|
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА, МАТЕМАТИКА, СПОСОБЫ УМНОЖЕНИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Пояснительная записка
Цель программы:
формирование мотивации к изучению математики в соответствии возрастными особенностями,
Задачи программы:
1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование математической компетенции;
2. Выявление и поддержка математически одаренных детей;
4. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
Форма организации - факультатив
Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Особенности программы:Соблюдение принципов взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому ученику.
В основе создания данной программы лежат:
· общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности.
· принцип занимательности. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной математики - игр, кроссвордов, загадок, логических задач, а также путем привлечения средств наглядности - картинок, слайдов, презентаций. Это удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся и имеет практическое значение для учащихся начальной школы.
· принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения материала.
Основные виды деятельности учащихся:
· решение занимательных задач;
· участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру», «Ак Бота»
· знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
· самостоятельная работа;
· работа в парах, в группах;
· творческие работы
Предполагаемые результаты:Занятия должны помочь учащимся:
· усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
· помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
· формировать творческое мышление;
· практиковаться в решении задач различного уровня сложности учащимися;
· успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Литература:
· А.Б.Акпаева, Л.А.Лебедева, М.Ж.Мынжасарова. Занимательная математика. Алматыкытап,2015 год
· А.Б.Акпаева, Л.А.Лебедева, М.Ж.Мынжасарова. Сборник задач и упражнений по математике. Алматыкытап,2015 год
· Линник Р.Р. Сборник тестовых заданий по математике, Кокшетау
· О.А. Ефремушкина «Школьные олимпиады для начальных классов». Ростов –на- Дону «Феникс» - 2006
· О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. Уникальный рабочий материал по математике.Москва,2005 год
· В.И.Кузнецов. Задачник по математике. Москва,1999
Интернет- ресурсы:
· Портал Внеурока.ru ( http://vneuroka.ru)
№
|
| Тема урока
| Кол-во ч
| Сроки
| Примечание
| Фактич.
| Измен.
| 1 четверть
|
|
| Математические игры со спичками
|
|
|
|
|
| Логические выводы, суждения, умозаключения
|
|
|
|
|
| Комбинаторные задачи
|
|
|
|
|
| Уравнения, равенства, неравенства
|
|
|
|
|
| Математические шифровки
|
|
|
|
|
| Арифметические фокусы
|
|
|
|
|
| Дерево возможностей
|
|
|
|
|
| Магический квадрат
|
|
|
|
|
| Шифровки
|
|
|
|
| 2 четверть
|
|
| Ложь и истина
|
|
|
|
|
| Арифметические фокусы
|
|
|
|
|
| Уравнения, равенства, неравенства
|
|
|
|
|
| Способы умножения на 1001
|
|
|
|
|
| Арифметический лабиринт
|
|
|
|
|
| Способы умножения четного числа на 5, 50, 500
|
|
|
|
|
| Шифровки от Холмса
|
|
|
|
| 3 четверть
| 17.
|
| Кроссворд
|
|
|
|
| 18.
| Арифметический лабиринт
|
|
|
|
| 19.
| Способы умножения на 99
|
|
|
|
| 20.
| Математические фокусы «Угадай-ка»
|
|
|
|
| 21.
| Способы умножения на 25
|
|
|
|
| 22.
| Морской бой
|
|
|
|
| 23.
| Кроссворды
|
|
|
|
| 24.
| Математические фокусы
|
|
|
|
| 25.
| Магический квадрат
|
|
|
|
| 26.
| Кроссворды
|
|
|
|
| 4 четверть
| 27.
|
| Пространственный лабиринт
|
|
|
|
| 28.
| Математические игры со спичками
|
|
|
|
| 29.
| Кроссворд
|
|
|
|
| 30.
| Сортировочная машина
|
|
|
|
| 31.
| Уравнения, равенства, неравенства
|
|
|
|
| 32.
| Магическое домино
|
|
|
|
| 33.
| Магический квадрат
|
|
|
|
| 34.
| Турнир сообразилок. Головоломки
|
|
|
|
|
Элементы комбинаторики. Методы решения некоторых задач
· Красавина Юлия Константиновна, учитель математики
· Тевосова Каринэ Амбарцумовна, учитель математики
Разделы: Математика
Немного истории.
