|
Сравнение с зарубежными аналогами
Сравнение характеристик лёгких танков различных стран конца 1910-х годов
| Параметр ТТХ
| Рено-русский
| Renault FT-17 (пулемётный)
| Renault FT-17 (пушечный)
| Fiat 3000A
| Six-ton Tank M1917 (пушечный)
| Страна
| РСФСР
| Франция
| Франция
| Италия
| США
| Год(ы) разработки
| 1919—1920
| 1916—1917
| 1916—1917
|
|
| Количество выпущенных
|
| ~2100
| ~1500
|
|
| Масса, т
|
| 6,5
| 6,7
| 5,5
| 6,57
| Длина, м
| 4100 (4960 с «хвостом»)
| 4100 (4960 с «хвостом»)
| 4100 (4960 с «хвостом»)
| 3750 (4290 с «хвостом»)
| 4216 (5004 с «хвостом»)
| Ширина, м
|
|
|
|
|
| Высота, м
|
|
|
|
|
| Экипаж, чел.
|
|
|
|
|
| Пушечное вооружение (калибр, марка, длина ствола в калибрах)
| 37-мм пушка Гочкисса, 21 клб.
| —
| 37-мм Puteaux SA 18, 21 клб.
| —
| 37-мм M1916, 20 клб.
| Боекомплект, снарядов
|
| —
|
| —
|
| Пулемётное вооружение
| 1 × 8-мм «Гочкисс»
| 1 × 8-мм Hotchkiss Mle 1914
| —
| 2 × 6,5-мм SIA
| —
| Боекомплект, патронов
|
|
| —
|
| —
| Лобовое бронирование, мм
|
|
|
|
|
| Бортовое бронирование, мм
| 16—13
| 16—8
| 16—8
| 16—6
| 15—8
| Бронирование башни, мм
|
|
|
|
|
| Мощность силового агрегата, л.с.
| 33,5
|
|
|
|
| Удельная мощность, л.с./т
| 4,5
|
| 5,8
| 9,3
| 5,8
| Максимальная скорость, км/ч
| 8,5
| 7,8
| 7,8
|
| 8,9
| Запас хода по шоссе, км/ч
|
|
|
|
|
| Преодолеваемый подъём, град.
|
|
|
|
|
| Преодолеваемая стенка, м
| 0,6
| 0,6
| 0,6
| 0,6
| 0,6
| Преодолеваемый ров, м
| 1,35 (1,8 с «хвостом»)
| 1,35 (1,8 с «хвостом»)
| 1,35 (1,8 с «хвостом»)
| 1,32 (1,5 с «хвостом»)
| | Преодолеваемый брод, м
| 0,7
| 0,7
| 0,7
| 0,6
| 0,6
| «Русский Рено» в массовой культуре
Стендовый моделизм
По состоянию на 2012 год, пластиковые модели-копии танка «Рено-русский» в масштабе 1:72 выпускаются предприятием «RPM» (Польша), номер по каталогу производителя 72206[9]. В масштабе 1:35 модели «Русского Рено» не выпускаются, однако комплект деталей для сборки модели танка Renault FT-17 в пушечном варианте той же фирмы «RPM» (номер по каталогу производителя 35065[10]) позволяет, при некоторых доработках, собрать модель «Рено-русского» с пушечным вооружением (набор содержит декаль для танка «Борец За Свободу тов. Ленин»).
Т-26 — советский лёгкий танк. Создан на основе английского танка «Виккерс Mk.E», закупленного в 1930 году. Принят на вооружение в СССР в 1931 году.
