Сделай Сам Свою Работу на 5

IV. Физкультминутка – Садова В.





План-конспект факультативного занятия по русскому языку (6 класс)

Тема: Правописание гласных после шипящих и ц в корне слова.

Цель: расширить и закрепить знания учащихся о правописании гласных после шипящих и ц в корне слова.

Задачи:

1. Актуализировать знания учащихся об условиях выбора написания гласных после шипящих и ц в корне слова.

2. Продолжить формирование умения решать орфографические задачи связанные с написанием гласных после шипящих и ц в корне слова; совершенствовать соответствующий правописный навык; продолжать работу над формированием общеучебных навыков анализа, самоконтроля.

3. Расширить кругозор учащихся, увеличить активный словарный запас.

Оборудование: таблица, карточки, иллюстрации, кроссворд.

Ход урока

I. Организационный момент. (Даниленко Е.)

- Здравствуйте, ребята. Сегодня к вам на факультатив пришли студенты 4-го курса факультета славянской филологии. Тема нашего занятия – правописание гласных после шипящих и ц в корне слова. Мы с вами будем расширять и закреплять ваши знания по данной теме, расширять кругозор и увеличивать активный словарный запас. Ребята, задания, которые вы будете выполнять, имеют уровни сложности: от более легких к сложным. Желаем вам успехов.



 

II. Актуализация знаний учащихся (Пимаева О.)

-Ребята, чтобы перейти к выполнению упражнений, необходимо вспомнить правило. В этом нам поможет наша волшебная таблица, которую вы видите на доске.

-Давайте вспомним, в каких случаях пишется буква Ё после шипящих в корне слова? (ответы учащихся). Под ударением, если можно подобрать родственное слово, где есть Е ( чёрный-чернеть, шёпот-шепчет, чёрт-черти).

-Хорошо, молодцы, а в каких случаях пишется буква О в корне после шипящих? (ответы учащихся). Под ударением, где нельзя подобрать родственное слово, где есть Е (шов, шорты), а также в словах иноязычного происхождения без ударения (жокей, шофёр, жонглёр, шоссе).

-Ребята, сейчас хочу обратить ваше внимание на такие слова как ожог, поджог, прожог.Здесь есть одна небольшая особенность. Если в предложении или словосочетании эти слова являются существительными, тогда пишем О (ожог руки, поджог дома). Если эти слова являются глаголами, тогда пишем Ё ( он ожёг палец, он прожег дырку).



-Всё ли вам понятно? (да).

-Тогда переходим к следующему правилу – правописание гласных в корне слова после Ц.В каких случаях пишется буква Ы,а когдаИ( Ы пишется только в словах ЦЫГАН, НА ЦЫПОЧКАХ, ЦЫПЛЕНОК, ЦЫЦ и в производных от них, в остальных случаях пишется И).

- Молодцы, ребята. Правило мы вспомнили, теперь можно перейти к выполнению упражнений. Желаю вам удачи!

 

III. Задания

 

Задание 1. (Траян В.)

- Ребята, на первом уровне вам нужно выполнить следующее задание: на доске записаны стихотворения, в которых пропущены буквы. Ваша задача объяснить выделенные написания.

1.ШЕпот, шЕпот, шЕпоток.

Шепчет в травах ветерок.

ЧЕрный, чЕрен, почернел.

ЧЕлку на чело надел!

 

2.Преступник ночью дом поджЕг,

Но, совершив такой поджОг,

Он и лицо себе обжЕг.

Так, получив большой ожОг,

Он был наказан за поджОг.

 

3.ШЕл я (шедший) в новый дом

Со щЕткой из щетины.

Не решЕткой - решетом

В доме том гардины.

 

4.ШОколад шОссе слизало,

Показалось очень мало.

На крыжОвник сел шОфер.

Не поднялся до сих пор.

На кобылу влез жОкей.

Мчит, жОнглируя, на ней!

 

Задание 2. (Царикова К.)

- Ребята, сейчас мы с вами перешли на второй уровень, посмотрите на доску ( на доске заранее вывешены распечатки со словами), здесь записаны слова, вам необходимо списать их в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, выделите в этих словах корень, объяснить правописание слов.

Ч..боты, бесш..вный, ч..канье, изж..га, ч..порный, ч..х, ш..ркать, ж..м, ж..х, обж..ра. (Чеботы, бесшовный, чоканье, изжога, чопорный, чох, шоркать, жом, жох, обжора)



- А сейчас мы проверим, как вы выполнили это задание. Кто хочет ответить?

Задание 3. (Григорьева К.)

