Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие отечественной социальной психологии





В России социальная психология развивалась под сильным влиянием марксизма. Пожалуй, лишь социолог Н.К. Михайловский (1842—1904), которого можно считать основоположником отечественной социально-психологической мысли, был далек от марксистских воззрений. Заслуга Михайловского состоит, прежде всего, в том, что он впервые обобщил опыт наблюдения и анализа массовой психологии, накопившийся в русской социологии, художественной литературе и публицистике. Будучи одним из теоретиков народничества, он стремился осмыслить психологические особенности народных масс в связи с революционно-освободительным движением в России.

Широкое распространение получила его концепция "героев и толпы". Рассматривая толпу как "самостоятельное общественно-психологическое явление", Михайловский считал, что герой является порождением толпы, которая "выдавливает" его в определенные моменты истории. Одним из главных психологических механизмов взаимодействия людей в толпе, по мнению Михайловского, выступает подражание толпы герою и взаимоподражание людей. При этом для массового поведения более характерно неосознанное подражание, чем осознанное, что объясняется легкой внушаемостью масс, их податливостью силе личности героя.



Значительный вклад в разработку ряда проблем социальной психологии внес Г.В. Плеханов (1856—1918. С позиций исторического материализма он дал определение понятия "общественная психология", рассматривая ее как конкретно-историческое и классовое явление. Плеханов показал место и роль общественной психологии в социальной структуре общества. Раскрывая закономерности формирования общественной психологии, он исходил из материалистического принципа социальной обусловленности общественного сознания.

Вскоре после установления в России советской власти в октябре 1917 г. марксизм становится единственной методологической основой психологической науки. В своих поисках в области социальной психологии отечественные исследователи старались в той или иной степени следовать идеологическим и методологическим требованиям советской системы. Этот период характеризуется острыми дискуссиями о предмете социальной психологии, ее теоретических и методологических основах. Предпринимаются отдельные попытки построения системы социально-психологических взглядов (В.М. Бехтерев, М.А. Рейснер, Л.Н. Войтоловский).



Следует особенно отметить труды В.М. Бехтерева (1857— 1927), проявлявшего интерес к разработке вопросов социальной психологии еще в конце XIX в., когда он обратился к анализу роли внушения в общественной жизни. Провозглашая объективные методы единственно возможными при изучении психики, Бехтерев соответствующим образом подходил и к явлениям социальной психологии. Групповую психику Бехтерев рассматривал как совокупность "сочетательных рефлексов". Бехтерев дает характеристику различных социальных групп, выступает с оригинальной классификацией коллективов. При объяснении социально-психологических явлений он обращается к основным законам физики, исходя из своей идеи об универсальности последних. Таким образом, законы психологии масс сводятся к физическим законам. Неудивительно, что концепция "коллективной рефлексологии" сразу же и вполне обоснованно подверглась критике за "механистический материализм".

Занимаясь изучением взаимодействия и взаимовлияния членов коллектива, Бехтерев первым в отечественной социальной психологии обратился к эксперименту. Задача экспериментов, проведенных Бехтеревым совместно с М.В. Ланге, состояла в том, чтобы сравнить характеристики психических процессов (восприятия, памяти, мышления и др.) в условиях групповой работы и деятельности изолированных друг от друга индивидов. Сопоставление полученных данных показало существенное влияние группы на особенности психической деятельности ее членов. Были выявлены также половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях групповой работы. Так, в частности, обнаружилось, что группа может стимулировать психическую деятельность одних своих членов и в то же самое время тормозящим образом влиять на других.



Большое внимание уделялось в 20-е гг. проблемам детских, ученических коллективов, которые рассматривались не только в педагогическом, но и в социально-психологическом аспекте (Е.А. Аркин, Б.В. Беляев, А.С. Залужный, С.С. Моложавый). В ряде публикаций рассматривались вопросы социальной психологии труда, управления организациями (Н.А. Витке, А.К. Гастев, П.М. Керженцев). Начинаются поиски в области методов социальной психологии.

Особое значение для отечественной социальной психологии имели работы Л.С. Выготского (1896—1934), который выступил с концепцией, получившей название культурно-исторической теории развития психики. Культура, как отмечает Выготский, "создает особые формы поведения", "видоизменяет деятельность психических функций". "В процессе исторического развития общественный человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает и создает новые формы поведения — специфически культурные". Культурно-историческая теория Выготского в свое время не получила достойной оценки, хотя впоследствии оказала немалое влияние на отечественные и зарубежные исследования развития поведения ребенка.

Конец 1920-х — начало 1930-х гг. характеризуется свертыванием и затем полным прекращением социально-психологических работ. Таким образом, период начала 1930-х — конца 1950-х гг. не без основания можно считать временем перерыва в развитии отечественной социальной психологии, хотя многие наши авторы полагают, что разработка социально-психологических проблем продолжалась в рамках других (прежде всего психологических и педагогических) наук. Пожалуй, единственным подтверждением этого мнения являются труды педагога и писателя А.С. Макаренко (1888—1939). Его основной педагогический опыт состоял в перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей. Практическая деятельность А.С. Макаренко послужила основой для его "теории и методики коммунистического воспитания в коллективе". Главной целью советского воспитания он считал формирование коллективиста, провозглашая приоритет коллектива над личностью. При этом одной из важных задач является воспитание потребностей "коллективиста". Позиция А.С. Макаренко состояла в том, что личный интерес человека — это "правильно понятый общественный интерес".

Новый этап в развитии отечественной социальной психологии наступил в конце 50-х гг., в период так называемой "оттепели. По существу это было время возрождения в СССР социальной психологии как науки. В начале 60-х гг. заметным явлением в психологической среде стала дискуссия о предмете социальной психологии. Важным событием для данной отрасли знания было создание в 1962 г. первой в стране лаборатории социальной психологии в Ленинградском государственном университете. Также вышли в свет книги Б.Д. Парыгина "Социальная психология как наука" и Е.С. Кузьмина "Основы социальной психологии". В них рассматривался широкий круг проблем истории, методологии и теории социальной психологии. В работе Е.С. Кузьмина приводились данные первых эмпирических исследований групп и коллективов, полученные сотрудниками лаборатории социальной психологии. Новый для отечественной науки пласт проблем социальной психологии личности был поднят в монографиях А.А. Бодалева "Восприятие человека человеком" и "Формирование понятия о другом человеке как личности".

В конце 1960-х — начале 1970-х гг. завершился процесс становления отечественной социальной психологии как самостоятельной науки, входящей в систему психологического знания и в то же время находящейся в родстве с социологией. Известно, что важным моментом становления любой науки является организация подготовки соответствующих специалистов. Первые в стране кафедры социальной психологии открываются в 1968 г. в Ленинградском университете и в 1972 г. в Московском университете. Здесь начинается подготовка дипломированных специалистов по социальной психологии. Курсы социальной психологии постепенно появляются и в других учебных заведениях.

В современных условиях постсоветской России отечественная социальная психология вступила в новый этап своего развития. Рыночные отношения диктуют необходимость работы в новых направлениях. Так, в условиях конкуренции кадров специалистов на рынке труда приобретает особое значение не только их профессионализм, но и уровень коммуникативных знаний и навыков, умение работать в команде. В ряде научных центров страны сейчас ведется разработка новых методик социально-психологического тренинга с целью подготовки людей к эффективной деятельности в различных организациях. По-прежнему остаются актуальными проблемы подбора, расстановки и оценки персонала на предприятиях. Особого внимания требует сегодня и разработка теоретических основ социально-психологического знания.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.