Сделай Сам Свою Работу на 5

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ





Зайцева М.Е, Кузьмина Е.В

Российский государственный

Педагогический университет им.А.И.Герцена

Г. Санкт-Петербург

ИЗУЧЕНИЕ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье представлены результаты сравнительного эмпирического исследования самоотношения подростков с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников. Авторами выявлены общие и специфические характеристики самоотношения подростков с нарушениями слуха, задержкой психического развития и здоровых подростков .

 

Одной из актуальных проблем психолого-педагогических исследований является проблема самоотношения личности. В последние годы в общей и специальной психологии самоотношение изучается в контексте исследований Я-концепции личности (Быкова Е.Б., 2013; Реан А.А., 2007) и рассматривается как оценочная составляющая Я-концепции. Самоотношение, как сложное самообразование личности рассматривается исследователями во взаимосвязи с такими феноменами как самооценка, самоуважение, самопринятие, аутосимпатия и др. Дисгармоничное развитие самоотношения на самом уязвимом и сензитивном этапе его становления - в подростковом возрасте - приводит к различным негативным изменениям личности, сказывается на характере общения, взаимодействии с другими людьми, становится непреодолимым барьером между потенциальными возможностями личности и их реализацией. Фиксация подростка на своем физическом или психическом дефекте может негативно сказываться на уровне самовосприятия, формировании образа «физического Я» и в целом на эмоционально-оценочном компоненте Я-концепции – самоотношении.Негативные переживания, обусловленные осознанием наличия своего дефекта, отличия от сверстников, формирование комплексов неполноценности, негативной Я-концепции могут усугублять трудности в области социальных отношений, осложнять процесс социальной адаптации подростков, приводить к социально-психологической и личностной дезадаптации (Коновалова Н.Л., 2000; Сорокин В.М., 2003 и др.). Все обусловливает особое внимание к детям данного возраста и стороны ближайшего окружения, и со стороны педагогов, психологов, реабилитологов.





В то же время, несмотря на достаточное количество работ, посвященных исследованию структурных и содержательных характеристик самоотношения и взаимосвязанных с данным личностным образованием феноменов, недостаточно раскрыты особенности проявления самоотношения подростков с с разной структурой дефекта с позиции их ресурсных возможностей. Изучение особенностей самоотношения подростков с ОВЗ позволят повысить теоретическую обоснованность психологического сопровождения, организация которого рассматривается как особый вид оказания помощи с целью поддержки психологического здоровья детей и подростков (Коновалова Н.Л., 2000), как одно из важных звеньев в системе их социальной реабилитации(Мамайчук И.И., 2001).

Целью нашего исследования явилосьэмпирическое изучение психологических особенностей самоотношения подростков с ограниченными возможностями здоровья. Общую выборку исследования составили 48 человек, из них: 19 человек – нормально развивающиеся подростки и 19 человек подростки с проблемами в развитии. В группу подростков с проблемами в развития вошли: 15 человек – подростки, подростки с нарушениями слуха и 14 человек - подростки в задержкой психического развития (ЗПР), обучающиеся в школе VII вида. Средний возраст испытуемых – 13,5 лет. Для изучения самоотношения, самооценки подростков были использованы следующие методики: шкала самоуважения М.Розенберга[2], шкала Т.В.Дембо – С.Я.Рубинштейн [1], методика личностного дифференциала (адаптированная в НИИ им. В.М.Бехтерева) [4], методика «Кто Я?» М.Куна, Т.Макпартленда[1].



Результаты исследования, проводимого на основе методик М. Розенберга и Т.В. Дембо – С.Я.Рубинштейна позволяют оценить специфику самоуважения и самооценки подростков. Как показали результаты исследования, полученных посредством методики М.Розенберга для большей части исследуемых подростков характерен средний уровень самоуважения. При этом, важно отметить, что низкого уровня не было выявлено ни у одного ученика исследуемых групп. Однако среди детей, обучающихся в школе VII вида, и глухих подростков не выявлено ни одного респондента с самым высоким уровнем самоуважения, тогда как среди нормально развивающихся школьников таких детей оказалось 21%. Это свидетельствует о более низком уровне самоуважения у подростков с ОВЗ по сравнению с нормально развивающимися, что может быть связано с имеющимся сенсорным дефектом у глухих и проблемами в учебной деятельности, имеющей место неуспеваемостью подростков с ЗПР. Нами были определены достоверные различия в средних значениях самоуважения с помощью t-критерия Стьюдента. Среднее значение самоуважения нормально развивающихся подростков (31,6) достоверно выше, чем у подростков с ОВЗ (29,2) В целом, уровень самоуважения нормально развивающихся подростков оказался достоверно выше, чем у подростков с ОВЗ, особенно в сравнении с группой глухих подростков, уровень самоуважения которых оказался самым низким среди всех групп (при p<0,05). Статистически значимых различий между группами подростков с ОВЗ с различной структурой дефекта выявлено не было.

