СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Утверждено постановлением Госкомстата Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 130)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности», Временным положением о Государственном комитете Российской Федерации, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 апреля 1991г. № 1117-1 и во исполнение постановления Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая 1992 г. № 2762-1 «О порядке введения в действие закона Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности».
В соответствии со статьей 28 закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность и представляет на их основе государственным органам информацию, необходимую для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации.
Положение регламентирует порядок представления государственных статистических отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, соответствующим региональным органам государственной статистики и в другие адреса, предусмотренные на бланках форм государственной статистической отчетности, предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями, независимо от их форм собственности, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью.
П. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ, ПОРЯДОК ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
1. Государственная статистическая отчетность включает все виды статистических наблюдений (регулярные и периодические отчеты, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные, анкетные, социологические, монографические обследования и т.д.), формы и программы которых, а также инструкции по их заполнению, утверждены Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, или по согласованию с ним органами государственной статистики республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, гг. Москвы и Санкт-Петербурга.
2. Состав и методология исчисления показателей, круг субъектов, представляющих государственную статистическую отчетность, адреса, сроки и способы ее представления, которые указываются на бланках форм и в инструкциях по их заполнению, являются обязательными для всех отчитывающихся субъектов и не могут быть изменены без санкции утвердившего эти формы статистического органа.
3. На этапе государственной регистрации (перерегистрации) предприятия, учреждения, организации, объединения, независимо от их формы собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, представляют в органы государственной статистики учредительные документы для присвоения идентификационных кодов, определения классификационных признаков на основании общероссийских классификаторов технико-экономической информации для включения в единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) и отражения в государственной статистической отчетности.
При реорганизации или ликвидации предприятия, учреждения, организации, объединения представляют органам статистики государственную статистическую отчетность за период своей деятельности в отчетном году до момента ликвидации на бланках форм годовой отчетности, а также нормативные акты о своей реорганизации или ликвидации для внесения изменений в ЕГРПО.
4. Статистические показатели государственной статистической отчетности, в том числе составляющие государственную, военную и коммерческую тайну, представляются органам государственной статистики и в другие адреса, предусмотренные на бланках форм государственной статистической отчетности, в соответствии с установленным порядком бесплатно.
Статистическая информация закрытого характера представляется органам государственной статистики в порядке, обеспечивающем сохранение государственной и военной тайны.
5. Государственная статистическая отчетность, сбор и обработка которой осуществляется в системе министерств, ведомств, концернов и других объединений, представляется органам государственной статистики по программе и в сроки, установленные для них Госкомстатом России.
6. Датой представления государственной статистической отчетности для одногородних предприятий, учреждений, организаций, объединений и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, считается день фактической передачи ее по принадлежности, а для иногородних - дата отправления, обозначенная в штемпеле почтового предприятия.
Для одногородних предприятий и организаций почтовые отправления не допускаются.
7. Нарушением сроков представления государственной статистической отчетности является опоздание, длящееся до одних суток, а опоздание, длящееся более одних суток, рассматривается как ее непредставление.
8. Искажением отчетных данных считается неправильное их отражение в государственной статистической отчетности, допущенное как в результате умышленных действий должностных лиц с целью сокрытия доходов и в других корыстных целях, так и вследствие нарушения действующих инструкций и методических указаний по составлению государственной статистической отчетности, а также арифметических ошибок.
III. ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ПОРЯДКА
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
9. В соответствии с законом Российской Федерации «Об ответственности за нарушения порядка предоставления государственной статистической отчетности», руководители и другие должностные лица, подписывающие отчет, несут административную ответственность за непредставление отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, искажение отчетных данных или нарушение сроков представления отчетов.
10. Дела об административных правонарушениях, перечисленных в п. 9 данного Положения, рассматривают Председатель Государственного комитета Российской Федерации по статистике и его заместители, руководители республиканских (республик в составе Российской Федерации), краевых, областных, автономной области, окружных, Московского городского, Санкт-Петербургского комитетов и управлений статистики и их заместители, начальники районных и городских отделов статистики.
11. При выявлении министерствами, ведомствами, концернами и другими объединениями, указанными в пункте 5 настоящего Положения, фактов нарушений порядка представления государственной статистической отчетности они имеют право вносить органам государственной статистики предложения о привлечении нарушителей к административной ответственности.
12. Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется кодексом РСФСР об административных правонарушениях и законодательством республик в составе Российской Федерации.
13. Административное взыскание налагается с учетом характера совершенного правонарушения, степени вины, имущественного положения правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.
14. При установлении фактов нарушения порядка представления государственной статистической отчетности работники органов государственной статистики составляют протоколы о совершении административного правонарушения.
Протоколы подписываются лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение. В случае отказа подписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания, а также изложить мотивы отказа его подписания. Отказ от подписания протокола не является основанием для прекращения производства по делу. Протокол вместе со всеми материалами проверок передается руководителю органа государственной статистики, который рассматривает их не позднее чем в пятнадцатидневный срок. Один экземпляр протокола передается лицу, нарушившему порядок представления статотчетности. Протоколы должны быть зарегистрированы в книге учета.
Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлеченного к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено только в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела по уважительным причинам.
15. По результатам рассмотрения дела руководитель органа государственной статистики выносит постановление, которое объявляется немедленно. Постановление подписывается и заверяется гербовой печатью.
Копия постановления вручается или в течение 3 дней высылается заказной почтой с уведомлением о вручении лицу, в отношении которого оно вынесено. Корешок постановления направляется в налоговую службу для принятия мер по взысканию штрафа в случае его неуплаты в пятнадцатидневный срок со дня вручения нарушителю постановления о наложении штрафа.
16. Постановление о наложении административного взыскания выносится не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.
Постановление о наложении административного взыскания может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения начальнику вышестоящего органа государственной статистики или в районный (городской) суд, решение которого является окончательным.
Руководитель вышестоящего органа государственной статистики проверяет законность и обоснованность постановления и принимает одно из следующих решений:
• оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения;
• отменить постановление и прекратить дело;
• отменить постановление и направить материалы на новое рассмотрение;
• изменить размер штрафа в сторону его уменьшения.
17. Постановление органа государственной статистики по делу об административном правонарушении является исполнительным документом и обязательно для исполнения всеми должностными лицами. Штраф уплачивается нарушителем в учреждение банка не позднее 15 дней со дня получения постановления или со дня уведомления его об оставлении жалобы на постановление без удовлетворения. Органу государственной статистики предъявляется квитанция об уплате штрафа.
18. В случае представления искаженных статистических данных, повлекших необходимость исправления итогов сводной отчетности, органы государственной статистики имеют право взыскивать с предприятий, учреждений, организаций, объединений возникший в результате этого ущерб.
Дополнительные работы по исправлению итогов сводной отчетности оформляются актом выполненных работ, где указывается сумма произведенных затрат, т. е. нанесенного ущерба.
В соответствии с Положением о претензионном порядке урегулирования споров, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. № 3116, в адрес предприятий, учреждений, организаций, объединений, представивших искаженные данные, направляется претензия, к которой прилагается копия акта выполненных работ и другие документы, необходимые для урегулирования спора.
В случае отказа предприятия, учреждения, организации, объединения добровольно возместить нанесенный ущерб взыскание производится через арбитражный суд.
4. Общие положения и состав статистической отчетности.
Государственная статистическая отчетность представляется предприятиями по формам, утвержденным Госкомстатом РФ или по согласованию с ним органами государственной статистики республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Статистическая отчетность предприятия регламентируется формой Федерального государственного статистического наблюдения № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности предприятия» (утв. постановлением Госкомстата РФ от 26 декабря 2000 г. № 130). Форма № 1-предприятие состоит из 10 разделов.
Раздел I «Общие сведения о юридическом лице». В этом разделе указываются дата создания имущественного комплекса, составляющего основу данного предприятия; дата государственной регистрации юридического лица; дата начала выпуска товаров и услуг имущественным комплексом; дата приватизации предприятия.
Раздел II «Распределение уставного капитала (фонда) между акционерами (учредителями)». В данном разделе предприятия показывают величину уставного фонда на конец отчетного года и его распределение по акционерам.
Раздел III «Взносы иностранных юридических и физических лиц в уставный капитал по странам-партнерам». В нем показываются общая сумма вкладов иностранных юридических и физических лиц (если в уставном капитале предприятия есть иностранный капитал); данные по каждой стране-партнеру.
Раздел IV «Организационная структура юридического лица». Здесь указываются общее количество территориально-обособленных подразделений (включая головное), входящих в состав юридического лица; количество подразделений, расположенных на территории других, чем головное предприятие, субъектов РФ; количество подразделений, имеющих статус филиала; количество дочерних обществ данного юридического лица.
Раздел V «Сведения о производстве и отгрузке товарову работ и услуг». В этом разделе отражается объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами. Объем отгруженных (переданных) товаров представляет собой стоимость тех товаров, которые фактически отгружены (переданы) в отчетном периоде на сторону (другим юридическим и физическим лицам), включая товары, сданные по акту заказчика на месте, независимо от того, поступили деньги на счет продавца или нет. Здесь показываются также стоимость товаров собственного производства, проданных населению в порядке розничной торговли; объем отгруженных товаров, приобретенных на стороне для целей перепродажи; продукция собственного производства, проданная своим подразделениям; оборот общественного питания.
Раздел VI «Затраты на производство и реализацию товарову работ и услуг». В нем отражаются стоимость поступивших за весь отчетный год сырья, материалов, топлива, энергии, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий; плата за аренду основных средств; стоимость неоплачиваемых переработанных сырья и материалов заказчика.
Раздел VII «Инвестиционная деятельность». В этом разделе отражаются инвестиции в основной капитал: затраты на новое строительство, реконструкцию, приобретение оборудования и т. д.; инвестиции в нематериальные активы — лицензии, права пользования земельными участками, товарные знаки и т. д.
