Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1.2. Теория равновесия рыночной системы





Государственное казенное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

 

Кафедра экономической теории

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

И проведению практических занятий

Дисциплина: «Макроэкономика»

Направление подготовки: 080100.62 «Экономика»

Профили подготовки: «Экономика предприятий и организаций

(таможня)», «Мировая экономика»

Квалификация выпускника: бакалавр

Москва

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

 

Кафедра экономической теории

 

  УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры (протокол от 15 мая 2012г.№26)  

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению практических занятий

 

Дисциплина: «Макроэкономика»

Направление подготовки: 080100.62 «Экономика»

Профили подготовки: «Экономика предприятий и организаций

(таможня)», «Мировая экономика»

Квалификация выпускника: бакалавр



 

Москва

Авторы:

В.Н. Кодрик, доцент кафедры экономической теории, кандидат экономических наук;

О.В. Круглова, преподаватель кафедры экономической теории

 

Ответственный за выпуск

Д.П. Бусько, и.о. заведующего кафедрой экономической теории, кандидат технических наук, старший научный сотрудник

 

Рецензенты:

И.Ю. Сергеева, профессор кафедры международных экономических отношений, кандидат экономических наук, доцент;

М.В. Бойкова, профессор кафедры управления Российской таможенной академии, кандидат педагогических наук, доцент

 

©Кодрик В.Н., Круглова О.В., 2012

©Российская таможенная академия, 2012


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

МОДУЛЬ 1. РАВНОВЕСИЕ И ДИНАМИКА РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ

Тема 1.1. Система национальных счетов как отражение процесса воспроизводства

I. Задания для самостоятельной работы

1. Объяснить сущность макроэкономического кругооборота.

2. Рассмотреть структуру и особенности построения системы национальных счетов (СНС).



3. Рассмотреть методики расчета основных макроэкономических показателей.

4. *Изучить основные макроэкономические тождества.

5. *Рассмотреть ценовые индексы.

 

II. План практического занятия

(Форма обучения: очная)

1. Макроэкономический кругооборот.

2. Взаимосвязь макроэкономических показателей в системе национальных счетов (СНС).

3. Основные характеристики макроэкономических показателей, методы их расчета и тождества.

4. Теневая экономика: причины, методы оценки и последствия. Неформальная экономика.

___________

*- задания, предназначены для студентов заочной формы обучения. Задания, необозначенные звездочкой - для студентов очной и заочной форм обучения.

 

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

Изучение темы следует начать с выяснения содержания понятия «макроэкономический кругооборот» и его соотношение с понятием «воспроизводство». Затем следует рассмотреть основные макроэкономические показатели, характеризующие процесс воспроизводства экономики, их взаимосвязь и методику расчета.

В ходе подготовки второго вопроса семинарского занятия необходимо изучить основной показатель СНС – валовой внутренний продукт. Уясните три метода расчета ВВП – производственный, суммирования доходов и суммирования расходов. Следует охарактеризовать показатель ВНД, сравнить его с ВВП. Особое внимание следует уделить понятию системы национальных счетов (СНС), как совокупности показателей, характеризующих процесс воспроизводства. Также следует рассмотреть динамику основных макроэкономических показателей в России и других странах.



При подготовке третьего вопроса практического занятия важно понять, что в ВВП, измеренном в текущих ценах, не всегда точно отражается рост валового продукта в физическом выражении. Поэтому ВВП необходимо рассчитывать не только в текущих, но и в базисных ценах. Следует уяснить понятия номинального и реального ВВП, сущность индекса дефлятора, процессов инфлирования и дефлирования. Обратите внимание, что для населения больший интерес представляет индекс потребительских цен (ИПЦ). Изучите расчет ИПЦ по методу Ласпейреса и по методу Пааше.

В заключение необходимо рассмотреть особенности теневой экономики как фактора, не поддающегося четкой оценке, но оказывающего влияние на процесс воспроизводства. Особое внимание следует уделить последствиям теневой и неформальной экономики.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник – М.: Маркет ДС, 2009.

Дополнительная литература

1. Курс экономической теории/Под ред. Чепурина М.Н. Киселевой Е.А. – Киров, 2011

2. Экономическая теория / Под ред. Г.С.Вечканов. Учебник. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник – М.: Проспект, 2009.

4. Экономическая теория / Под ред. Г.С.Вечканов. Учебник. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.

5. Курс экономической теории / Под. ред. А.В.Сидоровича. – М.: ИНФРА-М, 2007.

6. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н.Думной. – М.:КНОРУС, 2007.

7. Янбарисов Р.Г. Экономическая теория: учеб. Пособие / Р.Г. Янбарисов. – М.: Форум: – М.Инфра – М.,2009.

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем заключается национальный характер экономической системы?

2. Какие макроэкономические показатели наиболее точно характеризуют развитие экономики?

3. По каким причинам показатель ВВП не всегда точно характеризует благосостояние нации?

4. Какие особенности построения характеризуют СНС?

5. Какова роль индексов цен в измерении национального продукта?

6. Какие методики применяются для оценки уровня теневой экономики?

 

Тема 1.2. Теория равновесия рыночной системы

I. Задания для самостоятельной работы

1. Дайте общее определение понятия «макроэкономическое равновесие».

2. Рассмотрите основные параметры экономических систем, характеризующие равновесие в экономике.

3. Рассмотрите понятия общего и частичного равновесия.

4. Рассмотрите понятия совокупный спрос, совокупное предложение и факторы их определяющие.

5. Изучите взаимосвязь между величинами производства и потребления, сбережения и инвестиций.

6. *Рассмотрите модели потребительского поведения и их связь с уровнем дохода и величиной сбережения.

7. *Рассмотрите функции потребления и сбережения.

