Сделай Сам Свою Работу на 5

в диагностической деятельности.





ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ПСИХИАТРИЯ»

(ординатура)

Форма обучения: очная

Факультет повышения квалификации и

профессиональной переподготовки специалистов

Казань, 2012


Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Психиатрия» (ординатура) разработана сотрудниками кафедры психиатрии Яхин К.К., Мухаметшина Э.И., Менделевич Д.М. (заведующий кафедрой: Яхин К.К.).

 

 

Рекомендована к утверждению рецензентами:

1. Гатин Ф.Ф.

2.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Состав рабочей группы и консультантов по разработке основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «___________________»  
Пояснительная записка  
Требования к уровню подготовки врача-специалиста, успешно освоившего основную профессиональную образовательную программу послевузовского профессионального образования по специальности «___________________»  
Профессиональные компетенции врача-специалиста ___________________  
Перечень знаний, умений и владений врача-специалиста по _____________  
Перечень практических навыков врача-специалиста по _________________  
Требования к государственной (итоговой) аттестации  
Рабочие программы дисциплин (модулей) по специальности «___________»  
ОД.О.00 Обязательные дисциплины  
ОД.О.01 Специальные дисциплины  
Раздел 1  
Раздел 2  
Раздел 3  
Раздел 4  
Раздел 5  
Раздел 6  
Раздел 7  
Раздел 8  
Раздел 9  
Раздел 10  
ОД.О.02 Смежные дисциплины  
ОД.О.03 Фундаментальные дисциплины  
ОД.О.04 Дисциплины по выбору ординатора  
ФД.О.00 Факультативные дисциплины  
ОСК.О.00 Обучающий симуляционный курс послевузовского профессионального образования по специальности «___________________»  
П.О.00 Программа практики послевузовского профессионального образования врачей по специальности «______________________________»  
Учебный план основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «____»  
Законодательные и нормативно-правовые документы  

 





 

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура) по специальности «Психиатрия».

 

СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И КОНСУЛЬТАНТОВ

по разработке образовательной программы послевузовского профессионального

образования по специальности «Психиатрия»

 

Ф.И.О. Ученая степень, звание Занимаемая должность Место работы
1. Биккинеев Фарид Гакифович к.м.н., доцент Проректор по учебно-методической работе ГБОУ ВПО Казанский ГМУ
2. Акрамов Наиль Рамилович д.м.н., доцент Декан ФПКиППС ГБОУ ВПО Казанский ГМУ
3. Яхин Каусар Камилович д.м.н., профессор Заведующий кафедрой психиатрии ГБОУ ВПО Казанский ГМУ
4. Мухаметшина Эльвира Искандеровна разработчик Ассистент кафедры психиатрии ГБОУ ВПО Казанский ГМУ
По методическим вопросам
1. Егорова С.Н. д.м.н., профессор заведующая кафедры фармации председатель методического совета ФПКиППС ГБОУ ВПО Казанский ГМУ
2. Амиров Н.Б. д.м.н., профессор профессор кафедры общей врачебной практики ГБОУ ВПО Казанский ГМУ
3. Алтунбаев Р.А. д.м.н., профессор профессор кафедры неврологии и реабилитации ГБОУ ВПО Казанский ГМУ
4. Гайфуллина Р.Ф. к.м.н., ассистент кафедры внутренних болезней №2 ГБОУ ВПО Казанский ГМУ
5. Галеева З.М. к.м.н. доцент кафедры факультетской терапии ГБОУ ВПО Казанский ГМУ
6. Гасиловская Т.А. к.м.н., доцент заведующая кафедрой медицинской экспертизы ГБОУ ВПО Казанский ГМУ
7. Камашева Г.Р. к.м.н. ассистент кафедры общей врачебной практики ГБОУ ВПО Казанский ГМУ
8. Ксембаев С.С. д.м.н., профессор профессор кафедры ортопедической стоматологии ГБОУ ВПО Казанский ГМУ
9. Кравченко И.Э. к.м.н., доцент доцент кафедры инфекционных болезней ГБОУ ВПО Казанский ГМУ
10. Мамлеев Р.Н. к.м.н., доцент доцент кафедры госпитальной педиатрии ГБОУ ВПО Казанский ГМУ

 




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Основная профессиональная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Психиатрия» (ординатура) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по направлению «Лечебное дело» в послевузовском профессиональном образовании врачей.

Актуальность основной профессиональной программы послевузовского профессионального образования (ординатура):

Накопленный опыт преподавания психиатрии в ВУЗах показывает, что для формирования специалиста-психиатра необходимо дальнейшее качественное последипломное обучение, которое расширяет и систематизирует знания специалиста и подкрепляет их практической работой на базе психиатрических учреждений.

