Сделай Сам Свою Работу на 5

Зарубежная архитектура 1950-х - 1990-х годов.





Архитектура периода расцвета и упадка Римской империи (I-V вв.)

Гражданский характер архитектуры в императорском Риме. Сооружения, связанные с организацией зрелищ и триумфов. Императорские термы. Сопоставление терм Каракаллы и Диоклетиана.

Начало древнеримского искусства относится к периоду республики (конец VI — середина I в. до н. э.), когда были построены великолепные дороги, мосты и водопроводы. Римляне первыми стали использовать в строительстве прочный и водонепроницаемый материал - римский бетон, создали и усовершенствовали особую систему сооружения больших общественных зданий из кирпича и бетона, широко применяли наряду с греческими ордерами такие архитектурные формы, как арка, свод и купол. Имперский период наступил в конце I в. до н. э., когда Римское государство из аристократической республики превратилось вРимскую империю - мировую рабовладельческую державу, разнородную по этническому и социальному составу, сложную по хозяйственной и общественной организации. Расцвет Римской империи наступил во втором столетии. К этому времени окончательно утвердилась социально-экономическая система империи, базировавшаяся на эксплуатации рабского труда и на порабощении многочисленных покоренных народов. Первые два века ознаменовались экономическим подъемом и развитием международной торговли римских провинций, чему способствовало прекращение больших войн, строительство дорог, освоение новых морских путей сообщения. В этот период и город Рим достиг вершины своего развития. Он превратился в крупнейший мировой центр, куда стекались товары и люди со всех континентов.



Арка Константина. Арка Константина — великолепный и наилучше сохранившийся образец трехпролетной римской триумфальной арки (табл. 79, фиг. 4—6). Посвященная в 315 году и открытая в память победы Константина над Максенцием, она как бы завершает собой всю историю развития римской архитектуры, переживавшей на рубеже III—IV веков свой последний, кратковременный подъем.

Императорские термы. Наиболее сложным типом монументальных пространственных комплексов римской архитектуры являются императорские термы, сооружением которых, вместе с «хлебом и зрелищами», императоры стремились купить благорасположение римской городской массы. В наиболее замечательных из них, какими являются, например, термы Каракаллы, напоминающая Пантеон купольная ротонда объединяется с грандиозными греческими перистилями, огромные залы римских базилик — с роскошью архитектуры императорской виллы.



В 298 году император Диоклетиан принял решение выстроить в Риме термы, которые сравнились бы с термами Каракаллы. Постройка была завершена в 305 году, затем термы были освящены. Общая площадь терм равна 13 гектарам. Одновременно в термах помещалось до 3х тысяч человек. Большие сады сооружения были декорированы павильонами и фонтанами. Также термы вместили в себя зал для спортивных упражнений и библиотеку. Если сравнить термы Диоклетиана с термами Каракаллы, то в первых помещалось больше народу, но по размерам они были меньше.

Термы Диоклетиана (закончены в 306 году) были одним из величайших сооружений Рима По размерам участка они были сходны с термами Каракаллы, но превышали их размерами главного здания и вместимостью, рассчитанной на более чем 3 000 посетителей одновременно. Сюда была перенесена библиотека с форума Траяна. Здесь, как и в термах Каракаллы, была собрана масса ценных произведений искусства. Общая схема плана повторяет схему терм Каракаллы. Помещения расположены по двум осям и раскрыты анфиладами вдоль этих осей.

Архитектура Русского государства конца XV- нач. XIX вв. Сложение образов шатрового «столпообразного» храма. Церковь Вознесения в Коломенском. Покровский собор. Объемно-пространственные особенности храмов конца XVI века. Западноевропейские мотивы в русской архитектуре начала XVIII в. Российское Барокко, Ранний, Строгий и Высокий классицизм перв. трети XIX в. Творчество мастеров.



- Принятие Иваном Грозным титула «царя» и превращение России в царство было очередным этапом развития русского государства и русской архитектуры в том числе. В архитектуре данного периода продолжаются прошлые традиции, при этом в каменную архитектуру из деревянной проникает форма «шатра», что является заметным отличием в архитектуре нового периода.

- Самым известным памятником архитектуры данного периода является Храм Василия Блаженного, строительство которого продолжалось в 1554—1560 годах. Собор входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Храм Василия Блаженного, или Покровский Собор, был построен по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани, автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев. Памятник является одним из самых узнаваемых символов Москвы и России.

- Другим известным памятником данного периода является Церковь Вознесения в Коломенском, являющаяся первым каменным шатровым храмом в России. Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянскимархитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым)[2] на правом берегу Москвы-реки. В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым. Обе церкви были задуманы как небольшие придворные храмы в усадьбах московского государя. В результате новых исследований, создателем ансамбля Александровой слободы следует считать итальянца Алевиза Нового. Авторство церкви Вознесения приписывается итальянцу Петроку Малому.

