Сделай Сам Свою Работу на 5

Решаем педагогические задачи





ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ

ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

ПЕДАГОГИКА – НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ

Вопросы для обсуждения

1. Педагогика – наука, практика, учебная дисциплина.

2. Основные категории педагогики и связь между ними.

3. Система педагогических наук.

4. Связь педагогики с другими науками.

5. Истоки педагогики.

 

Занятие проводится в форме деловой игры. Для этого студенческая группа делится на три подгруппы.

1) Информаторы. Они должны целостно и полно осветить вопросы, дополняя друг друга.

2) Оппоненты. Их цель – выявить недостатки в ответах, поставить вопросы, принять или не принять ответы на них. В случаях неверных ответов или их отсутствия – ответить самим.

3) Оценщики. Они должны предложить и обосновать критерии оценивания и в соответствии с ними оценить ответы предыдущих групп. В случае потребности – дополнить ответы товарищей.

Итоги обсуждения каждого вопроса подводит преподаватель. Оценка, которая выставляется, показывает не только уровень знания студентом материала, а и качество владения профессионально-педагогическими функциями: информирование, владение, оценивание.



При подготовке к занятиям студенты должны:

1. Подготовить каждый вопрос в трех вариантах: как докладчик, оппонент и оценщик.

2. Выполнить задания, данные в лекции, ответить на проблемные вопросы.

 

 

6.Составьте таблицу развития педагогической мысли в работах классиков педагогики.


Таблица 1

Развитие педагогической мысли

 

Фамилия, годы жизни, страна Основные работы Главные педагогические идеи

 


7. Составьте обобщающую таблицу педагогической периодики

Последние рубрики предложите сами    
Названия педагогических журналов и газет  
 

 


8. Составьте рекламу и проведите презентацию одного из педагогических изданий



 

 

 


 

Тема РАЗВИТИЕ, ВОСПИТАНИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Анализ и обоснование общих законов и факторов развития личности

Задачи

· Формировать умение анализировать и обосновывать общие законы и факторы развития личности.

· Развивать системное мышление.

· Формировать коммуникативные умения.

Проблемы для обсуждения

? Развитие человека как процесс становления личности.

? Противоречия как основная движущая сила развития.

? Взаимосвязь факторов развития личности.

? Роль биологических факторов в развитии личности.

? Роль социальных факторов в развитии личности.

? Воспитание как ведущий фактор развития личности.

? Место и роль активности личности в ее становлении.

? Закономерности возрастного развития учащихся.

Рекомендуемая литература

1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. М., 1986.

2. Гуревич, М. К. Индивидуально-психологические особенности школьников / М. К. Гуревич. М., 1988.

3. Мудрик, А. В. Социализация и воспитание / А. В. Мудрик. М., 1997.

4: Шиянов, Е. Н. Развитие личности в обучении / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М., 1999.

 

1. Углубляем и закрепляем знания

1.1. Анализируем текст

· Выделите основные идеи.

· Выразите свое мнение о прочитанном.

· Ответьте, если необходимо, на вопросы.

Ребенок, появляясь на свет, обладает определенными задатками и предрасположенностями. Причем, долгое время многие ученые утверждали, что и то и другое всегда имеет знаки «плюс», и только от воспитания зависит, разовьются они или нет. Теперь наука предоставила нам достаточно серьезных оснований быть значительно менее оптимистичными. Получены довольно убедительные данные о том, например, что часть людей рождаются предрасположенными к наркомании, алкоголизму, даже противоправному поведению. Другое дело, что такая предрасположенность не фатальна. Станет человек, например, наркоманом или нет, зависит от того, как сложится его жизнь, начиная уже с младенчества.



Это зависит и от воспитания, т. е. от целенаправленного влияния на ребенка, подростка, юношу. Но в значительной мере то, каким станет человек, какие его задатки и склонности разовьются, а какие заглохнут, какие личностные качества он приобретет, зависит от многочисленных обстоятельств его жизни. От того, какие люди встретятся на его пути и как сложатся его отношения с ними. От того, насколько активно сам человек будет стремиться выстроить свое взаимодействие с окружающим миром, взаимоотношения с людьми, т. е. от того, как будет идти его развитие - физическое, психическое, эмоциональное, сексуальное, интеллектуальное, социальное.

Процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром получил название социализация. (А. В. Мудрик)

· Раскройте смысл понятия «социализация». Что влияет на этот процесс? Как социализация соотносится с воспитанием?

· Автор оперирует понятием «жертва социализации». О какой категории детей идет речь? Какие факторы способствуют тому, что ребенок становится жертвой социализации?

 

1.2. Обсуждаем высказывания о факторах развития личности

В человеке при появлении его на свет нет ни положительного зла, ни положительного добра, а есть только возможность и способность к тому и другому, развиваемые в нем в зависимости от среды, в которой он живет, и воспитания, которое он получает в семье и обществе.

Роберт Оуэн

Чем богаче деятельная основа существования индивида, тем более широкие потенциальные возможности открываются для формирования его как личности.

Г. Мошкова

Разумный человек приспосабливается к окружающему миру, неразумный же упорствует в своих попытках приспособить его под себя; поэтому судьба прогресса в руках неразумных людей.

Бернард Шоу

В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет вторую.

Ф. Бэкон

Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности; никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мед, она его делает, потому что она пчела.

А. И. Герцен

Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, которая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы.

А. Н. Острогорский

Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить правильно, самому воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их.

Л. Н. Толстой

 

2. Решаем педагогические задачи

Познакомьтесь с педагогическими ситуациями.

Проанализируйте, под воздействием каких факторов формировалась личность ребенка, и предложите педагогические пути исправления ситуации.

а) Витя - мальчик из семьи, где ругаются и скандалят. В классе у Вити постоянные конфликты, отношение к учителям настороженное и недоверчивое. Разработайте модель (приемы, варианты, последствия) установления контакта с Витей.

б) Дима - болезненный мальчик, переживающий свой маленький рост по сравнению с другими учениками. Помогите этому ученику преодолеть свое состояние.

в) Вера - ученица IX класса, сирота, воспитывается у бабушки (верующей баптистки), застенчивая, ни с кем не дружит, учится хорошо, дисциплинированна, в общественной работе не участвует. В чем дело? Помогите Вере стать лучше.

г) Коля - ученик VJ класса. Отец и старший брат часто выпивают и бьют его. Мальчик учится плохо, хотя мог бы хорошо успевать, не задирается, дружит с ребятами, положительно отзывается на похвалу. Помогите Коле стать вровень с учениками по успеваемости.

д) Таня - ученица VII класса, проживает в обеспеченной семье, но учится плохо. Это миловидная девочка, одевается со вкусом, любит выступать в художественной самодеятельности, дружит с мальчиками (ей помогают надеть плащ, пальто, провожают домой), родители заступаются за нее. В чем дело? Порекомендуйте, как поступить с Таней. (Н. К. Степаненков, Л. В. Пенкрат).

 

Обобщаем и систематизируем знания

Задание 1. Инсценировка.

Содержание работы. Работа в группах.

Каждой группе необходимо представить инсценировку какой- либо детской сказки, где явно прослеживалось бы влияние факторов развития человека на формирование его личности.

Задание 2. Подготовка опорного конспекта.

Содержание работы. Разработайте опорный конспект «Факторы развития личности» в виде логической схемы, таблицы или развернутого плана.

 

Проверяем себя

Восстановите определения.

1.Это процесс и результат количественных и качественных изменений человека - ____

2.Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности -______

3.Процесс вхождения индивида в социальную среду - _________________________

4.Это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие, - _______

5. Все многообразие занятий человека; все то, что он делает, - ___________________

6.Передача от родителей к детям определенных качеств и свойств - _____________

7.Своеобразие и неповторимость психики и личности - _______________________

8.Специально организованная, целенаправленная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса - _____________________________________________________________________

9.Характерные для определенного периода жизни аматомо-физиологические качества - _____________________________________________________________________

10. Любое педагогическое явление, ставшее движущей силой другого явления, - ______

 

 

Тема. АНАЛИЗ МЕТОДОВ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Задачи

· Формировать умение анализировать и использовать в педагогической практике методы научно-педагогических исследований.

