Принципы проведения санитарно-микробиологических исследований
ЗАНЯТИЕ 1.2.2
Микрофлора факторов среды обитания (воздух, вода, почва)
Цель занятия:
изучить микрофлору объектов окружающей среды (воды, почвы, воздуха) и методы их санитарно-микробиологической оценки.
Студент должен знать:
1. Природные микробиоценозы. Экологические связи в микробиоценозах.
2. Санитарно-микробиологические исследования объектов внешней среды:
· воздуха,
· воды,
· почвы,
· пищевых продуктов.
3. Санитарно-микробиологические исследования рук, оборудования и спецодежды персонала.
Студент должен уметь:
- проводить оценку санитарно–бактериологического состояния воздуха, воды,
почвы и смывов с рук и предметов.
Студент должен владеть:
· методами микробиологических исследований с использованиеммедико-технической аппаратуры;
· методами противоэпидемических и др. мероприятий, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей.
Работа № 1. Санитарно-бактериологическая оценка микрофлоры воздуха
Цель: изучить методы оценки санитарно-бактериологического состояния воздуха.
Самостоятельная работа:
А) по готовым посевам сделать расчет ОМЧ по формуле Омелянского. Оценить чистоту воздуха по справочной таблице (см. теоретическую справку).
Посев воздуха методом седиментации (по Коху) на МПА для определения ОМЧ.
Результат: ________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
Б) определить наличие СПМ (гемолитических стрептококков) на кровяном агаре.
Посев воздуха аспирационным методом (по Кротову) на кровяной агар для определения СПМ (см. теоретическую справку). Условие: V= 1000 дм3.
Результат: ________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
Заполнить таблицу:
Опыт
| метод
| Результат
| Оценка
(чистый, грязный)
|
№ 1
|
Посев по Коху
|
ОМЧ=
|
|
№ 2
|
Посев по Коху
|
Количество гемолитических стрептококков =
|
|
Вывод:
Работа № 2. Санитарно-бактериологическая оценка микрофлоры воды
Цель: изучить методы оценки санитарно-бактериологического состояния воды.
Самостоятельная работа:оценить санитарно-бактериологическое состояние питьевой воды по результатам посевов. Определить ОМЧ, коли-титр, индекс БГКП.
Оценить чистоту воды (см. теоретическую справку).
Посев воды глубинным методом на МПА для определения ОМЧ.
Результат: ________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
Посев воды методом мембранных фильтров на среду Эндо для определения
общего количества колиформных бактерий (БГКП, от лат. Escheriсhia coli - кишечная палочка) в 100 мл воды (см. теоретическую справку).
Результат: ________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
Заполнить таблицу:
метод
| Результат
| Оценка (норма, выше нормы, ниже нормы)
|
глубинный посев
|
ОМЧ=
|
|
мембранные фильтры
|
Общее количество колифор-
мных бактерий
|
|
Вывод:
Работа № 3. Санитарно-бактериологическая оценка микрофлоры почвы
Цель: изучить методы оценки санитарно-бактериологического состояния микрофлоры почвы.
Самостоятельная работа:провести оценку санитарно-бактериологического состояния почвы по результатам посевов. Результаты внести в таблицу. Сделать выводы (см. теоретическую справку).
Метод
| Схема опыта
| Результат
| Оценка
|
Глубинный посев почвы (определение ОМЧ)
|
-1 -3 -6
разведения почвы
в физ. растворе МПА
|
ОМЧ=
|
| Посев почвы на среды Кесслера, Эндо (для выявления БГКП), с последующей микроскопией
(коли-титр)
|
посев
-1 -3 -6
среда Кесслера среда Эндо
(Гр- палочки)
|
БГКП
|
| Посев почвы на среду Вильсон-Блера
(для выявления анаэробов), с последующей микроскопией
(титр-перфрингенс)
|
-1 -3 -6
среда Вильсон-Блера (Гр+ споровые
палочки)
|
Наличие
Cl. perfringens
|
| Вывод:_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Работа № 4. Санитарно-бактериологическая оценка чистоты рук персонала
Цель: изучить методы санитарно-бактериологического контроля в ЛПУ.
Самостоятельная работа:учесть результат готового посева смывов с рук на среде
Кесслера.
