Социальные функции музея на современном этапе исторического развития общества
УДК 069.1
Чебаненко Т. А.
В данной статье автор ставит вопрос о функциональной значимости музея на современном этапе. Музей интерпретируется как социальный институт, выполняющий в обществе ряд функций. Подчеркивается важная роль музейных учреждений в преодолении коммуникационного кризиса.
Ключевые слова: музей, функции, образовательно-воспитательная, научно-исследовательская, коммуникационная.
Музейные специалисты – и теоретики, и практики – много размышляют над перспективами музея, как социального института, в структуре общества XXI столетия. Накопилась довольно значительная литература в нашей стране и за рубежом, которая посвящена проблеме определения социальных функций музея, его общественному назначению.
С середины 1960-х годов в музееведении оформляется научное направление, интерпретирующее музей как социальный институт, выполняющий в обществе определенные функции. Начало исследованиям положили работы А. М. Разгон [1] (в те годы – заместитель директора по науке НИИ культуры). Им были определены четыре основные функции: 1) документирования исторического процесса; 2) хранительская; 3) научно-исследовательская; 4) образовательно-воспитательная.
Функциональный анализ деятельности музея позволял четко выявить его общественное назначение, место в системе учреждений науки, культуры и образования и тем самым определить специфику музея. Благодаря этому создались обоснованные программы, нацеленные на усиление роли музея в общественной жизни, определились пути дальнейшего развития музейного дела.
В научной среде функциональный подход дебатировался по нескольким аспектам:
1) число музейных функций;
2) характеристика каждой функции и перспективы ее развития;
3) органичность отдельных функций для музея.
Помимо ряда опубликованных статей на эту тему, значительный интерес представляет дискуссионный материал в сборнике научных трудов НИИ культуры «На пути к музею XXI века». Научные сотрудники отдела музееведения представили широкий спектр мнений по указанной проблеме [2].
Опираясь на базовую модель, предложенную А. М. Разгоном, Д. А. Равикович дополнила ее функцией организации свободного времени, видя в этом социальный заказ со стороны общества. Таким образом, создавалось теоретическая основа для включения в арсенал музейных средств новых форм деятельности, ранее не свойственных музею, но способных значительно расширить его аудиторию [3].
А. И. Фролов, подтверждая плодотворность функционального подхода, рассматривал особенность охранной и научно-исследовательской функций на современном этапе. Отметив важную роль музеев в сохранении культурного наследия, он высказал мнение о том, что «охранная функция музеев должна быть осознана как дело всей нации». Он предложил проводить дифференцированный анализ социальных функций музеев различных типов – научных, учебных, общедоступных (публичных) [4].
А. Н. Дьячков и В. Ю. Дукельский видят основную социальную функцию музея в удовлетворении интереса к памятникам культуры, культурных запросов человека.
Вопрос о функциях – это понимание музея в его социокультурном контексте. Невозможно на базе эмпирического опыта выявить функции музея, необходимо изучать формы взаимодействия музея с обществом, различными социальными группами и отдельными людьми [5].
Дискуссия в целом подтвердила значимость функционального анализа для понимания роли и места музея в обществе, а также определения путей его дальнейшего развития.
Динамика социальных функций музеев в исторической перспективе рассматривалась А. Б. Закс. Анализируя приоритетность тех или иных функций в конкретные периоды советской истории, автор аргументировано доказала, что она зависела не только от общественных потребностей и запросов, но и во многом определялась политикой директивных органов, включавших музей в русло идеологической работы [6].
В последние годы зарубежное и отечественное музееведение традиционно выделяет две основные социальные функции музея – документирования и образовательно-воспитательную. Функция документирования реализуется через отражение процессов развития природы и общества посредством сбора и сохранения специфических документов – музейных предметов. Эта функция связана с обязательным сбережением музейных источников, т. е. с охранной функцией, с их изучением ‑ исследовательской функцией. Образовательно-воспитательная функция реализуется через использование информационных и экспрессивных свойств музейных предметов для удовлетворения познавательных, культурных и других потребностей общества.
Однако в связи с утверждением коммуникационного подхода в музееведении наметилась тенденция определить третью из основную функцию музея – коммуникационную [7]. Под коммуникационной понимают функцию удовлетворения духовных потребностей людей в общении с культурным наследием, с иными эпохами и культурами, а также с другими людьми. Сегодня существует точка зрения, в соответствии с которой музей способен сыграть важную роль в преодолении прогнозируемого коммуникационного кризиса, способствовать восстановлению взаимопонимания между поколениями, культурами, конфессиями, помочь найти собственное место в истории человечества. Производной от коммуникационной можно считать репрезентативную функцию музея, представляющего историю и культуру данного человеческого сообщества другим сообществам.
Музей, сокровищница общественной человеческой памяти, во все периоды существования общества служил ему источником, который пополнял духовные силы, сохранял коллективную память, обогащал и развивал интеллект нации. В переломные периоды, переживаемые обществом, роль музея многократно возрастала и становилась комплексной, охватывая сферу не только духовной жизни, но и существенно влияя на экономику и социальную жизнь общества.
