Сделай Сам Свою Работу на 5

Последовательность выполнения работы





ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АВТОПОЕЗДОВ

 

 

Цель работы: изучение метода рационального проектирования и выбора тех- нических объектов на примере автомобильных систем автопоездов.

 

 

Общие сведения

Системный подход требует рассмотрения объекта как системы с учетом с уче-

том внутренних (между элементами) и внешних (со средой) связей. Каждую систему следует рассматривать как часть подсистемы, с элементами которой система взаи- мосвязана. Отдельные элементы системы можно, в свою очередь, рассматривать как подсистемы.

Система «автопоезд» состоит из подсистем «тягач», «сцепное устройство» и

«буксируемое устройство» (рисунок 2.1). В свою очередь, каждая из подсистем представлена в виде возможных альтернатив: «тягач» – может быть седельный или прицепной; «седельное устройство» – седельно-сцепное либо тягово-сцепное; «бук- сируемое устройство» – полуприцеп или прицеп. В зависимости от вида подсистемы элементы ее также будут существенно отличаться.

 

 

АВТОПОЕЗД

 

 

тягач сцепное устройство буксируемое устройство



 

 

Рисунок 2.1 – Структурный анализ системы автопоезда

 

 

Метод морфологического анализа направлен на последовательный перебор всех возможных вариантов и является примером системного подхода к решению творческих задач. Сущность его состоит в том, что в системе выделяют несколько характерных для неѐ структурных, морфологических признаков, по каждому из ко- торых составляют список различных конкретных вариантов (альтернатив) техниче- ского выражения использования этих признаков. Каждый признак может характери- зовать какой-то конструктивный узел (элемент структуры) системы, какую-то еѐ функцию (связь между элементами), параметры системы и т.д.

Признаки с их альтернативами можно располагать в форме таблицы, называе- мой морфологической матрицей (картой, файлом или таблицей), что позволяет луч- ше представить поисковое поле, а также полнее использовать возможности компью- терной техники при проектировании.


 

Морфологическая матрица системы «автопоезд» поясняется примером



(табл. 2.1), который может быть существенно расширен.

 

 

Таблица 2.1 – Морфологическая матрица. Система – «Автопоезд»

Тягач Х Сцепное устройство Y Буксируемое устройство Z
X1 – прицепной X2 - седельный Y1 – тягово-сцепное Y2 – седельно-сцепное Z1 – прицеп Z2 – полуприцеп

 

Характеристики подсистем представлены в виде комбинаторных файлов (табл. 2.2…2.4). Входящие в указанные файлы характеристики можно подвергнуть дельнейшей детализации на основе дополнительных данных из научно-технических и рекламных источников. Значительная часть справочных материалов приведена в настоящем методическом указании (табл. 2.5…2.14 и рисунки 2.2…2.15).

На последних этапах морфологического анализа из всех перечисленных вари-

антов выбирается наиболее рациональный с лучшими сочетаниями показателей по заданному критерию.

 

 

Таблица 2.2 – комбинаторный файл элемента Х – ТЯГАЧ

Элемент Характеристика узла Элемент Характеристика узла
X1 Х1.1 – ГАЗ – 52 – 04 Х1.2 – ГАЗ – 53А Х1.3 – ЗИЛ – 130 - 80 Х1.4 – ЗИЛ – 133 ГЯ Х1.5 – ЗИЛ – 131 Х1.6 – МАЗ – 5335 Х1.7 – МАЗ – 53352 Х1.8 – МАЗ – 5166 Х1.9 – КамАЗ – 5320 Х1.10 – КамАЗ – 53212 Х1.11 – КрАЗ – 225Б Х1.12 – КрАЗ – 257 Б1 Х1.1 3 – МЗКТ – 73165 ВОЛАТ» X2 Х2.1 – ГАЗ – 5206 Х2.2 – ЗИЛ – 130В1 – 76 Х2.3 – ЗИЛ – 4421 Х2.4 – КАЗ – 608В Х2.5 – КамАЗ – 5410 Х2.6 – КамАЗ – 54112 Х2.7 – МАЗ – 504 В Х2.8 – МАЗ – 5429 Х2.9 – КрАЗ – 255 В1 Х2.10 – КрАЗ –258 Б1 Х2.11 – КрАЗ – 260В Х2.12 – МАЗ – 6422 Х2.13 –МАЗ – 5432 Х2.14 – Урал – 377 СН Х2.15 – Урал – 375С – К1 Х2.16 – Урал – 375СН Х2.17 – МЗКТ – 74165 «ВОЛАТ»

