Сделай Сам Свою Работу на 5

Магнитно-резонансная томография (МРТ)





МРТявляется одним из современных методов лучевой диагностики, позволяющим неинвазивно получать изображения внутренних структур тела человека. Важнейшим преимуществом МРТ по сравнению с другими методами лучевой диагностики является отсутствие ионизирующего излучения и как следствие эффектов канцеро- и мутагенеза, с риском возникновения которых сопряжено (хотя и в очень незначительной степени) воздействие рентгеновского излучения. Устаревшее название метода “ядерно-магнитно-резонансная томография” (ЯМРТ) в настоящее время не используется, чтобы избежать неправильных ассоциаций с ионизирующим излучением. МРТ позволяет проводить исследование в любых плоскостях с учетом анатомических особенностей тела пациента, а при необходимости – получать трехмерные изображения для точной оценки взаиморасположения различных структур. МРТ обладает высокой мягкотканной контрастностью и позволяет выявлять и характеризовать патологические процессы, развивающиеся в различных органах и тканях тела человека. Более того, МРТ является единственным методом неинвазивной диагностики, обладающим высокой чувствительностью и специфичностью при выявлении отека и инфильтрации костной ткани. Развитие МР-спектроскопии и диффузионной МРТ, а также создание новых органотропных контрастных препаратов является основой развития “молекулярной визуализации” и позволяет проводить гистохимические исследовании in vivo [1].



Электроэнцефалография (ЭЭГ)

ЭЭГ– процедура регистрации колебаний электрических потенциалов мозга с поверхности черепа. На полученной электроэнцефалограмме выделяют значимые признаки и подвергают их анализу. Основными понятиями, на которые опирается характеристика ЭЭГ, являются: средняя частота колебаний, их максимальная амплитуда, их фаза, также оцениваются различия кривых ЭЭГ на разных каналах и их временная динамика. Первичная обработка данных проводится соответствующими компьютерными программами, а дальнейшая интерпретация зависит от искусства и опыта исследователя. Суммарная фоновая электроэнцефалограмма коры и подкорковых образований мозга пациента, варьируя в зависимости от уровня филогенетического развития и отражая цитоархитектонические и функциональные особенности структур мозга, также состоит из различных по частоте медленных колебаний.



Одной из основных характеристик ЭЭГ является частота. В зависимости от частотного диапазона, но также и от амплитуды, формы волны, топографии и типа реакции различают ритмы ЭЭГ, которые также обозначают греческими буквами. Например, альфа-ритм, бета-ритм, гамма-ритм, дельта-ритм, тета-ритм, каппа-ритм, мю-ритм, сигма-ритм и др. Считается, что каждый такой «ритм» соответствует некоторому определённому состоянию мозга и связан с определёнными церебральными механизмами [25, с. 28-34].

Тест ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина)

Данный тест является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным.

Личностная тревожность характеризует тревожность как личностную черту. Это устойчивая склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Реактивная тревожность представляет собой тревожность как состояние на данный момент. Характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации.



Также в исследовании будет использованы: субшкала тревожности Айзенка; тесты на клиническую тревожность; имплицитный тест на скрытую тревожность.

При помощи перечисленных инструментов мы собираемся решить следующие задачи:

1. Сопоставить в различных частотных диапазонах пространственно-временную организацию изменений ЭЭГ в четырех экспериментальных условиях (фоновая запись, открывание/закрывание глаз, ССП, распознавание эмоциональных лиц) у пациентов с болевым синдромом вертеброгенного характера с ЭЭГ изменениями здоровых контрольных испытуемых, полученных в аналогичных экспериментальных условиях.

2. Исследовать роль фактора тревожности на изменение функционального состояния мозгова в пред- и пост-операционный периоды.

3. Исследовать роль психологических факторов и функционального состояния головного мозга на результаты хирургического лечения болевых симптомов, обусловленных патологией позвоночника. Сопоставить ЭЭГ-корреляты тревожности у «повторных» пациентов с данными от «успешных» пациентов.

Дизайн исследования

В диссертационном исследовании, в частности с участием людей применяется четыре основных дизайна – конструирования экспериментальных групп. В первом варианте сравнивается экспериментальная и контрольная группа, во втором – экспериментальная группа в экспериментальных и контрольных условиях, в третьем группы конструируются методом «попарного дизайна» (группы становятся похожими по составу испытуемых, в четвертом варианте сравниваются несколько групп в различных условиях (факторное планирование эксперимента) [11, с. 92].

