Сделай Сам Свою Работу на 5

Трансформация идеологии ФСП





На рубеже 1970—80‑х гг. различные партии левого толка столкнулись с необходимостью глубокого обновления идеологии. Основной причиной послужило противоречие между реалиями постиндустриальной фазы развития и центральными принципами левой доктрины, созданными на базисе опыта индустриального общества.

Ошибочно полагать, что кризис левой идеологии является банкротством левой доктрины. Скорее, это кризис устоявшегося понимания сущности социализма и путей движения к этой цели, но главная задача — построение справедливого общества — сохраняла свою привлекательность. По словам известного американского социолога С. Липсета, «капитализм и рынок не могут притязать на разрешение главных проблем человечества», поскольку капитализм в силу своего «голого рационализма» «не в состоянии породить действенные коллективные ценности». [Липсет С. Третьего пути не существует. Перспективы левых движений // Полис. 1991. № 6., с. 37].

Строго говоря, левые партии должны были адаптировать свою политическую философию и главные ценности к реалиям современного мира, но благодаря неспособности решить эту задачу левые партии могли стать «вечными оппозиционерами», которые обладали бы только теоретическими шансами на приход к власти.



В 1980‑х гг. французские социалисты ощущали себя более комфортно, сравнительно с их коллегами из других ведущих западных стран. В 1981 г. французская социалистическая партия пришла к власти, невзирая на выдвинутую программу глубоких реформ левого характера, названную «Разрыв с капитализмом». Сей успех можно объяснить тем, что французское общество с опозданием осознало глубину кризиса послевоенной модели развития и считало возможным его преодоление с помощью привычных инструментов государственного регулирования.

Однако, в середине 1980‑х гг. ФСП ощутила необходимость идейного обновления, дабы обосновать проводимую с 1983 г. реалистичную политику, которая противоречила ряду базовых ценностей левого толка. В 1985 году, на съезде в Тулузе, ФСП отказалась от установки на «разрыв с капитализмом» и приняла на вооружение выдвинутую Франсуа Миттераном идею «смешанной экономики», представлявшую собой «попытку синтезировать дирижистские и либеральные ценности». [Бунин И. М. Стратегия экономического роста в идеологии и политике Француз‑ ской социалистической партии // Проблемы экономического роста в стратегии основ‑ ных политических партий стран Западной Европы. М., 1985., с. 100]. При всем при этом, социалисты не провели глубокой реконструкции своей политической философии и не выдвинули крупномасштабной программы дальнейших действий по типу не оправдавшей себя программы «Разрыва с капитализмом». В верхушке партии возобладало мнение о том, что социалисты смогут компенсировать отсутствие нового социального проекта при помощи гибкой текущей политики, которая позволит партии получить поддержку в разных сегментах электората.



После победы социалистов на президентских и парламентских выборах в 1988 году, данная стратегия начала показывать себя на практике правительством Мишеля Рокара. Глава кабинета обращал мало внимания на сходство принимаемых решений - принципам партийной доктрины, и в своих действиях исходил из объективных требований экономики. Он избегал шагов, которые могли быть способны подорвать деловую активность, он предоставил новые налоговые льготы частным компаниям и даже проводил приватизацию, закрыв глаза на запрет Ф. Миттерана. Касаемо социальной сферы, французское правительство увеличило социальные расходы, но при этом отказалось от значительного повышения зарплат и социальных выплат, отдав предпочтение увеличению ассигнований на развитие образования и системы профессиональной подготовки. Обосновать проводимый курс М. Рокар старался через концепцию «солидарного общества», проводя мысль о том, что все слои населения Франции принимают участие в создании национального богатства и посему должны извлекать выгоды из экономического подъема, начавшегося в 1988 г.