В математике и ее приложениях часто приходится иметь дело с различного рода множествами и подмножествами: устанавливать их связь между элементами каждого, определять число множеств или их подмножеств, обладающих заданным свойством. Такие задачи приходится рассматривать при определении наиболее выгодных коммуникаций внутри города, при организации автоматической телефонной связи, работы морских портов, при выявлении связей внутри сложных молекул, генетического кода, а также в лингвистике, в автоматической системе управления, значит и в теории вероятностей, и в математической статистике со всеми их многочисленными приложениями.
Поговорим об одном из разделов теории вероятности – комбинаторике.
Комбинаторика - ветвь математики, изучающая комбинации и перестановки предметов. Еще комбинаторику можно понимать как перебор возможных вариантов. Комбинаторика возникла в 17 веке. Долгое время она лежала вне основного русла развития математики. С задачами, в которых приходилось выбирать те или иные предметы, располагать их в определенном порядке и отыскивать среди разных расположений наилучшие, люди столкнулись еще в доисторическую эпоху, выбирая наилучшее положение охотников во время охоты, воинов – во время битвы, инструментов - во время работы. Комбинаторные навыки оказались полезными и в часы досуга. Нельзя точно сказать, когда наряду с состязаниями в беге, метании диска, прыжках появились игры, требовавшие, в первую очередь, умения рассчитывать, составлять планы и опровергать планы противника. Со временем появились различные игры (нарды, карты, шашки, шахматы и т.д.). В каждой из этих игр приходилось рассматривать различные сочетания фигур, и выигрывал тот, кто их лучше изучил, знал выигрышные комбинации и умел избегать проигрышных. Не только азартные игры давали пищу для комбинаторных размышлений математиков. Еще с давних пор дипломаты, стремясь к тайне переписки, изобретали сложные шифры, а секретные службы других государств пытались эти шифры разгадать. Стали применять шифры, основанные на комбинаторных принципах, например, на различных перестановках букв, заменах букв с использованием ключевых слов и т.д. Комбинаторика как наука стала развиваться в 18 веке параллельно с возникновением теории вероятностей, так как для решения вероятностных задач необходимо было подсчитать число различных комбинаций элементов. Первые научные исследования по комбинаторике принадлежат итальянским ученым Дж.Кардано, Н.Тарталье (1499-1557), Г.Галилею (1564-1642) и французс- ким ученым Б.Паскалю (1623-1662) и П.Ферма. Комбинаторику как самостоятельный раздел математики первым стал рассматривать немецкий ученый Г.Лейбниц в своей работе “ Об искусстве комбинаторики ”, опубликованной в 1666 году. Он также впервые ввел термин “комбинаторика”. Значительный вклад в развитие комбинаторики внес Л.Эйлер. В современном обществе с развитием вычислительной техники комбинаторика “добилась” новых успехов. В настоящее время в образовательный стандарт по математике включены основы комбинаторики, решение комбинаторных задач методом перебора, составлением дерева вариантов (еще его называют “дерево возможностей”) с применением правила умножения. Так, например, “дерево возможностей” помогает решать разнообразные задачи, касающиеся перебора вариантов происходящих событий. Каждый путь по этому “дереву” соответствует одному из способов выбора, число способов выбора равно числу точек в нижнем ряду “дерева”. Правило умножения заключается в том, что для того, чтобы найти число всех возможных исходов независимого проведения двух испытаний А и В, следует перемножить число всех исходов испытания А и число всех исходов испытания В. В задачах по комбинаторике часто применяется такое понятие как факториал (в переводе с английского “factor” - “множитель”). Итак, произведение всех натуральных чисел от 1 до n включительно называют n-факториалом и пишут: n!=1 2 3 … (n-1) n В комбинаторике решаются задачи, связанные с рассмотрением множеств и составлением различных комбинаций из элементов этих множеств. В зависимости от правил составления можно выделить три типа комбинаций: перестановки, размещения, сочетания.
