Тема 2. Нормативная основа российского уголовного судопроизводства.
Министерство образования и науки
Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Уголовно-процессуальное право
(уголовный процесс)
Уровень основной образовательной программы: бакалавриат
Направление подготовки: 030900.62 Юриспруденция
Квалификация (степень): бакалавр
Формы обучения: очная
Трудоёмкость дисциплины: 6 зачетных единиц – 216 часов в соответствии с учебным планом
Орел 2013
1. Цель изучения дисциплины.
Целью освоения дисциплины является:
- подготовка в рамках учебной дисциплины к основным видам профессиональной деятельности: разработка и реализация правовых норм; обеспечение законности и правопорядка; правовое обучение и воспитание; нормотворческая, правоприменительная; правоохранительная;
- подготовка квалифицированных юристов, глубоко знающих уголовно-процессуальное право и умеющих его применять в практической деятельности;
- формирование профессиональных и общекультурных компетенций;
- подготовка студентов к выполнению профессиональных задач: участие в разработке проектов нормативно-правовых актов (нормотворческая деятельность); совершение действий, связанных с реализацией уголовно-процессуальных норм, обоснование и принятие процессуальных решений, составление юридических документов (правоприменительная деятельность); обеспечение законности и правопорядка, предупреждение, пресечение и расследование преступлений; защита граждан, общества и государства от преступлений (правоохранительная деятельность); консультирование по вопросам права, осуществление правовой экспертизы документов (экспертно-консультативная деятельность).
Изучение учебной дисциплины позволит сформировать у студентов необходимые знания о функциях и принципах уголовного судопроизводства, особенностях производства по уголовным делам в различных стадиях уголовного процесса, а также необходимые профессиональные компетенции.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» входит в базовую часть профессионального цикла ООП. Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3.» базовой части профессионального цикла ФГОС по направлению подготовки ВПО 030900 «Юриспруденция».
Базой для изучения уголовного процесса являются такие дисциплины как «Теория государства и права», «Логика», «Философия», «Профессиональная этика», «Конституционное право», «Правоохранительные органы», «Уголовное право», «предшествующее освоение которых, дает студентам знания об основных правовых понятиях, в дальнейшем используемых при изучении уголовного процесса, конституционных принципах, лежащих в основе уголовно-процессуальной деятельности, структуре и полномочиях органов, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность, уголовных нормах, применение которых возможно лишь одновременно с нормами уголовно-процессуального права, административных процедурах, отличающихся от процессуальных и т.д.
Дисциплина «Уголовно-процессуальное право» тесно связана с последующими дисциплинами профессионального цикла («Уголовное право», «Криминология», «Криминалистика»), а также с дисциплинами вариативной части, решающими задачи формирования у студентов соответствующих профессиональных компетенций.
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
В результате изучения дисциплины студент:
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в нормотворческой деятельности:
- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
- способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
- способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
- готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
- способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- основные положения уголовно-процессуальной науки, правовой статус субъектов уголовно-процессуальных отношений, сущность деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;
- действующее уголовно-процессуальное законодательство, а также ведомственные и межведомственные нормативные акты, регламентирующие организацию и производство расследования преступлений, проверку и рассмотрение уголовных дел, судебный контроль над деятельностью и решениями суда;
уметь:
- осуществлять толкование уголовно-процессуальных норм;
- самостоятельно принимать процессуальные решения;
- правильно составлять и оформлять юридические документы;
владеть:
- навыками разрешения уголовно-процессуальных проблем и коллизий, реализации норм уголовного и уголовно-процессуального права, принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.
4. Структура дисциплины и содержание программы.
4.1. Структура дисциплины
- общая трудоемкость: 6 зачетных единиц, 216 часов в соответствии с учебным планом;
- учебно-тематический план для очной формы обучения:
№
п/п
| Раздел, тема дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (СРС) и трудоемкость (в часах)
| Интерактивная форма
| Форма текущего контроля (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
|
|
|
| лек-ции
| СРС
| практи-ческие
| СРС
|
|
| 1.
| Понятие, назначение и система российского уголовного судопроизводства
|
| 1-2
|
|
|
|
| Проблемная лекция с элементами дискуссии
| Тестирование
| 2.
| Нормативная основа российского уголовного судопроизводства
|
|
|
|
|
|
| Проблемная лекция с мультимедий-ным сопровождением
| Тестирование
| 3.
| Основные уголовно-процессуальные понятия
|
| 3-4
|
|
|
|
| Проблемная лекция с мультимедий-ным сопровождением
| Тестирование
| 4.
| Принципы уголовного процесса
|
| 4-5
|
|
|
|
| Семинар в форме круглого стола
| Тестирование
| 5.
| Участники уголовного процесса
|
| 5-6
|
|
|
|
|
| Тестирование
Решение задач
| 6.
| Доказательства и доказывание в уголовном процессе. Виды (источники) доказательств
|
| 6-8
|
|
|
|
| Решение ситуационных задач, работа с процессуальными документами
| Тестирование
Решение задач
| 7.