 



Таблица 2.3 – Комбинаторный файл элемента Y – СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО

Элемент Характеристика узла Элемент Характеристика узла
Y1 Y1.1 – 0 (Т1) Y1.2 – 1 (Т2) Y1.3 – 2 (Т3) Y1.4 – 3 (Т4) Y1.5 – 4 (Т5) Y2 Y2.1 – 50,8 мм; (до 40 т) Y2.2 – 89 мм; (от 40 до 100 т)

 

Элемент Характеристика узла Элемент Характеристика узла
Z1 Z1.1 – Одноосный Z1.2 –Двухосный Z1.3 – Многоосный Z1.4 – Прицеп-роспуск Z2 Z2.1 – Общего назначения Z2.2 – Панелевоз Z2.3 – Фермовоз Z2.4 – Плитовоз Z2.5 – Сантехкабиновоз Z2.6 – Блоковоз Z2.7 – Для перевозки по- рошкообразных материалов Z2.8 – Трубовоз Z2.9 – Топливовоз Z2.10 – Битумовоз

 

Таблица 2.4 – Комбинаторный файл элемента Z – БУКСИРУЕМОЕ УСТРОЙСТВО

 

 

 

Рисунок 2.2 – Специализированные автопоезда для перевозки:

а – сыпучих грузов; б – стеновых панелей; в – плит; г –сантехкабин


 

Последовательность выполнения работы

 

 

1) подобрать вид автопоезда для заданного типа и массы перевозимого груза;

2) произвести системный анализ выбранного автопоезда, составить морфоло- гическую матрицу для его подсистем;

3) обосновать рациональность выбранного варианта автопоезда с учетом

возможных усовершенствований в результате проведенного анализа.

 

 

Таблица 2.5 – Панелевозы

  Показатель   УПП – 0907   УПП – 1207   ПП – 1307 УПП(Ш) –   ПП – 1407
Грузоподъемность, т Масса в снаряженном состоянии, т Масса с грузом, т Распределение полной массы, т, на: седельно-сцепное устройство опорное устройство ось (тележку) Кузов   Число грузовых пло- щадок Габариты, мм длина ширина высота Размеры грузовых площадок, мм: длина ширина Погрузочная высота, мм База, мм Число осей Основной тягач Организация- разработчик 3,4     12,4     5,42   6,4   6,98   Кассетный                           ЗИЛ – 130 В1   ЦНИИОМТП 5,6     17,6     7,6   9,1     Кассетный                           МАЗ - 504Г ЦНИИОМТП 12,6 4,88     17,48     7,48   9,15     Хребтовый                         МАЗ - 504А Ставропол. завод «Стальспец- конструк- ция» 5,75     17,75     1,15   9,06     Наклонная платформа                         МАЗ - 5О4А ЦНИИОМТП 13,5 5,7     19,5     8,1     11,4   Хребтовый                           КамАЗ - 5410   ЭКПБ Ми- нюгстроя СССР

 

 
а в

 

 

 
 
б г

 

Рисунок 2.3 – Полуприцепы-панелевозы:

а – УПП – 2012; б – УПП(Ш) – 1207; в – УПП-1207; г – ПП – 1307

 

 

