Сделай Сам Свою Работу на 5

Какие трудности стоят на пути их созерцателей?

[Возрастная градация воспитания]

– Значит, счет, геометрию и разного рода другие предварительные познания, которые должны предшествовать диалектике, надо преподавать нашим стражам еще в детстве, не делая, однако, принудительной форму обучения.

– То есть?

e – Свободнорожденному человеку ни одну науку не следует изучать рабски. Правда, если тело насильно наставляют преодолевать трудности, оно от этого не делается хуже, но насильственно внедренное в душу знание непрочно.

– Это верно.

– Поэтому, друг мой, питай своих детей науками 537 не насильно, а играючи, чтобы ты лучше мог наблюдать природные наклонности каждого.

– То, что ты говоришь, не лишено основания.

– Помнишь, мы говорили: надо брать с собой детей н на войну – конечно, зрителями, на конях, а где безопасно, так и поближе; пусть они отведают крови, словно щенки.

– Помню.

– Кто во всем этом – в трудах, в науках, в опасностях – всегда будет выказывать себя самым находчивым, тех надо занести в особый список.

b – В каком возрасте?

– Когда они уже будут уволены от обязательных занятий телесными упражнениями. Ведь в течение этого срока, продолжается ли он два или три года, у них нет возможности заниматься чем-либо другим. Усталость и сон – враги наук. А вместе с тем ведь это немаловажное испытание: каким кто себя выкажет в телесных упражнениях.

– Еще бы!

[Справедливость воспитывается в человеке с детства]

– А вот какое: относительно того, что справедливо и хорошо, у нас с детских лет имеются взгляды, в которых мы воспитаны под воздействием наших родителей, – мы подчиняемся им и их почитаем.

– Да, это так.,

d – Но им противоположны другие навыки, сопряженные с удовольствиями, они ласкают нам душу своей привлекательностью. Правда, люди хоть сколько-нибудь умеренные не поддаются им, послушно почитая заветы отцов.

– Это все так...

– Далее. Когда перед человеком, находящимся в таком положении, встанет Вопрос, вопрошая [22]: "Что такое прекрасное?" – человек ответит так, как привычно усвоил от законодателя, однако дальнейшее рассуждение это опровергнет. При частых и всевозможных e опровержениях человек этот падет так низко, что будет придерживаться мнения, будто прекрасное ничуть не более прекрасно, чем безобразно. Так же случится и со справедливостью, с благом и со всем тем, что он особенно почитал. После этого что, по-твоему, станется с его почтительностью и послушанием?



– У него неизбежно уже не будет такого почтения и убежденности.

– Если же он перестанет считать все это ценным и дорогим, как бывало, а истину найти будет не в состоянии, то, спрашивается, к какому же иному образу сод жизни ему естественно обратиться, как не к тому, который ему будет лестен?

539 – Все другое исключено.

– Так окажется, что он стал нарушителем законов, хотя раньше соблюдал их предписания.

– Да, это неизбежно.

– Значит, подобное состояние естественно для тех, кто причастен к рассуждениям, и, как я говорил прежде, такие люди вполне заслуживают сочувствия.

– И сожаления.

 

– Ты, Сократ, словно ваятель, прекрасно завершил лепку созданных тобою правителей.

– И правительниц, Главкон,–все, что я говорил, касается женщин ничуть не меньше, чем мужчин: правда, конечно, тех женщин, у которых есть на то природные способности.

d – Это верно, раз женщины будут во всем участвовать наравне с мужчинами, как мы говорили.

– Что же? Вы согласны, что относительно государства и его устройства мы высказали совсем не пустые пожелания? Конечно, все это трудно, однако как-то возможно, притом не иначе чем было сказано: когда властителями в государстве станут подлинные философы, будет ли их несколько или хотя бы один, нынешними почестями они пренебрегут, считая их низменными и ничего не стоящими, и будут высоко ценить порядочность и ту честь, что с нею связана, но самым e великим и необходимым будут считать справедливость; служа ей и умножая ее, устроят они свое государство.

– Но как именно?

