|
Физические свойства минералов
Физические свойства минералов зависят от их химического состава и структуры.
Главное внимание мы обратим на свойства, которые используются для индетификации минералов.
Плотность минералов – это масса вещества содержащаяся в объеме 1 см3:
Ρ= m/v (г/см3)
По величинам плотности минералы подразделяются на 5 групп:
1. Очень низкая. (< 1) – лед Н2О (0.92).
2. Низкая (1-4). Сильвин – KCl (2.0); галит – NaCl (2.1); гипс –CaSO4 ۠ 2H2O (2.3); флюорит - CaF2(3.2).
3. Средняя (4-7). Халькопирит – CuFeS2 (4.2); барит BaSO4 (4.5).
4. Высокая (7-10). Галенит – PbS (7.5); вольфрамит – (Fe, Mn) [WO4] – (7.4).
5. Очень высокая (>10). Золото – Au (15.6-18.3), платина – Pt (~ 19).
Плотность минералов определяется экспериментально различными способами: пикнометрическим методом, в тяжелых жидкостях, рентгеновским методом.
Минерал, горная порода
| y. 103, кг/м3
| Минерал, горная порода
| y. 103, кг/м3
| Алмаз
| 3,52
| Магнетит
| 5,17
| Кварц
| 2,65
| Галенит
| 7,50—7,15
| Топаз
| 3,40-,55
| Ангидрит
| 2,8-3,0
| Корунд
| 4,02
| Апатит
| 3,16-3,27
| Пирит
| 5,02-4,91
| Барит
| 4,3-4,7
| Вольфрамит
| 6,7-7,5
| Сфалерит
| 3,5-4,2
| Галит
| 2,17
| Тальк
| 2,7-2,8
| Гипс
| 2,3-2,4
| Флюорит
| 3,01-3,25
| Глауконит
| 2,2-2,9
| Халцедон
| 2,59-2,64
| Графит
| 2,09-2,25
| Халькопирит
| 4,1-4,3
| Каолинит
| 2,58-2,60
| Хлорит
| 2,6-3,0
| Доломит
| 1,80-3,15
| Шеелит
| 5,8-6,2
| Кальцит
| 2,6-2,8
| Шпинель
| 3,5-3,7
| Магнезит
| 2,9-3,1
| Гранит
| 2,55-2,67
| Сидерит
| 3,0-3,9
| Гранодиорит
| 2,62-2,78
| Касситерит
| 6,8-7,1
| Сиенит
| 2,57-2,65
| Малахит
| 3,9-4,03
| Серпентинит
| 2,48-3,60
| Монтмориллонит
| 2,04-2,52
| Липарит
| 2,14-2,59
| Нефелин
| 2,55-2,65
| Порфир кварцевый
| 2,54-2,66
| Дунит серпентизированный
| 2,66-3,20
| Андезит
| 2,17-2,68
| Лабрадорит
| 2,63-2,69
| Базальт
| 2,22-2,85
| Габбро
| 2,75-3,10
| Диабаз
| 2,62-2,95
| Габбро-норит
| 2,90-3,09
| Перидотит
| 2,88-3,29
| Норит
| 2,94-3,05
| Песок
| 1,3-2,0
| Сланец слюдистый
| 2,6-2,75
| Алевролит
| 1,8-2,8
| Известняк
| | | | мраморизованный
| 2,65-2,68
| Песчаник
| 2,0-2,9
| Кварцит
| 2,62-2,65
| Песчаный сланец
| 2,3-3,0
| Мрамор
| 2,68-2,72
| Брекчия
| 1,6-3,0
| Глина
| 1,2-2,4
| Конгломерат
| 2,1-3,0
| Аргиллит
| 1,7-2.9
| Мергель
| 1,5-2,8
| Сланец глинистый
| 2,3-3,0
| Известняк
| 1,8-2,9
| Опал
| 1,9-2,5
| Доломит
| 1,9-3,0
| Пирротин
| 4,58-4,7
| Гипс
| 2,1-2,5
| Серпентин
| 2,5-2,6
| Ангидрит
| 2,4-2,9
| Биотит
| 2,69-3,0
| Соль каменная
| 2,15-2,3
| Мусковит
| 2,5-3,0
| Опока
| 1,0-1,6
| Флогопит
| 2,7-3,0
| Кремень
| 2,52-2,6
| Плотность твердого компонента - масса единицы объема только твердой фазы породы. При этом следует иметь в виду, что для сплошных тел (скальных, монолитных горных пород) плотности породы и ее твердого компонента тождественны. В табл. 5.6 приведены данные о плотности наиболее распространенных минералов и горных пород.
Основные виды огранки.