Весьма быстро выяснилось, что данная гибкая текущая политика не решает главных проблем партии. В 1988—1990 годах, постоянно снижалась поддержка курса правительства со стороны рабочих и служащих, ожидавших, что ФСП использует увеличившиеся бюджетные поступления, в связи с экономическим подъемом, на увеличение зарплат и социальных выплат. Эти категории, которые составляют социальную базу левых сил, не видели особой разницы между политикой социалистов и действиями правых сил, а также полагали, что политика правительства отвечает интересам зажиточных слоев населения Франции. Сложившуюся ситуацию французские политологи О. Дюамель и Ж. Жаффре охарактеризовали как кризис идентичности ФСП, увидев его корни в отступлении партии от ее традиционных ценностей [Duhamel O., Jaffré J. Le maletre de la gauche // SOFRES. L’Etat de l’opinion 1990 / Présenté par O.Duhamel, J. Jaffré. P. : Seuil, 1990., р. 13].

Руководство ФСП было вынуждено инициировать работу по трансформации партийной идеологии. Первая попытка утвердить новый партийный проект была предпринята на съезде 1990 г. в Ренне, но завершилась провалом, благодаря развернувшейся борьбе за власть в партии. Лишь в декабре 1991 г. на съезде в Арше ФСП одобрила крупномасштабный проект под названием «Новый горизонт», который стал шагом по пути обновления партийной доктрины.

В этом проекте социалисты отказались от установки на глубокую трансформацию общества посредством волевых политических решений, которой она придерживалась с момента своего создания в 1971 г. На смену лозунгу «Разрыв с капитализмом» было установлены «критическое отношение к капитализму» и попытка создания «общества смешанной экономики». Констатировав, что «сила рынка незаменима в роли координатора поведения экономических агентов», и объявив, что «для социалистов ликвидация рыночных механизмов не стоит в повестке дня», ФСП заявила, что «некоторые области должны быть изъяты из рыночной сферы, а ряд других не может быть свободен от установления правил государственной властью. [Un nouvel horizont. Projet socialiste pour la France. P., Gallimard, 1992., р. 147—148]. Партия признала, что «социальная трансформация не может осуществляться посредством лишь законов и декретов», и назвала средством достижения своих целей реформы, проводимые с учетом существующих в обществе диалектических противоречий. [Un nouvel horizont. Projet socialiste pour la France. P., Gallimard, 1992., р. 107, 132].

В общем и целом, ФСП в своих усилиях по обновлению идеологии сделала шаг в направлении классической социал‑демократической доктрины. [Bergougnioux A., Grunberg G. L’ambition et les remords. Les socialistes français et le pouvoir (1905—2005). P. : Fayard, 2005, р. 383]. Тем не менее, цель идеологического обновления партии так и не была решена, ибо к этому времени социал‑демократическая идеология находилась в кризисе. Плюс ко всему, социалисты не сумели дать обществу новые ориентиры, так как сформулированные в новой программе задачи партии и способы их достижения в целом предусматривали лишь продолжение политики, проводимой социалистами с 1983 г. По замечанию политолога Ю. Портелли, съезд в 1991 году «позволил, скорее, рассчитаться с прошлым, чем определить проект на будущее». [Portelli H. Le parti socialiste: une position dominante // Les partis politiques français / Sous dir. P. Brechon. P. : La Documentation française, 2001., р. 91].

Благодаря отсутствию новых идей, кризису идентичности и неспособности справиться с начавшимся в 1991 году экономическим кризисом, произошло катастрофическое поражение социалистов на выборах 1993 г., где парламентское представительство ФСП сократилось с 246 до 54 мандатов. [нужна сноска]

Шок, вызванный в партии из-за катастрофы, стал своеобразным толчком для глубокого обновления партийной идеологии. Но М. Рокар, возглавивший ФСП в марте 1993 г., не имел достаточного контроля над партией, чтобы произвести трансформацию. Итоговая резолюция съезда в Бурже в декабре 1993 года показала, что социалисты продолжают балансировать между демонстрацией верности своим идеалам и принципами «культуры управления», которые предполагали отказ от выдвижения нереалистичных обещаний. Партия заявила, что необходимо противодействовать «исключительно рыночной логике» развития общества, и повторила свою приверженность модели смешанной экономики, высказываясь за проведение социальных реформ в интересах трудящихся [La résolution adoptée // Le Monde. 1993. 26 oct. P. 8.]. Но при этом ФСП не только не выдвинула четкого экономического проекта, но и весьма расплывчато сформулировала пути достижения главных социальных обещаний.