– Всех, кому в городе больше десяти лет, они ото-, шлют в деревню, а остальных детей, оградив их от 541 воздействия современных нравов, свойственных родителям, воспитают на свой лад, в тех законах, которые мы разобрали раньше. Таким-то вот образом всего легче и скорее установится тот государственный строй, о котором мы говорили, государство расцветет, а народ, у которого оно возникнет, для себя извлечет великую пользу.

b – Да, огромную. А как это могло бы произойти, если когда-нибудь осуществится, ты, Сократ, по-моему, хорошо разъяснил.

– Значит, мы уже достаточно поговорили об этом государстве н о соответствующем ему человеке? Ведь ясно, каким он, по-нашему, должен быть.

– Да, ясно. И поставленный тобою вопрос, кажется мне, получил свое завершение.

 

Перевод А.Н.Егунова. В кн.: Платон. Соб. соч. в 3-х тт. Т.3 (1). М.,1971

Примечания А.А.Тахо-Годи

[1] Гомер. Од. XI 490–491. Ср. выше, кн. III, прим. 2.

[2] Знаменитый символ пещеры у Платона дает читателю образное понятие о мире высших идей и мире чувственно воспринимаемых вещей, которые суть не что иное, как тени идей, их слабые копии и подобия.

Ограниченность человеческой жизни примитивным существованием выражена Платоном также в "Федоне" (109а-111d), в мифе о двух Землях – нашей, человеческой, и вышней, небесной, – согласно которому люди обитают в глубоких впадинах, в грязных и изъеденных морской солью расселинах нашей Земли, не догадываясь, что есть истинное небо, истинный свет и истинная Земля.

В греческой философской традиции пещера как символ духовной ослепленности встречается очень редко, и трактовку, которую дает Платон, можно считать оригинальной. Намек на этот символ есть в "Прикованном Прометее" Эсхила, где описывается безрадостная жизнь жалких человеческих существ, которые наподобие "проворных муравьев" обитают в "глубинах бессолнечных пещер" и, "глядя, не видят", "слушая, не слышат", а жизнь их подобна "образам сновидений" (447-453). Видимо, символ пещеры был знаком и пифагорейцам (Porphyr. De antro nymph. 8 Nauck), а также Эмпедоклу, у которого во фрагментах "душеводительные силы" говорят: "Пришли мы в эту закрытую пещеру" (31В120). Ферекид Сирский в своих символах "углублений", "ям", "пещер" и "ворот" намекает на "рождение и умирание души" (7 В 6 D).

[3] Об Островах блаженных, обители героев-праведников, см. т. 1, прим. 82 к диалогу "Горгий", стр. 573. Геродот указывает, что в Египте, в семи днях пути от Фив через пустыню, есть город Оасис, по-эллински называемый Островом блаженных.

[4] Здесь узники – сословия земледельцев и ремесленников в противоположность стражам, приобщенным к "свету", т.e. к наукам.

[5] О терминах чистый (catharos), чистота (catharotês) и очищение (catharsis) у Платона см. в кн.: А.Ф.Лосев. История античной эстетики. М., 1969, стр. 302–310, где рассматривается чистота физическая, чистота ума, души, идей и магический смысл катартики. Самая ценная чистота для Платона – это "чистота узрения предмета мысли, как такового", и она-то и есть "максимальная красота" всех областей бытия, "начиная от телесных и земных и кончая эфирными и небесными" (там же, стр. 305).

[6] Здесь речь идет о роли случая, на основе которого построена игра в камешки, или черепки. Ср. "Федр", 241b.

[7] О Паламеде см. т. 1, прим. 53 к "Апологии Сократа". Об Агамемноне см. т. 2, прим. 15 к диалогу "Пир".

Паламед считался изобретателем шашек (игры в кости), алфавита и счета (Aesch., фр. 182; Soph. фр. 438; Eur. фр. 578), хотя Эсхил приписывал изобретение цифр и букв Прометею (Prom. vinct. 459-461).

[8] Чувственно воспринимаемая

 

ДИАЛОГ “ГОСУДАРСТВО”

Важнейшие эйдосы

Диалог “Государство” начинается с рассмотрения понятия справедливости.

