Сделай Сам Свою Работу на 5

Занятие 2. Призвание варягов и образование Древнерусского государства.





Домашнее задание к занятию: вспомнить, что такое государство; какие функции оно выполняет в обществе.

Занятие проходит в форме беседы + лекции + работы с историческим источником.

1. Восточные славяне и их соседи

Актуализация ранее полученных знаний.

Вопрос Возможные варианты ответов
Какие торговые пути, которые проходят по территории Восточно-Европейской равнины, мы отметили на карте на прошлом занятии? Покажите их на карте. Расскажите, какие страны они связывают. 1) Путь «из варяг в греки». 2) Великий восточный путь.
Какие восточнославянские племена мы отметили на карте на прошлом занятии? Покажите их на карте.   Поляне Древляне Дреговичи Полочане Словене ильменские Северяне + кривичи, вятичи, радимичи, тиверцы, уличи (совместно отмечаем на контурной карте)
Какие древнерусские города вам известны? Где они находятся? Покажите их на карте. Новгород, Киев
Какие еще племена, кроме восточных славян, жили на территории Восточно-Европейской равнины? Где они живут? Чем они занимаются? Финно-угры: чудь, меря, весь (совместно отмечаем на контурной карте) Булгары
О каких государствах, которые соседствуют с восточными славянами, мы говорили на прошлом занятии? Назовите их столицы и покажите, где они находятся на карте. Византийская империя Константинополь/Царьград
Что такое летопись, хроника, анналы? Что такое «Повесть временных лет»? Что вы помните о Несторе с прошлого занятия? Летопись – погодная (по годам) запись событий.
Необходимо заметить: Как вы уже сказали, Нестор был монахом, человеком, который посвятил себя служению христианской церкви. В средневековом христианстве несколько иначе идет отсчет лет. Мы с вами говорим 2016 г., но, при этом, должны помнить, что в качестве рубежа, с которого идет счет лет, взято Рождество Христово (посмотрите, как глубоко христианство проникает в современную жизнь). Средневековый человек считал года несколько иначе. Для него рубежной датой было не Рождество Христово, а сотворение мира Богом. В соответствии с библейской традицией, Бог сотворил мир за 5508 лет до Рождества Христова. Нестор в «Повести временных лет» отчет времени ведет именно так: он ставит дату от сотворения мира. Например, события 862 г. (о которых мы будет говорить далее), он относит в своей летописи к 6370 г. Т.е., чтобы перевести дату от сотворения мира в дату от Рождества Христова, мы отнимаем 5508. Например: 6370 – 5508 = 862. И, как вы опять видите, очень трудно изучать русскую историю, не зная ничего о христианстве. По сути, православное христианство в значительной степени проникает и в русскую историю, и в русскую культуру и литературу. Счет лет от сотворения мира отменил Петр I в 1700 г. До этого русские всегда считали года не от Рождества Христова, а от сотворения мира.
Нестор в летописи пишет:   В год 6367 (859). Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен ильменских, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете с дыма (с очага). Какие еще соседние племена упомянуты в этом отрывке? Попробуйте показать, где они живут на карте.   Варяги Хазары
Новая лексика
  Кривичи Вятичи Радимичи Тиверцы уличи     соседствовать мигрировать ассимилировать (ся) смешивать (ся) финно-угры чудь меря весь булгары   Церковь Христианство Средние века Средневековье/средневековый/Средние века В соответствии с Библия Библейская традиция Сотворить/творить/творчество Проникать Счет лет Летоисчисление Православие Православное христианство Относить (событие к определенному году) Очаг Печь Монета Серебро Из-за моря Дань (взымать дань) Варяги Хазары Хазарский каганат

 





2. Призвание варягов.