| Меры уголовно-процессуального принуждения
|
| 11-14
|
|
|
|
| Интерактивная лекция с активным резюмированием
| Тестирование
Решение задач
| 8.
| Ходатайства и жалобы
|
|
|
|
|
|
| Работа с процессуальными документами
| Составление процессуальных документов
| 9.
| Процессуальные документы, сроки, издержки
|
|
|
|
|
|
| Решение ситуационных задач, работа с процессуальными документами
| Составление процессуальных документов
| 10.
| Реабилитация в уголовном судопроизводстве
|
|
|
|
|
|
|
| Тестирование
| 11.
| Гражданский иск в уголовном судопроизводстве
|
|
|
|
|
|
|
| Тестирование
|
| Промежуточный контроль: 18 часов
| | |
|
|
|
|
| Зачет
| 12.
| Возбуждение уголовного дела
|
|
|
|
|
|
| Решение ситуационных задач, работа с процессуальными документами
| Тестирование
Решение задач
Составление процессуальных документов
| 13.
| Предварительное расследование
|
|
|
|
|
|
| Деловая игра «Предваритель-ное следствие»
| Тестирование
Решение задач
Составление процессуальных документов
| 14.
| Следственные действия
|
| 3-4
|
|
|
|
| Ролевая игра
| Тестирование
Решение задач
Составление процессуальных документов
| 15.
| Привлечение в качестве обвиняемого
|
|
|
|
|
|
| Анализ конкретных ситуаций
| Тестирование
Решение задач
Составление процессуальных документов
| 16.
| Приостановление, возобновление и прекращение предварительного расследования
|
|
|
|
|
|
|
| Тестирование
Решение задач
Составление процессуальных документов
| 17.
| Окончание предварительного расследования с направлением уголовного дела в суд
|
|
|
|
|
|
| Учебная конференция
| Тестирование
Решение задач
Составление процессуальных документов
| 18.
| Подсудность уголовного дела. Подготовка материалов уголовного дела к судебному заседанию
|
|
|
|
|
|
| Работа в малых группах
| Тестирование
Решение задач
Составление процессуальных документов
|
| Стадия судебного разбирательства
|
|
|
|
|
|
| Игровое обучение: модельный судебный процесс
| Тестирование
Решение задач
| 20.
| Особые судебные производства
|
|
|
|
|
|
| Интерактивная лекция с мультимедийным сопровождением
| Решение задач
| 21.
| Производство в суде апелляционной инстанции
|
|
|
|
|
|
| Круглый стол с участием судей
| Тестирование
Решение задач
| 22.
| Производство в стадии исполнения приговора
|
|
|
|
|
|
|
| Тестирование
Решение задач
| 23.
| Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда
|
|
|
|
|
|
|
| Тестирование
| 24.
| Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств
|
|
|
|
|
|
| Работа в малых группах с решением проблемных задач
| Решение задач
| 25.
| Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
|
|
|
|
|
|
| Работа в малых группах с решением проблемных задач
| Тестирование
Решение задач
| 26.
| Производство о применении принудительных мер медицинского характера
|
|
|
|
|
|
| Работа в малых группах с решением проблемных задач
| Тестирование
Решение задач
| 27.
| Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
|
|
|
|
|
|
|
| Тестирование
Решение задач
| 28.
| Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства
|
|
|
|
|
|
|
| Реферат
|
| Итоговый контроль: 18 час
|
| |
|
|
|
| | Экзамен
|
| ИТОГО:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание программы.
Общая часть
Тема 1. Понятие, назначение и система российского уголовного судопроизводства.
Общая характеристика и назначение современного российского уголовного судопроизводства. Роль уголовного процесса в обеспечении законности, правопорядка и борьбы с преступностью. Нравственные начала в уголовном судопроизводстве.
Соотношение понятий «судопроизводство», «правосудие» и «процесс». Уголовное судопроизводство и уголовный процесс.
Исторические и современные типы уголовного судопроизводства и их отличительные черты.
Общая характеристика уголовно-процессуальной деятельности.
Система российского уголовного судопроизводства.
Уголовно-процессуальное право в системе отраслей права, его предмет и метод правового регулирования. Особенности уголовно-процессуальных правоотношений, их субъекты, объекты и содержание.
Специфика уголовно-процессуальных норм, их виды, структура.
Наука уголовно-процессуального права, ее предмет. Соотношение науки уголовно-процессуального права с другими юридическими науками.
Уголовный процесс как учебная дисциплина и ее система.
Тема 2. Нормативная основа российского уголовного судопроизводства.
Система нормативных актов, определяющих порядок уголовного судопроизводства. Конституция Российской Федерации как источник уголовно-процессуального права РФ. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ в системе источников уголовно-процессуального права России.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ), его характеристика, структура и содержание.
Роль решений Конституционного Суда РФ в совершенствовании уголовно-процессуального законодательства и практики его применения.
Значение решений Европейского Суда по правам человека для российского уголовного судопроизводства.
Правовая природа и значение решений Пленума Верховного Суда РФ для российского уголовного судопроизводства.
Основные направления совершенствования уголовно-процессуального законодательства.
Особенности действия уголовно-процессуального закона во времени, пространстве и по кругу лиц.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|