Сделай Сам Свою Работу на 5

Техника активного слушания имеет свои правила ведения беседы





Общие правила эффективного общения.

1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того, что бы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свою критику и видеть позитивную сторону общения с ребенком.

2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться.

3. Снизьте контроль. Он редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное планирование способа деятельности.

4. Поддерживайте ребенка. В отличие от награды, поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не допускает успеха.

5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки - свои и ребенка. В следующий раз вы будете лучше знать, как поступить в подобной ситуации.

6. Демонстрируйте взаимное уважение. Родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

 

Я-СООБЩЕНИЕ

Многие сообщения, которые взрослые посылают детям, содержат слово «Ты»:

«Ты не должен так делать»- это сообщение обижает и заставляет ребенка чувствовать себя несчастным.



Формула «Я - сообщение» показывает, какие чувства у вас вызывает поведение ребенка. Например: «Мне не нравится, что игрушки разбросаны по полу».

Высказывания в форме «Я - сообщений» более эффективны потому, что они реализуют доверие и уважение и позволяют ребенку сохранить хорошее самочувствие.

 

Как строить «Я – сообщение»

Конструкция «Я – сообщение» включает в себя три ступени:

1. Безоценочное описание поведения ребенка: «Когда по всей квартире разбросаны твои вещи…»

2. Указание на то, каким образом поведение ребенка мешает взрослому «…я вынуждена убирать их на место…»

3. Характеристика чувств, испытываемых при этом взрослым «…и мне совершенно не нравится брать на себя эту обязанность».

Не обязательно жестко придерживаться этой последовательности, в ряде случаев можно построить сообщения так: «Я очень расстроена твоим поведением» или «из-за шума я совершенно не слышу, что мне отвечают, и это раздражает меня».



ТЕХНИКА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

 
 


По технике активного слушания начинать разбираться в

проблеме нужно с отражения эмоций ребенка и облачения их

в словесную форму. Таким образом, на заявление ребёнка

«Я больше не буду дружить с Димой» родителям нужно сначала

повторить сказанное им, подтверждая, что ребёнок был услышан:

«Не хочешь больше с ним дружить», а затем обозначить

эмоцию, которую испытывает ребенок по этому поводу:

«Ты обиделся на него». Именно такой утвердительный ответ даст

понять ребёнку, что его готовы выслушать и ему захочется продолжить обсуждение этой проблемы.

 

Техника активного слушания имеет свои правила ведения беседы

1. Если вы готовы выслушать ребёнка, повернитесь к нему лицом так, что бы ваши глаза находились на одном уровне с глазами ребёнка.

 

2. Когда вы повторяете со слов ребёнка, что произошло и обозначаете его чувства по этому поводу, следите за тем, чтобы малышу не показалось, что его передразнивают. Говорите естественным, спокойным голосом, используйте другие слова с тем же смыслом.

3. В процессе разговора старайтесь воздерживаться от своих соображений и замечаний и старайтесь выдерживать паузы после ответов ребёнка. Не торопите ребёнка, дайте ему возможность обдумать свои переживания и собраться с мыслями. Если ребёнок смотрит в сторону, вдаль или «внутрь», то подержите паузу, потому что в этот момент в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа.

 

Избегайте моментов, которые мешают активному слушанию:

ü выспрашивание, использование догадок, интерпретации;



ü советы и готовые решения;

ü приказы, предостережения, угрозы;

ü критика, оскорбление, обвинения, высмеивание;

ü нравоучения, чтение нотаций;

ü сочувствие на словах, уговоры;

ü отшучивание, уход от разговора.

Результаты применения родителями техники активного слушания ребёнка:

1. Отрицательное переживание ребенка ослабевает, а положительные переживания усиливаются по принципу: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.

2. Убеждение ребёнка в том, что взрослый готов его слушать, порождает желание разговаривать со взрослым и рассказывать о себе.

3.Проговаривание и обдумывание проблемы, которое происходит в процессе ответа ребёнка на вопросы взрослых, помогает ему самому найти подходящее решение.