Итак, мы с Вами уже назвали основных соседей восточных славян на середину IX в. Это: · Византийская империя; · Хазарский каганат (хазары); · Волжская Булгария; · Варяги. Восточные славяне активно торговали с Волжской Булгарией. Они совершали набеги на территорию Византийской империи с целью грабежа. Для этого им нужно было просто спуститься вниз по Днепру на лодках. Они так же платили дать варягам и хазарам. Нестор в летописи под 862 г. приводит описание следующего события. Давайте попробуем проанализировать этот текст. Для русской истории он является одним из самых важных – именно с него мы ведем отсчет существования нашего государства. В лето 6370 (862 г.). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьевсо своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозваласьРусская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города- тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - пришлые, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.   Задание: 1. Попробуйте восстановить события (что люди делали сначала, а что потом). 2. Попробуйте из текста понять, кто такие варяги.   Итак, получается следующая последовательность событий: сначала новгородцы платят дань варягам, потом изгоняют их и начинают править сами собой. Однако между ними начинаются конфликты (усобицы) и они начинают воевать друг с другом. Они решают призвать к себе варягов – русь для того, чтобы они стали правителями (князьями), навели порядок и разрешили конфликты между новгородцами. От варягов приходит Рюрик, а с ним – Синеус и Трувор. Рюрик начинает править в Новгороде, Синеус – на Белоозере, Трувор – в Изборске. Затем Синеус и Трувор умирают, и Рюрик приказывает править в других русских городах своим варягам. Этот отрывок из летописи, с которого по сути начинается вся история русского государства, уже на протяжении последних 300 лет вызывает большие споры историков. Рассмотрим споры историков.   1. Из летописного отрывка следует, что государство восточным славянам принесли варяги. То есть (исходя из отрывка летописи) государство как форма организации людей не является результатом самостоятельного развития. Однако государство нельзя просто так принести. Общество должно быть готово к восприятию государственной системы. Вообще в теории социогенеза (теория, которая объясняет, как развивается общество) такая форма организации общества, как племя/вождество рассматривается как предпосылка для появления государства. Другими словами: сначала общество людей существует в форме племени/вождества, а затем оно эволюционирует в государство. Мы с вами уже говорили на прошлых занятиях, что восточные славяне в конце VIII – начале IX вв. жили племенами, у них были вожди. Как вы понимаете, в середине IX в. восточные славяне находились на том этапе развития социума, когда должен был происходить переход к государству. Необходимо отметить, что варяги (скорее всего) в событиях 862 г. сыграли роль «третьей усмиряющей силы», то есть той силы, которая встает над обществом и принимает на себя функцию разрешения конфликтов. Такой механизм возникновения государства – с помощью «третьей усмиряющей силы» - довольно распространен в мировой истории. Эта концепция происхождения древнерусского государства очень хорошо подтверждается данными археологии. В ходе археологических работ в Новгороде и его окрестностях были обнаружены вещи, которые принадлежат 1) финно-уграм; 2) словенам ильменским; 3) кривичам. Значит, в Новгороде и его окрестностях жили 3 разных племени, и, значит, между ними могли возникать конфликты, которые и начал разрешать Рюрик после своего призвания в Новгород.   2. Не очень понятно, к кому этнически относятся варяги. У историков есть несколько версий: Версия 1. Варяги – это норманны, викинги, скандинавы (обратите внимание, что летопись пишет, что варяги приходят в Новгород из-за моря – из-за Балтийского моря). Эта теория называется норманнской теорией происхождения древнерусского государства, так как (в версии 1) именно норманны (викинги, варяги, скандинавы) принесли государственность на Русь. Эта теория сформировалась в 1730-е гг. Разработали ее немецкие ученые Байер, Шлецер, Миллер, которых на работу в Россию пригласил Петр I. Версия 2. Варяги – это еще одно славянское племя. Варяги не сыграли решающей роли в образовании древнерусского государства. Эта теория называется антинорманской теорией происхождения древнерусского государства. Эта теория сформировалась в 1760-е гг. Разработал ее российский ученый М. В. Ломоносов. Версия 3. Варяги – это просто неверный перевод термина. Мы с вами на прошлом занятии говорили, что Нестор в процессе подготовки «Повести временных лет» использовал византийские тексты. В византийских исторических сочинениях варягами называли воинов, которые спускались по рекам на ладьях и совершали грабительские набеги на Царьград. Тогда получается, что варяги – это не этноним, а название занятия, деятельности, профессии. Нестор, возможно, просто не перевел греческий термин, а транслитерировал его. Для Нестора это довольно распространенная ошибка. Еще один пример – это братья Синеус и Трувор. Эти имена так же являются транслитерацией греческих слов «с домом и дружиной» (то есть со своей семьей и со своими воинами). Значит, Рюрик приходит один и со своими воинами/дружинниками. Версия 3 сформировалась относительно недавно, примерно в 1990-е гг. Она выглядит наиболее доказательной, так как в ней проанализирована не только сама «Повесть временных лет», но и те тексты, на которые опирался Нестор в процессе ее написания.   3. Споры историков затрагивают и происхождение название «Русь» и «Россия». Историки спорят, является ли корень рус-рос привнесенным варягами или он самостоятельно возник в Киеве, и Нестор его просто использует как синоним обозначения славянских племен и всей территории Древнерусского государства. Новая лексика
Совершать набег Совершать (военный) поход Спуститься вниз по реке Грабеж Военная добыча Платить дань Непонятные глаголы выделены в тексте. Новгород Ростов Изборск Белоозеро Полоцк Муром     Восстанавливать/реконструировать последовательность событий Ход событий/последовательность событий Конфликты Усобицы Разрешать конфликты Призвание (как приглашение) Князья Вожди Вождество Править Властвовать Княжить Править     Восприятие Государственная система Теория Социогенез Государственность Эволюция/эволюционировать Развитие/развиваться Форма Социальная структура Развитие общества Общественная структура Социум/общество Переход (на новую стадию развития) Функция Государство Этнос/этничность/этническая идентификация/этнически Усмирять/примирять/мирить Данные археологии Археологические работы Археологи Окрестности Вещи/артефакты/археологические находки Раскопки/археологические работы Калька (в языке) Транслитерация Дружина/дружинник Ладья/лодка     Доказательства/доказательность Этноним Деятельность/занятие/профессия Опираться/использовать что-то как основу     Корень (как морфема) Синоним

