Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие понимания звуковых значений букв





В теории русского письма звуковое значение букв и заместительное употребление букв, или, иначе, главное и второстепенное значение букв, стали разграничиваться далеко не сразу. Так, у М. В. Ломоносова в его "Российской грамматике" одна из глав наставления "О чтении и правописании российском" называется "О произношении букв российских". В этой главе Ломоносов фактически излагает основы орфоэпии, перемежая их указаниями на звуковое значение букв. Оба эти плана у него смешаны. Например, Ломоносов пишет:

§ 100 "О буквах ю и я выше показано, что они без предыдущей сопряженной с ними в один склад согласной, двугласных силу имеют".

§ 103 "Буквы з, с, т в предлогах произносятся как им последующие и с ними сливаются: съ шумомъ, изъ шерсти, отъ червей, съ жилами выговаривают: шшумомъ, ишшерсти, оччервей, жжилами"3.

В § 100 у Ломоносова излагаются положения, связанные с графикой, а в § 103 - связанные с орфоэпией.

Нельзя не отметить и того, что произносятся звуки, а не буквы, как об этом говорится у Ломоносова. Правильное разграничение букв и звуков стало возможным лишь после специальных исследований, посвященных теории письма и звуковой речи. Такого рода исследования появились в России и на Западе лишь во второй половине XIX в.



В частном вопросе о звуковых значениях русских букв и двояком к нему подходе примечательны были две работы: Д. Н. Ушакова "Русское правописание. Очерк его происхождения, отношения его к языку и вопроса о его реформе" и книга И. А. Бодуэна де Куртенэ "Об отношении русского письма к русскому языку".

Теория русского письма у Бодуэна де Куртенэ и Д. Н. Ушакова разрабатывается по-разному, и в частности, различались их взгляды на звуковые значения букв. Бодуэн де Куртенэ не говорил о звуковом значении /а/ у буквы о и т.п. Буквы, употребленные вместо требуемых по произношению (например, о вместо а), он называл "графическими субститутами" (т.е. заменителями, от лат. substitution- поставленное взамен)1. Говоря об употреблении одной буквы вместо другой (о вместо а, б вместо п и т.д.), а не о второстепенных звуковых значениях букв, Л. В. Щерба развивает указанную мысль Бодуэна де Куртенэ.



Д. Н. Ушаков, рассматривая правописание в соотношении с произношением, считает, что любые звуки, которые могут быть произнесены на месте тех или иных букв, это есть звуковые значения этих букв. В одной из глав все, что говорилось им о звуковых значениях букв, он обобщает в своде табличного характера. Глава, содержащая этот свод, озаглавлена "Звуковое значение букв"2. Фактически в этой таблице детально описаны нормы московского литературного произношения.

О том, что в центре внимания Д. Н. Ушакова находятся детализированные нормы произношения, свидетельствует и его особое примечание, заключающее таблицу:

"В этой и предшествующей главах мне постоянно приходилось ссылаться на правильное, т.е. общепринятое, произношение, а таким является московское литературное. В школе необходимо наряду с обучением правописанию (орфографии), - что у нас есть везде, - также обучение и правопроизношению (орфоэпии), чего у нас, кажется, нигде нет; можно даже встретиться с таким мнением, будто наиболее правильно произносить так, как пишется"3.

А. Н. Гвоздев, вслед за Д. Н. Ушаковым, принимает положение о звуковых значениях букв, считая, однако, что для графики особенно важно установить основные значения букв. Поэтому в своей таблице он разделил звуковые значения букв на главные и второстепенные.

Для иллюстрации приведем начало таблицы А. Н. Гвоздева1.

 

Буквы

Главное значение букв

Второстепенное значение букв

 

А

а - мал

ы (а, е, и, ы) - шары (шыры́), ср.: шести(шыс'т'и́), широк, (шыро́к), сырой;

 

и (а, е, и) - щавель (ш'ш'ив'е́л'), ср.: щепать(ш'ш'ипа́т'), щипать (ш'ш'ипа́т');



 

ъ (а, о, ы) - сёлам (с'о́лъм), ср.: полом (по́лъм),белым (б'е́лъм)

 

Б

б - был

 

б' - бей (б'ей)

п (б, п) - дуб (пуп), ср.: суп;

 

п' (б', п')- дробь (дроп'), ср.: топь (топ')

 

Выделение главного и второстепенного значений букв, а в основном постоянное подчеркивание того, что для графики определяющими являются главные значения букв, - это уже шаг вперед по сравнению с концепцией Д. Н. Ушакова.

