Лекция 2. Научный аппарат исследования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Педагогический факультет
Общеинститутская кафедра теории и истории педагогики
Учебно-методический комплекс
учебной дисциплины
Факультатив «Организация научно-исследовательской работы»
ООП по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование»: (квалификация (степень) «бакалавр») - профиль «педагогика и психология дошкольного образования»
Факультет Педагогический
Курс 2, семестр 4
Москва, 2014
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский городской педагогический университет
Институт педагогики и психологии образования
Общеинститутская кафедра теории и истории педагогики
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая программа и методические рекомендации по учебному курсу
Факультатив «Организация научно-исследовательской работы»
Направление050400 «Психолого-педагогическое образование»
Квалификация (степень) выпускника - «бакалавр»
Профиль подготовки -«педагогика и психология дошкольного образования»
Форма обучения – очно-заочная
Курс 2 Семестр 4
Лекции – 4часа;
Практические занятия– 10 часов;
Внеаудиторная самостоятельная работа - 22 чаcа;
Всего по учебному плану - 36 часов.
Москва 2013
Рабочая программа и методические рекомендации по учебному курсу факультатив «Организация научно-исследовательской работы»
составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование»: (квалификация (степень) «бакалавр») - профиль «психология образования», утвержденным в 2010 году.
Автор: Н.И.Фатеева, доцент кафедры теории и истории педагогики
Рецензент: М.В.Воропаев, профессор кафедры теории и истории педагогики
Рабочая программа и методические рекомендации одобрены на заседании кафедры теории и истории педагогики (протокол № 6 от 23 января 2013 года);
Заведующий кафедрой: (подпись) А.Я.Данилюк
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс «Организация научно-исследовательской работы» является факультативом.
Его содержание соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования РФ (ФГОС ВПО РФ), утвержденному приказом Министерства образования и науки России от 22 марта 2010 г. № 200 по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование»: (квалификация (степень) «бакалавр»).
Цель учебного курса:формирование у студентов основных компетенций, необходимых для планирования, осуществления и анализа научно-исследовательской работы.
Задачифакультатива:
· сформировать у студентов понятие о научно-исследовательской работе как составной части профессиональной деятельности педагога-психолога;
· познакомить студентов с основами научно-исследовательской работы в вузе;
· сформировать у студентов знания о сущности психолого-педагогического исследования в образовании, методологии и методах педагогического исследования;
· приобщить студентов к использованию исследовательских методов и приемов в процессе подготовки к семинарским, практическим и лабораторным занятиям ;
· подготовить студентов к осознанному выполнению курсовых и дипломных работ.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
Процесс освоения бакалаврами учебной дисциплины «Организация научно-исследовательской работы» направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
· способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);
· способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);
· готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);
· способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);
Место дисциплины в образовательной программе и межпредметные связи. Учебная дисциплина «Организация научно-исследовательской работы» является факультативом, связана с психолого-педагогическими курсами, с курсовыми работами.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент, изучивший дисциплину «Организация научно-исследовательской работы» должен
знать:
· особенности НИР в профессиональной деятельности педагога-психолога;
· методологию и структуру психолого-педагогического исследования;
· научный аппарат исследования;
· особенности психолого-педагогического исследования детей дошкольного возраста;
владеть умениями и навыками:
· планировать свою научно-исследовательскую работу;
· определять и формулировать научный аппарат исследования;
· осознанно выбирать методы исследования;
· владеть научными методами работы с литературой;
· анализировать изученную литературу и формулировать свою позицию к прочитанному источнику;
· планировать свое выступление перед аудиторией;
· выступать перед коллегами по намеченному плану;
· участвовать в обсуждении ответов своих товарищей;
Виды учебной работы и их трудоемкость в соответствии с учебным планом
Учебная дисциплина «Организация научно-исследовательской работы» изучается во 2 семестре в объеме 36 часов (2-х кредитов): из них 18 часов аудиторных занятий: 4 часа лекций и 14 часов практических занятий; 18 часов отводится на внеаудиторную самостоятельную работу.
Тематический план факультатива:
· Тема 1.Значение научно-исследовательской работы для формирования личности педагога-психолога: лекции – 2 часа, внеаудиторная самостоятельная работа – 4 часа.
· Тема 2. Научный аппарат исследования: лекции – 2 часа, практические занятия – 2 часа, внеаудиторная самостоятельная работа – 4 часа.
· Тема 3. Задачи и методы исследования; их взаимосвязь: практические занятия – 2 часа, внеаудиторная самостоятельная работа – 4 часа.
· Тема 4. Организация исследовательской работы: практические занятия – 4 часа, внеаудиторная самостоятельная работа– 4 часа.
· Тема 5. Оформление результатов исследования: практические занятия – 2 часа, внеаудиторная самостоятельная работа –– 6 часов.
Содержание лекционных занятий
Лекция 1. Значение научно-исследовательской работы для формирования личности педагога-психолога
Научно-исследовательская и учебная работа в вузе; их взаимосвязь. НИР преподавателей и НИР студентов. Формы участия студентов в НИР кафедры, факультета, института, университета.
Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога-психолога: общекультурные и профессиональные компетенции.
Аналитический, прогностический, конструктивный, организаторский, коммуникативный, рефлексивный компоненты деятельности педагога-психолога. Роль исследовательской компетенции педагога-психолога в осуществлении каждого из компонентов психолого-педагогической деятельности.
Лекция 2. Научный аппарат исследования
Определение проблемы исследования. Противоречие между знанием и незнанием – источник возникновения проблемы. Проблемная ситуация – противоречивая обстановка, где заключается проблема. Проблемы научные и практические. Решение научной проблемы как способ получения принципиально нового знания. Решение практической проблемы как способ разработки новых методов, приемов и средств, новых организационных форм психолого-педагогической работы,. Проблемы глобальные и локальные; воспитательные, дидактические, методические, психологические, психолого-педагогические.
Актуальность проблемы. Способы обнаружения актуальных педагогических проблем: знание школьной практики, знание педагогической теории, интуиция учителя – исследователя. Роль творческих дискуссий в выявлении актуальных проблем психологии, педагогики, методики. Актуальная проблема как связующее звено между прошлым и будущим. Осознание проблемы как жизненного противоречия.
Тема и проблема исследования. Формулирование темы исследования. Нейтральные и проблемные формулировки темы исследования.
Определение объекта и предмета исследования.
Гипотеза исследования. Выдвижение и проверка гипотезы в психолого - педагогическом исследовании.
Цель и задачи исследования. Взаимосвязь цели и гипотезы в исследовании. Объект, предмет гипотеза и задачи исследования. Логика их определения.
Методология и методы научного исследования. Понятие методологии как системы принципов и методов исследования. Методы психолого-педагогического исследования. Определение метода исследования. Задачи и методы исследования; их взаимосвязь.
Содержание практических занятий
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|