ЗАДАЧИ
1. В школьной столовой на первое можно заказать борщ, солянку, грибной суп, на второе - мясо с макаронами, рыбу с картошкой, курицу с рисом, а на третье - чай и компот. Сколько различных обедов можно составить из указанных блюд?
1 способ. Перечислим возможные варианты
Чай(Ч) Компот (К)
| Мясо с макаронами(М)
| Рыба с картошкой(Р)
| Курица с рисом(Кр)
| Борщ (Б)
| БМЧ/ БМК
| БРЧ/БРК
| БКрЧ/БКрК
| Солянка(С)
| СМЧ/ СМК
| СРЧ/СРК
| СКрЧ/СКрК
| Грибной суп(Г)
| ГМЧ/ГМК
| ГРЧ/ГРК
| ГКрЧ/ГКрК
| 18 вариантов. 2 способ. Дерево возможностей.
3 способ. Используя правило умножения, получаем: 3х3х2=1
2. Свете на день рождения подарили 4 плюшевых игрушки, 2 мяча и 5 кукол. Мама положила все игрушки в большую коробку. Сколькими способами Света сможет достать из коробки 1 плюшевую игрушку, 1 мяч и 1 куклу?
1 способ. Обозначим мячи - М1, М2, игрушки- И1,И2,И3, И4, куклы- К1,К2, К3, К4, К5. Перечислим возможные варианты:
М1-И1-К1, М1-И1-К2, М1-И1-К3, М1-И1-К4, М1-И1-К5, М1-И2-К1, М1-И2-К2, М1-И2-К3, М1-И2-К4, М1-И2-К5, М1-И3-К1, М1-И3-К2, М1-И3-К3, М1-И3-К4, М1-И3-К5, М1-И4-К1, М1-И4-К2, М1-И4-К3, М1-И4-К4, М1-И4-К5 М2-И1-К1, М2-И1-К2, М2-И1-К3, М2-И1-К4, М2-И1-К5, М2-И2-К1, М2-И2-К2, М2-И2-К3, М2-И2-К4, М2-И2-К5, М2-И3-К1, М2-И3-К2, М2-И3-К3, М2-И3-К4, М2-И3-К5, М2-И4-К1, М2-И4-К2, М2-И4-К3, М2-И4-К4, М2-И4-К5
Ответ: 40 вариантов. 2 способ. Используя правило умножения, получаем: 2х4х5= 40
3. Сколько четных двузначных чисел можно составить из цифр 0, 2, 3, 6, 7, 9?
1 способ. Перечислим возможные варианты.
2 способ. Дерево возможностей.
3 способ. Используя правило умножения, получаем: 5х3=15 .
4. Мисс Марпл, расследуя убийство, заметила отъезжающее от дома мистера Дэвидсона такси. Она запомнила первую цифру “2”. В городке номера машин были трехзначные и состояли из цифр 1,2,3,4 и 5. Скольких водителей, в худшем случае, ей придется опросить, чтобы найти настоящего убийцу?
1 способ. Перечислим возможные варианты номеров такси:
Ответ: 25 человек.
2 способ. Используя правило умножения, получаем: 5х5=25
5. Саша, Петя, Денис, Оля, Настя часто ходят в кафе. Каждый раз, обедая там, они рассаживаются по-разному. Сколько дней друзья смогут это сделать без повторения?
1 способ. Пронумеруем стулья, на которых должен сесть каждый, и будем считать, что они рассаживаются поочередно:
№1 - Саша - есть возможность выбрать из 5 вариантов (стульев) №2 - Петя - 4 варианта №3- Денис - 3 варианта №4- Оля - 2 варианта №5 - Настя- 1 вариант
Используя правило умножения, получаем: 5х4х3х2х1=120
2 способ. Решаем, используя понятие факториала: 5!=120
6. Из учащихся пяти 11 классов нужно выбрать двоих дежурных. Сколько пар дежурных можно составить (ученики в паре не должны быть из одного класса)?