8. *Охарактеризуйте парадокс бережливости.

 

II. План практического занятия

Практическое занятие №1.

(Форма обучения: очная и заочная)

1. Понятие макроэкономического равновесия, его стабильность и причины нарушения.

2. Совокупный спрос (АD), ценовые и неценовые факторы. Кривая совокупного спроса.

3. Совокупное предложение (АS). Кривая совокупного предложения.

4. Макроэкономическое равновесие в модели АD- АS.

 

Практическое занятие №2.

(Форма обучения: очная)

1. Потребление, сбережение и инвестиции как составная часть совокупного спроса и факторы их определяющие.

2. Функции потребления и сбережения.

3. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия. Теория мультипликатора. Парадокс бережливости.

4. Макроэкономическое равновесие в модели IS-LM.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к практическому занятию

Основной задачей при изучении данной темы является рассмотрение вопроса о способности рыночного механизма обеспечивать равенство совокупного спроса и предложения при полной занятости. Обратите внимание, что классическая, а также неоклассическая теории, с одной стороны, и кейнсианская – с другой, дают различные подходы в решении этой задачи. Рассмотрите классическую модель макроравновесия, закон Сэя.

Изучая второй вопрос семинарского занятия, рассмотрите кривую АD, причины ее отрицательного наклона, ценовые и неценовые факторы. При подготовке третьего вопроса семинарского занятия рассмотрите совокупное предложение, особенности кривой АS, ценовые и неценовые факторы. Сравните интерпретации формы кривой АS в классической и кейнсианской школах: какие условия рассматриваются при построении модели, какую форму приобретает кривя и при каких условиях и пр.

Четвертый вопрос семинарского занятия предполагает уяснение сущности макроравновесия, его особенности в модели «АD –АS». В данной модели рассматриваются варианты макроравновесия и в условиях неполной занятости, и в условиях инфляции в зависимости от того, на каком участке «синтетической» кривой совокупного предложения пересекает ее кривая совокупного спроса. Рассмотрите возможные причины и последствия изменения величин совокупного спроса и совокупного предложения в модели «АD –АS», эффект «храповика». Обратите внимание на понятие шока спроса и предложения, их причины и важность стабилизационной политики государства в этот период.

Подготовку ко второму практическому занятию данной темы целесообразно начать с уяснения понятий потребления, сбережения и инвестиции как составных частей совокупного спроса. Рассмотрите понятие дохода, как фактора влияющего на динамику потребления и сбережений. Изучите функции потребления и сбережения, предельной склонности к потреблению и сбережению, средней склонности к потреблению и сбережению. В рамках данного вопроса обратите внимание на модели потребительского поведения и вклад в разработку этой проблемы таких ученых как С. Кузнец, И. Фишер, Ф. Модельяни, М. Фридмен.

Вопросы практического занятия раскрывают особенности макроэкономического равновесия в модели «совокупные доходы – совокупные расходы» или кейнсианский крест. Обратите внимание, что макроэкономическое равновесие в этой модели может не совпадать с уровнем потенциального ВВП. Рассмотрите автономные компоненты совокупных расходов. Проанализируйте макроэкономическое равновесие в модели с учетом государственных расходов и чистого экспорта. Изучите альтернативное изображение модели «кейнсианский крест»: «сбережения-инвестиции».

При подготовке третьего вопроса стоит отметить, что принцип мультипликатора был впервые описан английским экономистом Р.Каном в 1931г. Следует рассмотреть влияние автономных инвестиций на рост национального дохода. Тем самым будет исследован мультипликатор автономных расходов. Мультипликатор может действовать как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения выпуска. Обратите внимание, что теоретически концепция мультипликатора помогает глубже уяснить проблемы равновесия, связанные с соответствием между инвестициями и сбережениями. Отсутствие равновесия между планируемыми инвестициями и сбережениями может привести к двум ситуациям: инфляционному и дефляционному разрыву. Также следует рассмотреть парадокс бережливости, обратив внимание на то, что эта ситуация возможна только в условиях неполного использования ресурсов. В заключение отметим, что следующим шагом в познании макроэкономической теории должно стать выяснение причин и форм проявления макроэкономической нестабильности.

В заключение уясните особенности построения кривых модели «IS-LM». Обратите внимание на понятие процентной ставки как связующего звена денежного и товарного рынков, а также на ее взаимосвязь с доходом. Изучите понятие эффективного спроса.

 

IV.Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник – М.: Маркет ДС, 2009.

Дополнительная литература

1. Курс экономической теории/Под ред. Чепурина М.Н. Киселевой Е.А. – Киров, 2011

2. История экономических учений /Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.

3. Курс экономической теории / Под. ред. А.В.Сидоровича. – М.: ИНФРА-М, 2007.

4. Янбарисов Р.Г. Экономическая теория: учеб. Пособие / Р.Г. Янбарисов. – М.: Форум: – М.Инфра – М.,2009.

5. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учеб.пособие/ А.А.Никифоров, О.Н.Антипина, Н.А. Миклашевская; под общ. ред. А.В.Сидоровича.- М.Издательство» Дело и сервис», 2008.

6. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н.Думной. – М.:КНОРУС, 2007.

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какую функциональную зависимость выражает кривая совокупного спроса?

2. Какие неценовые факторы воздействуют на совокупный спрос?

3. В чем заключаются специфика кривой совокупного предложения?

4. В каких пределах может меняться объем реального ВВП на каждом из отрезков кривой совокупного предложения?

5. В чем принципиальное отличие кейнсианской модели экономического развития от классической?

6. Что такое шоки спроса и предложения, каковы их причины и последствия?

7. Что характеризуют средние и предельные склонности к потреблению и сбережению и как они влияют на совокупный спрос?

8. В чем заключаются особенности построения модели «IS-LM»?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.