В соответствии со строением души (разум, аффекты и вожделение), все люди, согласно Платону, также различны. У кого-то больше разума, кто-то движим аффектами, а другие ориентированы на удовлетворение вожделения, т.е. у людей изначально различные склонности и задатки. В совершенном государстве каждый человек сможет реализовать свои задатки и занимать место в государстве в соответствии со своими возможностями. И, по сути, трем частям человеческой души соответствует наличие в государстве трех сословий, вернее, таковым должно быть, считает Платон, совершенное государство. Это сословие правителей-философов, сословие воинов (стражей) и сословие крестьян, ремесленников и торговцев. Понятно, что в этом государстве будут и рабы, но они не входят ни в одно из сословий, так как они лишь говорящие орудия и, следовательно, лишены всех прав. В исторически реальном, “несовершенном” греческом полисе в активной политической жизни принимали участие лишь граждане полиса мужчины. Женщины, дети, переселенцы (метеки) не обладали политическими правами. В платоновском же идеальном государстве женщины полностью уравнены в правах с мужчинами. Таким образом, совершенное государство должно состоять из трех сословий, которые не должны иметь кастово-замкнутого характера, коль скоро все рождаются разными. Такое государство будет справедливым и добродетельным, ибо в каждом из сословий воплощены отдельные добродетели, соответствующие различным частям человеческой души. Мудрость – это добродетель правящего сословия философов-правителей. Философы-правители способны к созерцанию мира идей и целью их правления будет всеобщее благо. Мужество – это добродетель воинов-стражей, а умеренность и подчинение – это добродетель крестьян, ремесленников и торговцев, т.е. вожделеющего начала. В соответствии с этическим учением Платона, как было уже отмечено, справедливость есть единство трех упомянутых добродетелей и гармония трех составляющих человеческой души. Совершенство такого государства и проявляется в том, что все в нем действуют максимально эффективно в полном согласии со своей внутренней природой, где каждый занят только своим делом, четко знает свое место и доволен им.

Основной целью здесь выступает гармоническое функционирование целого.

Основная цель государства – сделать своих граждан добродетельными и потому Платон придает исключительную важность воспитанию и обучению, принципы которого жестко регламентированы и строго контролируются. Таково совершенное государство в максимальной степени соответствующее своей идее.

 

КОНТРОЛЬНАЯ ПО АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

(досократики и Сократ)

Вопросы:

1. Назовите основные периоды греческой философии.

2. Какие проблемы были поставлены первыми?

3. Какой вопрос был поставлен прежде всего?

4. Кто и какие давал на него ответы в первый период?

5. Что есть начало (принцип) мира, согласно Пифагору?

6. Как устроен Космос, согласно пифагорейцам?

7. Какова цель всего, происходящего на Земле?

8. Что такое добродетель?

9. В чем состоит заслуга пифагорейцев перед наукой?

10. Что происходит с душой после смерти?

11. В чем заключается принципиальное отличие взглядов пифагорейцев от предшествующей натурфилософии?

12. Что есть сущность (принцип) вещей согласно Гераклиту?

13. Что является для Гераклита первоначалом (архэ)?

14. В чем заключается «логос» мира, согласно Гераклиту?

15. Какая школа противопоставила себя учению Гераклита?

16. Кто был основателем этой школы?

17. Чему он учил?

18. Из какой противоположности исходит учение Парменида?

19. Перечислите основные определения умопостигаемого мира, т.е. истинного бытия.

20. В каком отношении, согласно Пармениду, находятся мир умопостигаемый и мир чувственно воспринимаемый?

21. Сформулируйте кратко основной принцип Парменида.

22. Какое значение он имел для последующей истории западно-европейской философии?

23. Кто, когда и каким образом сформулировал принцип, прямо противоположный принципу Парменида?

25. Кто из греческих философов опирался на учение элеатов о бытии?

26. Против чего были направлены апории Зенона?

27. Каким методом Зенон вёл доказательство?

28. Кто предпринял попытку преодолеть дуализм Парменида?

29. Из чего состоят вещи, согласно Эмпедоклу?

30. Как они образуются?