Особенностью русского классицизма в архитектуре являлось эклектическое сочетание в одном произведении разностилевых элементов, отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма. В раннем русском классицизме (1760—1770 гг.) ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо, в эпохузрелого классицизма (1770—1790 гг.) появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома, ставшие образцами строительства загородных дворянских усадеб и парадной застройки российских городов. К раннему русскому классицизму относят архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, А. Ф. Кокоринова, Ю. М. Фельтена, К. И. Бланка, А. Ринальди. Архитекторы зрелой поры русского классицизма — В. И. Баженов,М. Ф. Казаков, И. Е. Старов.

В результате крупного градостроительства на рубеже XVIII—XIX веков возникли городские ансамбли центра Петербурга (А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси) иМосквы (Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьев), застраивающейся после пожара 1812 года. К этому же стилю относятся ансамбли городских центров Костромы,Твери, Ярославля.

 

 

6. Архитектура Средней Азии периода Караханидов и Тимуридов.

Минареты Калян в Бухаре, городища Бурана (Баласагун), мавзолеи Узгена и др. Кирпичный декор, резьба, монохромная роспись. Памятники Монгольского периода (мавзолей Рухабад в Самарканде). Формирование и расцвет Тимуридской архитектуры. Монументальность, увеличение масштабов, репрезентативность построек, использование полихромии. Важнейшие памятники: дворец Ак-Сарай и комплекс Доруссиадат в Шахрисабзе, мечеть Биби-ханым, мавзолей Гур-Эмир в Самарканде и др.

 

7. Мировой архитектурный процесс XX века.

Движущие силы архитектуры. Промышленная и культурная революция и их влияние на архитектуру. Изменение темпов урбанизации. Основные архитектурно-художественные тенденции XX века.

 

8Зарубежная архитектура 1890-х - 1940-х годов.

Развитие основных архитектурно-художественных тенденций периода. Авангардные и традиционалистские течения в архитектуре. Формирование и развитие стилистических систем модерна, ар-деко, неоклассицизма, конструктивизма, функционализма, модернизма.

 

Зарубежная архитектура 1950-х - 1990-х годов.

Архитектурная интерпретация особенностей социального и технического развития, мировоззренческих приоритетов отдельных стран и регионов. Эволюция архитектурной теории и концепций формообразования. Творчество мастеров.

Париж. 1889 год. Всемирная выставка, демонстрирующая новейшие достижения в науке, технике, искусстве. Территорию выставки и весь город можно осмотреть с верхней площадки 300-метровой металлической башни, сооруженной специально к открытию выставки.
Многие писатели, художники и архитекторы, поклонявшиеся канонам античности и ренессанса, резко выступили тогда против строительства башни по проекту инженера Александра Гюстава Эйфеля (1832—1923). Однако прошло немного лет, и Эйфелева башня стала эмблемой современного Парижа, а ее динамичный силуэт, изящество и мощь и сегодня никого не оставляют равнодушным.
В конце XIX в. развитие общества потребовало резкого расширения промышленного, транспортного, а также жилищного строительства, вызвало к жизни новые типы зданий: вокзалы, банки, универмаги, институты, выставочные павильоны. Появились новые конструкции из стали и железобетона, которые позволяли возводить колоссальные мосты и ангары, быстро монтировать каркасы небоскребов, создавать невиданные дотоле формы сооружений и их детали.
Нелегко было преодолеть силу традиций. Первые небоскребы появились в США еще в конце XIX в., но в какие только «одежды» их не одевали: гостиница — готический собор, банк — увеличенная до смешного итальянская вилла, универмаг — романская аркада. В эти годы начался творческий путь выдающегося архитектора-новатора Франка Ллойда Райта (1869—1959), но и он долгие годы не решался отказаться от орнамента, от скатных крыш, от громоздкой мебели. Французский архитектор Огюст Перре (1874—1954) был одним из пионеров железобетона, но формы многих его зданий стилизованы под готику или классический ордер.
В архитектуре Европы перемены начались после первой мировой войны. Передовые архитекторы, движимые гуманными стремлениями преодолеть недостаток жилья, усиленный войной, стали думать над тем, как удешевить и упростить строительство, внедрить в него методы массового промышленного производства.
Одна из наиболее ярких фигур в современной архитектуре — Шарль Эдуард Жаннере
(1887—1965), известный под псевдонимом Ле Корбюзье. Он мечтал о городах свободных и счастливых людей, но в капиталистическом обществе осуществить грандиозные гуманные замыслы он не мог. Годами Ле Корбюзье ничего не строил или строил виллы богачей, в которых мог воплотить разве что свои художественно-пространственные искания. Горожанин должен быть ближе к природе — заявлял Ле Корбюзье и проектировал многоэтажные дома, где каждая квартира имеет просторную озелененную террасу, где шум из одной квартиры не может проникнуть к соседям, где внутренние лестницы и балконы разнообразят пространство квартиры, а большая часть шкафов встроена в стены, что как бы расширяет комнаты. Такая квартира была выставлена на Всемирной выставке в Париже в 1925 г.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.