологии. Электронный учебник. — Владивосток: ТИДОТ Дальневост. ун-та, 2014. - 208 с.
3. Кондратова И.Г. Бюджетирование как инструмент финансового планирования // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 4.
4. Куницына Н.Н. Финансовое планирование как элемент механизма корпоративного управления // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 12;
5. Хайрулин А.Г. Анализ финансового состояния организации в условиях бюджетирования // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 9. С. 43.
6. Бирюлин Д.Ц. Постановка бюджетирования на промышленном предприятии // Финансовый менеджмент. 2014. № 4.
7. Виктор Лысковский, Начальник отдела консалтинга, к.т.н., Центр КИС, Новосибирск, http://iteam.ru/publications
8. Шаховская, В.В. Хохлов, О.Г. Кулакова. Бюджетирование: теория и практика: учебное пособие [и др.]. - М.: КНОРУС. - 400 с., 2013 год.
9. (Наумова Н. В., 2014)Н.В. Наумова, Л.А. Жарикова. «Бюджетирование в деятельности предприятия», 2014 год.
10. Ильин А.И. Планирование на предприятии. Учебное пособие в 2 ч. Ч.1 Стратегическое планирование. – Мн.: ООО «Новое знание», 2012. – с. 446
11. Пичугина Л. Технология автоматизации бюджетирования на производственных предприятиях//"Финансовая газета". 2013. - №51.
12. Кураков Л.П. Рябинина Э.Н. Агатеева Г.Л. Бюджетирование как метод управления финансовыми ресурсами: Учебное пособие. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та. 2014. – с.135
13. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. – М.: дело и Сервис, 2013. - с.185.
14. Волкова О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях: [научно-практ. изд.] – М.: Финансы и статистика, 2013. - 268 с.
15. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.-615с.
16. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры/ - М.: Финансы и статистика, 2013 – 559 с.
17. www.k-press.ru
18. https://ru.wikipedia.org (Гаврилов М. В., 2014)
19. www.bibliofond.ru Информационные технологии, Конспект лекций для студентов специальности «Автоматизированные системы обработки и управление» Составитель Б.Ш. Асанкулов, 2012 г.
(www.bibliofond.ru, n.d.)(www.bibliofond.ru, 2012)(Н., 2013)
[1] Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии : учебник М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 350 с. — Серия : Основы наук.
[2] Рагулин П.Г. Информационные технологии. Электронный учебник. — Владивосток: ТИДОТ Дальневост. ун-та, 2014. - 208 с.
[3] Кураков Л.П. Рябинина Э.Н. Агатеева Г.Л. Бюджетирование как метод управления финансовыми ресурсами: Учебное пособие. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та. 2014. – с.135
[4] Куницына Н.Н. Финансовое планирование как элемент механизма корпоративного управления // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 12
[5] www.bibliofond.ru Информационные технологии, Конспект лекций для студентов специальности «Автоматизированные системы обработки и управление» Составитель Б.Ш. Асанкулов, 2012 г.
[6] Волкова О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях: [научно-практ. изд.] – М.: Финансы и статистика, 2013. - 268 с.
[7] Волкова О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях: [научно-практ. изд.] – М.: Финансы и статистика, 2013. - 268 с.
[8] Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры/ - М.: Финансы и статистика, 2013 – 559 с.
[9] Пичугина Л. Технология автоматизации бюджетирования на производственных предприятиях//"Финансовая газета". 2013. - №51
[10] 6. Бирюлин Д.Ц. Постановка бюджетирования на промышленном предприятии // Финансовый менеджмент. 2014. № 4.
[11] Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.-615с.
[12] Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.-615с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|