Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Нормативная основа российского уголовного судопроизводства.





Министерство образования и науки

Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»

 

 

ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Уголовно-процессуальное право

(уголовный процесс)

 

Уровень основной образовательной программы: бакалавриат

 

Направление подготовки: 030900.62 Юриспруденция

Квалификация (степень): бакалавр

 

 

Формы обучения: очная

 

Трудоёмкость дисциплины: 6 зачетных единиц – 216 часов в соответствии с учебным планом

 

Орел 2013


 

1. Цель изучения дисциплины.

Целью освоения дисциплины является:

- подготовка в рамках учебной дисциплины к основным видам профессиональной деятельности: разработка и реализация правовых норм; обеспечение законности и правопорядка; правовое обучение и воспитание; нормотворческая, правоприменительная; правоохранительная;

- подготовка квалифицированных юристов, глубоко знающих уголовно-процессуальное право и умеющих его применять в практической деятельности;

- формирование профессиональных и общекультурных компетенций;

- подготовка студентов к выполнению профессиональных задач: участие в разработке проектов нормативно-правовых актов (нормотворческая деятельность); совершение действий, связанных с реализацией уголовно-процессуальных норм, обоснование и принятие процессуальных решений, составление юридических документов (правоприменительная деятельность); обеспечение законности и правопорядка, предупреждение, пресечение и расследование преступлений; защита граждан, общества и государства от преступлений (правоохранительная деятельность); консультирование по вопросам права, осуществление правовой экспертизы документов (экспертно-консультативная деятельность).



Изучение учебной дисциплины позволит сформировать у студентов необходимые знания о функциях и принципах уголовного судопроизводства, особенностях производства по уголовным делам в различных стадиях уголовного процесса, а также необходимые профессиональные компетенции.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» входит в базовую часть профессионального цикла ООП. Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3.» базовой части профессионального цикла ФГОС по направлению подготовки ВПО 030900 «Юриспруденция».



Базой для изучения уголовного процесса являются такие дисциплины как «Теория государства и права», «Логика», «Философия», «Профессиональная этика», «Конституционное право», «Правоохранительные органы», «Уголовное право», «предшествующее освоение которых, дает студентам знания об основных правовых понятиях, в дальнейшем используемых при изучении уголовного процесса, конституционных принципах, лежащих в основе уголовно-процессуальной деятельности, структуре и полномочиях органов, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность, уголовных нормах, применение которых возможно лишь одновременно с нормами уголовно-процессуального права, административных процедурах, отличающихся от процессуальных и т.д.

Дисциплина «Уголовно-процессуальное право» тесно связана с последующими дисциплинами профессионального цикла («Уголовное право», «Криминология», «Криминалистика»), а также с дисциплинами вариативной части, решающими задачи формирования у студентов соответствующих профессиональных компетенций.

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);



- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в нормотворческой деятельности:

- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

- способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

- способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

- готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

- способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- основные положения уголовно-процессуальной науки, правовой ста­тус субъектов уголовно-процессуальных отношений, сущность деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;

- действующее уголовно-процессуальное законодательство, а также ве­домственные и межведомственные нормативные акты, регламентирующие организацию и производство расследования преступлений, проверку и рас­смотрение уголовных дел, судебный контроль над деятельностью и реше­ниями суда;

уметь:

- осуществлять толкование уголовно-процессуальных норм;

- самостоятельно принимать процессуальные решения;

- правильно составлять и оформлять юридические документы;

владеть:

- навыками разрешения уголовно-процессуальных проблем и коллизий, реализации норм уголовного и уголовно-процессуального права, принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.

 

 

4. Структура дисциплины и содержание программы.

4.1. Структура дисциплины

- общая трудоемкость: 6 зачетных единиц, 216 часов в соответствии с учебным планом;

- учебно-тематический план для очной формы обучения:

