Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности эгоцентрической речи ребёнка в работах Ж. Пиаже и экспериментальная критика в работах Л.С. Выготского. Функции и судьба эгоцентрической речи.

Анализ по элементам и анализ по единицам в научном мышлении

 

«Первый способ психологического анализа можно назвать разложением сложных психологических целых на элементы. Его можно было бы сравнить с химическим анализом воды, разлагающим ее на водород и кислород. Существенным признаком такого анализа является то, что в результате его получаются продукты, чужеродные по отношению к анализируемому целому, - элементы, которые не содержат в себе свойств, присущих целому как таковому, и обладают целым рядом новых свойств, которых это целое никогда не могло обнаружить».

 

«Под единицей мы подразумеваем такой продукт анализа, который в отличие от элементов обладает всеми основными свойствами, присущими целому, и который является далее неразложимыми живыми частями этого единства. Не химическая формула воды, но изучение молекул и молекулярного движения является ключом к объяснению отдельных свойств воды. Так же точно живая клетка, сохраняющая все основные свойства жизни, присущие живому организму, является настоящей единицей биологического анализа».

 

«Что же является такой единицей, которая далее неразложима и в которой содержатся свойства, присущие речевому мышлению как целому? Нам думается, что такая единица может быть найдена во внутренней стороне слова – в его значении».

 

 

Значение слова как единица речевого мышления.

Анализ психологических явлений возможен путем изучения единиц, т.е. таких минимальных составляющих, которые сохраняют свойства целого. Единицей при изучении отношений между мышлением и речью предлагается выбрать слово.

Слово всегда относится к группе или классу предметов, т.е. является обобщением. Обобщение, в свою очередь, является актом мышления.

Значение слова представляет в такой же мере единицу функции речи, как и единицу мышления.

Первоначальная функция речикоммуникативная, общение же необходимо предполагает обобщение и развитие словесного значения. Обобщение – вторая основная функция речи. Человеческое мышление отражает действительность обобщенно. Исходя из этого, предлагается рассматривать значение слова не только как единство мышления и речи, но и как единство мышления и коммуникации. Только такой подход дает возможность «каузально – генетического анализа мышления и речи».



Ставится вопрос об отношении звуковой стороны слова к его значению: звук, оторванный от своего мыслимого значения, теряет специфику звука человеческой речи, перестает быть единицей функции мышления и становится просто звуком.

Вопрос «о связи между интеллектом и аффектом»: для мышления, как и любой другой деятельности, должны существовать свои мотивы, интересы и побуждения, неразрывно связанные с аффективной сферой. Т.е. существует динамическая смысловая система, представляющая собой единство аффективных и интеллектуальных процессов – во всякой мысли содержится аффективное отношение человека к действительности, представленной в этой мысли.

 

Исследования детского мышления в работах Ж. Пиаже. Ступени развития мышления. Детский познавательный эгоцентризм и его проявления.

 

Пиаже впервые с помощью разработанного и введенного им в науку клинического метода исследования детской речи и мышления с необычайной смелостью, глубиной и широтой охвата подверг систематическому исследованию особенности детской логики в совершенно новом разрезе.

 

Аутистическое мышление

Эгоцентрическое мышление

Направленное понимание

 

«Мы назвали мысль ребенка эгоцентрической, - говорит Пиаже, -желая этим сказать, что эта мысль остается еще аутистической по своей структуре, но что ее интересы уже не направлены исключительно на удовлетворение органических потребностей или потребностей игры, как при чистом аутизме, но направлены также и на умственное приспособление, подобно мысли взрослого»

 

Пиаже рассматривает синкретизм и другие черты детской логики как прямой результат детского эгоцентризма.

Мышление синкретическое — (от греч. synkretismos — соединение) — детское и примитивное мышление, в котором разнородные представления недифференцированно связываются друг с другом.

 

Непроницаемость для опыта

 

Особенности эгоцентрической речи ребёнка в работах Ж. Пиаже и экспериментальная критика в работах Л.С. Выготского. Функции и судьба эгоцентрической речи.