Таблица 2.6 – Плитовозы

Показатель УПП – 0906 УПП – 1412 УПП – 1212 ПК – 1824* УПР – 1812
Грузоподъемность, т Масса в снаряжен- ном состоянии, т Масса с грузом, т Распределение пол- ной массы, т, на: седельно-сцепное устройство ось (тележку) Габариты, мм длина ширина высота Размеры грузовой площадки, мм: длина ширина Погрузочная высота, мм База, мм Число осей Основной тягач Организация- разработчик 3,4   12,4   5,32   7,08       ЗИЛ-130В1 ЦНИИОМТП 5,1   19,1   8,1         КамАЗ-5410 ЦНИИОМТП 5,75   17,75   7,75     8685 - 12 685   8270-12270   5960-9960 МАЗ-504А ЦНИИОМТП 17,5 12,5         24 580     КрАЗ-258 ЦНИИОМТП 7,7   25,7   7,7     8850 - 12850   8500-12500   6100-10100 МАЗ-504В Мытищинский экспериментальный автомеханический завод Мособл- стройтранса

 

*С канатным приводом поворотного устройства


 

 

 

Рисунок 2.4 – Полуприцеп-плитовоз УПП – 11412

 

 

 

 

Рисунок 2.5 – Полуприцеп ПК – 1824

 

 

 

 

Рисунок 2.6 – Раздвижной полуприцеп УПР – 1212

 

 

 

 

Рисунок 2.7 – Полуприцеп-фермовоз УПФ-1218


 

 

Таблица 2.7 – Сантехкабиновозы

Показатель ПЭ – 0907 ПЭ – 1209* ПЭ – 1309* ПК – 8* У – 6**
Грузоподъемность, т   Масса в снаряжен- ном состоянии, т Масса с грузом, т Распределение пол- ной массы, т, на: седельно-сцепное устройство ось (тележку) Габариты, мм длина ширина высота Размеры грузовой площадки, мм: длина ширина Погрузочная высота, мм База, мм Число осей Основной тягач Организация- разработчик   3,4   12,4     5,2   7,2                     ЗИЛ – 130 В1   ПТИ Минсев- зап-строя СССР 11,6   6,15   17,75     7,45   10,3   14 300               12 600     МАЗ – 504А ЦНИИОМТП 12,1     19,1     8,1     15 900               13 400     КамАЗ – 5410   ПТИ Минюг- строя СССР (Саратовский филиал)   3,1   11,1       6,1                     ЗИЛ – 130 В1   Мособлстрой-   транс 8,8   3,4   12,2     5,2                       ЗИЛ – 130 В1   Главмосавто-   транс

 

*С канатным приводом поворотного устройства.

**Машины, снятые с производства, но находящиеся в эксплуатации.

 

 

 

Рисунок 2.8 – Полуприцеп-сантехкабиновоз ПЭ-1209


 

Таблица 2.8 – Блоковозы

  Показатель   ЧМЗАП –390 ЧМЗАП –     ПЭ – 13 –7   ПЭ – 12 – 7*
Грузоподъемность, т   Масса в снаряженном состоя- нии, т Полная масса с грузом, т   Распределение полной массы, т:   на седельно-сцепное устрой- ство на ось (тележку) Габариты, мм длина ширина высота Размеры грузовой площадки, мм: длина ширина Погрузочная высота, мм   База, мм Число осей Основной тягач Организация-разработчик             2500-3610       2500-3610         КрАЗ – 258   ЧМЗАП Мин- авто-прома   8,8   33,8     21,8     3150-4210       3150-4210         МАЗ – 6422   ЧМЗАП Мин- авто-прома             2500-3730       2500-3730         МАЗ –504А Гипронефте- строй   7,17   19,17   7,9   11,27     2600-3030       2600-3030         МАЗ – 504А Оргтехстрой Мнистроя Бе- лоруссии

 

*Машины, снятые с производства, но находящиеся в эксплуатации.

