|
Исторические предпосылки и современные формы расизма, расовой дискриминации, ксенофобии.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ
АССАМБЛЕЯ
ДОКЛАД ЭКСПЕРТА
Введение
«Никто не рождается с ненавистью к другому человеку из-за цвета кожи, происхождения или религии. Люди учатся ненавидеть, и если они могут научиться ненавидеть, нужно стараться учить их любви, потому что любовь намного ближе человеческому сердцу»
Нельсон Мандела
Среди задач, стоящих перед мировым сообществом, борьба с расизмом, расовой дискриминацией и ксенофобией является одной из приоритетных и, к сожалению, не теряет своей актуальности. Несмотря на все усилия, прикладываемые мировым сообществом, люди постоянно подвергаются тем или иным формам расовой дискриминации, ущемляются в правах по расовому и национальному признаку.
Расистская идеология включает в себя разделение человечества на высшие и низшие расы, провозглашая неоспоримое превосходство первых и утверждая их право властвовать над вторыми в силу своего превосходства. Расизм является неприемлемым с моральной точки зрения и противоречит гуманистическим идеалам человечества, а также является угрозой глобальной безопасности. Осуществление расистских теорий на практике находит свое выражение в политике расовой дискриминации. Расовая дискриминация означает любое различие, исключение, ограничение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения. Расизм является частным случаем ксенофобии, т.е. страха и неприязни ко всему незнакомому, непривычному, чужому. Это страх перед другими людьми, а также ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо. Ксенофобия, воздвигнутая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления.
Возникновение и распространение подобных тезисов ведет к нарушению таких фундаментальных прав человека, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на равенство перед законом, право на защиту частной жизни, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека.
Исторические предпосылки и современные формы расизма, расовой дискриминации, ксенофобии.
Зарождение расистского мировоззрения и политики расовой дискриминации имеет глубокие исторические корни. Еще в древности люди верили, что если человек отличается внешне, то он является чужим, не принадлежащим к данной общности. Обращение представителей негроидной расы в рабство стало оправдываться религиозными причинами. Так, согласно тексту Библии, представители данной расы происходили от Хама, который был проклят своим отцом Ноем, в результате чего весь его род должен был служить потомкам двух его братьев.
В западном обществе расизм также во многом проявлялся как последствия колониальной политики европейских стран. Завоевательная политика ряда государств требовала идеологического обоснования, для чего ими была взята на вооружение расистская идеология. В результате местное население колоний подвергалась дискриминации. Особенно сильно это проявлялось в Африке и Америке.
Свое четко оформленное обоснование расистские взгляды получили только во второй половине XIX века с появлением «научного расизма». Его основателем считается французский историк Жозеф де Гобино, который в своей работе «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853-1855 гг.) говорит о праве нордической расы на господство в силу ее генетической и биологической предопределенности. В наиболее агрессивной форме «научный расизм» предстает в работах англичанина Хьюстона Чемберлена, таких как «Основы XIX века» (1899 г.). В своих работах он говорит о превосходстве арийской расы, о необходимости поддержания «чистоты расы».
На сегодняшний день расизм проявляется в двух формах: как психологический феномен и как социальное явление. Расизм как психологический феномен проистекает из персональных взглядов и мировоззренческих установок человека и имеет максимальную связь с ксенофобией. Он обычно проявляется в неприязни к людям с характерными внешними отличиями, ведущим себя непривычным образом. Здесь имеют место не только расовые и этнические, но и культурные различия, не дающие «выделяющимся» людям влиться в окружающий их социум. Зачастую подобные проблемы испытывают беженцы.
Часть мировоззренческих установок человека связана, в том числе, с религией, которую он исповедует. Здесь важно найти баланс: с одной стороны, соблюдать право человека на свободу вероисповедания, а с другой стороны, сформировать чувство уважения к другим конфессиям, пресечь возникновение ксенофобских настроений. Прямое отношение к этому имеет борьба с террористическими группировками, прикрывающими свою преступную деятельность религиозными лозунгами, в частности, радикально исламистскими.
Расизм как социально обусловленное явление воспринимается через среду, формируется под влиянием общества, в котором находится человек. Бороться с данной формой расизма нужно с самого первого этапа: не допускать распространения и укоренения подобных взглядов среди детей. Кроме того, расизм может становиться частью национальной политики какого-либо государства и влиять на его действия по отношению к различным народам, населяющим его территорию. Такой расизм часто выливается в политику расовой дискриминации.
К действиям государства, которые могут быть расценены как дискриминирующие, можно отнести ограничение права народов на самоопределение, нарушение прав коренных народов, ущемление прав части граждан по расовому, национальному, религиозному и другим признакам. Примерами политики расовой дискриминации могут служить расовая сегрегация в США, апартеид в ЮАР 1948-1994 гг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема расизма имеет глубокие исторические корни, расистские взгляды претерпели множество изменений на протяжении истории, однако даже в модифицированной форме они по-прежнему сохраняются в сознании людей и пагубно влияют на общественные отношения. Несмотря на изменения, происходящие в мировоззрении людей, в обществе все еще сохраняется негативное и подозрительное отношение к представителям этносов, отличающихся по расовому и национальному признаку от людей, составляющих большую часть того или иного социума.
ООН проводит обширную деятельность по ликвидации расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости путем принятия соответствующих документов, создания организаций, занимающихся мониторингом и разбором сложных ситуаций, а также проведения специальных мероприятий, направленных на улучшение ситуации. Несмотря на все вышеозначенные меры и тенденции к снижению уровня расовой дискриминации, ситуация в мире по-прежнему далека от удовлетворительной в силу самых разных причин. Принятие различных программ действий внесло вклад в борьбу с расизмом, однако осуществление их положений происходит крайне медленными темпами. Для более эффективного дальнейшего решения проблемы необходимо консолидировать усилия мирового сообщества и более эффективно действовать в рамках созданных институтов, чтобы достигнуть более значительных результатов в области ликвидации расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|