Сделай Сам Свою Работу на 5

Комитета Государственной Думы по образованию





Резолюция Модели

на тему:

«Единые школьные учебники по гуманитарным предметам: Отечественная история, обществознание»

(4 ноября 2015 года, г. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, ФГУ)

4 ноября 2015 года в г. Москва на площадке факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова состоялась Модель заседания Комитета Государственной Думы по образованию, посвященная механизмам культурно-нравственного воспитания молодежи и единым школьным учебникам по гуманитарным предметам: по Отечественной истории и обществознанию. Участники модели (студентам и аспирантам 28 вузов страны), как недавние выпускники школ, основываясь на своем опыте изучения истории и обществознания, сдачи экзаменов в университеты, а также изученного материала по проблеме единого школьного учебника по истории (единой концепции), выдвинули свои предложения. В резолюции отражены те предложения, за которые проголосовало большинство «депутатов» (Приложение – протокол модели заседания комитета Государственной Думы по образованию).

Участники заседания:

Депутаты-члены комитета ГД по образованию,



Депутаты-члены комитета ГД по культуре,

Депутаты-члены комитета ГД по физической культуре, спорту и делам молодежи,

Заместители министра образования и науки РФ,

Представители департамента государственной политики в сфере общего образования (Минобрнауки РФ),

Представители департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи (Минобрнауки РФ),

Представители департамента анализа, стратегии и прогноза (Минобрнауки РФ),

Представители Комиссии по анализу и оценке научного содержания федеральных государственных образовательных стандартов и учебной литературы для начальной, средней и высшей школы,

Д.и.н., в.н.с. Института российской истории РАН,

Д.и.н., в.н.с. Санкт-Петербургского института истории РАН,

Д.и.н., проф. кафедры истории России XX-XXI вв. исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова,

Директор гимназии,

Заслуженный учитель России,

Представители министерства образования, науки и молодежи Республики Крым,

Журналисты "Эксперта",

Журналисты "Ведомостей",



Журналисты "Комсомольской правды",

Представители Департамента государственной политики в сфере высшего образования.

 

По итогам работы мероприятия участники заседания рекомендовали:

1. Показать взаимосвязь образа жизни народа с историческими событиями и эпохами. Необходимо воспитать историзм - умение понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязях, для каждого отдельного исторического момента, для определенного народа, осознавать постоянную изменчивость мира и общества в их целостности, процесс возникновения, развития и исчезновения общественных явлений, народов, их культур. Ученик должен понимать, что его народ - это часть мировой цивилизации.

2. После каждого параграфа делать заметки, что происходило в это время в мире. Уроки истории должны учить школьников не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.

3. Создать единый официальный научно-образовательный портал по истории Отечества, который сможет предоставить ученикам и преподавателям весь необходимый фактический материал для изучения и преподавания соответственно.

4. Необходим единый новый учебно-методический комплекс, так как нужна устойчивая основа образовательного процесса, обеспечивающая преемственность в поколениях школьников и будущих студентов. Необходимость создания нового учебно-методического комплекса истории России диктуется возросшими требованиями к качеству исторического образования, возросшим общественным интересом к событиям прошлого, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний.



5. Создать серию исторических обучающих фильмов. Воздействуя на психологию детей через видео-материалы, можно увеличить эффективность усвоения материала. Показ художественных исторических фильмов для школьников, в основе которого будет лежать принятая единая концепция по преподаванию истории. Дополнение документальных фильмов художественными позволит обеспечить интерес подрастающего поколения к истории своей страны.

7. Учебник должен представлять непротиворечивый нарратив, его структура должна быть похожа на структуру документа. С этим связано требование деидеологизации. В современной России невозможно и крайне опасно навязывание каких-либо идеологических взглядов.

8. Следует избегать «очернения» или «обеления» истории. История не должна быть инструментом политики, она должна четко и ясно, со всеми плюсами и минусами описывать исторические реалии. Политическое вмешательство в историю, искажение исторических фактов недопустимо.

9. Стоит уделить большее внимание экономическому развитию России: показать взаимосвязь и логику экономических реформ, спадов и подъемов, их последствий, изменение в ресурсном и производственном потенциалах на разных этапах истории Отечества.

10. География – сестра истории, поэтому следует уделить особое внимание и географическим картам, и другому материалу, научению школьников ими пользоваться и понимать их важность. Очевидно, что это позволит школьникам в большем объеме понимать и представлять в пространстве то или иное событие нашей истории. Поэтому необходимо расширить представление мира и страны этнографическими, торговыми, религиозными и другими информативными картами.

11. Не менять устоявшийся понятийно-категориальный аппарат, так как зачастую новые понятия противоречат прошлым значениям, что придает беспорядочный характер как образовательному процессу, так и исторической науке в целом.

12. Обязательное изучение юридических документов, оказывавших влияние на историю нашего государства. Изучение источников – неотъемлемая часть курса по истории Отечества. Нужно акцентировать на этом внимание, обращать школьников к источникам, постепенно учить с ними работать.

13. Сделать учебник более вариативным, так как в противном случае школьники не смогут мыслить самостоятельно, а также придется переучивать преподавателей.

14. В регионах необходимо уделить особое внимание изучению местной истории и культуры. Курс региональной истории следует поставить под контроль Министерства образования и науки и связывать с единой концепцией учебника истории.

15. Предоставить более подробное объяснение причин и последствий конфликтов России с другими странами.

16. Более полно отразить участие России в войнах (роль союзников, другие театры военных действий).

17. Увеличить действительное представительство учителей школ в процессе создания учебников ввиду их практических знаний о вопросах преподавания истории в школе.

18. Осуществить разделение программы: для тех, кто сдает историю как рядовой ЕГЭ и для тех, кто ей интересуется и будет обучаться по профильным программам (с дополнительной литературой, источниками и пр.).

19. Сделать акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе страны, прививая школьникам осознание многообразия культуры России и уважение к этой особенности.

20. Сделать акцент на очеловечивание истории, т.е. на роли человека историческом процессе.

21. Единство нравственных ценностей (например, единый взгляд на фашизм).

22. Способствовать развитию у школьников чувство здорового патриотизма, гордости за нацию.

23. Ввести параллельное изучение российской и всеобщей истории для представления всеобщего исторического процесса, а также сделать особый акцент на изучении истории стран ближнего зарубежья.

24. Должен быть возвращен демократический дискурс в изучение истории (опыт Псковской и Новгородской республик, формирование институтов демократии, имевших место в России).

25. Включить в программу истории Отечества изучение социально-политической мысли того или иного периода.

26. В преподавании истории отталкиваются от какой-то основы, чтобы сохранялась единая логика повествования. Предлагаем в качестве осевой линии – государственное управление, государствостроительство (подход – «от государства к обществу»).

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.