Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция 2. Научный аппарат исследования





Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Педагогический факультет

Общеинститутская кафедра теории и истории педагогики

Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины

Факультатив «Организация научно-исследовательской работы»

ООП по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование»: (квалификация (степень) «бакалавр») - профиль «педагогика и психология дошкольного образования»

Факультет Педагогический

Курс 2, семестр 4

 

 

 

Москва, 2014

 

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

Московский городской педагогический университет

Институт педагогики и психологии образования

 

Общеинститутская кафедра теории и истории педагогики

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Рабочая программа и методические рекомендации по учебному курсу

Факультатив «Организация научно-исследовательской работы»



Направление050400 «Психолого-педагогическое образование»

Квалификация (степень) выпускника - «бакалавр»

Профиль подготовки -«педагогика и психология дошкольного образования»

Форма обучения – очно-заочная

Курс 2 Семестр 4

Лекции – 4часа;

Практические занятия– 10 часов;

Внеаудиторная самостоятельная работа - 22 чаcа;

Всего по учебному плану - 36 часов.

 

 

Москва 2013

 

Рабочая программа и методические рекомендации по учебному курсу факультатив «Организация научно-исследовательской работы»

составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование»: (квалификация (степень) «бакалавр») - профиль «психология образования», утвержденным в 2010 году.

 

 

Автор: Н.И.Фатеева, доцент кафедры теории и истории педагогики

 

Рецензент: М.В.Воропаев, профессор кафедры теории и истории педагогики

 

 

Рабочая программа и методические рекомендации одобрены на заседании кафедры теории и истории педагогики (протокол № 6 от 23 января 2013 года);



 

Заведующий кафедрой: (подпись) А.Я.Данилюк

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный курс «Организация научно-исследовательской работы» является факультативом.

Его содержание соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования РФ (ФГОС ВПО РФ), утвержденному приказом Министерства образования и науки России от 22 марта 2010 г. № 200 по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование»: (квалификация (степень) «бакалавр»).

Цель учебного курса:формирование у студентов основных компетенций, необходимых для планирования, осуществления и анализа научно-исследовательской работы.

Задачифакультатива:

· сформировать у студентов понятие о научно-исследовательской работе как составной части профессиональной деятельности педагога-психолога;

· познакомить студентов с основами научно-исследовательской работы в вузе;

· сформировать у студентов знания о сущности психолого-педагогического исследования в образовании, методологии и методах педагогического исследования;

· приобщить студентов к использованию исследовательских методов и приемов в процессе подготовки к семинарским, практическим и лабораторным занятиям ;

· подготовить студентов к осознанному выполнению курсовых и дипломных работ.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Процесс освоения бакалаврами учебной дисциплины «Организация научно-исследовательской работы» направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:



· способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

· способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

· готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);

· способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);

Место дисциплины в образовательной программе и межпредметные связи. Учебная дисциплина «Организация научно-исследовательской работы» является факультативом, связана с психолого-педагогическими курсами, с курсовыми работами.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину «Организация научно-исследовательской работы» должен

знать:

· особенности НИР в профессиональной деятельности педагога-психолога;

· методологию и структуру психолого-педагогического исследования;

· научный аппарат исследования;

· особенности психолого-педагогического исследования детей дошкольного возраста;

владеть умениями и навыками:

· планировать свою научно-исследовательскую работу;

· определять и формулировать научный аппарат исследования;

· осознанно выбирать методы исследования;

· владеть научными методами работы с литературой;

· анализировать изученную литературу и формулировать свою позицию к прочитанному источнику;

· планировать свое выступление перед аудиторией;

· выступать перед коллегами по намеченному плану;

· участвовать в обсуждении ответов своих товарищей;

Виды учебной работы и их трудоемкость в соответствии с учебным планом

Учебная дисциплина «Организация научно-исследовательской работы» изучается во 2 семестре в объеме 36 часов (2-х кредитов): из них 18 часов аудиторных занятий: 4 часа лекций и 14 часов практических занятий; 18 часов отводится на внеаудиторную самостоятельную работу.

Тематический план факультатива:

· Тема 1.Значение научно-исследовательской работы для формирования личности педагога-психолога: лекции – 2 часа, внеаудиторная самостоятельная работа – 4 часа.

· Тема 2. Научный аппарат исследования: лекции – 2 часа, практические занятия – 2 часа, внеаудиторная самостоятельная работа – 4 часа.

· Тема 3. Задачи и методы исследования; их взаимосвязь: практические занятия – 2 часа, внеаудиторная самостоятельная работа – 4 часа.

· Тема 4. Организация исследовательской работы: практические занятия – 4 часа, внеаудиторная самостоятельная работа– 4 часа.

· Тема 5. Оформление результатов исследования: практические занятия – 2 часа, внеаудиторная самостоятельная работа –– 6 часов.

 

Содержание лекционных занятий

Лекция 1. Значение научно-исследовательской работы для формирования личности педагога-психолога

Научно-исследовательская и учебная работа в вузе; их взаимосвязь. НИР преподавателей и НИР студентов. Формы участия студентов в НИР кафедры, факультета, института, университета.

Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога-психолога: общекультурные и профессиональные компетенции.

Аналитический, прогностический, конструктивный, организаторский, коммуникативный, рефлексивный компоненты деятельности педагога-психолога. Роль исследовательской компетенции педагога-психолога в осуществлении каждого из компонентов психолого-педагогической деятельности.

Лекция 2. Научный аппарат исследования

Определение проблемы исследования. Противоречие между знанием и незнанием – источник возникновения проблемы. Проблемная ситуация – противоречивая обстановка, где заключается проблема. Проблемы научные и практические. Решение научной проблемы как способ получения принципиально нового знания. Решение практической проблемы как способ разработки новых методов, приемов и средств, новых организационных форм психолого-педагогической работы,. Проблемы глобальные и локальные; воспитательные, дидактические, методические, психологические, психолого-педагогические.

Актуальность проблемы. Способы обнаружения актуальных педагогических проблем: знание школьной практики, знание педагогической теории, интуиция учителя – исследователя. Роль творческих дискуссий в выявлении актуальных проблем психологии, педагогики, методики. Актуальная проблема как связующее звено между прошлым и будущим. Осознание проблемы как жизненного противоречия.

Тема и проблема исследования. Формулирование темы исследования. Нейтральные и проблемные формулировки темы исследования.

Определение объекта и предмета исследования.

Гипотеза исследования. Выдвижение и проверка гипотезы в психолого - педагогическом исследовании.

Цель и задачи исследования. Взаимосвязь цели и гипотезы в исследовании. Объект, предмет гипотеза и задачи исследования. Логика их определения.

Методология и методы научного исследования. Понятие методологии как системы принципов и методов исследования. Методы психолого-педагогического исследования. Определение метода исследования. Задачи и методы исследования; их взаимосвязь.

 

Содержание практических занятий

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.