|
Восточно-Европейская равнина: геоклиматические особенности, рельеф, население и хозяйственное освоение.
История как наука.
В форме беседы.
Вопрос
| Варианты ответа
| Что такое история?
| - это прошлое;
- это то, что было.
| А что такое прошлое?
| - это то, что было.
- это поступки людей;
- это то, что делают люди.
| Кто делает прошлое? Как оно получается?
| - это поступки людей;
- это то, что делают люди.
| Резюме:
История – это наука, которая изучает человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.
| На основе чего мы получаем наши знания о прошлом?
| - читаем книги;
- изучаем документы в архивах;
- смотрим вещи, которые использовал человек в прошлом;
- собираем воспоминания людей.
| Резюме:
История воссоздается (реконструируется) на основе исторических источников, т.е. всего того, что несет информацию о прошлом человека.
| А когда исторический источник становится источником?
Например, когда газетная заметка станет историческим источником?
| - когда она потеряет актуальность;
- когда она уйдет в прошлое;
- когда пройдет 20, 30, 40 лет.
| Резюме:
В большинстве случаев исторический источник становится историческим только тогда, когда на него внимание обращает историк и начинает использовать для изучения прошлого.
Исторический источник - это, прежде всего, некий носитель информации об обществе и человеке (пример с горшком и солярным орнаментом). Этот носитель информации становится историческим источником, только когда он начинает использоваться для изучения прошлого.
| Информация может существовать в разных видах. Различаются и разные пути ее фиксации и передачи (например, через фото, аудио, через текст, числа и т.д.). Давайте посмотрим, в каком виде могут существовать исторические источники в зависимости от способов фиксации информации?
| - сказания, сказки, былины, легенды;
- фотография;
- рисунок;
- аудио- и видеозапись;
- названия мест;
- устаревшие слова, или слова, поменявшие свое значение с течением времени;
- сама природа, окружающая человека.
| Резюме:
Можно выделить следующие типы исторических источников:
1. Вещественные;
2. Письменные источники;
3. Изобразительные;
4. Кино-, фоно-, фотодокументы;
5. Этнографические;
6. Лингвистические;
7. Устные;
8. Машиночитаемые документы.
| Замечание:
Очень важно различать и отношение источников к прошлому: одни из них являются непосредственным продуктом эпохи, а другие – ее описанием.Историки Нового времени нередко делили все источники на «остатки» (то есть такие носители информации, которые создавались ради удовлетворения потребностей людей эпохи) и «предания» (специально созданные носители информации, по которым могли узнать о них их потомки).
Примерс летописью и договором.
| Зачем вы изучаете историю России? Зачем вы изучали историю своей страны в школе?
Какие функции история выполняет в обществе?
| | Функции истории в обществе:
- научно-познавательная функция;
- воспитательная функция; - идейно-политическая функция (помогает лучше понять массовое сознание того общества, в котором живешь, его идейные и политические установки) - функция прогнозирования; - управления развитием общества и его отдельными сферами и процессам.
| | | | |
Что вы знаете об истории России?
Восточно-Европейская равнина: геоклиматические особенности, рельеф, население и хозяйственное освоение.
В форме лекции + работа с картой и текстом.
Думаю, все понимают, что человек напрямую связан с природой: его жизнедеятельность зависит от природных ресурсов, которыми обеспечена территория, на которой он живет. Очевидно, что современный мир в меньшей степени зависим от природы. Такую свободу нам дают те технологии, которыми мы обладаем: мы имеем возможность быстро передать информацию и спастись от природных катаклизмов; мы получаем большую часть тканей в результате химического синтеза и таким образом не мерзнем; мы обладаем технологией опреснения и очистки воды и можем пить. В древности человек обладал значительно меньшим числом технологий и с большей степени был зависим от природы.
Вспомним общую теорию хозяйственной деятельности человека: самым главным для человека являются продукты питания. Их можно получать по-разному: можно их просто брать из природы, а можно самому придумать технологию производства этих продуктов на основе полезных свойств растений и животных.
Хозяйственная деятельность человека, которая основана на изъятии продуктов труда, называетсяприсваивающим хозяйством.В древний период истории человечества к нему относились рыболовство, охота и собирательство съедобных плодов растений.
Постепенно человек понимает, что можно использовать природу с большей эффективностью: он начинает приручать животных (например, дикого кабана и коров) и таким образом у него постоянно есть мясо. Он наблюдает за растениями и начинает самостоятельно их высаживать в удобной для себя местности. Ему больше не надо искать их плоды в природе. Вместо этого он получает стабильный урожай в одно и тоже время. Такой вид хозяйственной деятельности, когда человек начинает самостоятельно производить продукты питания, называется производящим хозяйством. В древний период истории человечества к нему относились земледелие и скотоводство.
Земледелие представляет собой постоянное высаживание растений и последующий сбор их плодов на определенной плодородной территории, которая называется пашня. Очевидно, что общества, занимающиеся земледелием, живут оседло, т.е. в одном месте. Образ жизни на одном месте называют оседлым образом жизни.
У скотоводов все наоборот. Для кормления стада скота требуются луга, большие по площади местности, где хорошо растет трава, которую потребляет скот. Поэтому кочевники вынуждены для пропитания скота постоянно перегонять его с места на место и перемещаться вместе со своим стадом. Такой образ жизни называют кочевым образом жизни.
Кроме того, человеческое общество нуждается и в производстве тканей, орудий труда, предметов обихода (упряжь, посуда, оружие, украшения). Этот вид хозяйственной деятельности называется ремеслом.