1 способ. Перечислим возможные варианты состава пары:
11А-11Б, 11А-11В, 11А-11Г, 11А-11Д, 11Б-11В, 11Б-11Г, 11Б-11Д, 11В-11Г, 11В-11Д, 11Г-11Д
Ответ: 10 пар.
2 способ. Из пяти классов нужно выбрать 2 дежурных. Число элементарных событий = = 10
7. В 8 “а” классе лучше всех математику знают 5 учеников: Вася, Дима, Олег, Катя и Аня. На олимпиаду по математике нужно отправить пару, состоящую из 1 мальчика и 1 девочки. Сколькими способами учительница может эту пару выбрать?
1 способ. Обозначим имена детей первыми заглавными буквами. Получаем следующие пары: В-К, В-А, Д-К, Д-А, О-К, О-А.
Ответ: 6 пар.
2 способ. Мальчиков 3, из них 1 можно выбрать , девочек 2, из них можно 1 выбрать , используя правило умножения, получаем: х = 6
8. В соревнованиях по фигурному катанию принимали участие россияне, итальянцы, украинцы, немцы, китайцы и французы.
Сколькими способами могут распределится места по окончании соревнований? Обозначим участников по первой заглавной букве страны и пронумеруем: Р1, И2, У3, Н4,К5, Ф6 Р1 - имеют возможность занять с1-6 места, т.е. 6 вариантов И2 - 5 вариантов У3- 4 варианта Н4- 3 варианта К5- 2 варианта Ф6- 1 вариант Используя правило умножения, получаем: 6х5х4х3х2х1= 720
2 способ. Используя понятие факториала, получаем: 6!=720
9. В 9 “б” классе 6 человек (Галя, Света, Катя, Оля, Максим, Витя) учатся на все пятерки. Департамент образования премировал лучших учащихся путевками в Анапу. Но, к сожалению, путевок всего четыре. Сколько возможно вариантов выбора учеников на отдых?
Обозначим первыми заглавными буквами имен учащихся. Возможны следующие тройки: Г-С-К-О, Г-С-К-М, Г-С-К-В, Г-С-О-М, Г-С-О-В, Г-С-М-В С-К-О-М, С-К-О-В, С-К-М-В, К-О-М-В, С-О-М-В, Г-К-О-В, Г-К-О-В, Г-О-М-В, Г-К-М-В
2 способ. Из 6 человек нужно выбрать 4, число элементарных событий равно = 15
10. Пете на день рождения подарили 7 новых дисков с играми, а Вале папа привез 9 дисков из командировки. Сколькими способами они могут обменять 4 любых диска одного на 4 диска другого?
Вычислим, сколько четверок из 7 дисков можно составить у Пети: =35, число четверок у Вали из 9 дисков - = 126 По правилу умножения находим число обменов 35х126=4410
11. Войсковое подразделение состоит из 5 офицеров, 8 сержантов и 70 рядовых. Сколькими способами можно выделить отряд из 2 офицеров, 4 сержантов и 15 рядовых?
Из 5 офицеров выбрать 2 можно с помощью числа сочетаний =10 способами, из 8 сержантов 4 - =70, из 70 рядовых 15 - . По правилу умножения находим число выбора отряда: 10х70х = 700х
12. В ювелирную мастерскую привезли 6 изумрудов, 9 алмазов и 7 сапфиров. Ювелиру заказали браслет, в котором 3 изумруда, 5 алмазов и 2 сапфиров. Сколькими способами он может выбрать камни на браслет?
Из 6 изумрудов 3 он может выбрать =20 способами, из 9 алмазов 5 - =126, из 7 сапфиров 2 - =21. По правилу умножения находим число вариантов 20х126х21=52920
13. На выборах победили 9 человек - Сафонов, Николаев, Петров, Кулаков, Мишин, Гусев, Володин, Афонин, Титов. Из них нужно выбрать председателя, заместителя и профорга. Сколькими способами это можно сделать?
Здесь речь идет о размещениях Можно было решать по-другому. На должность председателя выбираем из 9 человек, на заместителя - из 8, на профорга - из 7 По правилу умножения получаем 9х8х7=504
14. В районе построили новую школу. Из пришедших 25 человек нужно выбрать директора школы, завуча начальной школы, завуча среднего звена и завуча по воспитательной работе. Сколькими способами это можно сделать?