31. Что необходимо для образования вещей, кроме элементов?

32. Как мы получаем знание о внешнем мире?

33. Кто еще в античной философии разделял учение об «эйдола» (идолах)?

34. Как называются неизменные элементы мира в учении Анаксагора?

35. Какими свойствами они обладают?

36. Что такое «нус»?

37. Кто развил учение Анаксагора о нусе?

38. Что есть истинно сущее по Демокриту?

39. Чем различаются взгляды Анаксагора и Демокрита относительно «cемян» всех вещей?

40. Что такое «атомы»?

41. Почему тела делимы, а атомы неделимы?

42. Каков механизм образования тел?

43. Каким было первоначальное состояние мира?

44. Как возникло его нынешнее состояние?

45. Что является причиной возникновения, изменения и разрушения тел?

46. Какое значение имела атомистика в истории философии и науки?

47. Что является для Демокрита высшим благом и целью мудрого человека?

48. Как они достигаются?

49. Какие три плода приносит философия, согласно Демокриту?

50. Кто возродил атомистику в эпоху Возрождения?

51. Какие проблемы находились в центре внимания греческой философии во второй период ее развития?

52. Назовите имена знаменитых греческих софистов.

53. Какова была главная цель деятельности софистов?

54. Какая важнейшая философская проблема была ими впервые поставлена?

55. Как они её решили?

56. Какой знаменитый тезис Протагора кратко формулирует эту точку зрения?

57. К каким следствиям он приводит в области этики?

58. Что думали софисты о религии?

59. Какое действие оказывали учения софистов на религиозно-нравственную жизнь общества?

60. Кто выступил против софистов?

61. Что было главной целью его деятельности?

62. Почему возможны общезначимые, общеобязательные, одинаковые для всех нравственные понятия и нормы?

63. Как можно их найти и определить?

64. Почему Сократ был назван оракулом «мудрейшим из греков»?

65. В чем видел главную заслугу Сократа Аристотель?

66. Назовите основные составляющие метода сократического философствования.

67. Каким термином он кратко называется?

68. О чем говорил Сократ со своими собеседниками?

69. Что такое «сократовская ирония»?

70. Что такое «майевтика» Сократа?

71. Как называется современный научный метод, аналогичный в известной мере сократовскому методу исследования нравственных понятий?

72. Что такое «этический рационализм»?

73. Можно ли научиться добродетели?

74. Может ли человек сознательно стремиться к злу и совершать злые поступки, зная, в чем состоит добро?

75. К какой цели прежде всего должен стремиться каждый человек?

76. Как связаны знание и добродетель?

77. Как связаны добродетель и счастье?

78. Какое место занимает Сократ в истории философии?

79. По каким сочинениям можно познакомиться с беседами Сократа?

80. Назовите сократические школы.

Ответы:

1. Космологический (натурфилософский), антропологический, систематический, этическо-религиозный. Другая периодизация: досократики (ранняя классика), средняя классика (софисты, Сократ), высокая классика (Платон), зрелая классика (Аристотель), эпоха эллинизма, поздняя классика (римская эпоха).

2. Натурфилософские.

3. Вопрос об архэ, т.е. о первоматерии, первовеществе, первоначале, об «истинно сущем», о том, что не возникает и не уничтожается, о том, «из чего» всё состоит.

4. Фалес: вода. Анаксимандр - неопределённое, бесконечное (апейрон). Анаксимен - воздух. Гераклит - огонь. Эмпедокл – четыре стихии (земля, вода, воздух, огонь).

5. Число, гармония.

6. Космос состоит из десяти концентрических сфер, на которых небесные тела движутся вокруг центрального огня. Это сферы: неподвижных звезд, пяти планет (Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, Меркурий), Солнца, Луны, Земли и Противоземли. Расстояния небесных тел от центрального огня находятся в гармоническом (музыкальном) отношении друг к другу.

7. Гармония.

8. Гармония, согласие, соразмерность способностей, телесных и духовных, высших и низших, разумного и неразумного в душе. Познание мировой гармонии.

9. Они положили начало чистой (теоретической) математике как науке о числах и геометрических фигурах.