· Развивать педагогическое мышление.

· Формировать аналитические, прогностические, рефлексивные умения.

Проблемы для обсуждения

? Сущность методов научно-педагогических исследований.

? Отличительные особенности традиционных (эмпирических) методов научно-педагогических исследований.

? Отличительные особенности новых (теоретических) методов научно-педагогических исследований.

? Сущность и отличительные особенности педагогического эксперимента.

Рекомендуемая литература.

1. Кочетов, А. И. Культура педагогического исследования / А. И. Кочетов. Минск, 1996.

2. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. М., 2004.

3. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы : учеб. пособие для студентов пед. колледжей / И. П. Подласый. М., 2000.

4. Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин. М., 1986.

 

1. Углубляем и закрепляем знания

1.1. Анализируем текст

Выделите основные идеи.

Выразите свое мнение о прочитанном.

Ответьте, если необходимо, на вопросы.

Развитие педагогической науки в контексте новой образовательной программы потребовало серьезного пересмотра не только ее предмета, категориального аппарата, но и методов научно-педагогического исследования.

Известно положение о том, что метод познания есть аналог предмета познания. С этой точки зрения социальный диалог как метод практического исследования следует рассматривать в качестве такой исследовательской процедуры, которая порождается необходимостью адекватного отражения объектов особого рода. Диалог представляется универсальным методом исследования развивающейся системы межсубъектных отношений. Он рожден реальным состоянием современного педагогического процесса и актуализацией гуманитарно-диалогического мышления человека в контексте культуры и современности.

Характеристика диалога как метода может быть принята потому, что сущность его заключается в диалогической ориентации слова и действия его участников, при которой «происходит взаимодействие разных контекстов, разных точек зрения, разных кругозоров, разных экспрессивно-акцентных систем, разных социальных «языков» (М. М. Бахтин). Этот метод является педагогическим, так как предполагает учет личностных особенностей, уникальности каждого участника, их принципиального равенства друг другу, различия и оригинальности их точек зрения, суждений, позиций.

Педагогическая сущность метода просматривается постольку, поскольку окончательный исследовательский результат складывается в процессе непосредственной ориентации каждого на понимание и активную интерпретацию точек зрения другого, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимную дополнительность и соотнесение позиций участников диалога. Данный метод характеризуется педагогической направленностью, ибо рожден реальным состоянием современного педагогического процесса. Этот метод полифункционален, так как выполняет функции метода и формы педагогического исследования.

Своеобразие рассматриваемого метода состоит в том, что его применение и функционирование требуют принципиально равного участия всех, кто его реализует. Педагог-ученый, студент, учитель и представители педагогической практики (любого уровня - от руководителей любого ранга до отдельного школьника) обеспечиваются разной по профессиональному уровню, но равноактивной, свободной позицией исследователей. Такая позиция диктует свои требования. Эти требования заключаются в вооружении каждого на своем уровне методиками исследования, необходимыми для диагностирования системы отношений в совместной деятельности и самодиагностирования своих действий, проявлений и возможностей в педагогическом процессе. Добытые данные служат основанием для открытого диалога в получении объективного интегрирования знания о педагогическом процессе, о характере активности его участников.

Совместное извлечение учебной и педагогической информации участниками педагогического процесса при выполнении серии необходимых исследовательских заданий требуется для диалогического обсуждения и прогностической интерпретации ими же снятых результатов.

Рассмотрим условно выделенные и взаимодействующие исследовательские функции диалога как педагогического метода: диагностическую, преобразовательную, прогностическую.