В таблице А. Н. Гвоздева дана еще одна линия, важная для теории орфографии. В графе второстепенных значений у каждой буквы в скобках им указывается, какими другими буквами может быть обозначен этот же звук2. При этом ученый справедливо указывает: "Для понимания возможностей этих замен следует иметь в виду живые фонетические законы, свойственные русскому литературному языку"3.

Эта линия, несомненно, перспективна для дальнейших исследований по теории орфографии.

Новое истолкование звуковых значений букв дает А. И. Моисеев4. Он выделяет три типа звуковых значений букв: алфавитные, графические и орфографические. Алфавитные значения - это те, которые отражены в их названии:

буква А: название - "а", значение /а/

буква Я: название - "я", значение /йа/

буква Б: название - "бэ", значение /б/ и т.п.

Звуковые значения букв типа я, когда они используются в качестве "смягчающих", т.е. значения типа /'а/, называются А. И. Моисеевым графическими, поскольку они проявляются только в буквосочетаниях типа бя. Графическими по этой же причине называются им и звуковые значения букв типа б, когда они обозначают мягкие согласные, т.е. значения типа /б'/.

Таким образом, основные (главные) звуковые значения букв, по А. И. Гвоздеву, у А. И. Моисеева распадаются на алфавитные и графические. Орфографическими значениями букв последний называет те значения, которые И. А. Бодуэн де Куртенэ и Л. В. Щерба считали заместительным употреблением букв, а А. Н. Гвоздев - их второстепенными значениями.

Название "орфографические значения" удачно в том отношении, что оно хорошо подчеркивает истоки появления у букв так называемых второстепенных значений. Этими значениями буквы, действительно, обязаны орфографии. Именно по правилам орфографии пишется буква о для обозначения /а/ в слове вода, буква б в слове дуб для обозначения /п/ и т.п. Такие написания условны, но социально приняты и применяются для сохранения графического единообразия морфем (морфологический принцип орфографии).

Однако название "орфографические" оправдано только в ряду названий: алфавитные - графические - орфографические. Если же считать и графические значения букв основными, главными, то название "орфографические" сразу же выпадает из этого ряда как неоднородное с ними.

Вслед за Бодуэном де Куртенэ считаем, что те звуковые значения букв, которые сейчас обычно принято называть основными, присущи уже самому алфавиту, они "заданы" в нем. Исходя именно из этого положения Бодуэна де Куртенэ, Н. Ф. Яковлев вывел математическую формулу рационального построения алфавита (см. выше, с. 39).

По Н. Ф. Яковлеву, как нам представляется, и второе основное звуковое значение букв приписывается уже алфавиту (т.е. значение /б'/ букве б, значение /'а/ букве я и т.д. Оно тоже "задано" в нем. Знаменательно в этом отношении суждение А. И. Моисеева: "...функция... указания на мягкость предшествующего согласного у букв я, е, ё, ю едва ли не основная: без нее вообще не нужны были бы особые буквы, отличные от букв типа а"1. Это высказывание можно понять "в ключе Н. Ф. Яковлева": без букв типа я в значении /ьа/ в русском письме обойтись нельзя, а без их алфавитного слогового значения /йа/ обойтись можно, т.е. можно не употреблять буквы типа я в значении /йа/, а писать йа, йу, йе, йо.

Логическим продолжением "линии" Н. Ф. Яковлева и приведенного высказывания А. И. Моисеева может быть заключение, что и первое (первичное) основное значение буквы, и второе (вторичное) основное значение буквы являются алфавитными. Оба эти алфавитные звуковые значения являются потенциальными, т.е. еще не реализованными значениями знаков алфавита как системы. В тексте же потенциальное значение знака актуализируется и становится реализованным.