После съезда, руководство ФСП практически прекратило работу по обновлению идеологии и воздерживалось от выдвижения предложений, способных уничтожить представление об ФСП, как о реалистичной и солидной партии. Это стало основной причиной поражения социалистов на выборах 1994 году в Европарламент и отстранения М. Рокара от руководства партии.

Новый глава французских социалистов Анри Эммануэлли, один из лидеров левого крыла, еще больше повернул влево партийную идеологию, считая причиной неудач ФСП утрату партией «сущности своего наследия». [Le Monde. 1994. 29 juil. P. 7.] В резолюции съезда в Льевене в декабре 1994 года социалисты подвергли резкой критике политику неолиберализма и выразили желание вернуться к решительным действиям в традиционном левом ключе. ФСП высказалась за усиление роли государства в экономической жизни, за увеличение налогообложения высоких доходов, за введение 35‑часовой рабочей недели с сохранением размера зарплаты. Но опросы общественного мнения показали, что этот «возврат к истокам» не привел к увеличению популярности как самой партии, так и ее лидеров.

Но после неожиданно достойного выступления кандидата ФСП Лионеля Жоспена на президентских выборах 1995 года появилась надежда на выход партии из идейно-политического тупика. Возглавив партию в октябре 1995 года, он активизировал теоретическую работу и активно внедрял в партийную идеологию предложения, апробированные им в ходе борьбы за пост президента. Под давлением Л. Жоспена социалисты приняли концепцию «левого реализма», в основе которой лежала идея активной роли государства, которое будет проводить политику модернизации общества с учетом объективных потребностей развития и при этом сумеет защитить население от негативных последствий рыночной системы. С теоретической позиции, концепция «левого реализма» не содержала в себе ничего нового и была созвучна с традиционной установкой социалистов на преобразование общества посредством политической воли. Но с ее помощью ФСП сумела создать коалицию левых партий, которая победила на досрочных парламентских выборах 1997 года, благодаря недовольству французов политикой правых сил.

Вновь придя к власти, ФСП вновь столкнулась с необходимостью теоретического обоснования проводимой кабинетом Л. Жоспена политики «прагматичного этатизма», где действия в левом духе сочетались с решениями неолиберального характера. Но партия отказалась от проведения серьезного теоретического поиска и решительно отвергла идею «третьего пути» Т. Блэра, которая стала настоящей модернизацией социал‑демократической доктрины. Социалисты сохранили верность идее государственного вмешательства в социально‑экономические процессы, чтобы защитить французское общество от крайностей рыночной стихии, следуя формуле Л. Жоспена: «да — рыночной экономике, нет — рыночному обществу». [Le Monde. 1998. 4 aout. P. 5.].

Неприятие идеи «третьего пути» можно объяснить не только расхождениями в философских воззрениях французских социалистов с их британскими коллегами. Руководство ФСП также опасалось, что сдвиг партийных установок к центру чреват разочарованием электората и ослаблением политических позиций ФСП. В августе 1998 г. Ф. Олланд, занявший пост главы ФСП после ухода Л. Жоспена на пост главы правительства, заявил, что ФСП «должна оставаться полностью левой партией», так как если бы она «захотела занять центр и уйти с левого фланга, то подверглась бы риску быть наказанной в электоральном плане» [10].

Отсутствие подвижек в деле идеологического обновления не вызывало заметной обеспокоенности у руководства ФСП, поскольку опросы показывали, что социалисты имеют высокие шансы победить на общенациональных выборах 2002 г., благодаря популярности политики Л. Жоспена. Но тяжелое поражение Л. Жоспена, который на президентских выборах не смог даже выйти во второй тур, и последовавшее за ним поражение ФСП на парламентских выборах в очередной раз подтвердили тот факт, что даже самая успешная текущая политика не может компенсировать отсутствие ее теоретического обоснования в виде цельного партийного проекта. Прагматичная политика Л. Жоспена вызвала разочарование среди сторонников левых сил, многие из которых отдали голоса кандидатам других левых партий, тогда как представители средних слоев, не увидевшие перемен в политической философии социалистов, предпочли поддержать идеологически более близкие к ним правые силы.