Обработка, которой подвергаются все самоцветы, называется огранкой, и состоит в отсекании от камня ненужных частиц и придания ему определенной формы с неким количеством граней (или фасет, фасок). Именно благодаря огранке окраска, блеск, эффекты двуцветности или люминесценции выявляются в полной мере, а дефекты, замутнения, трещины наоборот исчезают или становятся совсем незаметными. Форма огранки не выбирается наобум – для каждого вида минералов существуют наиболее выгодные в декоративном смысле виды огранки, которые «отвечают» за то, чтоб лучи света, вошедшие в тело камня, не прошли насквозь, а как бы «вернулись», преломляясь на гранях и радуя глаз причудливым блеском; тот же алмаз в неограненном виде представляет собой лишь мутноватый кристалл, похожий на дешевое стекло…
Самым первым видом огранки, какой узнало человечество, стал кабошон – в древности обработка самоцветов была достаточно примитивной, и от камня просто отсекали все лишнее, придавая ему округлую форму, сходную с «головой». Кабошоны не вышли из моды и сегодня, но в наше время так гранят только непрозрачные и полупрозрачные полудрагоценные камни (например, бирюзу, малахит, розовый кварц, чароит), потому что проникнуть внутрь самоцвета свет не сможет, и наилучший вариант – заставить его отражаться от самой поверхности. Некоторые особые эффекты – звездчатость, иризация, опалесценция, - лучше всего видны, когда камень огранен кабошоном, так что кажется, будто на рубине или сапфире (они чаще всего обладают астеризмом) переливается шестилучевая звезда. Наиболее распространены простые кабошоны, с плоским основанием и выпуклой верхней поверхностью. Кроме того, бывают двойные кабошоны, где нижняя грань также немного выгибается в противоположную от верхней сторону, и выпукло-вогнутые кабошоны, в которых нижнее основание изогнуто в ту же сторону, что и верхняя плоскость, делая камень подобием линзы.
Не следует путать кабошоны с геммами – пластинами полудрагоценных камней, на которых был вырезан определенный объемный сюжет. Когда картинка выпуклая и словно выступает из поверхности камня, то изделие называется камея; заглубленное внутрь камня изображение зовется интальо. Глиптика обычно применяется к многослойным цветным самоцветам – халцедонам, яшмам, агатам.
Прозрачные самоцветы вне зависимости от ценности принято гранить различным количеством граней геометрически правильной формы, наносящихся в определенной пропорции. Впервые этот вид огранки был открыт ювелирами Древней Индии, где драгоценные камни являлись основной ценностью, и любовь к ним была огромна. Тогда куски камня вне зависимости от размеров покрывались большим количеством мелких граней, часто несимметрично расположенных – это был прообраз фасеточной огранки, где форма минерала образовывалась из множества плоских многоугольников.
Позже появились более совершенные виды фасеточной огранки – одной из самых интересных, но сегодня не используемых, была роза, т.е. огранка, состоящая из плоского нижнего основания наподобие основания кабошона, и ограненной верхней части, на которой все грани «сходились» к центру. Было несколько разновидностей розы – голландская с 24 гранями, по очертаниям близкая к кругу, полуголландская и антверпенская с очертаниями шестигранника, и кресто-роза, на поверхности которой путем сочетания граней выступал крест.
Ступенчатая или полирная огранка, которую раньше называли «таблица», представляет собой обычно достаточно крупный камень с верхней плоской и широкой площадкой, от которой вниз ступенчато и параллельно друг другу спускаются вытянутые грани.
Ее разновидность – клиньевая огранка, во всем аналогичная предыдущей, но с дополнительным нанесением клиновидных граней – каждая вытянутая фаска дробится с помощью одного или двух соединенных вершинами треугольных «клиньев».
Бриллиантовая огранка была изобретена в 17-м веке в Голландии для полного раскрытия красоты одноименного камня и придания ему характерного радужного блеска. Она состоит из двух многогранных пирамид, сложенных основаниями – нижняя полная, верхняя усеченная, с многоугольной таблицей наверху. Минимальное число граней этого вида огранки – 17 (для самых мелких камней); общепринятое – от 57 (24 фасеты в нижней части, 33 в верхней); крупные и ценные камни могут получить вплоть до 240 и более граней…
Строение бриллианта. Верхняя часть круглого бриллианта — корона.
Строение бриллианта. Нижняя часть круглого бриллианта — павильон.
Наиболее популярные виды огранки – это бриллиантовая и ступенчатая, а также их гибрид – смешанная огранка, взявшая черты обоих видов обработки самоцветов. К смешанным относится знаменитая огранка «бриолет», применяющаяся к продолговатым, нестандартной формы камням, которым придают вид ограненной «капли».
И последняя в списке, но отнюдь не последняя по красоте –фантазийная огранка, которая включает в себя элементы комбинированной с добавлением клиньев и других разнообразных форм фасет. «Фантазийным» способом изготавливают вставки необычных очертаний – сердца, капли, звезды, цветка, челнока, герба и т.п.
