Работа с документом. Из воспоминаний современников о бесчинствах французов в Москве.
Билет №1
Россия на рубеже XVIII-XIX веков
План
Социальная структура общества
Политический строй
Экономическое развитие
2. Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы
Из приказа В. А. Корнилова по флоту о затоплении кораблей. 11 сентября 1854 г.
Товарищи! Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелем отошли к Севастополю, чтоб грудью защищать его...
Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд...
Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено нами усилий, чтоб держать корабли, обреченные жертве, но надобно покориться необходимости...
Из приказа П. С. Нахимова о затоплении кораблей. 14 сентября 1854 г.
Неприятель подступает к городу, в котором весьма мало гарнизона; я в необходимости нахожусь затопить суда вверенной мне эскадры, а оставшиеся на них команды с абордажным оружием присоединить к гарнизону...
А) О какой войне идет речь в документе?
Б)Почему, высказывая несогласие с решением главнокомандующего затопить корабли в Севастополе, В. А. Корнилов и П. С. Нахимов не только выполнили этот приказ, но и нашли слова для подчиненных, показывающие правильность этого решения?
3.Объясните значение термина «империализм»
Билет №2
Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.
План
1) Император Александр I
2) Деятельность Негласного комитета
3) Начало преобразований
2. Прочтите отрывок из "Записок" А.И. Кошелева и назовите течение общественного движения в России XIX в., о котором идет речь :
"Этот кружок, как и многие другие ему подобные, исчез бесследно с лица земли, если бы в числе его участников не было одного человека …А.С. Хомякова… Безусловная преданность православию…любовь к народу русскому, высокое о нем мнение и убеждение в том, что изучение его истории и настоящего быта одно может вести нас к самобытности в мышлении и жизни…"
3.Объясните значение термина «авторитарный режим»
Билет №3 Реформаторская деятельность М.М. Сперанского
План
Начало реформаторской деятельности Сперанского
Проект политической реформы
Отставка М.М. Сперанского
2. Рассмотрите карту и ответьте на следующие вопросы
А) Назовите войну изображенную на карте
Б) Годы войны
В) Назовите не менее 2-х противников России в данной войне
3. Объясните значение термина «монополистический капитализм»
Билет№4
1. Отечественная война 1812 года
План
2.Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы
Из проекта, разработанного министром внутренних дел графом М. Т. Лорис-Меликовым:
«Призвание общества к участию в разработке необходимых для настоящего времени мероприятия есть именно то средство, какой и полезно, и необходимо для дальнейшей борьбы с крамолою...
Следует остановиться на учреждении в С.-Петербурге временных подготовительных комиссий... Составленные подготовительными комиссиями законопроекты подлежали бы, по указанию верховной власти, предварительному внесению в общую комиссию, имеющую образоваться под председательством особо назначенного высочайшей волею (царем) лица из представителей и членов подготовительных комиссий, с призывом выборных от губерний...а так же от некоторых значительных городов.
Рассмотренные и одобренные или исправленные общею комиссией законопроекты подлежали бы внесению в Государственный совет, с заключением по оным министра. Работа не только подготовительных, но и общей комиссии должна бы иметь значение исключительно совещательное...
Самый состав общей комиссии будет предуказываем высочайшей волей (царем)». А)К какому времени относится появление этого документа?
Б)Какими событиями общественно-политической жизни России было обусловлено его создание?
В)Какое название получил этот проект?
3. Объясните значение термина «концессии»
Билет №5
Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812г.
План
1)Экономический кризис 1812-1815гг.
2)Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Военные поселения.
3)Развитие промышленности и торговли
2.Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы
«1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности.
2. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускаются...
10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жребия не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.
17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе...
20. Указанные в ... статьях сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны, состоящие в сухопутных войсках и во флоте, обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность».
А)Как называлась реформа, о которой говорится в приведенном отрывке из документа?
Б) Укажите фамилию автора этой реформы и дату появления этого документа.
3. Объясните значение термина «пангерманизм»
Билет №6
1.Общественное движение при АлександреI
План
1)Зарождение организованного общественного движения. «Союз спасения», «Союз благоденствия»
2) Южное общество
3) Северное общество
2.Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы
«Марш-манёвр главных сил русской армии прикрывался сильным арьергардом, в задачу которого входило не только обеспечение планомерного и безопасного движения войск, но и дезориентация противника, для чего часть войск арьергарда должна была совершать движение в ложном направлении, увлекая за собой неприятельские отряды. Кутузов приказал командовавшему арьергардом генералу Милорадовичу направить казаков по Рязанской дороге для "фальшивого движения". Войска арьергарда успешно выполнили эту задачу, а также установили направление движения и численность наполеоновских войск.