В настоящее время возникла потребность в дальнейшем повышении эффективности преподавания психиатрии на различных этапах последипломного образования.

Последипломная подготовка по специальности «Психиатрия» предполагает различные формы обучения. Прежде всего это первичная специализация по психиатрии, которая предполагает интернатуру. Интернатура является непосредственным продолжением ВУЗовского образования. Ординатура дает первичную специализацию по психиатрии и право работать врачом-психиатром в практических психиатрических учреждениях.

Цель послевузовского профессионального образования врача-ординатора по специальности «Психиатрия» — подготовка квалифицированного врача-ординатора психиатра обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности.

Задачи послевузовского профессионального образования врача-ординатора по специальности «Психиатрия»:

1. Сформировать обширный и глубокий объем базовых, фундаментальных медицинских знаний, формирующих профессиональные компетенции врача, способного успешно решать свои профессиональные задачи.

2. Сформировать и совершенствовать профессиональную подготовку врача-специалиста, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания смежных дисциплин.

3. Сформировать умения в освоении новейших технологий и методик в сфере своих профессиональных интересов.

4. Подготовить специалиста к самостоятельной профессиональной лечебно-диагностической деятельности, умеющего провести дифференциально-диагностический поиск, оказать в полном объеме медицинскую помощь, в том числе при неотложных состояниях, провести профилактические и реабилитационные мероприятия во все возрастные периоды жизни пациентов, способного успешно решать свои профессиональные задачи.

5. Сформировать и совершенствовать систему общих и специальных знаний, умений, позволяющих врачу свободно ориентироваться в вопросах организации и экономики здравоохранения, страховой медицины, медицинской психологии.

 

В ординатуру принимаются врачи, имеющие высшее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело» (указать в соответствии с положениями Приказа М3 и СР РФ от 07.07.2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»). Обучение ведется с отрывом от основного места работы.

Основная профессиональная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Психиатрия» (ординатура) включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программу практики. Содержание образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Психиатрия» (ординатура) представлено как единое целое, с максимальной полнотой охватывающее вопросы теории и практики по «Психиатрия».

В рабочих программах дисциплин (модулей) выделяют: а) обязательные дисциплины: специальные дисциплины, смежные дисциплины, фундаментальные дисциплины и дисциплины по выбору ординатора; б) факультативные дисциплины. Каждая дисциплина подразделяется на разделы, каждый раздел - на темы, тема - на элементы, каждый элемент - на подэлементы.

Таким образом, содержание рабочих программ представлено как систематизированный перечень наименований тем, элементов и других структурных единиц модуля программы.

Элемент в программе — часть темы, объединяющий круг конкретных, достаточно узких теоретических вопросов и практических умений и навыков по специальности, каждый из которых в отдельности представляет собой подэлемент программы. Для удобства пользования программой в учебном процессе каждая его структурная единица индексируется. На первом месте ставится индекс дисциплины (модуля) (например, (ОД.И.00) или (ФД.И.00), на втором — порядковый номер Дисциплины (модуля) (например, для специальных дисциплин ОД.И. 01.), далее — порядковый номер раздела конкретной дисциплины (например, ОД.О.01.1 — Раздел 1). Далее указываются: порядковый номер темы конкретного раздела (например, ОД.О.01.1.1.), номер элемента конкретной темы (ОД.О.01.1.1.1.), затем - номер подэлемента (ОД.О.01.1.1.1.1.) и т.д. Индексация вносит определенный порядок в перечень вопросов, содержащихся в программе, что позволяет кодировать тестовые материалы в учебно-методическом комплексе в соответствии с индексами программы.

За время обучения в ординатуре обучающиеся овладевают не только теорией, но и учатся применять свои знания в профессиональной деятельности. В программе практики предусмотрены: 1) практика в поликлинике по избранной специальности; 2) практика в стационаре.

Основная цель практики - закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения врача-ординатора и формирование профессиональных компетенций врача-интерна, т.е. приобретение опыта в решении реальных профессиональных задач.

Практика в содержании основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура) составляет 63% учебного времени.

Другой важной составной частью образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Психиатрия» (ординатура) является учебный план. Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся. В случае необходимости, учитывая уровень базисных знаний, актуальность задач подготовки врача-специалиста психиатра, по усмотрению заведующего кафедрой могут быть внесены изменения в распределение учебного времени, предусмотренного учебными планами программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов.

Для реализации основной профессиональной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Психиатрия» (ординатура) кафедра располагает наличием: 1) учебно-методической документации и материалов по всем разделам дисциплины (модуля); 2) учебно-методической литературы для внеаудиторной работы обучающихся; 3) материально-технической базы, обеспечивающей организацию всех видов дисциплинарной подготовки:

· учебные аудитории и кабинеты, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;

· клинические базы в лечебно-профилактических, научно-исследовательских и других учреждениях Минздравсоцразвития РФ.

