Сделай Сам Свою Работу на 5

Система методов социального управления.





Понятие и виды управления. Сущность управления.

 

Понятие управления.

Управленческая деятельность осуществляется в отношении деятельности других людей, это «деятельность над деятельностью». Продукт управленческой деятельности – обеспечение прогрессивного изменения и развития деятельности. В сфере юридических услуг – стратегия развития организации, новые условия организации деятельности или систем управления, в т.ч. качество реализации экономических и социальных задач.

 

Связан с социальным управлением, объектом которого являются люди и их поведение. (в широком смысле) Это деятельность по упорядочению процессов, протекающих в определенной системе, в т. ч. в организации. Управленческий труд состоит из ряда действий или операций, т.е однородных, логически неделимых частей управленческой деятельности (поисковые, вычислительные, логические, описательные, графические, контрольные, коммуникативные (слушание, чтение, говорение, контактирование, наблюдение, мышление)).

Главные задачи:

Установление организационного порядка и рациональной последовательности выполнения управленческих работ;



Обеспечение единства, непрерывности и согласованности действий субъектов при принятии решений;

Участие вышестоящих руководителей;

Равномерная нагрузка исполнителей.

Последовательные этапы: планирование – организация – мотивация – контроль.

Управление (по Питеру Ф. Друкеру) – особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.

Управленческий труд – совокупность действий и операций, с помощью которых обеспечивается подготовка и реализация управленческих решений. Содержание и последовательность осуществления управленческого труда объединяются в управленческий процесс, который формируется, развивается и совершенствуется вместе с организаций. Он всегда целенаправлен, т.е. связан с необходимостью определенных действий в рамках конкретной хозяйственной ситуации. Необходимо добиться конкретной цели, которая связана с сохранением или преобразованием имеющихся или возникших обстоятельств, достигнуть положительного результата или предотвратить отрицательные последствия.



Исходная «сырая» информация после соответствующей обработки превращается в управленческое решение. Это один из элементов процесса управления. Управленческое решение является направляющим элементом (вектором) процесса управленческой деятельности. Налаженная практика принятия и реализации управленческих решений составляет организационный порядок (системность) в функционировании и развитии организации.

К снижению эффективности производственной деятельности приводит усложнение хозяйственной практики в современном мире, рост количества управленческих решений, их накапливание, возможное торможение их реализации. Возрастают требования к профессионализму управленцев, дифференциации их труда. Постепенное развитие самоуправления – использование сформированных у специалистов в различных областях деятельности управленческих компетенций.

Принципы управления:

- научный подход – совокупность глубоких знаний для своевременного и достоверного принятия решений;

- целенаправленность – совокупность методов, используемых для достижения целей организации в каждый период деятельности;

- последовательность – совокупность управляемых во времени и пространстве последовательных действий, позволяющих оптимально достигать целей;

- непрерывность – обусловлена соответствующим характером хозяйственных процессов;

- универсальность – совокупность общепринятых подходов в управлении;

- специализация – учет специфических (индивидуальных) условий применения общепринятых подходов в управлении в разных организациях;



- сочетание централизованного регулирования и самоуправления – условие оптимального выполнения поставленных задач всеми подразделениями организации;

- обеспечение единства прав и ответственности каждого субъекта управления.

 

Под управлением в самом общем смысле можно понимать целенаправленное воздействие субъекта управления на объекты управления в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений.

Управление— это целеполагающее, т. е. созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которое может быть осуществлено как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные органы и структуры (государственные органы, политические партии, общественные объединения, предприятия, общества, союзы и проч.).

Следует отметить, что сущность управления на протяжении многих десятилетий остается неизменной. Определяя понятие «управление», классик менеджмента А. Файоль называет шесть следующих функций (операций):

1) технические (производство, выделка и обработка);

2) коммерческие (покупка, продажа и обмен);

3) финансовые (привлечение средств и распоряжение ими);

4) страховые (страхование и охрана имущества и лиц);

5) учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т. д.);

6) административные (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

«Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;

предвидеть, т. е. учитывать грядушее и вырабатывать программу действия;

организовывать, т. е. строить двойной — материальный и социальный — организм предприятия;

распоряжаться, т. е. заставлять персонал надлежаще работать;

координировать, т. е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;

контролировать, т. е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».

Виды управления.

Традиционно выделяются следующие виды управления:

1) механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);

2) биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);

3) социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).

Каждый из данных типов управления отличается назначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями, интенсивностью совершаемых управленческих функций и операций.

 

Взаимосвязь науки управления с другими отраслями знаний и науки.

Общественное производство, помимо общественных наук, изучается рядом естественных и технических наук.

взаимоотношениях с экономическими науками. Отношения управления имеют своеобразные специфические черты и выступают в качестве непременных условий реализации экономических законов, поставленных экономических задач. Поэтому формы и методы управления производством, его цели и средства складываются под прямым воздействием развития экономики.

Наука управления тесно соприкасается с философскими науками, и в первую очередь через свою методологию, которая базируется на материалистической диалектике. Только на основе диалектического подхода наука управления может проникнуть в суть изучаемых явлений, относящихся к процессу управления производством.

Психология, конфликтология

 

Система методов социального управления.

1. Административные (Организационно-распорядительные)

Опираются на активное вмешательство руководителей в деятельность исполнителей путем формулирования задач и установления показателей их решения. Используются при решении достаточно известных (рутинны) и стандартных задач. Инициатива исполнителей ограничивается, ответственность за результаты возлагается на руководителей. Недостаток – ориентация исполнителей на достижение заданных результатов установленными способами, отсутствие инициативы не позволяет развиваться организации.

 

2. Экономические

Основаны на материальной заинтересованности исполнителей в оптимальном решении поставленных задач. Ответственность распределяется между руководителем и исполнителем в соответствии с принципом единства прав и ответственности каждого субъекта управления. Позволяют достигать результатов более эффективно, нацеливают исполнителей на более гибкий учет конкретной хозяйственной ситуации и на развитие профессионализма. Но, если для исполнителя материальный интерес не является главным, то для них важнее сам процесс деятельности, развития, взаимодействия в трудовом коллективе.

(материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда руководителя связана с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.

 

3. Социально-психологические

Нацелены на формирование благоприятного климата в трудовом коллективе, развитие индивидуальных способностей и самореализации в профессиональной деятельности каждого работника.

Современно управление использует все методы. Большое значение правовой стороне их реализации – использование соответствующих правовых норм и правил, определяющих границы самостоятельных действий руководителей и исполнителей.

К ним относятся: - моральное поощрение; - социальное планирование; - убеждение; - внушение; - личный пример; - регулирование межличностных и межгрупповых отношений; - создание и поддержание морального климата в коллективе.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.