Успехов Вам!

 

 

МЕТОД АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

 

 

 

Чтобы научиться хорошо понимать своего ребёнка, нужно научиться его слушать. Если у вас нет времени или желания выслушать то, что ребёнок хочет вам сказать, не стоит даже начинать, считают психологи. Чтобы наладить контакт ребёнка с родителями, последним нужно научиться настраиваться на ребенка как на партнера по общению всякий раз, когда он хочет поговорить, уделять особое внимание ребёнку и его проблеме, уметь поставить себя на его место. Психологи советуют использовать технику активного слушания в общении с детьми, что поможет избежать недопонимания и недоверия.

В основе техники активного слушания лежит понимание состояния ребёнка, возвращение ему его же информации и обозначение связанных с ней эмоций. Ведь ребёнку очень важно, чтобы родители понимали, что он чувствует, а не просто разбирались в ситуации, выясняя произошедшие события и факты.

По технике активного слушания начинать разбираться в проблеме нужно с отражения эмоций ребенка и облачения их в словесную форму. Таким образом, на заявление ребёнка «Я больше не буду дружить с Димой» родителям нужно сначала повторить сказанное им, подтверждая, что ребёнок был услышан: «Не хочешь больше с ним дружить», а затем обозначить эмоцию, которую испытывает ребенок по этому поводу: «Ты обиделся на него». Именно такой утвердительный ответ даст понять ребёнку, что его готовы выслушать и ему захочется продолжить обсуждение этой проблемы. Видя расстроенный вид малыша, можно просто утвердительно сказать «Что-то случилось» и тогда ребёнку будет проще начать свой рассказ.
В то время как, вопросы «Что случилось?» и «Почему ты на него обиделся?» не несут в себе чувства сопереживания, показывая интерес родителей к событиям, а не к эмоциям ребёнка, который остаётся один на один со своими чувствами. К тому же на вопрос «Что случилось?» расстроенный ребёнок может ответить «Ничего» и разговора не получится.
Когда контакт ребёнка с родителями налажен, а ребёнок понимает, что его чувства не безразличны взрослым, он настраивается на беседу. Дальнейшее выяснение обстоятельств строится на вопросах взрослого и ответах ребёнка. В процессе такого разговора ребёнок проговаривает проблему и сам находит пути её решения.


Техника активного слушания имеет свои правила ведения беседы.
1. Если вы готовы выслушать ребёнка, повернитесь к нему лицом так, что бы ваши глаза находились на одном уровне с глазами ребёнка.

2. Когда вы повторяете со слов ребёнка, что произошло и обозначаете его чувства по этому поводу, следите за тем, чтобы малышу не показалось, что его передразнивают. Говорите естественным, спокойным голосом, используйте другие слова с тем же смыслом.

3. В процессе разговора старайтесь воздерживаться от своих соображений и замечаний и старайтесь выдерживать паузы после ответов ребёнка. Не торопите ребёнка, дайте ему возможность обдумать свои переживания и собраться с мыслями. Если ребёнок смотрит в сторону, вдаль или «внутрь», то подержите паузу, потому что в этот момент в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа.

4. Избегайте моментов, которые мешают активному слушанию:

выспрашивание, использование догадок, интерпретации;

советы и готовые решения;

приказы, предостережения, угрозы;

критика, оскорбление, обвинения, высмеивание;

нравоучения, чтение нотаций;

сочувствие на словах, уговоры;

отшучивание, уход от разговора.

Результаты применения родителями техники активного слушания ребёнка:

Отрицательное переживание ребенка ослабевает, а положительные переживания усиливаются по принципу: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.

Убеждение ребёнка в том, что взрослый готов его слушать, порождает желание разговаривать со взрослым и рассказывать о себе.

ü Проговаривание и обдумывание проблемы, которое происходит в процессе ответа ребёнка на вопросы взрослых, помогает ему самому найти подходящее решение.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.