ТОННЕЛИ, ГАЛЕРЕИ И СЕЛЕСПУСКИ
11.1 Размеры и формы внутреннего очертания обделок тоннелей определяется главным образом габаритом приближения строений. Применяются сечения кругового и подковообразного очертаний.
Между габаритом и внутреннем очертанием обделки оставляется свободное пространство размером не менее 10 см, которое обеспечивает запас на неточность строительных работ и для размещения за пределами габарита устройств сигнализации, связи, светильников и кабелей.
На кривых участках пути размеры габарита приближения строений увеличиваются, а для двухпутных тоннелей увеличивается и расстояние между осями путей с учетом максимально возможных перспективных скоростей движения поезда.
11.2 В тоннелях верхнее строение пути может быть как балластным, так и безбалластным. Общий вид пути в тоннеле показан в Приложении И.
Путь в тоннелях в отношении норм содержания по ширине колеи и уровню должен удовлетворять тем же требованиям, что и на перегоне.
11.3. В тоннелях длиной более 100 м, а также на подходах к тоннелям, необходимо укладывать термоупрочненные рельсы типа Р65. В остальных тоннелях укладывают те же рельсы, что и на перегонах.
В больших и средних тоннелях не допускается эксплуатация дефектных рельсов, пропустивших сверхнормативный тоннаж. Укладка в тоннелях и на подходах к ним разных типов рельсов и рельсовых рубок не допускается.
11.4. При костыльном скреплении рельсы и подкладки в тоннелях и на подходах к ним прикрепляют на каждом конце шпал полным количеством костылей.
При раздельном промежуточном скреплении для железобетонных и деревянных шпал рельсы в тоннелях прикрепляют так же, как и рельсовый путь на подходах.
В тоннелях при езде на безбалластном полотне закрепление рельсового пути производят по проекту его укладки.
В тоннелях и на подходах к ним рельсовый путь должен быть надежно закреплен от угона.
11.5. Безбалластное верхнее строение пути в тоннелях устраивают по специальному проекту.
11.6. Необходимо контролировать состояние прикрепителей, которыми безбалластные железобетонные плиты присоединены к основанию.
11.7. При осмотрах следует обращать внимание на наличие грязевых выплесков из под плит, указывающих на наличие люфтов.
11.8. Балласт в тоннелях и на подходах к ним должен быть щебеночным при толщине слоя под шпалой не менее 25 см. В тех случаях, когда габарит тоннеля не позволяет иметь указанную толщину балластного слоя, допускается уменьшать ее до 20 см и в виде исключения с разрешения Департамента пути и сооружений ОАО "РЖД" до 15 см. Число шпал в тоннелях на 1 км принимается: 2000 шт. вместо 1840 шт. и 1840 шт. вместо 1600 шт., лежащих в пути на перегоне.
11.9. В тоннелях с ездой на балласте необходимо систематически и своевременно удалять с поверхности балластного слоя загрязнители; следить за обеспечением отвода воды из балластной призмы в тоннелях, своевременно очищая водоотводные трубки и другие водоотводные устройства. При значительном загрязнении следует производить очистку или замену балласта. Асбестовый балласт в тоннелях не разрешается к применению. При его наличии он должен быть заменен в плановом порядке. Во избежание разжижения асбестового балласта (впредь до его замены на щебеночный) нельзя допускать застоя воды на его поверхности.
11.10 На подходах к тоннелям устраиваются участки переменной жесткости так же как и перед мостами в соответствии с главой 5 настоящего Свода правил.
11.11. Бесстыковой путь в тоннелях устраивают так же, как и за пределами тоннеля. Температуры закрепления плетей при этом устанавливают как для открытых участков. В тоннелях длиной более 300 м при расположении плетей полностью внутри тоннеля расчетную амплитуду температур рельсов принимают на 20 °С меньше, чем вне тоннеля.
11.12. Безбалластная конструкция бесстыкового пути выполняется по специальным проектам, утвержденным ОАО "РЖД".
