Сделай Сам Свою Работу на 5

Внутренняя и внешняя политика первых русских князей.





Занятие 3.

 

В.: Вспомните из прошлой лекции, в каком году произошло объединение Киева и Новгорода под властью Олега. Объясните, в чем заключается значение объединение Киева и Новгорода под властью одного князя. Итак, как мы только что вспомнили, что объединение Киева и Новгорода под властью Олега в 882 г., а значит всего течения реки Днепр, позволяло киевскому князю 1) полностью контролировать путь «из варяг в греки», а значит и брать пошлины со всех судов, которые проходили по нему; 2) совершать походы как на племена, живущие вдоль Днепра, так и на юг, в Причерноморье и на Византию. В.: Вспомните из прошлой лекции, на какие племена и в каком году совершал походы Олег. Покажите на карте территории, которые захватил Олег. Как вы уже знаете, славяне регулярно совершали грабительские набеги на Византийскую империю. Нестор в «Повести временных лет» упоминает о том, что Аскольд и Дир после своего прихода в Киев в 866 г. совершили поход на Византию. Следующий поход (в соответствии с «Повестью временных лет») относится к 907 г. Нестор пишет, что киевский князь Олег собрал большое войско, в которое вошли кривичи, словене ильменские, чудь, меря, древляне, радимичи, вятичи, северяне, тиверцы, и на ладьях спустился по Днепру. Он прошел через Черное море и вторгся на территорию Византии. На суше Олег и его войско поставили ладьи на колеса, подняли паруса и таким образом быстро подошли к Царьграду (миниатюра из Радзивилловской летописи). Византийцы оказались не готовы к такому быстрому набегу славян и не смогли организовать оборону. Русское войско начало грабить окрестности Константинополя, жечь церкви, брать в плен византийцев. Нестор пишет, что Олег потребовал большую дань (контрибуцию) с византийцев за прекращение набега и грабежей. Византийские императоры Лев и Константин решили откупиться и заключили с войском Олега перемирие. Олег, получив большую контрибуцию с византийцев, вернулся в Киев. В 911 г. Олег прислал к византийским императорам послов для заключения мирного договора. Текст этого договора Нестор полностью приводит в «Повести временных лет». Обратите внимание: Наличие текста договора в летописи свидетельствует о том, что Нестор в процессе работы над «Повестью временных лет» читал не только византийские хроники, но и имел возможность работать с текстами важнейших документов из княжеского архива. Итак, согласно договору, купцы из Руси могли жить в Царьграде в течение месяца за счет греков. Они могли свободно перемещаться по городу, но не могли носить при себе оружие. Споры среди купцов должны были разрешаться ими самостоятельно «по закону русскому» (экстерриториальность). Кроме того, по договору русские и греки договорились о взаимном выкупе пленных из плена третьих стран и о взаимопомощи в случае крушения ладьи. В тексте русско-византийского договора есть 3 значимых для нас момента: 1) Со стороны русских договор 911 г. заключают «Карл, Инегерль, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Карн, Фрелав и т.д.» Эти имена – преимущественно скандинавского происхождения. Таким образом, очевидно, что в войске Олега довольно большую долю составляли норманны, варяги, т.е. выходцы из Скандинавии. 2) В договоре 911 г. упоминается о «законе русском». Этот факт отражает процесс дальнейшего развития общества и государства в Древней Руси: очевидно, что у русских формируется обычное право как совокупность стабильных (устойчивых) механизмов разрешения конфликтов в обществе. Таким образом, государство начинает выполнять свою правовую функцию. 3) Делегация Олега в процессе заключения договора 911 г. клянется на оружии, в отличие от византийцев, которые клянутся на кресте. Клятва на оружии свидетельствует о том, что послы Олега исповедуют язычество, а христианство практически не проникает еще в древнерусское общество.   В.: Давайте попробуем подвести итог. Какими могли быть взаимоотношения между русскими и византийцами в IX – X вв.?   · Набеги и грабежи, военные походы; · Торговля (см. договор 911 г.); · Дипломатическое сотрудничество – выкуп пленных, взаимопомощь при крушении ладьи (см. договор 911 г.); · Культурные контакты (Кирилл и Мефодий – см. мультфильм, пересказ мультфильма).   Олег умирает в 912 г. После его смерти киевский престол получает сын Рюрика - Игорь. Летопись пишет о том, что в 914 г. он совершил поход на древлян и наложил на них дань. В 915 г. Киев и его окрестности подверглись первому набегу печенегов. Печенеги – это новые кочевые племена, пришедшие на территорию Восточно-Европейской равнины в результате Великого переселения народов. В следующие 100 лет, до середины XI в., русские земли будут периодически подвергаться набегам со стороны печенегов. В 941 г. Игорь собрал войско и отправился к Царьграду. Однако византийцы во время этого набега использовали так называемый греческий огонь (полые медные трубы, через которые выбрасывалась горючая смесь – миниатюра из Радзивилловской летописи). Таким образом русские ладьи были сожжены еще в Черном море на подходе к Царьграду. В 944 г. послы Игоря отправились заключать новый договор с Византией. Текст договора 944 г., так же как и договор 911 г., дошел до нас в составе «Повести временных лет». В отличие от договора Олега 911 г., в 944 г. Игорь получил меньшую контрибуцию. Кроме того, русские купцы теряли право месячного содержания в Византии за счет империи. Они утратили право свободного передвижения по Царьграду, и должны были жить в столице Византии в строго определенном месте. В тексте русско-византийского договора 944 г. есть 2 значимых для нас момента: 1) Среди послов от Игоря упоминаются люди не только со скандинавскими, но и со славянскими именами; 2) Послы при заключении договора клянутся не только на оружии (как в 911 г.), но и на кресте. Этот факт свидетельствует о том, что среди дружинников Игоря начинает распространяться христианство. Существует версия, что и сам князь Игорь был христианином.   