После неудачи 2002 г. в ФСП развернулись споры по поводу дальнейшего идеологического позиционирования. Левые группировки Новый мир и Новая социалистическая партия, увидевшие причину поражения в прагматизме «левого реализма», высказались за поворот влево партийной доктрины. Реалистическая часть партийных лидеров, считавших, что возврат к традиционным установкам разрушит имидж ФСП как ответственной партии, объединилась вокруг Ф. Олланда, выдвинувшего концепцию «левого реформизма».

В резолюции группировки Ф. Олланда к партийному съезду 2003 г. предложения по решению основных социально‑экономических проблем совпадали с действиями правительства Л. Жоспена. Но при этом авторы резолюции, учитывая допущенные Л. Жоспеном просчеты, объявили об отказе от приватизации общественных служб, а также уделили больше внимания вопросам борьбы с негарантированными видами занятости и повышению зарплаты трудящихся. В вопросе о методах реализации выдвинутых обещаний резолюция отдавала предпочтение социальному диалогу профсоюзов и бизнеса, а не использованию законодательных и административных рычагов. Более того, в ней перед социалистами ставилась задача «разработать новую стратегию социальной трансформации, которая определит их отношения с силами социального движения и метод правления, который они хотят использовать, чтобы преуспеть в проведении перемен» [13, р. 42].

Но, несмотря на победу группировки Ф. Олланда на съезде 2003 г. в Дижоне, левое крыло ФСП продолжало требовать поворота партийной идеологии влево. Его лидеры считали, что в условиях сильного недовольства населения политикой правительства Ж.‑П. Раффарена социалисты имеют превосходный шанс вернуться к власти при помощи лозунгов борьбы с рыночной стихией. Активность левого крыла еще больше выросла после того, как на референдуме 2005 г. большинство членов партии, вопреки указанию руководства, проголосовали против проекта европейской конституции, сочтя его путем к «либеральной Европе». Внутренняя борьба поставила партию на грань раскола, что вынудило противоборствующие группировки пойти на компромисс.

Совместная резолюция главных течений к съезду 2005 г. в Мансе свидетельствовала о том, что «французский социализм отказался от использования социал‑демократического подхода в современном смысле это‑ го слова» [7, р. 65]. ФСП вернулась к установке на радикальную трансформацию общества, назвав одной из главных задач создание «новой модели развития, требованиями которой являются контроль над экономикой, более широкое и справедливое распределение произведенного богатства, сохранение главных общественных благ» [4, р. 2]. Главным средством достижения этой цели партия считала усиление роли государства, которое должно защитить население от последствий рыночной стихии, создать условия для достойной жизни и самореализации личности, подготовить общество к вызовам будущего [4, р. 3]. Социально‑экономические предложения ФСП подавались как антитеза либерализму и целиком соответствовали принципам классической левой доктрины. В вопросе о методах деятельности партия, не отвергая возможности социального диалога, главный упор сделала на «волевом» подходе с использованием государством для проведения преобразований всех имеющихся в его распоряжении средств.

Отражением поворота партийной идеологии стала принятая в июне 2006 г. программа социалистов к президентским и парламентским выборам 2007 г. Ее философия была определена следующим образом: «Верные ценностям демократического социализма, мы хотим опираться на политическую власть, государство, местные коллективы, но еще больше на граждан и социальные силы, чтобы регулировать капитализм и ограничить роль рынка в экономической сфере, бороться с неравенством, перераспределять богатство, сохранить экологическое равновесие, одним словом — трансформировать общество» [16, р. 5]. В проекте содержался широкий набор социальных обещаний, предложения по защите окружающей среды, развитию образования и реформированию государственных институтов.

Наиболее слабым местом программы стала ее экономическая часть. Ее немногочисленные предложения базировались на идее усиления государственного регулирования, способного уберечь экономику от негативных последствий глобализации. Вопросы финансовой политики платформа ФСП вообще обходила молчанием. По оценке экономиста Э. Ле Буше, партия не сформулировала ясной экономической политики, несмотря на то что экономическое положение страны было далеко не блестящим [11].