Содержание
- 1 История создания
- 2 Серийное производство и дальнейшее развитие
- 2.1 Начало производства
- 2.2 Серийное производство двухбашенных танков
- 2.3 Переход к однобашенному танку
- 2.4 Развитие и производство Т-26 в 1937—1941 годах
- 3 Модификации
- 4 Тактико-технические характеристики
- 5 Конструкция
- 5.1 Броневой корпус и башни
- 5.2 Вооружение
- 5.2.1 Двухбашенные модификации
- 5.2.2 Однобашенные модификации
- 5.3 Средства наблюдения и связи
- 5.4 Двигатель и трансмиссия
- 5.5 Ходовая часть
- 6 Машины на базе Т-26
- 6.1 Самоходные артиллерийские установки
- 6.2 Бронетранспортёры
- 6.3 Разведывательные машины
- 6.4 Инженерные машины
- 6.5 Тягачи
- 6.6 Телетанки
- 6.6.1 История
- 6.6.2 Состав группы
- 6.6.3 Модификация «Подрывник» ТТ-ТУ
- 6.7 Выпуск бронетехники на шасси Т-26
- 6.8 Немецкие САУ на шасси трофейных Т-26 (Pak 97/38)
- 7 Состоял на вооружении
- 8 Эксплуатация и боевое применение
- 8.1 Гражданская война в Испании
- 8.2 Бои у озера Хасан и на Халхин-Голе
- 8.3 Советско-финская война
- 8.4 Великая Отечественная война
- 9 Оценка проекта
- 9.1 Конструкция
- 9.2 Огневая мощь, защищённость и подвижность
- 9.3 Сравнение с аналогами
|
История создания
Лёгкий танк сопровождения пехоты Т-18
К началу 1930-х годов танковый парк СССР состоял в первую очередь из массового лёгкого танка сопровождения пехоты Т-18[3], а также разнотипных британских машин времён Первой мировой войны, чья боевая ценность была низкой из-за общей устарелости конструкции, изношенности агрегатов и проблем со снабжением запасными частями. Т-18 выполнил первоначальную задачу насыщения РККА боеспособными и сравнительно современными машинами, а также освоения промышленностью производства танков. Однако характеристики Т-18, являвшегося лишь глубокой модернизацией F.T. периода Первой мировой войны, уже к 1929 году не удовлетворяли требованиям Генерального штаба РККА[4]. После ознакомления с опытными немецкими танками в ходе советско-германского сотрудничества, а также с танками других стран в ходе ознакомительной поездки начальника УММ И. Халепского по США и странам Европы, был сделан вывод об отставании уровня советских танков[5]. Для замены Т-18, конструкторским бюро ОАТ с осени 1929 года велась разработка нового танка сопровождения пехоты Т-19, но работы по нему по ряду причин затягивались[6]. В конце 1929 года на заседании коллегии ГУВП был сделан вывод о том, что в связи с отсутствием у советских танковых конструкторов должного опыта и неразвитостью промышленной базы, сроки разработки советских танков и их заданные ТТХ не выдерживаются, а созданные проекты не пригодны для серийного производства. В связи с этим 5 декабря комиссией под председательством Наркомтяжпрома Г. Орджоникидзе было принято решение об обращении к зарубежному опыту[7].
В 1930 году была создана закупочная комиссия под руководством И. Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам С. Гинзбурга, чьей задачей являлись отбор и закупка образцов танков, тракторов и автомобилей, пригодных для принятия на вооружение РККА. Прежде всего комиссия весной 1930 года направилась в Великобританию, считавшуюся в те годы мировым лидером в производстве бронетехники[8][9]. В Великобритании внимание комиссии привлёк лёгкий танк Mk.E или «6-тонный» (англ. 6-ton), созданный фирмой «Виккерс-Армстронг» в 1928—1929 годах и активно предлагавшийся на экспорт[10]. Комиссия планировала приобрести лишь по одному экземпляру нужной техники, но продавать одиночные образцы, а тем более с документацией, фирма отказалась, и в результате дальнейших переговоров с ней было достигнуто соглашение о закупке малых партий танков, в том числе — 15 единиц Mk.E по цене в 42 тысячи рублей в ценах 1931 года, с полным комплектом технической документации и лицензией на производство в СССР. Поставки танков должны были быть осуществлены с сентября 1930 по январь 1931 года[9][11][12]. «Виккерс-Армстронг» предлагала несколько вариантов танка — достоверно известно о «Модели A» с двумя одноместными башнями с 7,7-мм пулемётами «Виккерс» и «Модели B» с двухместной башней с 47-мм короткоствольной пушкой и 7,7-мм пулемётом[13] — но советская сторона закупила только двухбашенные машины. В СССР Mk.E получили обозначение В-26[11]. Сборка танков осуществлялась на заводах «Виккерс-Армстронг», но в ней принимали участие и советские специалисты, для лучшего ознакомления с технологией. Первый В-26 был отправлен в СССР 22 октября 1930 года, а до конца года в СССР поступили ещё три танка[9][12].