11.13. При укладке бесстыкового пути в тоннелях с электрической тягой и высокой влажностью необходимо предусматривать меры защиты рельсов и скреплений от коррозии: осушать тоннели; устанавливать вентильные устройства, снижающие утечку тяговых токов при постоянном токе; наносить антикоррозионные покрытия; улучшать изоляцию рельсов и скреплений.
11.14. В тоннелях необходимо обращать особое внимание на предупреждение образования наледей и пучин, имея в виду, что помимо ухудшения состояния верхнего строения пути они могут вызвать (или увеличить) негабаритность сооружения. Наледи необходимо скалывать и удалять за пределы тоннеля. При значительном протяжении участков образования наледей следует предусматривать устройство их обогрева.
11.15. Для предупреждения интенсивной коррозии рельсового пути в тоннелях, особенно на электрифицированных участках (при постоянном токе), необходимо обращать особое внимание на предупреждение обводнения балластной призмы и на надежную электроизоляцию рельсов от балласта. Для этой цели необходимо содержать в постоянной исправности водоотводные лотки, проверять исправность изоляционных втулок и прокладок, а также рельсовых соединителей, тщательно очищать от загрязнения балластную призму и шпалы, особенно в местах расположения рельсовых подкладок. При значительной электрокоррозии элементов верхнего строения пути должны применяться антикоррозионные устройства в соответствии с проектом и Инструкцией по защите железнодорожных подземных сооружений от коррозии блуждающими токами.
11.16. В тоннелях отклонения оси рельсовой решетки в плане и в профиле от проектного положения не должны вызывать нарушения габарита или увеличения негабаритности сооружения. Для контроля за положением верхнего строения пути в тоннелях должны быть постоянные реперы (рисунок 11.1), заделываемые в обделку стен через каждые 20 м на прямых и через каждые 10 м на кривых. В однопутных тоннелях реперы располагают на прямом участке со стороны правой по счету километров рельсовой нитки, а на кривой - со стороны наружного рельса. В двухпутных тоннелях реперы устанавливают по обеим сторонам. В стене тоннеля у каждого репера прикрепляют марку, на которой указывают номер репера, расстояние до рабочей грани ближайшего рельса и возвышения над головкой рельса. Для контрольных измерений применяют специальный шаблон, устанавливаемый на головку путевого рельса и на репер.
1 – путевой репер; 2 – обделка тоннеля; 3 – предохранительный колпачок (заполняется густой смазкой и закрепляется на репере шплинтом); 4 – шплинт; 5 – шаблон; 6 – подвижный упор; 7 – уровень; 8 – путевой рельс
Рисунок 11.1 – Путевые реперы в тоннеле:
а – конструкция репера;
б – проверка положения пути в тоннеле по реперу.
Габаритность тоннеля может контролироваться лазерным измерителем, установленным на путевую тележку, с точностью измерения не менее 1,5 мм. При этом должна составляться ведомость измерений с указанием положения реперов.
11.17. При содержании тоннелей, галерей и селеспусков необходимо обращать особое внимание на состояние обделки (у галерей и селеспусков - стен, стоек, перекрытий), порталов, дренажных устройств и водоотводных лотков, а также поверхности над сооружениями.
Тоннели и галереи должны периодически очищаться от попадающих в них мусора и других засорителей, которые необходимо удалять за пределы сооружения. Складирование их вдоль стен тоннеля, а также в камерах и нишах запрещается. Лотки селеспусков необходимо регулярно очищать от наносов.
11.18. Стены и своды тоннелей, включая поверхности, не защищенные обделкой, а также несущие конструкции галерей необходимо регулярно осматривать и выборочно остукивать.
При общей деформации обделки или местном ее выпучивании, появлении в обделке тоннелей или в конструкциях галерей трещин, резком увеличении обводненности, а также при появлении других повреждений должны быть приняты меры по обеспечению безопасности движения поездов (в частности, установка временных кружал для подкрепления дефектной обделки), усилен надзор и организованы наблюдения за дефектными участками.
