Проблемы эффективных/неэффективных коммуникаций между социальным работником и клиентом
Традиционные коммуникативные подходы в теории социальной работы связаны с анализом проблем эффективных/неэффективных коммуникаций между социальным работником и клиентом. Для этого применяются как теоретические подходы, принятые в социальной работе, так и аналитический инструментарий из других дисциплин, в частности методика Джозефа Лафта и Гарри Ингама, известная как "окно Джогари".
Предложенная исследователями модель предполагает существование информации, которая известна и не известна социальному работнику и клиенту. Информация, известная социальному работнику и клиенту, находится в окне общего доступа, обозначенного как "арена". Информация, которая известна социальному работнику, но неизвестна клиенту, обозначена как "фасад". Та информация, с которой приходит клиент, неизвестна социальному работнику, поэтому она располагается в "слепой зоне". Информация, которая не известна ни социальному работнику, ни клиенту, располагается в "зоне неизвестности". Эффективность коммуникации возрастает, если социальный работник и клиент расширяют зону общего доступа (рис. 9.7).
Коммуникативная теория находит свое место в социальной работе не только за счет внедрения различных социологических концепций и подходов других социальных дисциплин, но и за счет расширяющейся практики самой социальной работы. Специфические цели, задачи и проблемы обусловливают особенности содержания коммуни-
Рис. 9.7."Окно Джогари"
кативного процесса в практике социальной работы, требующие изучения и систематизации в ее теории.
Ряд исследователей, определяя специфику коммуникативного процесса в теории и практике социальной работы, выделяют следующие цели:
1) собирать информацию для оказания помощи клиентам;
2) предлагать идеи, чтобы понимать потребности клиентов, для решения их проблем;
3) выражать чувства и мысли;
4) структурировать работу в систему целенаправленных действий;
5) информировать, определять задачи, давать советы, оказывать поддержку.
Общая схема процесса коммуникации в социальной работе представлена на рис. 9.8.
По мнению Л. Джонсон, эффективность коммуникаций в социальной работе зависит от нескольких факторов[1]:
– соответствия вербальных и невербальных сообщений;
– простоты сообщения для клиента;
– доступности информации для клиента;
Рис. 9.8. Элементы коммуникативной цепочки в теории и практике социальной работы
– степени понимания клиентом информации;
– количества повторений, соответствующих степени важности информации.
Эффективность коммуникативного контакта в практике социальной работы зависит от способности профессионала решать проблемы, возникающие в процессе взаимодействия с клиентом. Б. Сайбери выделяет следующие проблемы, специфичные для коммуникативного процесса в практике социальной работы[2]:
• двойное сообщение – два сообщения, противоречащих друг другу, полученных одновременно;
• двусмысленные сообщения – сообщения, имеющие различную интерпретацию, непонятные, мало относящиеся к обсуждаемой ситуации;
• референтные сомнения – информация имеет многозначные смыслы для разных людей;
• селективное внимание – искаженное сообщение, затрудняющее понимание ситуации;
• переработка информации – получение информации больше, чем это необходимо клиенту;
• ритуализм и неконгруэнтностъ – нарушение последовательности ожидаемых сообщений, которые противоречат поведенческим паттернам;
• регуляторная несовместимость – использование контактов, слушания и видения, приемлемых для одной и неприемлемых для другой культуры.
Организация коммуникаций в социальной работе будет зависеть от специфики клиента, его социокультурной характеристики и социоэкономической проблематики, которые динамично изменяются в общественных отношениях. Все это определяет актуальность коммуникативной теории в социальной работе.
Выводы
1. Оценивание представляет собой не только комплексный процесс познания другой субъектности, но и процесс профессионального самопознания.
2. В социальной работе профессиональное самопознание осуществляется в рамках доминирующего в данный период метода, с учетом жизненного и профессионального опыта взаимодействующих субъектов.
3. Необходимым условием успешного взаимодействия социального работника и клиента является эмпатия. Она обусловлена общим состоянием здоровья человека, его социальной адаптированностью и отражает уровень развития у него навыков взаимодействия с людьми.
4. Коммуникация в теории и практике социальной работы осмысляется как процесс взаимодействия, в результате которого осуществляется профессиональная помощь клиенту.
5. Сбор и передача эмоций, состояний, смысловых комплексов, умений, репродуцирование воспоминаний, реконструкция ситуаций и поведения являются основными элементами коммуникативной цепочки меж
Брифинг как форма делового общения Автор работы: Зверькова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «НСОШ2»
2 Брифинг (англ. briefing от англ. brief короткий, недолгий) инновационная форма делового общения, позволяющая значительно сэкономить время, так как охватывает один вопрос или тему (media-space.ru). Брифинг – это короткое оперативное выступление перед публикой по актуальной теме (domorabotnik.ru). Брифинг – это краткая пресс- конференция, посвященная одному вопросу (Википедия)
3 ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ брифинга удовлетворить информационные потребности аудитории сообщением сведений, фактов от лица, владеющего компетентной информацией.
4 Как проводится брифинг? 1. Продолжительность брифинга 20 – 30 мин. 2. Время выступающего - 10-15 мин. 3. Время на блиц-ответы на вопросы слушателей - 15-20 мин. 4. Число выступающих не должно превышать трех, количество слушателей не ограничено. 5. Сообщение на брифинге носит односторонний оповещательный характер с иллюстрацией конкретных фактов. Если брифинг рассчитан на 10-15 минут, то его можно провести стоя, не рассаживая слушателей и выступающих за столы.
5 Правила проведения брифинга 1.Досконального изучить необходимую информацию, чтобы не только суметь донести её до слушателей, но и чётко и ясно ответить на заданные вопросы слушателей. 2.В случае необходимости привлечь компетентных людей. 3. Выстраивать мысли в логической последовательности, не перескакивать с одного вопроса на другой. 4. Не строить сложные, громоздкие предложения, так как они трудны для понимания. Лучше изъясняться кратко и четко. 5. При постановке задач четко определять исполнителя и сроки выполнения задач. 6. В конце брифинга нужно дать возможность присутствующим задать вопросы.
6 Брифинг в школе Детский коллектив - ежедневные«пятиминутки»; - выступление актива класса перед одноклассниками; - классный час и т.д. Педагогиче ский коллектив - планёрки; - производственные совещания и т.д. Родитель- ский коллектив - при необходимости срочно проинформировать родителей; - в работе с родительским комитетом и т.д.
7 Мой педагогический опыт в проведении брифинга Темы брифинга: 1. «Государственная итоговая аттестация в 9х классах. Изменения в ГИА 2011г» - брифинг в 9х классах. 2. Для родительского комитета «Скоро Новый года» (для привлечения родителей к подготовке и участию в мероприятиях класса).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|