На должность директора выбираем из 25 человек, на завуча начальной - из 24, завуча среднего звена - из 23, завуча по воспитательной работе - 22. По правилу умножения получаем: 25х24х23х22 = 303600 Или, зная формулу размещения, получаем
15. В студенческом общежитии в одной комнате живут трое студентов Петя, Вася и Коля. У них есть 6 чашек, 8 блюдец и 10 чайных ложек (все принадлежности отличаются друг от друга). Сколькими способами ребята могут накрыть стол для чаепития (так, что каждый получит чашку, блюдце и ложку)?
Для Пети набор можно набрать 6х8х10=480 способами, для Васи - 5х7х9=315, для Коли - 4х6х8=192. По правилу умножения получаем 480х315х192=29030400 способами.
16. В кабинете заведующего ювелирного магазина имеется код, состоящий из двух различных гласных букв русского алфавита, за которой следуют 3 различные цифры. Сколько вариантов придется перебрать мошеннику, чтобы раздобыть драгоценности, которые там хранятся?
В русском языке 9 гласных букв - а, е, е, и, о, у, э, ю, я. Выбрать из них 2 можно =36 способами. Из 10 цифр выбрать 3 можно =120 способами. Применяя правило умножения, получаем: 36х120=4320
17. Сколькими способами можно составить трехцветный флаг из полос разной ширины, если имеются материи из 8 тканей? Эта задача на размещение
Другой способ решения. 1цвет выбирается из 8 тканей 8 способами 2цвет выбирается 7 способами 3 цвет - 6способами Используя правило умножения, получаем 8х7х6=336 способов.
18. В 9 классе 15 предметов. Завучу школы нужно составить расписание на субботу, если в этот день 5 уроков. Сколько различных вариантов расписания можно составить, если все уроки различные?
Из 15 предметов 5 любых можно выбрать
19. В огороде у бабушки растут 3 белые, 2 алые и 4 чайных розы. Сколькими различными способами можно составить букет из трех роз разного цвета?
1 способ. Обозначим белые - Б1, Б2, Б3, алые - А1,А2, чайные - Ч1, Ч2, Ч3,Ч4 Перечислим возможные варианты Б1-А1-Ч1, Б1-А1-Ч2, Б1-А1-Ч3, Б1-А1-Ч4, Б1-А2-Ч1,Б1-А2-Ч2, Б1-А2-Ч3, Б1-А2-Ч4 Б2- А1-Ч1, Б2-А1-Ч2, Б2-А1-Ч3, Б2-А1-Ч4, Б2-А2-Ч1,Б2-А2-Ч2, Б2-А2-Ч3, Б2-А2-Ч4 Б3- А1-Ч1, Б3-А1-Ч2, Б3-А1-Ч3, Б3-А1-Ч4, Б3-А2-Ч1,Б3-А2-Ч2, Б3-А2-Ч3, Б3-А2-Ч4
Ответ: 24 варианта.
2способ. Дерево возможностей
3 способ. Используя правило умножения, получаем: 2х3х4=24
20. К 60-летию Победы группа школьников отправилась по местам боевых действий в Смоленской области. Они планировали осуществить поход по маршруту деревни Сосновка-Быковка- Масловка- Видово. Из С в Б можно проплыть по реке или пройти пешком, из Б в М- пешком или на автобусе, из М в В - по реке, пешком или автобусе. Сколько вариантов похода есть у щкольников?
1 способ. Обозначим СБ - путь из Сосновки в Бытовку, ВГ - путь из Быковки в Масловку, МВ - путь из Масловки в Видово. По реке -Р, пешком - П, на автобусе - А Перечислим возможные варианты: СБР- БМП-МВР, СБР- БМП-МВП, СБР- БМП-МВА СБР-БМА-МВР, СБР-БМА-МВП, СБР-БМА-МВА СБА- БМП-МВР, СБА- БМП-МВП, СБА- БМП-МВА СБА-БМА-МВР, СБА-БМА-МВП, СБА-БМА-МВА Ответ: 12 вариантов.