Дань и реформа налоговой системы при первых русских князьях. Мы уже говорили на прошлой лекции, что племена, которые завоевали Олег и Игорь, платили им дань. Как правило, князь мог взять дань с племени только раз в год. Такой способ сбора дани назывался полюдьем: князь ездит по людям, т.е. объезжает племена, которые ему подчиняются (см.схема). Игорь после неудач 941, 944 гг. решил второй раз за год взять дань с племени древлян. Древляне были недовольны и убили Игоря в 945 г. После убийства Игоря престол получила его жена Ольга (945-957 гг.). Она была регентом при малолетнем сыне Святославе. Первое, что сделала Ольга, - отомстила древлянам за убийство мужа. Она сожгла столицу древлян город Искоростень. Ольга была вынуждена пойти и на упорядочение сбора дани. Она отменила полюдье. Ольга установила «уроки» - фиксированные суммы дани и «погосты» - места сбора дани. На погостах, помимо сбора дани, так же осуществлялся и княжеский суд. Таким образом, отмена полюдья и упорядочивание налоговой системы помогало дальнейшему укреплению Древнерусского государства.   Нестор в «Повести временных лет» сообщает, что в 955 г. Ольга отправилась с посольством в Византию и в 957 г. приняла там христианство. Русская православная церковь позднее признала княгиню Ольгу Святой и Равноапостольной (=Андрей Первозванный), высоко отметив ее роль в проникновении и распространении христианства на Руси. В 957 г. Ольга передала престол своему сыну Святославу. Его нередко называют Александром Македонским Древней Руси. Практически всю свою жизнь он провел в военных походах. В 965 г. он совершил поход на Хазарский каганат и захватил его столицу Итиль. В 966 г. в походе на Волжскую Булгарию ему опять удалось победить противника. Таким образом, и Хазарский каганат, и Волжская Булгария с этого момента платили дань Древней Руси и стали зависимыми от киевских князей государствами. В 968 г. Святослав отправился в поход на Балканы, захватил там обширные территории, и стал постоянно жить в болгарском Переяславле на Дунае. Усиление Святослава не устраивало Византию: у Святослава появилась возможность объединить южных и восточных славян под своей властью. Византия в этом случаем получала опасного соседа на своих границах. Поэтому в 969 г. византийцы подговорили печенегов совершить набег на древнерусские земли. Печенеги взяли в осаду Киев, где в это время находилась старая княгиня Ольга с внуками – детьми Святослава. Святослав отправился на помощь своей матери, изгнал печенегов и опять вернулся в Переяславль на Дунае. В 970 г. византийцы совершили набег на дунайские владения Святослава и принудили его к заключению русско-византийского договора в 971 г. Святослав получил возможность со своим войском вернуться в Киев, а византийцы обещали не совершать набеги на русские земли. В 972 г. Святослав был убит на Днепре печенегами по пути в Киев. Вероятнее всего, нападение на Святослава и его дружину печенеги совершили опять таки с подачи византийцев. В отличие от своей матери, княгини Ольги, Святослав не принял христианство, а продолжал исповедовать язычество. Такой поступок Святослава выглядит вполне логичным: постоянные войны, которые приносили Святославу и его дружине богатую добычу, противоречили христианской этике ненасилия и нестяжательства. Таким образом, к концу третьей четверти X в. Древняя Русь стала активным участником международных отношений в Южной и Восточной Европе; в русских землях шло формирование важнейших государственных институтов – налогов и права; на киевском престоле закрепилась династия Рюриковичей; в среду князей и дружинников проникало христианство.   Князь Под (чьей-либо) властью Значение Объединение Брать пошлины Контролировать (территорию, торговые пути) Форпост Как для…, так и …   Набег Грабеж Захват Захватить (территории, земли) Быть готовым (к каким-либо соытиям) Оборона Организация Организовать Подготовить (оборону)     Вторгаться Брать в плен Дань Контрибуция Откупаться Заключать перемирие Перемирие   Послы Переговоры Мирный договор Документы Архив   Экстерриториальность Пленные Взаимопомощь Крушение   Дальнейший Преимущественно Совокупность Обычное право   Заключение (подписание договора)   Исповедовать (верить) Язычество Христианство Клятва/присяга Клясться     Дипломатия Международные отношения Культура     Совершать (поход) Наложить/обложить (налогами, данью)   Рюрик Олег Игорь Ольга Святослав Искоростень Делегация Печенеги   Содержание (денежное довольствие) Передвижение     Христианин   Полюдье Урок Погост     Престол Регент Месть/мстить/отомстить   Упорядочивание Фиксированные     Хазарский каганат Итиль Волжская Булгария     Дунай Балканы Переяславль на Дунае Принуждать Подговаривать С подачи (кого-либо)   Ненасилие Нестяжательство Этика     Участник Институт

 







 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.