В процессе подготовки врача-ординатора психиатра обязательным является определение базисных знаний, умений и навыков обучающихся перед началом обучения. По окончании изучения каждого модуля проводится этапный (рубежный) контроль. При этом используются различные формы контроля: решение ситуационных задач, тестовый контроль, защита квалификационных работ и др. Теоретическая подготовка врачей-специалистов (ординатура) предусматривает обязательное участие в семинарских занятиях, больничных научно-практических и патологоанатомических конференциях, а также самостоятельное изучение литературы по программе послевузовского профессионального образования врачей-ординаторов по специальности «Психиатрия, написание рефератов, используя для этого специальную медицинскую литературу и архивный материал отделения.

По окончании обучения в ординатуре проводится государственная (итоговая) аттестация, осуществляемая посредством проведения экзамена. Цель государственной (итоговой) аттестации - выявление теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с содержанием основной профессиональной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Психиатрия» (ординатура).

В конце программы приводится общий список рекомендованной литературы и перечень законодательных, нормативно-инструктивных документов. После каждого учебного раздела рабочей программы даны ссылки на номера из общего списка литературы, относящиеся к тематике данного модуля.

При успешной аттестации обучающийся получает документ установленного образца.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-

СПЕЦИАЛИСТА ПСИХИАТРА УСПЕШНО ОСВОИВШЕГО

ОСНОВНУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «Психиатрия»

(ординатура)

 

Врач-ординатор психиатр должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

 

Общекультурные компетенции (ОК) характеризуются:

· способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности.

· способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального психиатрического - (профильного) содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;

· способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции врача-психиатра;

· способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.

 

Профессиональные компетенции (ПК) характеризуются:

в диагностической деятельности.

· способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования в области психиатрии;

· способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики группы психических заболеваний и патологических процессов мозга;

· способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы психических заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при психических заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний в группе психических заболеваний;

в лечебной деятельности:

· способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при психических заболеваниях среди пациентов той или иной группы нозологических форм, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход (особенности заболеваний нервной, иммунной, сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови); своевременно выявлять жизнеопасные нарушения психики, использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;

· способностью и готовностью назначать психическим больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии как профильным психическим больным, больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению беременности, приему родов;

в реабилитационной деятельности:

· способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма;

· способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима в период реабилитации психических больных.

в профилактической деятельности:

· способностью и готовностью применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях психического здоровья (взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций) в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;

· способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии психических болезней, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно- просветительскую работу по гигиеническим вопросам;

в организационно-управленческой деятельности:

· способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций по психиатрии;

· способностью и готовностью использовать знания организационной структуры психиатрии, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи, анализировать показатели работы их структурных подразделений по психиатрии, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам страдающим психическими заболеваниями.

 

Формирование профессиональных компетенций врача-специалиста предполагает овладение врачом системой профессиональных знаний, умений, навыков, владений.

 

Перечень знаний, умений и владений врача-ОРДИНАТОРА по специальности «психиатрия»

 

Врач, окончивший обучение по специальности «Психиатрия» должен знать и уметь:

· выявлять в процессе обследования больных симптомы пограничных психических и психосоматических расстройств;

· квалифицировать синдромы выявленных расстройств;

· проводить диагностику пограничных психических и психосоматических расстройств в соответствии с традиционной систематикой психических болезней и в соответствии с Международной классификацией болезней Х пересмотра (МКБ-10);

· проводить дифференциальную диагностику пограничных психических и психосоматических расстройств на симптоматологическом, синдромологическом и нозологическом уровнях;

· проводить дифференцированную психофармакотерапию пациентам с пограничными психическими и психосоматическими расстройствами с использованием новейших психотропных средств;

 

Врач, окончивший обучение по специальности «Психиатрия» должен владеть:

 

· владеть современными тестовыми методиками (клиническими шкалами) по выявлению пограничных психических и психосоматических расстройств;

· владеть основами психотерапии, применяемой при пограничных психических и психосоматических расстройствах;

· оказывать помощь при неотложных состояниях в клинике пограничных психических и психосоматических расстройств.