Посев смыва с рук персонала на среде Кесслера
«К» «О»
Результат: _____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Подпись преподавателя_________________________________________________________
Самостоятельная работа во внеурочное время
Как правильно провести санитарно-бактериологические исследования объектов окружающей среды_____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите санитарно-показательные микроорганизмы
А) воздуха____________________________________________________________________
Б) воды______________________________________________________________________
В) почвы _____________________________________________________________________
Требования, предъявляемые к СПМ______________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методы качественного и количественного изучения микрофлоры молока______________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методы качественного и количественного изучения микрофлоры мяса, колбасных изделий и мясных продуктов ____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методы качественного и количественного изучения микрофлоры консервированных продуктов ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Подпись преподавателя_________________________________________________________
Теоретическая справка
В природе микроорганизмы заселяют практически любую среду (почва, вода, воздух) и распространены гораздо шире, чем другие живые существа. Благодаря разнообразию механизмов утилизации источников питания и энергии, а также выраженной адаптации к внешним воздействиям, микроорганизмы могут обитать там, где другие формы жизни не выживают. Естественные среды обитания большей части организмов - вода, почва и воздух.Число микроорганизмов, обитающих на растениях и в организмах животных, значительно меньше. Широкое распространение микроорганизмов связано с лёгкостью их распространения по воздуху и воде; в частности, поверхность и дно пресноводных и солёных водоёмов, а также несколько сантиметров верхнего слоя почвы изобилуют микроорганизмами, разрушающими органические вещества. Меньшее количество микроорганизмов колонизирует поверхность и некоторые внутренние полости животных (например, ЖКТ, верхние отделы дыхательных путей) и растений. В зонах обитания микроорганизмы образуют биоценозы- сложные ассоциации со специфическими и часто необычными взаимоотношениями. Каждое микробное сообщество в конкретном биоценозе образуют специфичные аутохтонные микроорганизмы[от греч. autos, свой, + chthon, страна, местность], то есть микробы, присущие конкретной области. В состав этих сообществ могут внедряться аллохтонные микробы[от греч. alios, чужой, + chthon, страна; буквально - чужестранец], (например, паразитические), обычно в них не встречающиеся. В природных биоценозах (почва, вода, воздух) выживают и размножаются лишь те микроорганизмы, которым благоприятствует окружающая среда; их рост прекращается, как только меняются условия окружающей среды. В природе большую часть бактерий поедают хищные простейшие, но часть клеток каждого вида выживает; при наступлении благоприятных условий они дают начало новым клонам микроорганизмов
Санитарно-бактериологическая оценка объектов окружающей среды
Принципы проведения санитарно-микробиологических исследований
1. Правильный забор проб осуществляется:
а) с соблюдением стерильности; б) правил транспортировки, позволяющих избежать искажения результатов; в) быстрое проведение исследований или сохранение материала до анализа в холодильнике (не более 6-8 часов).
2. Серийность проведения анализов. Для получения адекватных результатов проводят забор серии проб из разных участков объекта. В лаборатории об- разцы смешивают, затем точно отмеряют необходимое количество мате- риала (среднее по отношению к материалу в целом).
3. Повторность отбора проб, позволяющую получить более достоверную ин- формацию по загрязнению объекта.
4. Применение только стандартных унифицированных методов исследования для получения сравнимых результатов.
5. Использование комплекса тестов.
6. Проведение оценки объектов по совокупности полученных результатов с учетом других показателей - органолептических, химических, физических.
Санитарное состояние объектов внешней среды определяют по двум основным показателям:
- общее микробное число – общее количество микроорганизмов в единице объема или массы исследуемой среды;
- санитарно-показательные микроорганизмы –косвенный показатель возможного присутствия патогенных микроорганизмов, которые попадают во внешнюю среду из организмов человека, животных и птиц. Для разных объектов внешней среды выбраны определенные виды микроорганизмов.
ОМЧ расценивается как показатель интенсивности загрязнения окружающей среды органическими веществами.
Санитарно-показательными называют микроорганизмы (СПМ), по которым можно косвенно судить о возможном присутствии патогенов в окружающей среде.
Содержание СПМ определяют: 1) прямым подсчетом с помощью специальных камер или электронным счетчиков, предварительно гомогенизируя пробу и внося краситель (эритрозин). Методика позволяет отличить живые бактерии от погибших;
2) посевом на питательные среды.
СПМ должны удовлетворять следующим характеристикам: а) постоянно обитать в естественных полостях человека и животных и выделяться в окружающую среду; б) не должны размножаться вне организма, исключая пищевые продукты; в) длительность их выживания в окружающей среде должна быть не меньше, и даже несколько больше, чем у патогенов; г) устойчивость СПМ в окружающей среде должна быть аналогичной или превышать таковую у патогенных микроорганизмов; д) у СПМ не должно быть в окружающей среде «двойников»; е) микроб не должен изменяться в окружающей среде; ж) методы индикации и идентификации СПМ должны быть простыми.
К работе № 1
Микрофлора воздуха
Санитарно-микробиологическое состояние воздуха закрытых помещений оценивают по микробному числу - количеству особей, обнаруживаемых в 1 м3 воздуха, наличию санитарно-показательных бактерий - представителей микрофлоры дыхательных путей - гемолитических стрептококков, золотистого стафилококка.
Нормативы: чистый воздух зимой: ОМЧ не более 4500, гемолитических стрептококков - до 35; грязный воздух зимой: ОМЧ более 7000, гемолитических стрептококков – до 124.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|