В 1985 г. оригинальное понимание звуковых значений букв предложил В. Ф. Мейеров1.

Представим его схему:

Алфавитное значение букв предопределено самим алфавитом. В основном это значения тех букв, которые закреплены за сильными позициями звуков - гласных и согласных: сон, звал, куры и т.п. Сюда же относится "йотовое" значение букв я, ю, е, ё (ель, ёж, юг, яр), т.е. те случаи, когда они обозначают "йот + гласный" (буквы-силлабемы, - называет их автор).

Ориентированным В. Ф. Мейеров называет такое значение букв, которое, будучи перестроенным, сохраняет с алфавитным значением общие компоненты звучания. Это либо соотносительные значения, например, значения букв-силлабем, утративших способность обозначать йот и превратившихся в знаки только гласных фонем (мель, лёжа, люк, маляр), или значения букв для твердых согласных, используемых для обозначения их мягких коррелятов (ср.: мель, но мэр; лёжа, но ложа; люк, но лук; маляр, ноларь).

Вторая разновидность ориентированного значения буквы - это близкое к алфавитному значение: безударный звук /а/ у буквы а, звук /с/ в слабой позиции у буквы с и т.п. (сарай, морс, тоска). Такие значения очень близки к ударному /а/ и звуку /с/ в сильной позиции (срам), т.е. к алфавитным значениям тех же букв.

Неалфавитное значение букв противопоставлено всем остальным как не имеющее общих компонентов звучания с алфавитным значением. Это "чужое" для данной буквы звучание, для которого в алфавите есть собственная буква, в силу различных причин не использующаяся. Ср.: г/a/pa - горагараж), ло/т/ка - лодкалатка) и т.п.1

Наиболее уязвимым в трактовке В. Ф. Мейерова является звуковое значение "близкое к алфавитному". Почему значение буквы с в слове морс лишь близкое к алфавитному? Только потому, что звук /с/ в этом слове отличается от звука /с/, например, в слове сад? Но ведь звук /с/ в слове сад отличается и от звука /с/ в слове суд. Если логически продолжить линию В. Ф. Мейерова, то и для этих разных оттенков /с/ в словах сад и суд тоже надо вводить какую-то дифференциацию в тип звукового значения буквы с. Это уже чисто фонетический путь.

Для трактовки звуковых значений букв в плане типологии письма достаточен фонемный уровень. Представляется, что значения букв "близкие к алфавитному" - для теории письма - это просто алфавитные значения.

Термин же "соотносительное с алфавитным значение" (для букв типа б /б'/ и типа я /'а/), на наш взгляд, перспективен.

Заканчивая освещение теории звуковых значений букв, сделаем несколько дополнительных замечаний о второстепенных значениях букв.

Второстепенные значения букв можно разделить на системные и несистемные. Системные значения создаются на основе регулярных позиционных чередований фонем, таких, как, например, чередование /о/‖/а/: др/о/в - др/а/ва́ (дров - дрова). Второстепенное значение /а/ у буквы о - системное. Несистемные значения создаются на основе нерегулярных чередований, таких, как, например, чередование /а/‖/ы/ после твердых шипящих: ж/а/ль - ж/ы/ле́ть (жаль - жалеть). В других словоформах такого чередования может и не быть. Ср.: ж/a/p - ж/а/pá (жар - жара). Поэтому второстепенное значение /ы/ у буквы а - несистемное. Несистемные значения могут создаваться и за счет других факторов, например, за счет влияния произношения аналогичных морфем. Ср. произношение глагольных окончаний второго спряжения -am как окончаний первого спряжения, т.е. как -ут: дыш/у/т как машут и т.п. Второстепенное значение /у/ у буквы а - несистемное.

Р. И. Аванесовым и Б. И. Осиповым были выделены нулевые второстепенные значения. Нулевые значения также могут быть системными и несистемными. Системными они являются в случае отражения позиционных чередований. Ср.: со/л/нечный - со/ф/нце. В слове солнце у буквы л - системное нулевое значение. В слове жеаллея у одного из двух л - несистемное нулевое значение.

Звуковые значения букв обобщаются обычно в таблицах1.