Нередко разные виды хозяйственной деятельности могут сочетаться.
На развитие хозяйственной деятельности человека в древности влияли следующие факторы:
- рельеф территории;
- климат (продолжительность зимы и лета, количество осадков/засушливость и т.д.);
- почвы и их плодородность;
- речная сеть;
- лесные ресурсы.
Ядро Русского государства складывалось на Восточно-Европейской равнине. Восточно-Европейская равнина имеет довольно много рек и озер: рр. Волхов, Ловать, Западная Двина, Северная Двина, Ока, Волга, Десна, Днепр, Дон, Днестр, Кама, оз. Ильмень, Чудское (проследить на карте, подписать их в контурных картах). В значительной степени Восточно-Европейская равнина покрыта лесами. С севера на юг леса постепенно переходят в лесостепную и степную зоны (в Причерноморье). Одним из недостатков этой территории является континентальный и резко континентальный климат. Для него характерны долгие зимы и короткое лето, значительные перепады температур в течение года.
Рассмотрим влияние географических особенностей на развитие хозяйства на этой территории.
Обилие лесов и рек позволяло населению этой территории обеспечивать пропитание себе за счет рыбалки, охоты и бортничества (сбора мёда диких пчёл).
Для пашенного земледелия была пригодна только южная лесостепная зона – нижнее течение Днепра. Там были очень плодородные черноземные почвы, которые давали очень большой урожай. Но любая пашня с течением времени начинает истощаться и терять свою плодородность. В этой ситуации люди удобряли истощившуюся пашню и покрывали ее перегноем (перегнившие остатки жизнедеятельности скота). Она стояла без обработки в течение года. Люди говорили, что в этой ситуации пашня лежит «под паром», а саму систему такого использования пашни называют паровой системой земледелия.
Однако земледелие было распространено и севернее. Почва там была беднее, давала меньше урожая и была покрыта лесом. Ее называют подзолистой. Такая почва нуждается в 1) вырубании лесов; 2) постоянном удобрении. Население средней и северной зоны постоянно вырубало небольшие участки леса под пашню, сжигало вырубленные деревья, а золу использовало в качестве естественного удобрения. Освобожденный от леса участок в течение лета лежал покрытый золой и удобрялся, а на следующую весну люди начинали использовать его под пашню. С течением 3-5 лет этот участок пашни истощался, и люди делали пашню уже из соседнего участка леса. Такую систему использования пашни называют подсечно-огневой системой земледелия.
Про территорию Восточно-Европейской равнины часто говорят, что это зона экстремального земледелия. Сельскохозяйственный сезон здесь длится 4-5 месяцев в год. Соответственно, люди, которые занимаются на этой территории пашенным земледелием, были вынуждены «расслабляться» зимой и собирать все силы перед началом сельскохозяйственных работ, делать все быстро и с максимальной концентрацией сил («русский медленно запрягает, да быстро гонит»).
На пашне выращивались злаки - ячмень, пшеница, рожь, овес, гречиха. Рожь и пшеницу перемалывали в муку и использовали для выпечки хлеба. Остальные злаки шли на производство крупы. Кроме того, выращивали и подсолнухи, из семечек которого производили растительное масло. Выращивались и так называемые технические культуры – лен и конопля. Лен шел на производство ткани, а конопля – на производство веревок.
Каждый человек рядом со своим домом мог иметь и огород, где выращивал капусту, огурцы, морковь, свеклу, репу.
На территории Восточно-Европейской равнины люди так же разводили скот, но из-за короткого лета скотоводство здесь существовало в измененном виде. Летом скот пасся на лугах, а на зиму переводился в стойло, где его кормили сеном (травой, которую скосили летом и высушили).
Итак, как мы видим, Восточно-Европейская равнина, не смотря на не самый благоприятный климат, создавала предпосылки для различных видов хозяйственной деятельности проживавших на ее территории людей.
Коренное население Восточно-Европейской равнины – финно-угры. Для финно-угров характерно присваивающее хозяйство: ловля рыбы, охота, собирательство.
Славяне появились на юге Восточно-Европейской равнины в начале I тыс. н.э. Занимались они земледелием и ремеслом. Они так же разводили скот, но скотоводство у древних славян не играло значительной роли в хозяйстве. Древние славяне вели оседлый образ жизни.
Однако под влиянием «Великого переселения народа» VI – VII вв., когда из Средней Азии приходили орды кочевников – гуннов, готов, алан, аваров, славяне были вынуждены мигрировать и переселяться на новые места. Часть из них мигрировало в Центральную Европу: чехи, словаки, поляки. Их стали называть западными славянами. Другая часть ушла на юг Европы и Балканский полуостров: это болгары, сербы, хорваты, румыны. Их принято называть южными славянами. Наконец, третья часть двинулась в Приднепровье и севернее. Их называют восточными славянами.Примерно в XVI-XVII вв. они разделились на 3 народа: русские, украинцы и белорусы.
Миграция восточных славян на север создало довольно интересную ситуацию: они начали наступать на территорию, где жили финно-угорские племена. Однако, это продвижение славян на территорию финно-угров не вызвало конфликтов и войн. Очевидно, что в основе бесконфликтного проникновения славян лежит их хозяйственная разница с финно-уграми: славяне вели производящее хозяйство, а финно-угры – присваивающее. И у тех, и у других не было причин к борьбе за территорию. В условиях обширных территорий, густых лесов и множества озер и рек, а так же низкой плотности населения, финно-угры предпочли просто уйти севернее.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|