Для исследования будут приглашены люди, у которых при помощи анатомической МРТ диагностируется наличие патологии позвоночника, а именно грыжи межпозвоночного диска в шейном или поясничном отделах позвоночника, и которые испытывают постоянную боль в течение более чем двух месяцев. Особую группу составят «плохо выздоравливающие пациенты», т.е. люди, которые вынуждены повторно (или многократно) проходить операцию на позвоночнике. В качестве контрольной группы будут приглашены здоровые испытуемые того же возраста без грыжи межпозвоночного диска и болевого синдрома. ЭЭГ будет регистрироваться в состоянии покоя, в условиях открывания и закрывания глаз, в эксперименте стоп-сигнал, в эксперименте с распознаванием эмоциональных лиц. Также, часть испытуемых будут выполнять речевые задачи (распознавание грамматических ошибок, поиск семантической многозначности)

Дизайном диссертационного исследования предусмотрено исследовательская выборка из трех группы: в первую группу войдут пациенты, впервые поступившие на оперативное лечение с вертоброгенным болевым синдромом. Во вторую группу будут включены пациенты с рецидивом болевого синдрома после дискэктомии. А третья группа в качестве контрольной будет сформирована из здоровых испытуемых.

В результате диссертационного исследования полученные результаты будут интерпретированы и проверенна рабочая гипотеза. Рабочая гипотеза диссертационного исследования заключается в том, что пациенты с вертоброгенным болевым синдромом имеющие высокие или низкие показатели тревожности, с большой долей вероятности получают рецидив болевого синдрома.

Заключение

Цель данной работы: провести анализ теоретико-методологических оснований психофизиологического исследования пациентов с вертоброгенным болевым синдромом была достигнута в нашем исследовании. Благодаря изучению литературы мы:

1. Охарактеризовали общую методологию диссертационного исследования. В том числе мы рассмотрели Учение о методе, исследовав основную оппозицию между рационалистами и сторонниками эмпирического подхода в вопросе о методе познания. С точки зрения сторонников эмпирического подхода метод познания заключается в наблюдение, восприятии, индукции, а основой познания является опыт. С точки зрения рационалистов метод познания заключается в рассуждении, формальной логике и дедукции, а основой познания и действия людей является разум.

Мы видим, что сторонники рационализма и эмпиризма, сходятся, считая законы мироздания познаваемыми, однако они занимают диаметрально противоположные позиции в основном гносеологическом принципе: Каким способом познание происходит. Важно отметить, что в современной практике диссертационного исследования применяются методы как индуктивные по своей форме, так и дедуктивные

2. Охарактеризовали основные общенаучные методы диссертационного исследования.

Общенаучные методы эмпирического познания делятся на: методы эмпирического исследования; методы теоретического познания; общелогические методы и приемы исследования. «Все виды научных знаний можно условно упорядочить на шкале «эмпирическое – теоретическое знание»: единичный факт, эмпирическое обобщение, модель, закономерность, закон, теория» [11, с. 11].

3. Проиллюстрировали применение общенаучных методов в диссертационном исследовании. Так в диссертационном исследовании будут применяться следующие методы психофизиологического исследования: МРТ, ЭЭГ и психометрия

 

Список литературы

1. Александров Ю. И. Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. И, Александрова. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2011, 464 с. с ил. – (Серия «Учебник для вузов»).

2. Андреева Г. М. Социальная психология, учебник для высших учебных заведений/Г.М.Андреева. – 5-изд., испр. и доп., Издательство: Аспект Пресс, 2006 – 363 с.

3. Аристотель. Аристотель: Политика. Метафизика. Аналитика М.: Эксмо, 2008 – с. 960 (Серия «Гиганты мысли»)

4. Байкалов А.А., Рогатных Е.П. Взаимосвязь динамики болевого синдрома с психологическими факторами при дегенеративных поражениях поясничного отдела позвоночника // I Международная науч.-практ. конф. молодых ученых по вертебрологии и смежным дисциплинам: Тез. докл. - Новосибирск, 2005. - С. 44-45.

5. Бочаров А.В., Князев Г.Г., Слободской-Плюснин Я.Ю., Левин Е.А., Савостьянов А.Н. Связанные с агрессивностью и полом различия в осцилляторных ответах на эмоциональное выражение лиц. Бюллетень СО РАМН, 2010. - № 30(4) — С.143-148.

6. Барбашина Э.Ф., Курс лекций для аспирантов. Прочитан в ГБОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития России в 2012г.

7. Будко В. В., Философия науки: Учебное пособие. – Харьков: Консум, 2005. – 268 с.

8. Вольф Н.В. Половые различия функциональной организации процессов полушарной обработки речевой информации. Ростов на/Д, 2000. 240 c.

9. Декарт Р. Сочинения: в 2 т.: пер. с лат. и фр. — М.: Мысль, 1989. — Т. 1. — 654 с. Т. 2. — 633 с.