ЛИТЕРАТУРА

Амирова Т. А. К истории и теории графемики. М., 1977.

Амирова Т. А. Функциональная взаимосвязь письменного и звукового языка. М., 1985.

Бельдиян В. М. Графика и орфография русского языка. Ташкент, 1985.

Джамбазов П. Н. О некоторых "причудах" графического обозначения йота // Русск. яз. в школе. 1984. № 5.

Джамбазов П. Н. Фонема йот в корне слова // Русск. яз. в школе. 1987. № 4.

Еськова Н. А. О недостаточности действующего правила употребления так называемой буквы ё // Вопр. культуры речи. М., 1967. Вып. 8. С. 73-84.

Зиндер Л. Р. Очерк общей теории письма. Л., 1987.

Иванова В. Ф. Судьба буквы ё // Русск. яз. в школе. 1988. № 2.

Максимова (Чельцова) Л.К. Употребление букв э, е после гласных в заимствованных словах // О современной русской орфографии. М., 1964.

Мейеров В. Ф. Типология буквенных орфограмм. Иркутск, 1988.

Мейеров В. Ф. Орфограммы, связанные с употреблением букв ь и ъ // Русск. яз. в школе. 1990. № 1.

Осипов Б. И. История русской графики // Фонетико-орфографический сборник. Барнаул, 1974.

Панов М. В. Теория письма: Графика // Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. М., 1989.

Реформатский А. А. Буква ё // O современной русской орфографии. М., 1964.

Селезнева Л. Б. Современное русское письмо (Системный анализ). Томск, 1981.

Скобликова Е. С. Русская графика. Куйбышев, 1974.

Шубов Я. И. Употребление букв э, е после согласных в заимствованных словах // О современной русской орфографии.

Щерба Л. В. Теория русского письма. Л., 1983.

 

1 Щерба Л. В. Теория русского письма. С. 12-14.

1 Гвоздев А. Н. Основы русской орфографии. М., 1951. С. 32.

2 Там же.

1 Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык: Фонетика и морфология. М., 1961. Ч. 1. С. 87.

2 Осипов Б. И. Графико-орфографический анализ текста. Барнаул, 1970. С. 4.

1 Осипов Б. И. Графико-орфографический анализ текста. С. 4.

2 Маслов Ю. С. Заметки по теории графики // Филология: Исследования по языку и литературе. Л., 1973. С. 221.

3 Ломоносов М. В. Российская грамматика // Полн. собр. соч. Т. 7. С. 426-427.

1 Бодуэн де Куртенэ И. А. Об отношении русского письма к русскому языку. С. 69.

2 См.: Ушаков Д. Н. Русское правописание: Очерк его происхождения, отношения его к языку и вопроса о его реформе. М., 1911. С. 44.

3 Там же. С. 53.

1 См.: Гвоздев А. Н. Основы русской орфографии. М., 1951. С. 34; то же в кн.: Гвоздев А. Н. Избранные работы по орфографии и фонетике. М., 1963. С. 33.

2 Этот путь был намечен еще Бодуэном де Куртенэ, давшим схему вариантно возможной графической передачи звуков одного четверостишия с чисто произносительно-слуховой точки зрения. См.: Бодуэн де Куртенэ И. А. Об отношении русского письма к русскому языку. С. 79-81.

3 Гвоздев А. Н. Основы русской орфографии. С. 33.

4 См.: Моисеев А. И. Буквы и звуки: О современном русском письме. М., 1969. С. 78.

1 Ветвицкий В. Г., Иванова В. Ф., Моисеев А. И. Современное русское письмо: Пособие для учителей. М., 1974. С. 72.

1 См.: Мейеров В. Ф. Значение и функции русских букв. Иркутск, 1985. С. 11. То же в его кн.: Типология буквенных орфограмм. Иркутск, 1988. С. 6.

1 См.: Мейеров В. Ф. Типология буквенных орфограмм. С. 6.

1 Таблицу звуковых значений букв на фонемном уровне см. в кн.: Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. М., 1976. С. 125-130. Таблицу звуковых значений букв на фонетическом уровне см. в кн.: Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., 1984. С. 277-328.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.