 

Все особенности детского мышления основываются на его главной особенности – эгоцентризме.

Пиаже подчёркивал, что существует прямая связь мышления и речи. Речь – прямое выражение мысли. Поэтому эгоцентрическая речь – показатель эгоцентрического мышления.

Все разговоры детей Пиаже делит на две группы:

- эгоцентрическая речь, в которой ребенок разговаривает сам с собой, ни к кому необращаясь, Пиаже считает ее побочным продуктом детской активности (Выготскийназывает такую речь словесным аккомпанементом детской деятельности). Бóльшаяполовина высказываний ребенка до 6 – 7 лет эгоцентрична, по мере роста ребенкаее коэффициент постепенно падает и к 7-8 годам приближается к нулю;- социализированная речь, с которой ребенок обращается к другим: просит, требует, задает вопросы и т.д.

Эгоцентрическую мысль Пиаже считает промежуточным образованием в истории развития мышления от аутистического –подсознательного, индивидуального к направленному разумному – сознательному исоциальному мышлению.

Выготским было предпринято экспериментальное и клиническое исследование сцелью выяснения вопроса о судьбе и функции детской эгоцентрической речи.Экспериментаторы вызывали искусственно различные затруднения в детскойдеятельности, и при этих условиях коэффициент эгоцентрической речи у детей возрастал в два раза по сравнению с обычными условиями. То есть, в исследовании было установлено, что эгоцентрическая речь ребенка играет специфическую существенную роль в его деятельности. Появление речи, сопровождающей деятельность, всегда свидетельствует об осознании этой деятельности, такая речь является средством мышления, планирующего и направляющего будущую.деятельность. Т.е. эгоцентрическая речь, скорее всего, является переходной стадиейот внешней речи к внутренней, и она не отмирает к школьному возрасту, как считалПиаже, а переходит во внутреннюю форму. Процессы молчаливого обдумывания, таким образом, с функциональной стороны эквивалентны эгоцентрической речи.

Выготский указывает, что эгоцентрическая речь может выполнять функцииреалистического мышления, т.е. эгоцентрическая речь не всегда свидетельствует обэгоцентрическом характере мышления.

Выготский считает любую речь ребенка социальной (она такова по своему происхождению), он делит ее на эгоцентрическую и коммуникативную. Эгоцентрическаяречь возникает путем перенесения ребенком социальных форм коллективногосотрудничества в сферу личных психических функций. Это происходит тогда, когдаребенок начинает разговаривать сам с собой точно так же, как он разговаривал сдругими, когда он начинает думать вслух. Таким образом, эгоцентрическая речьявляется внутренней по своей психической функции и внешней по своейфизиологической природе. Процесс образования внутренней речи совершается путемразделения функций речи, путем обособления эгоцентрической речи, ее постепенногосокращения и превращения во внутреннюю речь. Традиционная же теорияпроисхождения внутренней речи предполагает такую последовательность еевозникновения: внешняя речь – шепот – внутренняя речь. Теория Пиаже: внеречевоеаутистическое мышление – эгоцентрические мышление и речь – социализированнаяречь и логическое мышление.

Выготский считает, что движение процесса развития детского мышления идет неот индивидуального к социальному (психоанализ и Пиаже), а, напротив, от социальногок индивидуальному.Допущение о первичности аутистической формы мышления являетсянесостоятельным с биологической точки зрения.Эгоцентрическая речь не всегда свидетельствует об эгоцентрическом характеремышления ребенка. Она является не побочным продуктом деятельности ребенка, аважной переходной стадией в развитии внутренней речи.Синкретизм детского мышления, который Пиаже считал следствием эгоцентризма, Выготский объясняет тем, что ребенок может мыслить связно и логично только о техвещах, которые доступны его непосредственному опыту, когда ребенка спрашивают овещах, которые пока не доступны его опыту, он дает синкретический ответ.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.