На пороге XXI века наше общество переживало именно такой сложный период своей истории. Смена формаций, ценностей и приоритетов, начавшийся процесс изменения менталитета современного человека поставили музеи в уникальное положение: с одной стороны, находящемуся в тяжелых экономических условиях украинцу нет никакого дела до жалкого существования многих музеев, с другой стороны, музеи остались едва ли не единственным островком духовной чистоты и надежды на возрождение. Парадокс переживаемого нами времени заключается в том, что спрос на музейную продукцию растет, причем и этот спрос, и ожидания публики носят новый для сотрудников характер.
В этих условиях потребность общества именно в данном, конкретном музее напрямую зависит от уровня коллективного понимания происходящих изменений и от качества реализации им социальных функций.
Проблемы определения спектра социальных функций музея вышли из разряда интуитивно-практических в разряд научно-практических. Они требуют научного осмысления – и с точки зрения современного обществоведения, и с точки зрения современного музееведения.
Вот почему полезно выяснить, что же представляют собой социальные функции современного музея исторического профиля.
Если обратиться к международному опыту определения социальных функций музея, то выясняется следующее: американская ассоциация музеев считает, что основными функциями музея являются воспитание и эстетическое удовлетворение. Швейцарская ассоциация добавляет к этим двум еще и третью функцию – помощь развитию науки. Из определения современного музея, сформулированного и принятого ИКОМом, следует, что к социальным функциям музея относятся хранение, экспонирование, воспитание, обучение и наслаждение.
Единственный пока официальный и ныне действующий российский словарь музейных терминов, созданный в 1986 г. группой авторов под руководством Ю. П. Пищулина, так определяет социальные функции музея: «Социальные функции – это общественное назначение музея, его роль по отношению к обществу, задачи музейной деятельности, определяемые изменяющимися общественными потребностями. К исторически сложившимся социальным функциям музея в настоящее время (середина 1980-х гг.) относятся функция документирования и образовательно-воспитательная функция ». Рекреационная деятельность музея трактуется авторами как один из аспектов образовательно-воспитательной функции [8].
Первый тезис данного определения не утратил своего значения и по сей день, а вот вторая часть определения требует уточнения и расширения.
Что же нового появилось за последние годы в определении социальных функций в отечественной музейной практике?
Итак, перечислю факторы и уже появившиеся тенденции, которые, по нашему мнению, предопределяют существенные изменения в общественном предназначении, в деятельности музея вообще и исторического музея в частности. Те принципиальные факторы, без учета которых, на наш взгляд, нельзя осуществлять музейную деятельность на современном уровне.
Из факторов, влияющих сегодня и в перспективе на изменения в обществе, выделю следующие:
Внешние факторы, не зависящие от музея:
– Украина стала многополюсным образованием; для исторического музея это важнейший фактор, который необходимо учитывать при организации научной, экспозиционной и просветительной работы;
– отсутствие в Украине компромиссной, толерантной, консенсусной культуры. Исторический музей может и должен помочь обществу решать эту задачу;
– радикальная революция собственности, вызывающая дальнейшее расслоение украинского общества, ставит в повестку дня деятельности музея необходимость взять на себя функцию социальной адаптации членов общества к новым условиям жизни;
– появление, часто без нашего участия, новых ценностных ориентиров;
– информационная революция, непосредственным образом влияющая на содержание, характер и формы музейной коммуникации, проблемы сосуществования с Интернетом;
– другие позитивные и негативные последствия, сопровождающие любую социальную революцию.
Без учета влияния этих факторов на общество невозможно себе представить все те категории посетителей наших музеев, запросы и желания, которых нам предстоит удовлетворять в скором будущем.
Внутренние, по отношению к музею, факторы:
Во-первых, состояние исторической науки – главной теоретической основы музея исторического профиля;
– деидеологизацию и плюрализм исторической науки нам необходимо воспринимать как свершившийся факт;
– произошли и происходят изменения в самом содержании философии истории, в понимании основной сути общественно-исторического развития и ведущих принципов и методов его познания;
– учеными разрабатывается новая концепция исторического развития на основе более широкого и полного синтеза научных теорий, подходов и методов;
– нового подхода требуют проблемы раскрытия деятельности человека в истории с его личностно-индивидуальными чертами, с его нравственно-психологическим обликом.
Есть основания предполагать, что кризис в исторической науке будет преодолен.
Во-вторых, значительные изменения, произошедшие в источниковедении и в возможностях работы музейных историков с источниками:
– историки осваивают не только новые массивы источников, но и современные технологии, формы и методы работы с ними;
– появился новый тип источника – электронный. Музей не всегда готов не только работать с этими источниками, но даже хранить их;
– в связи с возникновением негосударственных учреждений различных форм собственности, возникают сложности с изучением, сбором документов, информации, вещественных и иных источников – потенциальных музейных экспонатов. Требуется выработка новых подходов к проблеме комплектования фондов – и особенно по современному периоду;
– демократизация процесса доступа к информации порождает для музея новую проблему: предоставление информации при условии соблюдения защиты авторских прав музея.