На участках электрифицированных железных дорог указанные мероприятия осуществляются только после снятия напряжения с контактной сети.
11.19. Для осмотра тоннелей и галерей и устранения обнаруженных дефектов необходимо иметь в исправном состоянии передвижные подмости, оборудованные смотровыми площадками и электроосветительной арматурой с самостоятельным источником электроэнергии или проводкой, подключаемой к электросети сооружения.
11.20. Нарушенную расшивку швов каменной кладки нужно своевременно возобновлять с предварительной расчисткой и промывкой пустых швов.
Расшивку швов надо производить по всей обделке тоннеля, не ожидая образования пустых швов по всей обделке тоннеля и не допуская разрушения расшивки на большую глубину.
Отслаивающиеся части камней обделки должны быть околоты, а слабо держащиеся в обделке камни удалены с заделкой образовавшегося отверстия бетоном или надежно расклинены с постановкой на цементный раствор.
При выветривании каменной кладки на глубину два и более сантиметра следует торкретировать поврежденную поверхность с предварительным удалением слабой кладки. В случае более глубокого разрушения, особенно в пределах свода, целесообразно применять торкретирование по металлической сетке.
11.21. Раковины на поверхности бетонной обделки необходимо расчищать и затирать цементным раствором, а отдельные глубокие вывалы в обделке заделывать бетоном. В своде заделку вывалов необходимо выполнять с армированием. При значительном ослаблении бетонной и каменной обделки на всю толщину необходимо производить цементацию кладки.
11.22. При обнаружении раковин или отколов в бетонных блоках сборной обделки дефектные места и участки поверхности расчищают и затирают цементным раствором. Швы между блоками необходимо своевременно расшивать. В случае течи из швов для расшивки должен применяться расширяющийся цемент.
11.23. В местах течи из швов металлической тюбинговой обделки производят подчеканку уплотнительного шнура и заполнение дефектного участка шва цементной замазкой или раствором на расширяющемся цементе.
При выходе воды через болтовые отверстия весь комплект скрепления (болт с двумя металлическими и двумя изоляционными шайбами) заменяется.
11.24. Трещины, появившиеся в обделке тоннелей или в конструкциях галерей, необходимо тщательно осмотреть, замерить и нанести на чертеж развертки тоннеля или конструкции галереи. За трещинами необходимо вести наблюдение для изучения причин их появления и дальнейшего развития. Развитие трещин выясняется так же, как и в других каменных, бетонных и железобетонных конструкциях искусственных сооружений - путем систематического измерения их длины и установки маяков. Местоположение маяков обозначают номером на сооружении и фиксируют на чертеже развертки тоннеля (конструкции галереи).
Стабилизировавшиеся трещины надлежит заделывать полимерцементным или цементным раствором, тщательно забивая его вглубь трещин, после предварительной их расчистки с разделкой кромок и промывки водой.
За всеми трещинами, развитие которых продолжается, должно быть установлено особо тщательное наблюдение для своевременного проведения эффективных мероприятий с временным подкреплением сооружения в случае необходимости.
При наличии пустот за обделкой тоннеля, а также значительного числа трещин в обделке для уменьшения ее водопроницаемости и укрепления кладки следует производить нагнетание соответственно песчано-цементного раствора за обделку и цементного раствора внутрь кладки.
11.25. Для выяснения величины и характера смещений и деформаций колец тоннельной обделки производятся специальные инструментальные наблюдения и измерения (глава 14 настоящего Свода правил).
11.26. Для предупреждения протекания атмосферных вод в тоннели и галереи надлежит следить, чтобы на поверхности над сооружениями не было заболоченных мест, низин и ям, где могла бы скапливаться вода. В случае значительного обводнения сооружений вследствие поступления атмосферной воды должны быть приняты предупредительные меры на поверхности над тоннелем или галереей: планировка, устройство нагорных канав, осушение заболоченных мест посредством дренажей и канав, отводящих воду в сторону за пределы возможного ее поступления в сооружение.