Диагностическая функция метода в основном направлена на решение задач, требующих значительной перестройки педагогического процесса с позиций его участников, особенно усилиями самих школьников. Педагогом-исследователем и подготовленными для этой цели учителями проводилось разъяснение учащимся необходимости включения их в решение новых общественных задач, стоящих перед современной школой.

Функциональное назначение метода на этом уровне заключалось в распределении коллективных, групповых, парных, индивидуальных исследовательских заданий школьникам, учителям, в вооружении их различными диагностическими методиками и способами их обработки (например, специальные карты наблюдений за ходом учебно-воспитательного процесса, фиксация видов деятельности, форм активности и типов отношений, ведения диагностического дневника самонаблюдения, самоанализа, самоподготовки, сочинения типа «Учитель глазами ученика», «Ученик глазами учителя» (аналогично: «Учитель глазами родителей», «Родитель глазами учителя», «Ребенок глазами учителя и родителей» и др.).

В атмосфере доверия по достижении поставленной цели складывались ситуации исследовательского сотрудничества. Школьники становились непосредственными, в принципе равными участниками в принятой на себя ответственности и в ходе экспериментальной работы. Они реально видели свое место в общей программе действий, оценивали пользу извлекаемых ими диагностических данных.

Преобразовательная функция метода связана с его центральной задачей: возможностью гуманизации и демократизации отношений и позиций участников диалога, поиска путей, которые способствуют установлению межсубъектного взаимодействия.

Метод обнаруживал диалектику взаимоотношений: воздействуя на другого, личность имела возможность меняться сама.

Оказывая влияние на мнение других, каждый мог оказаться под их влиянием. Общение участников с точки зрения преобразовательной функции метода выступало как духовно-практическое взаимодействие субъектов.

Практически каждый находился в активном состоянии по отношению к другим и к себе, так как не терял возможности хотя бы мысленно вступать в диалог с реально общающимися: с теми, кто не высказывался, но точка зрения которых была известна или предполагалась, наконец, с самим собой.

Диалог как метод предполагает своей целью не обмен различной информацией, не уподобление опыту, мнениям одних другими, не подчинение одного участника другому, а совместный поиск необходимой общей позиции, общего отношения, общих предполагаемых результатов, проектов.

Таким образом, интегративный метод педагогического диалога направлен на участников педагогического процесса как на субъектов взаимодействия, диагностирует и прогнозирует развитие межсубъектных отношений, общения, соавторства, сотворчества. (В. В. Горшкова)

В чем преимущество диалогического метода перед другими традиционными методами научно-педагогического исследования?

Что необходимо, по вашему мнению, для успешного использования диалога в исследовательской деятельности?

В какой степени вы готовы использовать диалог как метод педагогического исследования?

 

1.2. Обсуждаем высказывания о сути и особенностях научно-педагогического исследования

Учителю должен быть присущ творческий подход к педагогической деятельности. Настоящий педагог - всегда исследователь. К творчеству его побуждает сама логика педагогической действительности, педагогического труда.

В. А. Сухомлинский

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

А. Дистервег

Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности.

Д. И. Менделеев

Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит.

Д. И. Менделеев

Самая важная идея, которая должна быть понята учителем, - это эволюция педагогического дела, эволюция работы и искание формы, путей, методов, связей, причин и следствий педагогических явлений, тесно связанных друг с другом.

С. Т. Шацкий

Глубоко ненормальна, не соответствует духу дела обычная консервативность педагогической деятельности. Педагогическая деятельность должна быть живой, переходящей из одной формы в другую, должна быть ищущей.

С. Т. Шацкий

Говорят, истина лежит между двумя противоположными мнениями. Неверно! Между ними лежит проблема.

И. В. Гете

Решаем педагогические задачи

· Познакомьтесь с педагогической ситуацией.

· Ответьте на вопрос.