 

 

 

Рисунок 2.9 – Полуприцеп-блоковоз ЧМЗАП – 9399


 

Таблица 2.9 – Специализированный автотранспорт с пневморазгрузкой

Показатель ТЦ – 6 А ТЦ – 11 Б ТЦ – 12 ТЦ – 2Б
Грузоподъемность, т Базовый тягач Полуприцеп Полезная вместимость цистер- ны, м3 Производительность разгрузки, т/мин Дальность подачи, м В том числе по вертикали, м Компрессор: тип производительность, м3/мин Рабочее давление, МПа Угол наклона цистерны, град Диаметр загрузочного люка, мм Число загрузочных люков Габариты, мм длина ширина высота Масса (без груза), кг: автопоезда полуприцепа Наибольшая скорость движения, км/ч Изготовитель 13,5 МАЗ –5429 МАЗ – 5245 11,8   0,5     ВР-7/60-2,2 7,8 0,16       ПО «Строй- обору- дование» Минстрой- дормаша КамАЗ – 5410 КамАЗ – 9370 12,2   0,62     ВР-7,5/60-2,2 7,5 0,16       ПО «Строй- обору- дование» Минстрой- дормаша КамАЗ – 5412 КамАЗ – 9385 17,5   0,949     ВР-7,5/60-2,2 7,5 0,16 7,5       Славянский завод «Строймаш» КрАЗ – 258Е1 ЧМЗП – 5405 19,2   0,916     ВР-7/60-2,2 7,8 0,15 6,5       Славянский завод «Строймаш»

 

 

Рисунок 2.10 – Автоцементовоз с пневморазгрузкой ТЦ – 11: 1 – седельный тягач

КамАЗ-5410; 2 – компрессорная установка; 3 – пневмооборудование для разгрузки;

4 – загрузочный люк; 5 – цистерна-полуприцеп; 6 – разгрузочный рукав; 7 – ходовая часть; 8 – запасное колесо; 9 – опорное устройство; 10 – сцепное устройство


 

Показатель ТЦ – 4* ТЦ – 10А ТЦ – 9А
Грузоподъемность, т Базовый тягач Полуприцеп Полезная вместимость цистерны, м3 Производительность самозагрузки, т/мин Производительность разгрузки, т/мин Дальность забора материала при самоза- грузке, м Дальность подачи при разгрузке, м В том числе по вертикали, м Компрессор, вакуум-насос: тип производительность, м3/мин рабочее давление, МПа разряжение, % Угол наклона цистерны, град Диаметр загрузочного люка, мм Длина загрузочного шланга, мм Диаметр загрузочного шланга, мм Длина разгрузочного шланга, мм Диаметр разгрузочного шланга, мм Габариты, мм длина ширина высота Масса (без груза), кг: автопоезда полуприцепа Наибольшая скорость движения, км/ч Изготовитель ЗИЛ – 130 В1 ОдАЗ – 885 7,1 до 0,5   0,5 – 1     РКВН – 6 0,16 -     Прилукский за- вод «Строймаш» Минстройдор- маша ЗИЛ – 130 В1 ОдАЗ – 885 – Т 9,6 до 0,5   0,583     ВР-7/60-2,2 7,8 0,16     Прилукский за- вод «Строймаш» Минстройдор- маша МАЗ – 5429 МАЗ – 5245 12,2 до 0,5   0,6     ВР-7,5/60-20 7,5 0,16     ПО «Стройобору- дование» Минстродор- маша

 

Таблица 2.10 – Специализированный автотранспорт с пневматической разгрузкой и самозагрузкой

 

 

 
Рисунок 2.11 – Схемы механизации погрузки и выгрузки цемента при перевозках автомобилями-цементовозами


 

Рисунок 2.12 – Схема устройства для самозагрузки автомобиля-цементовоза С-927:

1 – ротационный компрессор; 2 – наружный фильтр для очистки воздуха;

3 –манометр; 4 – внутренний фильтр; 5 – сигнализатор заполнения цистерны;

6 – распределительная труба; 7 – сопло для засасывания цемента

 

 

Таблица 2.11 – Полуприцепы – трубовозы

Показатель У – 85 У – 86 Т – 38 УПР – 1212
Базовый тягач Грузоподъемность, т Погрузочная высота, мм Колея колес, мм Шины Дорожный просвет, мм Габариты (без груза), мм длина ширина высота Масса, кг ЗИЛ – 130В1 8,2 260-508   7715-10615 ЗИЛ – 130В1 260-508   8924-11914 ЗИЛ – 130В1 260-508   МАЗ-504А 300-508   8685-12685