№ п/п Раздел, тема дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (СРС) и трудоемкость (в часах) Интерактивная форма Форма текущего контроля (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
        лек-ции СРС практи-ческие СРС    
1. Понятие, назначение и система российского уголовного судопроизводства   1-2 Проблемная лекция с элементами дискуссии Тестирование
2. Нормативная основа российского уголовного судопроизводства   Проблемная лекция с мультимедий-ным сопровождением Тестирование
3. Основные уголовно-процессуальные понятия 3-4 Проблемная лекция с мультимедий-ным сопровождением Тестирование
4. Принципы уголовного процесса 4-5 Семинар в форме круглого стола   Тестирование
5. Участники уголовного процесса 5-6   Тестирование Решение задач
6. Доказательства и доказывание в уголовном процессе. Виды (источники) доказательств 6-8 Решение ситуационных задач, работа с процессуальными документами Тестирование Решение задач
7. Меры уголовно-процессуального принуждения 11-14 Интерактивная лекция с активным резюмированием Тестирование Решение задач
8. Ходатайства и жалобы     Работа с процессуальными документами Составление процессуальных документов
9. Процессуальные документы, сроки, издержки     Решение ситуационных задач, работа с процессуальными документами Составление процессуальных документов
10. Реабилитация в уголовном судопроизводстве   Тестирование
11. Гражданский иск в уголовном судопроизводстве       Тестирование  
  Промежуточный контроль: 18 часов       Зачет
12. Возбуждение уголовного дела Решение ситуационных задач, работа с процессуальными документами Тестирование Решение задач Составление процессуальных документов
13. Предварительное расследование Деловая игра «Предваритель-ное следствие»   Тестирование Решение задач Составление процессуальных документов
14. Следственные действия 3-4 Ролевая игра Тестирование Решение задач Составление процессуальных документов
15. Привлечение в качестве обвиняемого     Анализ конкретных ситуаций Тестирование Решение задач Составление процессуальных документов
16. Приостановление, возобновление и прекращение предварительного расследования       Тестирование Решение задач Составление процессуальных документов
17. Окончание предварительного расследования с направлением уголовного дела в суд Учебная конференция Тестирование Решение задач Составление процессуальных документов
18. Подсудность уголовного дела. Подготовка материалов уголовного дела к судебному заседанию     Работа в малых группах Тестирование Решение задач Составление процессуальных документов
Стадия судебного разбирательства Игровое обучение: модельный судебный процесс Тестирование Решение задач  
20. Особые судебные производства Интерактивная лекция с мультимедийным сопровождением Решение задач  
21. Производство в суде апелляционной инстанции   Круглый стол с участием судей Тестирование Решение задач  
22. Производство в стадии исполнения приговора     Тестирование Решение задач  
23. Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда       Тестирование
24. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств     Работа в малых группах с решением проблемных задач Решение задач
25. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних     Работа в малых группах с решением проблемных задач Тестирование Решение задач
26. Производство о применении принудительных мер медицинского характера     Работа в малых группах с решением проблемных задач Тестирование Решение задач  
27. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц         Тестирование Решение задач  
28. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства         Реферат
  Итоговый контроль: 18 час     Экзамен
  ИТОГО:        
                   
                   

 

Содержание программы.

Общая часть

Тема 1. Понятие, назначение и система российского уголовного су­допроизводства.

Общая характеристика и назначение современного российского уго­ловного судопроизводства. Роль уголовного процесса в обеспечении закон­ности, правопорядка и борьбы с преступностью. Нравственные начала в уго­ловном судопроизводстве.

Соотношение понятий «судопроизводство», «правосудие» и «процесс». Уголовное судопроизводство и уголовный процесс.

Исторические и современные типы уголовного судопроизводства и их отличительные черты.

Общая характеристика уголовно-процессуальной деятельности.

Система российского уголовного судопроизводства.

Уголовно-процессуальное право в системе отраслей права, его предмет и метод правового регулирования. Особенности уголовно-процессуальных правоотношений, их субъекты, объекты и содержание.

Специфика уголовно-процессуальных норм, их виды, структура.

Наука уголовно-процессуального права, ее предмет. Соотношение науки уголовно-процессуального права с другими юридическими науками.

Уголовный процесс как учебная дисциплина и ее система.

Тема 2. Нормативная основа российского уголовного судопроизводства.

Система нормативных актов, определяющих порядок уголовного судопроизводства. Конституция Российской Федерации как источник уголовно-процессуального права РФ. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ в системе источников уголовно-процессуального права России.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ), его характеристика, структура и содержание.

Роль решений Конституционного Суда РФ в совершенствовании уголовно-процессуального законодательства и практики его применения.

Значение решений Европейского Суда по правам человека для российского уголовного судопроизводства.

Правовая природа и значение решений Пленума Верховного Суда РФ для российского уголовного судопроизводства.

Основные направления совершенствования уголовно-процессуального законодательства.

Особенности действия уголовно-процессуального закона во времени, пространстве и по кругу лиц.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.