Сделай Сам Свою Работу на 5

Теория и методология исторической науки





Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………. 4

2. Цель и задачи учебной дисциплины, её место в учебном процессе……. 5

3. Требования к уровню освоения дисциплины……………………………. 5

4. Выписка из ГОС ВПО………………………………………………………7

5. Тематический план………………………………………………………….9

6. Тема № 1. История и методология исторической науки………………...10

7. Тема № 2. Древняя Русь и социально-политические

изменения в русских землях в XIII – сер. XV вв………………….………11

8. Тема № 3. Образование и развитие Московского государства………….14

9. Тема № 4. Российская империя в XVIII – первой пол. XIX в……………16

10. Тема № 5. Российская империя во второй половине XIX –

начале XX в………………………………………………………………….18

11. Тема № 6. Россия в условиях войн и революций (1914 – 1922)………….21

12. Тема № 7. СССР в 1922 – 1953 гг…………………………………………..23

13. Тема № 8. СССР в 1953 – 1991 гг. Становление новой российской

государственности (1992 – 1999)…………………………………………..26

14. Дидактические материалы для студентов…………………………………29

15. Вопросы для экзамена (на случай устной переэкзаменовки)…………….34



Пояснительная записка

 

Одним из федеральных компонентов цикла учебных дисциплин высшего и среднего профессионального образования является курс «Отечественная история». Историческому образованию всегда отводилось определенное место в средней и высшей школе, однако в настоящее время его значение даже возрастает. В первую очередь, это обусловлено переходом к информационному обществу, что в свою очередь требует не только глубокого усвоения исторического опыта всего человечества, но и особенно опыта своего Отечества. Недаром говорится, что народ не знающий своего прошлого не имеет будущего!

Коренные преобразования в жизни нашей страны вызвали значительную переоценку ценностей и, связанный с этим, пересмотр гуманитарных, в том числе исторических, знаний. Историческая наука поднялась на новую ступень, обогатившись достижениями российской дореволюционной и современной зарубежной историографии. Она освободилась от доминанта «единственно верной» марксистской идеологии и методологии, абсолютизации формационного подхода в историческом познании, постулатов и притязаний на «истину в последней инстанции».



Углубление школьных представлений об истории Отечества, усвоение исторических знаний на новом научном уровне, ознакомление с основными историческими фактами, с научными проблемами и дискуссиями в отечественной и зарубежной историографии позволяет понять единство всемирного исторического процесса, составить представление о главных этапах развития российского общества, его месте в мировом сообществе.

Для социального ориентирования личности важно понимание сущности основных цивилизационных ценностей и вклада России в их формирование. История тесно связана с целым рядом других наук, она позволяет решать задачу взаимодействия социально-гуманитарных дисциплин с предметами естественнонаучного профиля. Изучение отечественной истории в контексте мировой истории способствует расширению кругозора и развитию черт интеллигентной, граждански активной, гармонично развитой личности; развитию творческого мышления и навыков анализа явлений прошлого и настоящего; умения работать с историческими источниками, научной и учебной литературой; привитию мыслительной и речевой культуры.

История своими проблемами тесным образом связана с сегодняшним днем. Образы прошлого формируют ценностные установки настоящего. Изучение многовековой истории Отечества - нравственный и гражданский долг студенческой молодежи.

 

 

Цель и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе

 

Основной целью преподавания "Отечественной истории" является формирование у студентов теоретических знаний об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней, усвоение студентами опыта отечественного исторического развития в контексте мирового, а также осознания перспективы общецивилизационной будущности. В процессе изучения истории учащиеся должны получить представление о политическом, экономическом и социальном развитии России, ее культуре и науке, особенностях общественного сознания.



Для достижения поставленной цели в процессе преподавания дисциплины "Отечественная история" следует решить следующие задачи:

Раскрыть основные закономерности и направления мирового исторического процесса, основные этапы исторического развития России, место и роль страны в мировой истории, общее и особенное в истории нашего Отечества по сравнению с другими народами и государствами.

Дать представление об особенностях российского типа эволюции, специфике природно-климатических, геополитических условий развития, социального реформирования, личностного фактора, отношениях между государством и обществом на различных этапах развития Руси, России, Советского Союза, Российской Федерации.

Рассмотреть экономические, социальные, политические проблемы в современных общественных процессах обусловленные влиянием индустриального, постиндустриального развития и информационной революцией.

Выявить тенденции развития прежде всего отечественной историографии, проанализировать изменения в исторических представлениях, которые произошли в России на рубеже ХХ - ХХI вв.

 

Требования к уровню освоения дисциплины

 

Исходя из государственного образовательного стандарта, изучившие курс «Отечественная история» должны отвечать следующим требованиям:

Понимать характер истории как науки и ее место в системе гуманитарных наук; иметь историческое мышление и сознание, которые способствуют социальному ориентированию в современной жизни.

Представлять главные этапы в истории России и их хронологии; знание основных исторических фактов, событий, дат, имен и характеристик исторических деятелей.

Иметь понятие о месте России в мировом сообществе, о ее взаимосвязях с Западом и Востоком, о ее вкладе в мировую цивилизацию, о специфических особенностях ее развития.