2 способ. Дерево возможностей
ЛИТЕРАТУРА
1) Еженедельное учебно-методическое приложение “Математика” Изд. Пресса. Москва.1999 г
2) Ю.Н.Макарычев и др. Алгебра 9. Учебник для класса с углубленным изучением математики. Изд. Мнемозина, Москва.2005 год.
3) Л.Г. Петерсон. Математика 4 класс. Изд. Баласс. Москва.1999 г.
4) Ю.Н. Тюрин и др. Теория вероятностей и статистика. МЦНМО. Москва. 2004 год.
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА, МАТЕМАТИКА, СПОСОБЫ УМНОЖЕНИЯ
ХИТРАЯ ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ НА ПАЛЬЦАХ. ДЛЯ ДЕТЕЙ
В жизни люди, способные вычислять в уме, смотрятся как «суперумники», хотя в этом ничего сложного нет. Калькулятор калькулятором, а считать в уме полезно! Как помочь ребенку выучить таблицу умножения Ниже описаны некоторые простые приемы
Умножение на 2 или удваивание. Удваивать довольно легко, достаточно что-то сложить с самим собой. Вначале я показал на своей левой и правой руке одновременно по одному, двум, трем, четырем, пяти пальцам – так мы получили 2, 4, 6, 8, 10. Вместе с пальцами моего ученика мы дошли до двадцати, а потом я показывал на разные штуки в комнате, и предлагал сосчитать и удвоить – число букв в плакате, число символов на циферблате часов, сосчитать число спиц на одной стороне колеса велосипеда, и проверить, сойдется ли общее число с удвоенным и так далее.
Умножение на 4 и 8, 3 и 6
Когда умеешь умножать на два, это сущие пустяки. Умножить на четыре это то же, что удвоить ответ для того, что уже удвоено, например 7×4 это 7×2х2, а что 7×2 это 14 мы уже хорошо запомнили на предыдущем уроке про удваивания, так что и само 14 превратить в 28 не составит труда. Когда разобрался с четверкой, не так уж сложно разобраться и с большими числами восьмерки. По пути мы заметили, что, например, 16 это и 2×8, и 4×4. Так мы узнали, что есть числа, сплошь состоящие из двоек: 2, 4, 8, 16, 32, 64.
Умножая на 3 и 6, мы выучили старый пиратский метод «дележки на три». Если сложить цифры в числе, умноженном на 3, 6 или любом другом, которое делится на тройку, то результат сложения цифр ответа всегда кратен трем. Например, 3×5 = 15, 1+5 = 6. Или 6×8 = 48, а 4+8 = 12, кратно трем. А можно и в 12 цифры сложить, получится тоже 3, так что, если так дойти до конца, то всегда получается одно из трех чисел: 3, 6 или 9.
Так мы превратили это в еще одну игру. Я задавал какое-нибудь число, даже трех- или четырехзначное, и спрашивал, делится ли оно на 3. Для ответа достаточно сложить цифры, что довольно просто. Если число делилось на 3, то я спрашивал — «а на 6?» – и тогда нужно было просто посмотреть четное ли оно. А потом (в специальном случае небольших чисел из таблицы) иногда еще хотел узнать, что же получится при таком делении на 3 или 6. Это было очень веселое занятие.
Умножение на 5 и 7, простые числа И вот остались у нас умножение на пятерку, семерку, и девятку. А это значит, что мы выучили умножение их на многие другие числа — на 1, 2, 3, 4, 6, 8 и 10. С пятеркой мы разобрались очень быстро – она легко запоминается: на конце либо нолик, либо пять, точно также как умножаемое число: либо четно, либо нечетно. В качестве предмета, на котором с пятерками удобно заниматься, отлично подходит циферблат часов, можно придумать множество задач про путешествия во времени и пространстве. Заодно я рассказал почему в часе шестьдесят минут, и мы поняли чем это удобно.