 

3. Образование Древнерусского государства

Не все дружинники Рюрика остались с ним в Новгороде и ближайших городах. Двое из них – Аскольд и Дир – решили на ладьях спустится вниз по пути из «варяг в греки» по Днепру и захватили Киев и начали в нем княжить. Нестор так же сообщает, что около 866 г. Аскольд и Дир совершили набег на Царьград. Рюрик правит в Новгороде с 862 по 879 гг. В 879 г. он умирает. У него остается малолетний сын Игорь. Поэтому власть в Новгороде получает один из близких дружинников – Олег. Олег является русским князем с 879 по 911 гг. Нестор пишет, что в 882 г. Олег собирает войско из кривичей, чуди, мери, весь, словен ильменских и варягов и захватывает Смоленск и Любеч. Он так же спускается по Днепру и нападает на Киев. Вместе с Игорем (сыном Рюрика) они изгоняют Аскольда и Дира из Киева и захватывают земли полян. Нестор пишет, что Олег называет Киев «матерью городов русских» (сравните с греческим словом «метрополис») и провозглашает город своей столицей. Именно с этого времени – с 882 г. – историки ведут отсчет истории Древнерусского государства. В 883 г. Олег идет завоевывать земли древлян, в 884 г. он завоевывает земли северян, в 885 г. – земли радимичей. Таким образом, к концу IX в. Олег объединяет под своей властью большую часть территории восточных славян. Все завоеванные племена и города платят Олегу дань. Кроме того, под контроль Олега попадает почти весь путь «из варяг в греки». Таким образом Олег получает возможность 1) брать пошлины со всех торговых судов, которые проходят по этому торговому пути; 2) он может сам проводить свои лодки по этому торговому пути до Царьграда и таким образом совершать грабительские походы на Византию. Новая лексика
Рюрик Аскольд Дир Игорь Олег Сообщать/писать (в летописи о каком-то событии) Собирать войско Войско Захватить/завоевать Изгнать Провозгласить Назвать (в знач. объявить) Объединять     Даты: 862 г. 866 г. 879 г. 882 г. 883 г. 884 г. 885 г.

Тексты к занятию

В год 6367 (859). Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен ильменских, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете с дыма (с очага).

 

В лето 6370 (862 г.). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьевсо своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - пришлые, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

 

 

Дополнительное задание

События русской истории в русской культуре

А. С. Пушкин

ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего...
Но примешь ты смерть от коня своего».

Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня,

Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана...
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они...

«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? все так же ль лего́к его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят — на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.