- Ребята, поздравляю вас, вы перешли на третий уровень. Сейчас мы с вами выполним следующее задание. У вас на партах лежат карточки с буквами, которыми вам нужно воспользоваться при выполнении задания. Я буду произносить слова, в которых пропущены гласные после шипящих в корне слова. Ваша задача поднять карточку с правильной буквой после того, как я озвучу слово. Итак, начнем.

Дешёвый (проверочное слово - дешевле), чащоба (запомнить, непроверяемое), жёваный (пр. сл. жевать), трущоба (запомнить, непроверяемое), пшёнка (пр. сл. пшено), крыжовник (запомнить, непроверяемое), расческа (пр. сл. чесать), шорох (запомнить, непроверяемое), пчёлка (пр. сл. пчела).

Задание 4. (Бондаренко М.)

- Ребята, вы перешли на четвертый уровень, с чем я вас и поздравляю. Сейчас мы с вами поговорим о написании гласных после шипящих и ц в корнях иноязычных по происхождению слов.

- Посмотрите на иллюстрацию. Что на ней изображено? (показываю 1-ю иллюстрацию, ребята отвечают)

- А вы знаете лексическое значение этого слова? (если не знают, озвучиваю сама)

- Как пишется это слово? (переворачиваю иллюстрацию, на второй стороне написано слово, в которое нужно вставить букву)

- Запишите это слово в свои тетради. (записывают)

(так прорабатываем каждое слово)

Жонглёр - цирковой артист, занимающийся жонглированием. (А вы видели когда-нибудь жонглеров? Где вы их встречали?)

Артишок– цветок семейства астровых. (Вы знаете, как называется этот цветок? А вы знаете ЛЗ этого слова?)

Джонка - традиционное китайское и японское парусное судно. (Ребята, это необычный корабль, это традиционное китайское и японское парусное судно, и называется оно джонка)

Джокер - особая дополнительная карта в колоде с изображением шута. (

Анчоус – мелкая морская рыба родственная сельди. (А вы как называется эта рыбка?)

Корнишон - маленький огурец. (Обратите внимание на их размер? Это небольшие огурчики. А как называются маленькие огурчики?)

Панцирь- твёрдое защитное образование, полностью или частично покрывающее тело некоторых животных. (Ребята, а что у защищает черепаху от других животных? Куда она прячется, когда чувствует опасность?)

Цуцик -щенок, небольшая собака. (А как по-другому называют небольших собачек, щенков? Подумайте, мы сейчас с вами говорим о иноязычных словах.

IV. Физкультминутка – Садова В.

- Ребята, вы, наверное, подустали, и пришло время нам отдохнуть. Сейчас мы проведем с вами физкультминутку.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

А теперь тихонько сели

И на доску посмотрели.

 

V. Продолжение

Задание 5. (Лисова Е.)

- Ребята, поздравляю вас, вы перешли на пятый уровень. На этом уровне у вас будет следующее задание: по лексическому значению отгадайте слова и запишите их в тетради.

Пшенка – еда для цыплят; обжора – тот, кто любит много есть;шок – экстремальное состояние; кошелка – небольшая корзинка; трущоба – грязное и тесное, ветхое жилье, труднопроходимое, густо заросшее место; печенка – печень животного как пища;панцирь – твердый покров тела черепах, крокодилов, ракообразных;жюри – знак, обозначающий число. Бывают арабские (1,2,3) и римские (I, II). Желудь– плод дуба; шорох – глухой, обычно тихий звук; крыжовник - колючий кустарник с кисло-сладкими крупными ягодами; цыпленок – птенец курицы; цена - стоимость чего-л., выраженная в денежных единицах; шоссе– автомобильная дорога с твердым покрытием.

Задание 6. (Токарева Е.)

-Ребята, остался последний уровень. На этом уровне вы должны отгадать кроссворд.

По горизонтали:

1. Гребёнка для расчёсывания, причёсывания волос. 2.Место, где выступают клоуны. 3. Место соединения сшитых кусков ткани, кожи. 4. Склонный к обжорству, ненасытный, прожорливый человек. 5. Короткие летние брюки, не доходящие до колен.

По вертикали:

1. Сладкая масса, сваренная из семян какао с сахаром и пряностями; кондитерское изделие из такой массы в виде конфет, плиток. 2.Инструмент для вычерчивания окружностей. 3.Водитель автомобиля. 4. Откидной головной убор, пришиваемый или пристёгиваемый к вороту верхней одежды. 5. Повреждение кожной поверхности тела огнём, чем-либо горячим или едким, жгучим.

 

Слова кроссворда:

По горизонтали:

1. расчёска

2. цирк

3. шов

4. обжора

5. шорты

По вертикали:

1. шоколад

2. циркуль

3. шофёр

4. капюшон

5. ожог

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.