Мы увидели, что 60 удобно делить на 1, 2, 3, 4, 5, 6, а на 7 делить неудобно. Поэтому было самое время присмотреться к этому числу. Из умножения на семерку оставалось запомнить лишь 7×7 и 7×9. Теперь мы знали почти все, что нужно. Я объяснил, что семь просто очень гордое число – такие числа называются простые, они делятся только на 1 и на себя.
Математика может быть веселой и легкой. Познакомтесь с этой симпатичной таблицей. Если вдумчиво ее исследовать, то не так уж много надо выучить. Всего 36 позиций. Остальные либо простые ( 1 х 10 ) либо обратимые ( 2 х 4 = 4 х 2). Минус 10 позиций из таблицы умножения на 9. Ее можно выучить за 5 минут. Есть такой фокус:
Итак, поехали.
Для начала положим свои руки на стол и мысленно пронумеруем пальчики слева направо от 1 до 10. Чтобы выполнить действие умножения, допустим 9 х 3 = ?, загибаем третий слева пальчик. Всё! Ответ готов: оставшиеся не загнутыми пальчики слева образуют количество десятков в ответе, а не загнутые справа — количество единиц. Считаем, и говорим ответ: 27!
Таким образом можно получить ответ для любого числа. Вот здесь, допустим, пример 9 х 7 = 63
10 простых математических приемов
| Интересно
| 20 февраля 2012
|
На многих людей математика может наводить ужас. Этот список, возможно, улучшит общие знания о математических приемах и ускорит выполнение математических вычислений в уме.
1. Умножение на 11
Все мы знаем, что при умножении на 10 к числу добавляется 0, а знаете ли вы, что существует такой же простой способ умножения двузначного числа на 11? Вот он:
Возьмите исходное число и представьте промежуток между двумя знаками (в этом примере мы используем число 52): 5_2
Теперь сложите два числа и запишите их по середине: 5_(5+2)_2
Таким образом, ваш ответ: 572.
Если при сложении чисел в скобках получается двузначное число, просто запомните вторую цифру, а единицу прибавьте к первому числу: 9_(9+9)_9 (9+1)_8_9 10_8_9 1089 – Это срабатывает всегда.
2. Быстрое возведение в квадрат
Этот прием поможет быстро возвести в квадрат двузначное число, которое заканчивается на 5. Умножьте первую цифру саму на себя +1, а в конце допишите 25. Вот и все! 252 = (2x(2+1)) & 25 2 x 3 = 6 625
3. Умножение на 5
Большинство людей очень просто запоминает таблицу умножения на 5, но, когда приходится иметь дело с большими числами, сделать это становится сложнее, или нет? Этот прием невероятно прост.
Возьмите любое число, разделите на 2 (другими словами, поделите пополам). Если в результате получилось целое число, припишите 0 в конце. Если нет, не обращайте внимание на запятую и в конце добавьте 5. Это срабатывает всегда: 2682 x 5 = (2682 / 2) & 5 или 0 2682 / 2 = 1341 (целое число, поэтому добавьте 0) 13410
Давайте попробуем другой пример: 5887 x 5 2943,5 (дробное число (пропустите запятую, добавьте 5) 29435
4. Умножение на 9
Это просто. Чтобы умножить любое число от 1 до 9 на 9, посмотрите на руки. Загните палец, который соответствует умножаемому числу (например 9х3 – загните третий палец), посчитайте пальцы до загнутого пальца (в случае 9х3 – это 2), затем посчитайте после загнутого пальца (в нашем случае – 7). Ответ – 27.
5. Умножение на 4
Это очень простой прием, хотя очевиден лишь для некоторых. Хитрость в том, что нужно просто умножить на 2, а затем опять умножить на 2: 58 x 4 = (58 x 2) + (58 x 2) = (116) + (116) = 232
6. Подсчет чаевых
Если вам нужно оставить 15% чаевых, есть простой способ сделать это. Высчитайте 10% (разделите число на 10), а потом добавьте получившееся число к его половине и получите ответ: 15% от $25 = (10% от 25) + ((10% от 25) / 2) $2.50 + $1.25 = $3.75
7. Сложное умножение
Если вам нужно умножать большие числа, причем одно из них — четное, вы можете просто перегруппировать их, чтобы получить ответ: 32 x 125 все равно, что: 16 x 250 все равно, что: 8 x 500 все равно, что: 4 x 1000 = 4,000
8. Деление на 5
На самом деле делить большие числа на 5 очень просто. Все, что нужно, - просто умножить на 2 и перенести запятую: 195 / 5 Шаг1: 195 * 2 = 390 Шаг2: Переносим запятую: 39,0 или просто 39.