Лёгкий танк «Виккерс» Mk.E Model A
В СССР первые из прибывших танков поступили в распоряжение «специальной комиссии по новым танкам РККА» под руководством С. Гинзбурга, задачей которой являлся выбор танка для принятия на вооружение армии[14]. С 24 декабря по 5 января три В-26 были подвергнуты испытаниям в районе Поклонной горы, на основании которых комиссией были сделаны «довольно сдержанные» выводы[15]. Но на состоявшейся 8—11 января демонстрации двух танков перед представителями высшего командования РККА и Московского военного округа, В-26 вызвал у них бурное одобрение и уже 9 января последовало распоряжение К. Ворошилова: «…решить наконец вопрос об целесообразности организации производства В-26 в СССР», а Гинзбургу было приказано представить Наркомвоенмору список отмеченных в ходе испытаний преимуществ и недостатков В-26 по сравнению с Т-19[15].
В докладе, представленном 11 января, был сделан вывод о надёжности и простоте трансмиссии и ходовой части В-26 и соответствии этих систем требованиям РККА, но также говорилось о том, что двигатель является неподходящим для установки на танк, а его конструкция не позволяет повышение мощности традиционными методами форсирования. Среди преимуществ танка отмечались также хорошие оптические прицелы пулемётов и простая в производстве форма корпуса, среди недостатков — затруднённый доступ к двигателю и трансмиссии и невозможность проведения текущего ремонта двигателя в бою изнутри танка[сн 1]. В целом отмечалось, что «…В-26, несмотря на рассмотренные недостатки, способен развить высокую скорость и маневренность и является без сомнения лучшим образцом из всех известных в настоящее время образцов заграничных танков». В сравнении с Т-19 отмечалось, что по срокам выполнения и стоимости наиболее выгодным является освоение в производстве Т-19, менее — комбинированного танка, сочетавшего узлы Т-19 и В-26 и наименее — организация производства В-26 в неизменном виде. В общем выводе доклада говорилось о необходимости начать проектирование нового танка на основе конструкций Т-19 и В-26, с мотором, корпусом и вооружением от первого и трансмиссией и ходовой частью последнего, а также организации совместных испытаний Т-19 и В-26 для получения более полных результатов[16].
Свой проект предложила и ВАММ, которая после ознакомления с документацией на В-26 предложила приступить к проектированию танка с использованием конструкции корпуса британской машины, но с усиленным бронированием и двигателем «Геркулес» или «Франклин» мощностью 100 л. с., как более подходящим для условий производства в СССР[17]. По результатам заседаний комиссии 16—17 января были выданы два технических задания: конструкторской группе С. Гинзбурга на создание гибридного танка, получившего название «Т-19 улучшенный» и ВАММ на создание «Танка малой мощности» («Танк М. М.», или ТММ)[17]. Работы по обоим проектам продвигались, в частности, эскизный проект «Т-19 улучшенного» был принят уже 26 января того же года, но корректировку в планы внесла международная обстановка. Так, 26 января И. Халепский направил Гинзбургу письмо, в котором говорилось, что согласно данным разведки, Польша[сн 2] тоже ведёт закупку образцов «Виккерс» Mk.E и может, по оценкам руководства РККА, уже к концу текущего года с англо-французской помощью произвести более 300 танков этого типа, что дало бы польским танковым войскам преимущество. В связи с этим РВС РККА счёл целесообразным рассмотрение вопроса о немедленном принятии на вооружение В-26 в существующем виде. В результате, 13 февраля 1931 года РВС, заслушав доклад Халепского о ходе работ по новым танкам, постановил принять В-26 на вооружение РККА как «основной танк сопровождения общевойсковых частей и соединений, а также танковых и механизированных частей РГК» с присвоением ему индекса Т-26[18].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|