а) Ученые Калифорнийского университета провели эксперимент с участием студентов: в течение 10 минут те слушали фортепьянное сочинение Моцарта, и проведенное вслед за этим тестирование их интеллектуальных способностей дало значительно более высокие результаты. Так, после прослушивания сонаты ре-мажор для двух фортепьяно (соч. 448) тестирование уровня интеллекта дало показатели как минимум на 8-9 пунктов выше, чем после прослушивания пленки с записью пения птиц и шума морского прибоя. Однако подобный эффект имеет кратковременный характер. Чем же он объясняется? Один из исследователей, доктор Ф. Раушер, считает: «Эта музыка может возбуждать в мозгу нервные связи, играющие большую роль в процессе познания». (Анатолий Гин)

Можно ли это трактовать как изобретение: «кратковременное повышение интеллектуальных способностей путем возбуждения в мозгу нервных связей с помощью музыки»?

б) Чего только не делало человечество в поисках вечной молодости! Среди предлагавшихся рецептов были, например, такие: рог носорога, кровь гладиатора, бульон из мяса черепахи, ликер, сваренный на чистом золоте, мелко разжеванное мясо филина... В 1889 году Чарльз Сигуард предложил омолаживание мужчин вытяжками из обезьяньих половых желез. На поиск бессмертия пускались величайшие умы человечества. Молодой Гете несколько лет своей жизни посвятил упорным поискам эликсира жизни.

Однако рядом с прославленными именами история называет шарлатанов и обманщиков, изуверов и авантюристов. Тайну бессмертия пытались раскрыть пытками и жестокостями. Так, известны преступления Синей Бороды — маршала Бретани Жиль де Рэза. Этот изувер, живший в XV веке, охотно принимал в свой «хор» мальчиков, детей бедных родителей, великодушно обещая вывести их в люди и позаботиться об их будущем. Попадая в замок, дети незаметно исчезали. Злодеяния Жиль де Рэза открылись неожиданно его женой. Было назначено следствие, которое установило, что в замке маршала было умерщвлено свыше 800 детей. Там же было найдено около 200 женских скелетов. На суде выяснилось, что эти бесчисленные садистские убийства были совершены им в поисках «жизненного начала», заключенного в человеке. Он пытался извлечь это начало с тем, чтобы изготовить из него эликсир, дающий бессмертие. Даже в те времена эти изуверства всех потрясли. Убийцу судили, он был сожжен на площади Магдалины в Нанте. (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева)

Попробуйте обосновать бесплодность попыток нахождения эликсира бессмертия. Какими путями люди будут добиваться реального увеличения срока жизни? Нужно ли вообще человечеству заниматься этой проблемой? Обоснуйте свое мнение.

3. Обобщаеми систематизируем знания

Задание 1. Составление программы педагогического исследования.

Содержание работы. Выберите актуальную для вас педагогическую проблему. Составьте к ней программу педагогического исследования, используя следующий алгоритм:

· обоснование актуальности темы;

· формулировка научной проблемы;

· определение объекта и предмета, целей и задач исследования;

· формулировка основных понятий (категориального аппарата);

· выдвижение рабочей гипотезы;

· обоснование методов исследования;

· разработка стратегического плана исследования;

· разработка плана и методики проведения констатирующего и формирующего экспериментов.

Для выполнения работы используйте источники из списка рекомендуемой литературы [1, 3, 4].

Задание 2. Подготовка опорного конспекта.

Содержание работы. Разработайте опорный конспект «Методы научно-педагогического исследования» в виде логической схемы, таблицы или развернутого плана.

 

4. Проверяем себя

• Установите соответствие между методами научно-педагогического исследования и их характеристиками.

 

Методы Характеристика методов
1. Наблюдение А. Искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза
2. Теоретический анализ Б. Прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности
3. Анкетирование В. Способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств
4. Беседа Г. Выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений
5. Эксперимент Д. Метод массового сбора материала с помощью анкеты

 

5. Спросим у себя

5.1. Что нового и интересного я узнал на занятии?

5.2. Как эти знания я буду использовать в профессиональной дея­тельности?

5.3 Что мне было непонятно и показалось сложным?

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.