 

 

Перечень практических навыков врача-ОРДИНАТОРА по специальности «Психиатрия»

 

Врач-специалист по специальности «Психиатрия» должен владеть следующими практическими навыками:

 

· Диагностические навыки:

˗ Умение выявлять в процессе обследования больных симптомы расстройств психической деятельности

˗ Умение квалифицировать синдромы выявленных расстройств

˗ Умение проводить нозологическую диагностику психических расстройств в соответствии с традиционной систематикой психических болезней и в соответствии с Международной классификацией болезней X пересмотра (МКБ X)

˗ Умение проводить дифференциальную диагностику

˗ Умение определять показания к госпитализации в психиатрический стационар

˗ Умение выявлять больных, нуждающихся в недобровольной госпитализации

˗ Умение выявлять суицидальные и гетероагрессивные тенденции

· Терапевтические (лечебные) навыки:

˗ Умение проводить дифференциальную психофармакотерапию с использованием всех групп психотропных средств и разных способов их введения, включая внутривенный струйный и внутривенный капельный

˗ Умение проводить курсовую противосудорожную терапию

˗ Умение проводить дегидратационную и “рассасывающую” терапию при органических заболеваниях головного мозга

˗ Умение корригировать расстройства сна

˗ Умение проводить электросудорожную терапию

˗ Умение проводить инсулино-коматозную терапию

˗ Умение проводить активную амбулаторную терапию

˗ Умение проводить алкогольно-антабусные пробы

˗ Умение проводить активную амбулаторную терапию

˗ Умение проводить амбулаторную поддерживающую терапию

˗ Умение предупреждать побочные эффекты биологической терапии, включая:

˗ Умение купировать злокачественный нейролептический синдром

˗ Умение корригировать хронические неврологические побочные эффекты терапии психотропными средствами

˗ Умение корригировать соматовегетативные побочные эффекты терапии психотропными средствами

˗ Лечение отравлений психотропными средствами

 

· Владение психотерапевтическими методиками:

˗ Владение рациональной психотерапией

˗ Владение рациональной психотерапией (в бодрствующем состоянии)

˗ Владение обучением аутосуггестивным методикам, включая аутогенную тренировку

˗ Владение гипнотерапией

˗ Владение поведенческой психотерапией

˗ Владение коллективной и групповой психотерапией

˗ Владение основами семейной психотерапии

˗ Владение фитотерапией пограничных психических расстройств

˗ Владение навыками социальной реабилитации

 

· Экстренная помощь при неотложных состояниях

˗ Лечение приступа фебрильной шизофрении

˗ Лечение серийных припадков

˗ Лечение эпилептического статуса

˗ Лечение тяжелых форм алкогольного делирия и острых алкогольных энцефалопатий

˗ Лечение тяжелой алкогольной интоксикации и абстиненции

˗ Лечение алкогольно-антабусной реакции

˗ Лечение острой интоксикации и абстиненции при наркоманиях и токсикоманиях

˗ Купирование различных видов возбуждения

˗ Неотложная помощь при суицидальных тенденциях

˗ Неотложная помощь при состояниях помраченного сознания

˗ Борьба с отказом от еды

˗ Владение тактикой оказания первой врачебной помощи психически больному с социально-опасными действиями

˗ Транспортировка больного в остром психотическом состоянии

 

· Оценка результатов дополнительных методов исследования:

˗ ЭЭГ-исследования

˗ Эхо ЭЭГ-исследования

˗ Ультразвуковая допплерография

˗ Рентгенография черепа

˗ Заключение по исследованию глазного дна

˗ Оценка результатов лабораторных исследований при сифилитическом поражении центральной нервной системы

˗ Оценка результатов экспериментально-психологического исследования

 

· Ведение медицинской документации и прочие навыки и умения:

˗ Ведение медицинской документации (в стационаре, психоневрологическом диспансере, поликлинике)

˗ Уметь работать с различными информационными источниками по вопросам клинической фармакологии

˗ Организовывать научно-практические конференции, семинары, разборы по актуальным вопросам психиатрии

 

Практические умения постоянно контролируются в процессе лечебно-диагностической работы в течение всего срока обучения.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ

 

1. Государственная (итоговая) аттестация по основной профессиональной программе послевузовского профессионального образования по специальности «Психиатрия»(интернатура) осуществляется посредством проведения экзамена и должна выявлять теоретическую и практическую подготовку врача-ординатора по психиатрии в соответствии с содержанием образовательной программы послевузовского профессионального образования.

2. Врач-ординатор допускается к государственной (итоговой) аттестации после успешного освоения рабочих программ дисциплин (модулей), обучающего симуляционного курса и выполнения программы практики в объеме, предусмотренном учебным планом.

3. Лица, освоившие основную профессиональную программу послевузовского профессионального образования по специальности «Психиатрия»(ординатура) и успешно прошедшие государственную (итоговую) аттестацию, получают документ государственного образца.

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «Психиатрия»

(ординатура)

 

I. Содержание рабочих программ дисциплин (модулей)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.