В-третьих, нельзя не учитывать, что политология как наука о закономерностях и методах осуществления политической власти окончательно вышла из подполья и становится равноправной и общедоступной сферой научных интересов общества. Удовлетворять эти запросы члены общества нередко приходят в исторический музей.
В-четвертых, исторический музей как образовательно-воспитательный институт, непосредственно работающий с обучающейся аудиторией, удовлетворяющий ее различные запросы, не может не отреагировать на изменения парадигмы школьного и вузовского образования. В системе так называемых общественных наук, изучаемых в школе, появился целый ряд новых дисциплин – таких, как политология, политическая история, правоведение, право и политика, конституционное право.
В-пятых, наконец, процессы, связанные с новыми масштабами и глубиной междисциплинарной интеграции.
На принципиально новый уровень значимости для практической музейной деятельности выходят процессы интеграции музееведения и культурологии, музееведения и психологии, музееведения и социологии. Нельзя сказать, что это новость для музейных сотрудников, но эти знания пора переводить в практическую плоскость. Сегодня уже в центральных музеях России и Украины есть музейные педагоги, культурологи, маркетологи; надо готовиться к появлению в наших коллективах и музейных психологов, и музейных социологов, и музейных режиссеров. Нет необходимости говорить о пользе применения в музейной практике знаний социологии, психологии, культурологии, менеджмента и маркетинга. Без этого сегодня трудно предугадать сколько посетителей, каких посетителей и с какой целью придет в наш музей. И это уже вопросы не столько качества обслуживания посетителей, сколько вопросы выживания музея в новых условиях.
К следующей группе факторов, непосредственно влияющих на содержание музейной деятельности, необходимо отнести существенные изменения, происходящие собственно в музееведении.
Мировая практика показывает, что развитие музеев идет по пути превращения их в комплексные культурно-исторические и досуговые центры. Это существенным образом изменяет подход к организации музейного пространства в широком смысле этого понятия: имеются в виду и экспозиции, и выставки, и рекреационные зоны, и досуговые центры, и современная музейная инфраструктура. Это также диктует необходимость разработки новых форм работы с посетителем, организации процесса его пребывания в музее.
Музей, как воспитательно-образовательное учреждение и культурно-развлекательная организация, одновременно становится сложным организмом с разветвленной сетью современных служб, призванных обеспечивать удовлетворение широкого спектра интеллектуальных и культурно-бытовых запросов общества. Музейная коммуникация сегодня выступает как одна из форм социального управления в области культуры.
Другими словами, в XXI веке существенно меняется миссия музеев. Ее содержание все теснее связывается с общественными запросами.
Вообще содержание понятия «миссия музея» в мировом музейном сообществе подверглось за последние сто лет серьезной эволюции: от просвещения малообразованной части общества в начале XX в. – до формирования у посетителя понимания и критического осмысления событий, явлений и культур в конце столетия.
Если вывести общую формулировку определений, приводимых в различных музейных источниках, то получится, что:
Миссия – это совокупность социальных функций музея, его общественное предназначение, ради которого он существует, и то, что помогает посетителю отличить его от других образовательно-воспитательных, культурно-просветительных и досуговых учреждений.
Исходя из вышеприведенной трактовки миссии музея, по нашему мнению, спектр функций исторического музея должен состоять из следующего:
– хранения культурно-исторического достояния и духовного наследия;
– документирование политических, экономических, социальных процессов в жизни украинского общества в соответствии с профилем и научной концепцией;
– просвещение общества;
– воспитание и образование членов общества;
– социальная адаптация общества;
– формирование демократических и гуманистических принципов взаимоотношений в обществе;
– формирование исторического самосознания;
– обеспечение культурного досуга.
Миссия современного музея, по нашему мнению, реализуется также и посредством выполнения социальных заказов:
– служить местом общения;
– развлекать общество;
– обслуживать туристические и экскурсионные фирмы;
– обеспечивать рабочие места для части интеллигенции;
– зарабатывать деньги в сфере интеллектуальных услуг.
Среди новых задач в рамках обновленного содержания функций музея могут появиться следующие:
– развитие политического мышления;
– пропаганда политической культуры;
– совершенствование общественного опыта;
– способствование становлению культурного и политического плюрализма в обществе.
И, наконец, возможна постановка именно перед историческим музеем такой актуальной задачи, как обеспечение общества определенной суммой политических знаний, ценностных ориентиров и установок.
Обновленное содержание социальных функций – это не просто новая формулировка миссии музея, его целей и задач. За их реализацией стоят проблемы создания новых и перестройки старых форм управления музеем, установление новой системы функциональных связей, структурные преобразования, конструирование новой системы взаимоотношений музея с посетителем.
В итоге теория и практика музейного дела дали ответ на многие вопросы, связанные с пониманием места и роли музея в современном мире. Выявляя его уникальность как социального института, специалисты прогнозируют усиление влияния музея в обществе, несмотря на невиданный размах средств массовой коммуникации и информации. Мы можем отметить главное: музей уверенно вошел в XXI век, обогащенный опытом работы нескольких поколений энтузиастов музейного дела. Впереди – новые поиски и новые открытия, без которых невозможно реализовать научный и культурный потенциал музея в постоянно меняющемся мире.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|