Несмотря на то, что Наполеон разослал по всем дорогам отряды, чтобы установить направление движения главных сил русской армии, ему так и не удалось это сделать... Наполеон не знал, где находятся Кутузов и его армия. В военной истории нет, пожалуй, подобного примера, когда бы почти 100-тысячное войско могло бы "исчезнуть" на глазах у противника. В умении оторваться от французской армии, ввести её в заблуждение, в способности замаскировать истинное направление движения войск, совершить столь искусно фланговый марш- манёвр — одна из крупнейших заслуг русского командования. Завершив манёвр, русская армия прикрыла Калугу, где были сосредоточены огромные военные запасы, Тулу с её оружейным заводом.
В результате выхода русской армии в район Тарутино открывалась возможность прямого сообщения с южными областями России, которые могли питать армию людским пополнением <...> и всеми видами снабжения».
А) Укажите название и дату войны, о событиях которой идёт речь в источнике.
Б)Приведите название военной операции.
В) Назовите 1 из полководцев войны о которой идет речь в документе
3.Объясните значение термина «карбонарии»
Билет №7
Династический кризис 1825г. Выступление декабристов
План
1)Смерть АлександраI. Отказ Константина от престола.
2) Выступление декабристов
3) Историческое значение и последствия восстания декабристов
2. На основе текста и знаний по истории укажите, какие меры были проведены названным императором для решения крестьянского вопроса. Назовите не менее трёх положений (мер).
В тяжёлую и скорбную годину император … вступил на прародительский трон…
Всё государство с трепетом ожидало, как государь определит общее направление своего царствования. И в ответ на это 29 апреля с высоты трона раздалось твёрдое слово…. В высочайшем манифесте говорилось (о роли) самодержавной власти, которую (необходимо) «утверждать и охранять для блага народного от всяких на неё поползновений».
…Сведущих лиц из числа земцев (пригласили) на совещание о понижении крестьянских выкупных платежей. Последствием работ этого совещания явилось чрезвычайно важное для крестьян высочайшее повеление о повсеместном понижении выкупных платежей.
Государь… горячо любил всё своё родное: русскую речь, песню, одежду…
Твёрдое управление императора… повысило благосостояние русского народа. …Уничтожена была подушная подать, дававшая государству ежегодно 60 миллионов…
Хотя Россия и не вела за это царствование войн, однако положение её среди европейских государств было высокое, и с нею все считались.
Государь ясно понимал значение железнодорожных путей для укрепления связи коренной России с дальними окраинами… По его повелению была построена Закаспийская железная дорога, соединившая наши среднеазиатские владения, в том числе и Мерв, с берегом Каспийского моря. Другой чрезвычайно важный железнодорожный путь, задуманный императором и начатый при нём, - великая Сибирская железная дорога – соединил европейскую Россию с дальним востоком…»
3.Объясните значение термина «милитаризация»
Билет №8
Внутренняя политика НиколаяI
План
1)Император НиколайI
2)Укрепление роли государственного аппарата
3)Укрепление опоры самодержавной власти
4) Попытки решения крестьянского вопроса. Реформа П.Д. Киселева
Работа с документом. Из воспоминаний современников о бесчинствах французов в Москве.
Ничто так не разожгло алчности грабителей, как Архангельский собор в Кремле с гробницами царей, в которых ожидали найти громадные сокровища. В этом чаянии гренадеры спустились с факелами в подземелье и взрыли, перебудоражили самые гробы и кости почивших... До четырнадцати тысяч домов были обращены в пепел, и в числе их множество настоящих дворцов, из которых каждый стоил от 100 до 200 тысяч рублей. Сгорело шесть тысяч лавок малых и больших, между последними некоторые магазины громадной цены.
Вопрос: Какие последствия для русской и французской армий имел в виду Кутузов, сдавая без боя Москву
3.Объясните значение термина «консерватизм»
Билет №9
Общественное движение в годы правления НиколаяI
План
1)Особенности общественного движения 30-50-хгг.
2)Консервативное движение
3)Либеральное движение. Западники и славянофилы.
3) Революционное движение. Основные положения социалистического учения А.И. Герцена
2. Прочитайте отрывки из источника и ответьте на вопросы:
Из «Воспоминаний о Севастополе» В. Зарубаева. Ружья у нас были гладкоствольные; французские пули Минье, введенные у нас во время осады, после двух или трех выстрелов не входили в дуло. Солдаты загоняли пулю, ударяя камнем по шомполу; шомпол гнется в дугу, а пуля не поддается. Колотили, как в кузнице. Солдаты приносили сальные огарки, смазывали пулю, но все не помогало. Ружья, переделанные на нарезные, раздирались по нарезам. Немудрено, что в таком положении офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|