Рисунок 2.13 – Саморазгружающийся автопоезд-металловоз на базе полуприцепа Т-38

 

 

 
Рисунок 2.14 – Трубовоз МАЗ – 7910 для труб длиной до 12 м


 

Таблица 2.12 – Трубоплетевозы

Показатель ПВ – 93 ПВ – 94 ПВ – 204 ПВ – 301 А ПВ – 361 ПВ – 471
Базовый тягач   Грузоподъемность, т Погрузочная высо- та, мм Колея колес, мм Шины: автомобиля прицепа-роспуска Двигатель автомо- биля-тягача Номинальная мощ- ность двигателя, кВт Дорожный просвет, мм Габариты (без гру- за), мм длина ширина высота Масса, кг Урал – 375 Е         14-20   14-20   ЗИЛ – 375   132,2       ЗИЛ – 131         12-20   12-20   ЗИЛ – 131   110,3       КрАЗ – 255Б         1300×530- 1300×530- ЯМЗ – 238   176,4       МАЗ – 543 МАЗ – 310       1500×600- 1500×600- Д 12 А –525 А 385,9       МАЗ – 7310         1500×600- 18-24   Д 12 А – 525 А 385,9       МАЗ – 537         18-24   18-24   Д 12 А – 525 А 385,9      

 

Показатель АЦ – 2,4 – 52 АЦ – 4,2 – 53А АЦ – 4,2 – 130 ТСВ – 6У
Перевозимый продукт   Базовый тягач Эксплуатацион- ный объем, л Масса, кг: собственная полная Габариты, мм: длина ширина высота Время слива, мин: самотеком насосом Завод- изготовитель Керосин   ГАЗ-52-04       - Арзамасский коммунального машиностроения Нефтепродукты плотностью не более 0,86 т/м3 ГАЗ-52-01       Грабовский спе- циализирован- ных автомобилей Нефтепродукты плотностью не более 0,86 т/м3 ГАЗ-53А       - - Нефтепродукты плотностью не более 0,86 т/м3 ЗИЛ-130       Волгоградский нефтяного ма- шиностроения Минхиммаша

 

Таблица 2.13 – Специализированные автотранспортные средства для перевозки топлива


 

Продолжение таблицы 2.13

Показатель АТЗ – 2,4 – 52 АТЦ – 3,8 – 53А
Перевозимый про- дукт   Базовый тягач Эксплуатационный объем, л Масса, кг: собственная полная Габариты, мм: длина ширина высота Время слива, мин: самотеком насосом Завод-изготовитель Нефтепродукты плотностью не более 0,86 т/м3 ЗИЛ – 130 – 80       Одесский авто- мобильных за- правочных агре- гатов Нефтепродукты плотностью не более 0,86 т/м3 ГАЗ – 52 – 01       - Одесский авто- мобильных за- правочных агре- гатов Нефтепродукты плотностью не более 0,86 т/м3 ГАЗ – 53 – 01       Курганский до- рожных машин Минстройдор- маша Нефтепродукты плотностью не более 0,86 т/м3 ГАЗ – 52 – 04       Посевничинский «Автозапчасть» Минавтопрома

 

Показатель ДС – 10 А ДС – 41 А ДС – 138
Базовый тягач   Грузоподъемность, кг Масса, кг: собственная полная Вместимость цистерны, дм3 Скорость нагрева битума, ºС/ч Время слива, мин Габариты, мм: длина ширина высота Максимальная скорость движе- ния, км/ч Завод-изготовитель Полуприцеп ЧМЗАП – 55241 Тягач КрАЗ – 258   -     Курганский дорож- ных машин Минст- ройдормаша ЗИЛ – 130 В1     -     Курганский дорож- ных машин Минст- ройдормаша КамАЗ – 531213   -   -     Курганский дорож- ных машин Минст- ройдормаша

 

Таблица 2.14 – Специализированные автотранспортные средства для перевозки нефтебитума

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

 

1.Структурный анализ системы автопоезда.

2.Сущность метода морфологического анализа.

3.Принципы составления морфологических матриц.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.