Раздел VIII «Виды экономической деятельности в отчетном году». В нем приводятся данные о средней численности работников; данные о начисленном фонде заработной платы; данные о выпуске товаров и услуг; отражаются инвестиции в новые основные средства в целом и по каждому виду деятельности.
Раздел IX «Сведения о территориально обособленных подразделениях юридического лица». Здесь приводятся данные о головном и других территориально обособленных подразделениях юридического лица с указанием их наименования, местонахождения.
Раздел X «Производство и отгрузка по видам продукции в целом по предприятию». Данные этого раздела приводятся юридическим лицом суммарно по всем его территориально обособленным подразделениям, кроме тех, что расположены на территории других субъектов РФ. Подразделения, расположенные на территории других субъектов, представляют данные этого раздела в статистические органы по месту своего нахождения. Здесь приводятся сведения о производстве, отгрузке и остатках по каждому виду произведенной данным предприятием продукции, по каждому виду проданных в розничной торговле и оптовой торговле товаров; данные о продукции, поставляемой на экспорт.
Статистическую форму № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности предприятия» представляют юридические лица всех форм собственности. В эту форму включаются сведения по всем подразделениям данного юридического лица независимо от их местонахождения.
Дочерние и зависимые хозяйственные общества представляют форму на общих основаниях, т. е. основное хозяйственное общество не включает в данную форму сведения по своим дочерним и зависимым обществам. Временно не работающие организации, на которых в течение части отчетного периода имели место производство товаров и услуг или инвестиционная деятельность, форму представляют на общих основаниях с указанием времени, в течение которого они не работают.
Данные за соответствующий период прошлого года, приведенные в форме за отчетный год, должны совпадать с данными формы, представленной за этот же период в прошлом году, кроме случаев реорганизации юридического лица или уточнения данных за прошлый год. Все случаи расхождения данных за один и тот же год, но приведенные в разных формах, должны быть объяснены в пояснении к форме. Если в отчетном году имели место реорганизация, изменение структуры юридического лица, то данные за предыдущий год в форме приводятся исходя из новой структуры юридического лица, принятой в отчетном периоде.
В адресной части формы указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках — краткое наименование. По строке «Адрес юридический» указывается наименование территории, юридический адрес с почтовым индексом. Если фактический адрес не совпадает с юридическим, то указывается также почтовый адрес, по которому фактически находится юридическое лицо.
Кодовая часть заполняется отчитывающейся организацией в соответствии с общероссийскими классификаторами на основании информационного письма органов государственной статистики о включении предприятия в Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования.
Принципы регулирования статистической отчетности в России. Состав и методология исчисления показателей статистической отчетности, адреса, сроки и способы ее представления являются обязательными для всех отчитывающихся предприятий, постановлением Госкомстата России от 14 августа 1992 г. № 130 утверждено Положение о порядке представления государственной статистической отчетности в Российской Федерации.
Данный документ регламентирует порядок представления государственных статистических отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, соответствующим региональным органам государственной статистики и в другие адреса, предусмотренные на бланках форм государственной статистической отчетности всеми предприятиями независимо от их форм собственности.
Статистическая отчетность должна быть представлена в соответствующие адреса не позднее даты, установленной для ее представления, указанной на самом бланке отчетности. Для иногородних предприятий датой представления считается день фактической ее передачи по принадлежности, а для иногородних — дата отправления, обозначенная на штемпеле почтового предприятия. Для иногородних предприятий почтовые отправления не допускаются.
Если предприятие представило отчетность с опозданием до одних суток, то такое опоздание рассматривается как нарушение сроков представления отчетности, а если задержка в представлении составила более одних суток, то такое опоздание рассматривается как непредставление отчетности.
Ответственность за нарушение представления статистической отчетности предусмотрена Законом РФ «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» от 13 мая 1992 г. № 2761-1. При непредставлении отчетов и других данных, искажении отчетных данных или нарушении сроков представления отчетов на руководителей предприятий и других должностных лиц может быть наложен штраф в размере от трехкратного до восьмикратного установленной Законом минимальной месячной оплаты труда или вынесено предупреждение, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — в виде штрафа от восьмикратного до десятикратного установленного Законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Помимо административной ответственности, налагаемой на руководство, предприятие возмещает органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности.
Дополнительные работы по исправлению итогов сводной отчетности оформляются актом выполненных работ, где указывается сумма произведенных затрат (нанесенного ущерба). В соответствии с Положением о претензионном порядке урегулирования споров, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. № 3116, в адрес предприятий, представивших искаженные данные, направляется претензия, к которой прилагаются копия акта выполненных работ и другие документы для урегулирования спора. Если предприятие отказывается добровольно возместить нанесенный ущерб, то его возмещение производится через арбитражный суд.
Искажением отчетных данных считается их неправильное отражение в отчетности, допущенное в результате умышленных действий должностных лиц с целью сокрытия доходов и в других корыстных целях, вследствие нарушения действующих инструкций и методических указаний по составлению статистической отчетности, а также арифметических ошибок.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|