10. Гармоническая, прекрасная душа переходит в более совершенное тело и ведет более счастливое существование. Недостаточно очистившаяся душа переходит в менее совершенное, низшее бытие (животное).

11. Предшествующие натурфилософы исследовали материю вещей, пифагорейцы - их форму, формообразующий принцип.

12. Становление, изменчивость, текучесть: «всё течёт», всё есть и не есть, существует и не существует.

13. Огонь.

14. В единстве и взаимном переходе противоположностей.

15. Элеаты.

16. Ксенофан.

17. Нет множества богов. Все вещи прозошли от одного начала, одной божественной сущности, в которой все они заключаются.

18. Парменид резко противопоставляет миру чувственно- воспринимаемому, как миру видимости, или «мнения», - мир истинного бытия, постигаемого мышлением (умопостигаемый мир).

19. Единое, бесконечное, неподвижное, неизменное, непреходящее, вечно себе довлеющее, покоящееся бытие.

20. Между ними нет никакой связи. Истинной действительностью обладает лишь мыслимое бытие, чувственно воспринимаемый мир есть, напротив, лишь видимость, неистинное бытие, которое не может быть выведено и обосновано из умопостигаемого бытия.

21. Истинно существует лишь то, что мыслится (мыслимо); одно и то же есть мысль и то, что она мыслит (принцип тождества мышления и бытия).

22. Он лежал в основе всей «классической» западной философии от Парменида до Гегеля, в основе «западной», научно-технической цивилизации.

23. Ф.Ницше в XIX в.: «то, что может быть мыслимо, наверняка есть фикция». С.Кьеркегор: «всё действительное - неразумно, всё разумное - недействительно». А.Шопенгауэр: чувственно воспринимаемый мир - создание интеллекта; бытие «в себе» разумом непознаваемо.

25. Платон, различая мир идей и текучий мир видимости, предмет «мнения».

26. Против признания истинного бытия множества и движения.

27. Диалектическим, а также «апагогическим» (доказательство от противного).

28. Эмпедокл, Анаксагор и особенно атомисты.

29. Из четырех элементов - земли, воды, воздуха и огня.

30. Посредством смешения и разделения четырех элементов.

31. Силы, приводящие их в движение - любовь и вражда (две противоположно направленные силы - притяжения и отталкивания).

32. От тел отделяются их тонкие подобия-образы, «эйдола», которые проникают через поры в органы чувств и создают в них образ вещи.

33. Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур, стоики.

34. Гомеомерии, «подобочастные».

35. Это делимые до бесконечности части тел, каждая из которых обладает качествами наблюдаемых в опыте однородных тел (земли, воды, воздуха, огня, крови, кости, золота и т.п.).

36. Разум, который привел в целесообразный порядок хаотическую смесь гомеомерий.

37. Аристотель.

38. Атомы и пустота.

39. Атомы, в отличие от гомеомерий, не имеют никаких качеств, кроме неделимости (абсолютной твердости). Они обладают лишь количественными характеристиками (форма, размер, положение).

40. Неделимые, неизменные, невозникшие, неуничтожимые, вечные, невидимые, движущиеся в пустоте составные части тел, отличающиеся друг от друга лишь формой и размером.

41. Потому что тела - сложные, состоят из атомов, между которыми есть пустота. Атомы, напротив, просты, не имеют частей, поэтому не могут быть и разделены на них.

42. Атомы, двигаясь в пустоте, соединяются и разделяются, «зацепляясь» друг за друга, воздействуя друг на друга соприкосновением и толчком. Все тела возникают и разрушаются, атомы - вечны.

43. Хаотическое.

44. Посредством вихревых движений атомы сами собою упорядочились (вращение, сгущение, разогревание, уплотнение, дифференциация атомов).

45. Чисто механическое движение. Всё происходит по необходимости, нет ни случайности, ни целесообразности.

46. Это первое в истории последовательно материалистическое, монистическое, научное и механистическое мировоззрение. Принцип атомизма лежит в основе научного естествознания начиная с XVII в.

47. Невозмутимое спокойствие души, «атараксия».