Все дренажи, водоотводные и нагорные канавы должны иметь продольный уклон не менее 2 ‰ и достаточное сечение. Лотки канав в пористых и трещиноватых грунтах должны быть замощены камнем, зацементированы или забетонированы и во всех случаях содержаться в чистоте. Поверхность над сооружениями в таких случаях по возможности следует очищать от зарослей.
В случае недостаточной эффективности планировки поверхности и устройства поверхностного водоотвода, а также при обводнении тоннелей (галерей) грунтовыми водами должны приниматься меры по осушению сооружений: устройство дренажных скважин, фурнелей, штолен, нагнетания битумных мастик по специальным проектам.
11.27. В обводненных тоннелях и галереях должны быть лотки для беспрепятственного отвода всей воды в кюветы и лотки подходных выемок. Уклон продольных водоотводных лотков в тоннелях должен быть не менее 2 ‰. Лотки должны быть закрыты железобетонными плитками, при необходимости утеплены. В суровых климатических условиях может применяться искусственный обогрев лотков.
Концевые участки штолен, а также поперечные заходки из штолен в тоннель следует, как и лотки, предохранять от промерзания. Для борьбы с наледями в обоснованных случаях должен предусматриваться обогрев тоннелей по проекту.
11.28. Очистка лотков и всех других водоотводных приспособлений от ила и выносов породы должна производиться по мере засорения, но не реже одного раза в год. Для уменьшения заиливания и облегчения очистки лотки должны иметь смотровые колодцы с отстойниками. Отстойники надо своевременно очищать от наносов, не допуская заполнения их илом до уровня дна лотка.
11.29. В обводненных тоннелях и галереях необходимо периодически определять и записывать в тоннельную книгу дебет воды, поступающей в тоннель (галерею) и в дренажные штольни.
Для определения воздействия воды на обделку тоннелей и конструкции галерей следует производить химический анализ воды.
11.30. В галереях необходимо следить за исправностью гидроизоляции перекрытий.
11.31. Засыпка над перекрытием галерей должна соответствовать проектному очертанию. Оставшиеся на галереях при падении камни необходимо удалять, а поверхность засыпки планировать.
11.32. В подходных выемках тоннелей необходимо следить, чтобы не было осыпания, размывов и обвалов как боковых (вдоль пути), так и лобовых (над порталами) откосов, своевременно принимая предупредительные меры.
11.33. В тоннелях длиной более 500 м, а также во всех плохо проветриваемых тоннелях необходимо периодически брать пробу воздуха для анализа содержания вредных газов. При поступлении от работающих в тоннеле заявлений на признаки отравления (головные боли, раздражение дыхательных органов и т.п.) должен немедленно проводиться анализ воздуха. В зависимости от результатов анализа по согласованию с врачебно-санитарной службой дороги корректируется режим и распорядок работы людей в тоннеле.
11.34. При тепловозной (паровозной) тяге в тоннелях длиной более одного километра, а также в случае недостаточного естественного проветривания во всех тоннелях независимо от их длины и вида тяги необходимо устраивать в плановом порядке искусственную вентиляцию по специальному проекту. Надзор и уход за вентиляционными установками и устройствами должны осуществляться в соответствии с местной инструкцией по их эксплуатации, согласованной с врачебно-санитарной службой железной дороги и утвержденной службой пути железной дороги.
11.35. При наличии в тоннеле вентиляционных шахт и штолен должно быть обеспечено исправное состояние их крепления и наименьшее сопротивление в них воздушному потоку, что достигается плавным сопряжением переходов, гладкой обделкой стен, отсутствием какой-либо захламленности на всем пути воздушного потока, в том числе и у решеток входного и выходного отверстий.
11.36. Железобетонные, бетонные и каменные конструкции селеспусков должны содержаться в соответствии с указаниями главы 7 настоящего Свода правил по содержанию аналогичных конструкций железнодорожных мостов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|