Поражение социалистов на президентских и парламентских выборах 2007 г. показало, что выдвинутых партией обещаний оказалось недостаточно для того, чтобы убедить французов в способности ФСП обеспечить модернизацию французского общества. Очередная неудача вынудила социалистов продолжить поиск новой идеологии.

Принятую партией в 2008 г. новую «Декларацию принципов» эксперты расценили как поворот в сторону «социал‑демократизма с французской спецификой». В ней ФСП назвала себя «реформистской» партией, которая «несет проект решительной социальной трансформации», и провозгласила целью строительство «нового общества, которое преодолевает противоречия капитализма, открывая широкий простор не‑ рыночному сектору» [5, р. 3, 4]. Но речь не шла о ликвидации капитализма: «Система, которой хотят социалисты, является смешанная экономика, сочетающая динамичный частный сектор, качественные общественные службы, третичный сектор социальной экономики» [5, р. 3]. Проводить трансформацию общества ФСП намеревалась и при помощи законов, и используя механизмы социального диалога.

В 2009 г. новое руководство ФСП во главе с М. Обри начало работу по созданию партийного проекта к общенациональным выборам 2012 г. На руку социалистам сыграли сильное недовольство французов политикой президента Н. Саркози и мировой финансово‑экономический кризис 2008—2009 гг., который был воспринят как порождение неолиберальной модели развития. В этих условиях ФСП могла вернуться ко многим традиционным установкам, не опасаясь предстать партией, не учитывающей реалий современного мира.

Принятый в апреле 2011 г. предвыборный проект был выстроен вокруг темы перемен во имя создания новой модели развития. Их проведение партия связывала с государством, которому отвела в своем проекте роль двигателя общественного развития [15, р. 50—52]. В экономике государство должно было обеспечить восстановление промышленного потенциала страны и модернизацию производственного аппарата, содействовать развитию мелкого и среднего бизнеса, бороться с переносом производства за рубеж. Оно также должно было обеспечить финансирование экономики, используя бюджетные средства и заставив частные банки увеличить инвестирование в реальное производство. Для выполнения этих задач государственная власть должна была использовать широкий набор средств, вплоть до временной или частичной национализации.

Главными задачами государства в социальной сфере проект ФСП называл сокращение неравенства и восстановление социальной справедливости. Партия сформулировала обширные предложения по созданию рабочих мест, повышению зарплат трудящихся, развитию образования, расширению жилищного строительства и доступа к услугам здравоохранения, сохранению распределительной пенсионной системы.

Несмотря на то, что для реализации выдвинутых обещаний требовалось увеличение государственных расходов, ФСП обязалась к 2017 г. восстановить равновесие финансовой системы страны. Для этого впервые за два последних десятилетия партия открыто объявила о намерении повысить налогообложение богатой части населения и финансовых сверхприбылей.

В целом проект ФСП не отличался новизной с точки зрения политической философии, да и из 30 главных предложений ФСП половина уже фигурировала в предвыборных документах партии 1997—2007 гг. Именно поэтому оппоненты ФСП в правом и левом лагере заявили, что проект социалистов не является новым и реалистичным. В то же время большинство французов в апреле 2011 г. назвали программу социалистов реалистичной (57 %), эффективной (52 %), убедительной (48 %) [12].

Таким образом, в 2011 г. ФСП, по сути, вернулась к своим традиционным установкам, пусть и не столь радикальным как программа «разрыва с капитализмом». Победа социалистов на общенациональных выборах 2012 г., казалось бы, свидетельствует о том, что такой возврат дал нужный политический эффект. Но открытым остается вопрос о том, что является главной причиной победы ФСП: убедительность ее предложений или недовольство французов правлением правых сил. Ближайшие годы покажут, сумели ли социалисты преодолеть кризис идентичности или же партии придется возобновить поиск новой идеологии.

 

+ http://cahiersdelapresidentielle.parti-socialiste.fr/le-mode-demploi/

+ нов документ с циферками – стр 26

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.