Ступенчатая бриллиантовая огранка встречается на бриллиантах квадратной, прямоугольной или трапециоидной форм. Грани бриллианта ступенчатой огранки могут быть в виде прямоугольника или трапеции, и всегда расположены параллельно рундисту — так называется грань, разделяющая бриллиант на верхнюю и нижнюю части. Ступенчатая огранка не так ярко демонстрирует «игру», «огонь» и вспышки света по сравнению с бриллиантовой огранкой, зато подчеркивает прозрачность и чистоту бриллианта.
Бриллианты ступенчатой огранки: Ашер, Изумруд.
Видоизмененная бриллиантовая огранка относится к наиболее распространенному виду огранки бриллиантов, потому что стандартную бриллиантовую огранку можно эффективно модифицировать в множество различных форм, сохраняя при этом количество граней и принципы расположения относительно друг друга. Алмазы, ограненные видоизменной бриллиантовой огранкой, «играют» и очаровывают своими вспышками практически так же, как и круглые бриллианты.
Фантазийные бриллианты с измененной бриллиантовой огранкой: Овал, Маркиз, Груша, Сердце, Кушон.
Смешанная огранка бриллианта объединяет свойство ступенчатой огранки сохранять исходный вес алмаза и преимущества бриллиантовой огранки в демонстрации «игры» и оптических свойств бриллианта. Впервые смешанная огранка появилась в 60-ых годах прошлого века — публике был продемонстрирован камень с короной бриллиантовой огранки и павильоном ступенчатой огранки, тогда же миру была представлена огранка бриллианта Принцесса, ставшая в наше время настолько популярной, что уступает только классической круглой бриллиантовой огранке.
Бриллианты смешанной огранки Принцесса, Радиант.
Тип огранки
| Разновидность
| Описание
| Кабошон(Имеет правильную геометрическую форму, обычно овал или круг, напоминает «застывшую каплю»)
| Простой
| Плоское основание, выпуклая верхняя грань
| Двойной выпуклый
| Верхняя и нижняя поверхности изогнуты в противоположные стороны
| Выпукло-вогнутый
| Обе поверхности изогнуты в одну сторону, образуя «линзу»
| Роза(Наклонные грани сверху и плоское основание, более не применяется)
| Голландская
| Выпуклость в форме летящей капли на плоском основании, 24 треугольных и ромбических грани
| Полуголландская
| Аналогично, 12 граней
| Бриллиантовая(Округлая форма, состоит из двух противопоставленных пирамид, верхняя усеченная)
| Полубриллиантовая
| Содержит 17 граней
| Полная бриллиантовая
| Содержит от 57 до 240 граней
| Ступенчатая(широкая верхняя площадка и различное число «ступеней»-пологих фасок)
| Изумрудная ступенчатая
| Восьмиугольная форма, используется в основном для изумрудов
| Лестничная
| Все грани параллельны друг другу, в верхней части граней меньше, чем в нижней
| Багет
| Квадратная или трапециевидная форма, большая площадка сверху, мало боковых граней
| Клиньевая(каждая фасета разбита на несколько клиньев)
| Радиант
| Восьмиугольная огранка квадратной или прямоугольной формы
| Триллион
| Треугольная форма
| Смешанная(сочетает в себе элементы бриллиантовой и ступенчатой огранок в различных комбинациях)
| Бриолет
| Полукабошон Грушевидная форма с перекрещивающимися вытянутыми фасетами
| Принцесса
| Пластинка с глубокими врезами-насечками
| Полукабошон
| Верхняя часть – округлая (кабошон), нижняя – фасетная в форме усеченного конуса
| Фантазийная(содержит все формы граней, включая несимметричные и искаженные, применяется для получения нестандартных форм вставок)
| Сердце
| Сердцевидная форма, образованная множеством мелких клиновидных граней
| Маркиза (челнок)
| Заостренный с обеих сторон эллипс
| Подвесок
| Удлиненно-каплевидная форма
| Груша
| Яйцевидная форма
|
На самом деле, количество видов огранки огромно – ведь сочетаний треугольных, прямоугольных и ромбовидных фасет можно придумать великое множество, а если прибавить к этому еще и фантазийные огранки, то становится ясно – здесь потребуется не статья, а целая энциклопедия. Ювелиры не останавливаются на достигнутом – они постоянно совершенствуются, придумывают все новые и новые комбинации, которые еще лучше отражают игру света на гранях очередного бриллианта или топаза. А нам, пожалуй, не стоит учить наизусть сложносочиненные термины и знать разницу между челноком и бриолетом – не нужно быть экспертом, чтоб увидеть, как солнце отражается в самоцветных гранях и вновь восхититься тому, как симбиоз Природы и человека оказался чрезвычайно удачным и вылился в такое великолепное произведение искусства. Ведь драгоценное украшение в первую очередь – собственный кусочек счастья, журавль в руке, который приоткрывает нам еще одну удивительную грань бытия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|