Знать основные исторические источники, отечественную и зарубежную литературу по истории России, содержание научных проблем и дискуссий, версий и концепций.

Студенты обязаны приобрести следующие умения и навыки:

работать с историческими источниками и научной литературой (находить их и извлекать необходимые знания);

излагать (устно и письменного) свои знания по отечественной истории, раскрывая основные проблемы;

определять сущность, типологию исторических событий и явлений, раскрывать тенденции, динамику их развития, соотносить их с основными вехами всемирной истории;

давать экономическую, политическую, культурологическую, социально-психологическую характеристику российского общества в разные временные периоды;

оперировать историческими знаниями: находить причинно-следственные связи; проводить сравнения, параллели; пространственно локализовать события и явления; рассматривать их с учетом хронологического предшествования и последовательности; обнаруживать их актуальность и связывать с современными проблемами, сегодняшним днем.

Студенты должны владеть:

картографическими знаниями и использовать их для анализа геополитической ситуации в разные временные отрезки истории;

опытом оценки исторических явлений и персоналий, уметь определять свое личностное отношение к ним, обосновывать собственные оценки и суждения.

 

Выписка из ГОС ВПО

 

ГСЭ.Ф.03 Отечественная история Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.   Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI - XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.   Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I.   Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство.   Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.   Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция.   Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.   Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

 

Тематический план

 

Тема занятия (Дидактическая единица) Лекции Сем-ры
Теория и методология исторической науки
Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII – сер. XV вв.
Образование и развитие Московского государства
Российская империя в XVIII – первой пол. XIX в.
Российская империя во второй половине XIX – начале XX в.
Россия в условиях войн и революций (1914 – 1922 гг)
СССР в 1922 – 1953 гг.
СССР в 1953 – 1991 гг. Становление новой российской государственности (1992 – 1999 гг.)
  Всего – 36 часов

 

ТЕМА № 1

Теория и методология исторической науки

 

Отечественная история - важная составная часть гуманитарной подготовки специалистов в высшей школе. Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания: познавательная и интеллектуально-развивающая, мировоззренческая и воспитательная.

Источники изучения истории: вещественные, архивные документы и материалы, документальные публикации, мемуары, периодическая печать, аудиовизуальные, научно-технические, изобразительные. Методы изучения исторических источников.

Историография (отечественная и зарубежная) в прошлом и настоящем: общее и особенное.

Отечественная история - неотъемлемая часть всемирной истории. Единство и многообразие всемирно-исторического процесса. Методы и методология изучения истории, альтернативность и многовариантность в исторической науке. Подходы к изучению истории: цивилизационный и формационный. Различные пути к постижению и осмыслению отечественной и всемирной истории. Н.Я. Данилевский, А.Д. Тойнби - авторы идей и теорий исторического круговорота обособленных и локальных "культурно-исторических типов" развития.

Русская историческая школа. Н.М. Карамзин и его "История государства Российского". С.М. Соловьев о единстве исторического пути и особой роли славян. В.О. Ключевский о геополитическом положении России. Н.С. Трубецкой, Г.В. Вернадский, П.Н. Савицкий о сущности евразийской концепции и ведущей роли русского народа в создании Евразийской державы. Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский о смысле исторического развития и особенностях исторического пути России. Советская историческая школа и ее особенности. Современная историческая наука России.

 

План семинарского занятия

 

Темы для докладов и сообщений

(доклад – 8-10 минут, сообщение – 3-5 минут. Остальное время отводится на практические занятия или контроль и инспекцию знаний):

 

1.История как наука. Историческое сознание, уровни исторического сознания, подходы в изучении истории.

2.Исторические источники: классификация и методы изучения. Вспомогательные исторические дисциплины.

3.Специфика, закономерности и этапы исторического развития России.

4.Исторические портреты ведущих российских историков: В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов.

Литература для подготовки к семинару:

1.Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

2.История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций./ Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. - М.: ЦЕНТР, 1998

3.Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировой цивилизации. Учебное пособие/ Под ред. О.В. Волобуева. - М.: МАРКЕТИНГ, Русский мир, 2001

4.Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизации. Брянск, 1999.

5.Фортунатов В.В. Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных вузов. – Спб.: Питер, 2007.

6.Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

 

Для качественного усвоения темы особое внимание рекомендуется обратить на следующие события, понятия и термины:

археология; геральдика; демография; историография; историческая география; историческое сознание и его функции: воспитательная, прогностическая, мировоззренческая, познавательная; источниковедение; лингвистика; методология; методы исторического познания: историзм, объективность, тенденциозность; методы исторического исследования: хронологический, проблемный, проблемно-хронологический, ретроспективный, сравнительный, статистический; нумизматика; ономастика; палеография; рационализм; субъективизм; сфрагистика; топонимика; формация; цивилизация.

 

важнейшие персоналии:

Геродот; Данилевский Н.Я.; Карамзин Н.М.; Ключевский В.О.; Маркс К.; Платонов С.Ф.; Рыбаков П.А.; Соловьёв С.М.; Татищев В.Н.; Тойнби А.Д.; Энгельс Ф.

 

ключевые даты:

до нашей эры; нашей эры

 

 

ТЕМА № 2

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.