10. Джулай Л.В., Симонович А.Е., Ласовская Т.Ю., Рогатных Е.П. Влияние психологических факторов на результаты хирургического лечения болевых синдромов при дегенеративных поражениях поясничного отдела позвоночника // Хирургия позвоночника, 2004.- №4.- С.79-86.

11. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 320 с.:ил. – (Серия «Учебник нового века»).

12. Жукова О.В., Постнов В.Г., Савостьянов А.Н., Кадочникова М.Х. Методология исследования психофизиологических последствий постоперационного стресса у пациентов, перенесших кардиохирургическое вмешательство // Патология кровообращения и кардиохирургия, 2008.- №1. - С.25-29.

13. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002.- 544 с.

14. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов / Под ред. А. С. Мамзина. – СПб.: Питер, 2008. – С. 304: ил.

15. Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. Пер. с англ. проф. Г.И.Рузавина. – Москва: Editorial URSS, 1971. – 392 с.

16. Личко А.Е. Личностный опросник Бехтеревского института (ЛОБИ) // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике.- Л.: «Медицина», 1983.- 312с.

17. Павленко С.С., Фомин Г.И., Торгашев М.Н. Распространенность депрессивных симптомов у лиц, страдающих хронической болью в нижней части спины // Хирургия позвоночника. - 2004. - № 4. -С. 74-78.

18. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983. – 605 с.

19. Постнов В.Г., Левин Е.А. Психофизиологические исследования в кардиохирургии. // Патология кровообращения и кардиохирургия, 2010.- № 3. - С.45-49.

20. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. / Подгот. текста В. В. Целищева. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, Т. 1, 1994 – 464 с.; Т. 2, 1994. – 400 с.

21. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983. – 605 с.

22. Теория познания. В 4-х томах. Под редакцией В.А. Лекторского, Т.И. Ойзермана. - Т. 1, 1991. - 303 с; Т. 2, 1991. - 478 с; Т. 3, 1993. - 397 с; Т. 4, 1995. - 431 с. - М.: Мысль.

23. Фейерабенд, П. Против метода. Очерк анархистской теории познания / Пер. с англ. А. Л. Никифорова. — М.: АСТ; Хранитель, 2007. — 413 с.

24. Философия науки: учеб. пособие / Под. ред. д-ра филос. наук А.И. Липкина. – М.: Эксмо, 2007. – 608 с. – (Образовательный стандарт XXI)

25. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. Кахоновоского В.П. (Издание 6-е, переработанное и дополненное). - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. – 576 с. (Серия "Высшая школа")

26. Фомичёв Н.Г., Симонович А.Е., Байкалов А.А., Крутько А.В. Декомпрессивно-стабилизирующие и пластические операции с использованием имплантатов из пористого никелида титана при дегенеративных поражениях поясничного отдела позвоночника // Вестник травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова. - 2005. - № 2. - С. 3-10.

27. Aftanas L.I. et. al. Disruption of early event-related theta synchronization of human EEG in alexithymics viewing affective pictures// Neuroscience Letters 340. 2003., p. 57–60

28. Bouras N., Bartlett J.R., Neil-Dwyer G., et al. Psychological aspects of patients having multiple operations for low back pain // Br. J. Med. Psychol. -1984.-Vol. 57.-P. 147-151.

29. Davis R.C., Buchwald A.M. An exploration of somatic response patterns: Stimulus and sex differences // J. of Compar. and Physiol. Psychol., 1957, v. 50, №1, p. 44-52.

30. Knyazev G. G. Motivation, emotion, and their inhibitory control mirrored in brain oscillations// Neuroscience and Biobehavioral Reviews 31. 2007, p. 377–395

31. Knyazev G. G., Savostyanov A. N., Levin E.A. Alpha oscillations as a correlate of trait anxiety// International Journal of Psychophysiology 53. 2004, p. 147– 160

32. Savostyanov AN. (2010) Topology of EEG/MEG oscillations in the persons with different anxiety levels. NeuroTalk, 2010, Singapore.

33. Waguespack A., Schofferman J., Slosar P., et al. Etiology of long-term failures of lumbar spine surgery // Pain Med. - 2002. - Vol. 3. - P. 18-22.

34. Zigmond A.S. The hospital anxiety and depression scale // A.S. Zigmond, R.P. Snaiht I I Acta Psychiatr. Scand. 1983. - Vol. 67. - P. 361-370


[1] Венский кружок - группа философов и учёных, сформированная и организованная профессором Морицом Шликом при кафедре индуктивных наук Венского университета в 1922 году, получила название «Венский кружок» и стала идейным ядром логического позитивизма (неопозитивизма). В работе кружка принимали участие: математик Курт Гёдель, логик Рудольф Карнап, социолог Отто Нейрат, физик Герберт Фейгль, Филипп Франк, Фридрих Вайсманн и математик Ханс Хан.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.