48. Посредством познания сути вещей, следствием которого является свобода от аффектов.

49. Способность хорошо говорить, хорошо мыслить и хорошо поступать.

50. Пьер Гассенди и Галилео Галилей.

51. Антропологические, этические, политические.

52. Протагор, Горгий, Продик.

53. Просвещение, воспитание, образование, обучение «мудрости».

54. Проблема субъективности и относительности знания.

55. Не существует общезначимого знания. Нет никакой абсолютной, объективной истины, есть лишь «мнения». Всякое знание зависит от познающего субъекта.

56. Человек есть мера всех вещей, существующих - что они существуют, и несуществующих - что они не существуют.

57. К этическому релятивизму, утилитаризму, эгоизму: каждый стремится к тому, что хорошо для него, к своей выгоде и пользе. То, что есть «добро» для одного, для другого - «зло».

58. Религия, как и нравственность, - человеческое изобретение. Её придумали умные и хитрые жрецы для того, чтобы держать людей в повиновении, для того, чтобы люди «боялись Бога», т.е. не только не делали дурного, но боялись даже думать и замышлять дурное.

59. Они ослабляли и разрушали традиционные нравы и религиозные верования, заменяли авторитет и традицию - «своим умом».

60. Сократ.

61. «Познать самого себя», точнее - исследовать в беседах с людьми их нравственные понятия и найти их общие определения, не зависящие от частных и субъективных мнений, единые для всех людей, с тем, чтобы сделать жизнь осмысленной, разумной, подчинить её «логосу».

62. Потому что все люди обладают одним и тем же «разумом», который и образует их главный родовой признак, отличающий их от животных.

63. Так как они содержатся в разуме, то они могут быть найдены путём самопознания, а именно - путём анализа явлений нравственной жизни (поступков) и собственных нравственных понятий, ими руководящих.

64. Согласно Сократу потому, что другие люди думают, будто знают, что такое добродетель, мужество, благо и т.д., но в действительности ничего этого не знают, а Сократ - единственный, кто знает о своём незнании.

65. В том, что Сократ впервые попытался дать общие определения нравственных понятий, т.е. найти всеобщее в сфере нравственности, морали.

66. Диалог, «ирония», уточняющие вопросы, анализ понятий, приведение собеседника к противоречию с самим собой, «майевтика», обобщение частных случаев и восхождение к сущности, общему понятию.

67. Диалектика.

68. Об их образе жизни, занятиях, поступках, об их представлениях о благе, о добродетели, о справедливости, о красоте, о мужестве и т.д.

69. Такой способ ведения беседы, когда Сократ делал вид, что не знает того, что наверное знает его собеседник и просил научить его, задавая вопросы. Постепенно, путем дополнительных, уточняющих вопросов он приводил собеседника к пониманию того, что его «знание» - мнимое, кажущееся, что он «ничего не знает».

70. Такой способ ведения беседы, посредством вопросов и ответов, который побуждал и заставлял собеседника самостоятельно «родить» истинное знание, обобщая отдельные примеры какой-нибудь добродетели и постепенно восходя к её общему понятию и определению.

71. Индукция.

72. Отождествление знания и добродетели. Сократ полагал, что добродетели можно научить, что невозможно делать добро, не зная, что это такое, и наоборот - невозможно зная добро поступать дурно: никто не творит зла сознательно, оно творится лишь по ошибке, вследствие ложно понятого блага.

73. Согласно Сократу - можно и нужно, более того - это самое важное из того, чему должен научиться каждый человек.

74. Согласно принципу этического рационализма - не может.

75. К познанию, или мудрости, т.е. к добродетели.

76. Добродетель и есть истинное знание о том, что такое благо, добро и зло.

77. Счастье (блаженство, «эвдемония») - следствие добродетели, так как добродетельная жизнь - и только она - соответствует природе, сущности человека, его разумности.

78. Он положил начало этике, как философской теории морали, нравственности. Он открыл нравственную сущность человека. Он впервые положил в основание философии самосознание.

79. По диалогам Платона и «Сократическим сочинениям» Ксенофонта.

80. Киническая, киренская, мегарская.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.