2978 / 5 Шаг1: 2978 * 2 = 5956 Шаг2: 595,6
9. Вычитание из 1000
Чтобы выполнить вычитание из 1000, можете пользоваться этим простым правилом: Отнимите от 9 все цифры, кроме последней. А последнюю цифру отнимите от 10: 1000 -648 Шаг1: от 9 отнимите 6 = 3 Шаг2: от 9 отнимите 4 = 5 Шаг3: от 10 отнимите 8 = 2 Ответ: 352
10. Систематизированные правила умножения
· Умножение на 5: Умножьте на 10 и разделите на 2.
· Умножение на 6: Иногда проще умножить на 3, а потом на 2.
· Умножение на 9: Умножьте на 10 и отнимите исходное число.
· Умножение на 12: Умножьте на 10 и дважды прибавьте исходное число.
· Умножение на 13: Умножьте на 3 и 10 раз прибавьте исходное число.
· Умножение на 14: Умножьте на 7, а затем — на 2.
· Умножение на 15: Умножьте на 10 и 5 раз прибавьте исходное число, как в предыдущем примере.
· Умножение на 16: Если хотите, 4 раза умножьте на 2. Или умножить на 8, а потом на 2.
· Умножение на 17: Умножьте на 7 и 10 раз прибавьте исходное число.
· Умножение на 18: Умножьте на 20 и дважды отнимите исходное число.
· Умножение на 19: Умножьте на 20 и отнимите исходное число.
· Умножение на 24: Умножьте на 8, а потом на 3.
· Умножение на 27: Умножьте на 30 и 3 раза отнимите исходное число.
· Умножение на 45: Умножьте на 50 и 5 раз отнимите исходное число.
· Умножение на 90: Умножьте на 9 и припишите 0.
· Умножение на 98: Умножьте на 100 и дважды отнимите исходное число.
· Умножение на 99: Умножьте на 100 и отнимите исходное число.
Бонус: Проценты
Yanni в 23-м комментарии дал отличный совет, как высчитать проценты. Поэтому я взял на себя смелость повторить его здесь:
Вычислить 7% от 300. Кажется сложным?
Проценты: Сперва нужно понять значение слова «Процент» (Percent). Первая часть слова — ПРО (PER) , как 10 пунктов на страницу сайта listverse. PER = ДЛЯ КАЖДОГО. Вторая часть — ЦЕНТ (CENT), как 100. Например, СТОлетие = 100 лет. 100 ЦЕНТов в 1 долларе и так далее. Итак, ПРОЦЕНТ = ДЛЯ КАЖДОЙ СОТНИ.
Итак, получается, что 7% от 100 будет 7. (7 для каждой сотни, только одной сотни). 8% от 100 = 8. 35,73% от 100 = 35,73
Но как это может быть полезным?? Вернемся к задачке 7% от 300. 7% от первой сотни равно 7. 7%, от второй сотни — то же 7, и 7% от третьей сотни - все те же 7. Итак, 7 + 7 + 7 = 21. Если 8% от 100 = 8, то 8% от 50 = 4 (половина от 8).
Дробите каждое число, если нужно вычислить проценты из 100, если же число меньше 100, просто перенесите запятую влево.
ПРИМЕРЫ: 8%200 = ? 8 + 8 = 16. 8%250 = ? 8 + 8 + 4 = 20, 8%25 = 2,0 (Передвигаем запятую влево). 15%300 = 15+15+15 =45, 15%350 = 15+15+15+7,5 = 52,5
Также полезно знать, что вы всегда можете поменять числа местами: 3% от 100 — то же самое, что 100% от 3. 35% от 8 — то же самое, что и 8% от 35
| |
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|