Количественные данные изучения показателей самооценки подростков по методике Т.В.Дембо – С.Я.Рубинштейна показали существенные групповые различия в их средних значениях. Так, для подростков с нормальным развитием характерно более низкое значение самооценки, чем для школьников с ОВЗ двух групп. Общий показатель самооценки нормально развивающихся подростков соответствует среднему уровню, тогда как для подростков с ОВЗ характерен высокий общий уровень самооценки, а по некоторым показателям – очень высокий. В группе нормально развивающихся подростков только по двум шкалам уровень самооценки высокий: «Здоровье» (64,2 балла) и «Уверенность в себе» (60 баллов), по остальным шкалам уровень самооценки средний. Глухие подростки очень высоко оценивали себя по шкале «Здоровье» (77,6 балла). В некоторой степени это можно объяснить действием защитных механизмов, вытеснением негативных переживаний из-за ограниченных возможностей здоровья. Для глухих подростков характерно увлечение спортом, что также можно рассматривать как стремление к компенсации собственных физических недостатков. По шкале «Авторитет» в группе глухих подростков средний уровень самооценки (58,4 балла). По остальным шкалам методики уровень самооценки высокий.

Подростки, обучающиеся в школе VII вида (ЗПР), показали очень высокие результаты самооценки по таким шкалам, как «Умелые руки» (78,3 балла) и «Внешность» (80,7 балла). Высоко оценивают себя подростки данной группы и по таким показателям как здоровье, ум, уверенность в себе, чуть ниже они оценивают свой авторитет (59,4 балла). Полученные данные могут свидетельствовать об их склонности к завышенной своих способностей, здоровья и внешности. Это может быть обусловлено недостатками самокритичности, связанной с интеллектуальными нарушениями.

Результаты использования коэффициент Стьюдента показали наличие статистически значимых групповых различий показателей самооценки. Показатели самооценки подростков с ОВЗ достоверно выше, чем в группе нормально развивающихся подростков (при p<0,05), особенно по таким шкалам как «Ум», «Умелые руки», «Характер», «Внешность». При этом глухие подростки по сравнению со здоровыми сверстниками, наиболее высоко оценивают свои умственные способности (p<0,05), характер (p<0,01) и внешность (p<0,05).

Таким образом, показатели самооценки подростков с ОВЗ оказались достоверно выше, чем у нормально развивающихся подростков. В частности, для подростков с ОВЗ характерны более высокая самооценка внешности, своих умственных способностей, характера и умения делать что-либо своими руками. Также они более высоко оценили себя, как добрых, самостоятельных, спокойных и честных, однако менее отзывчивых.

Результаты изучение самооценки личностных качеств подростков по методике личностного дифференциала (адаптация в НИИ им. В.М.Бехтерева), показали, что значения самооценки личностных качеств подростками в основном колеблются от одного до двух баллов, т.е. в границах среднего уровня. Нормально развивающиеся подростки характеризовались довольно высокое оценивание себя, в частности таких качеств, как дружелюбие (2,1 балла) и энергичность (2,1 балла). Немного ниже они оценили в себе такие качества, как уверенность (1,7 балла), общительность (1,7 балла), отзывчивость (1,6 балла) и справедливость (1,6 балла).

Подростки с ОВЗ двух групп в одинаковой степени оценивают себя как добрых (2,3 балла) и самостоятельных (2,1 балла). Более низко они оценивают в себе такие качества, как обаяние (1,9 балла), справедливость (1,9 балла), решительность (1,9 балла). Подростки с интеллектуальными нарушениями низко оценили свою справедливость (1,7 балла), энергичность (1,7 балла) и общительность (1,6 балла). Глухие подростки оценили низко свою добросовестность (1,7 балла), силу (1,7 балла), уверенность (1,7 балла) и общительность (1,6 балла). Таки образом, глухие подростки по сравнению с нормально развивающимися намного выше оценили себя по таким характеристикам, как «обаяние», «доброта», «честность», «самостоятельность», но ниже по таким характеристикам, как «отзывчивость», «независимость» и «суетливость». Данные различия статистически значимы при p=0,05. Статистически значимых различий между группой глухих и подростков, обучающихся в школе VII вида, выявлено не было. Между нормально развивающимися подростками и подростками с ЗПР статистически значимые различия выявлены только в самооценке собственной самостоятельности (p<0,01). Таким образом, подростки с ОВЗ в целом реже использовали отрицательные характеристики при самоописании и самоанализе, в отличие от их здоровых сверстников. Можно предположить, что для подростков с ОВЗ характерны недостаточная сформированность способности к самоанализу, представлений о качествах своей личности. Это подтверждаются результатами проведенного опроса подростков по методике «Кто Я?» М.Куна, Т.Макпартленда. В нашем исследовании использовался модифицированный вариант данного теста, направленный на выявление общих установок личности, ее ценностных образований, представленных в самосознании подростков и отраженных в вербальных рефлективных предъявлениях (ответы на вопрос «Кто Я?»).

Анализ результатов исследования осуществлялся в русле психосемантического подхода, согласно которому различные компоненты самосознания, отраженные в рефлексии формируются на основе усвоения человеком общественно выработанной системы значений, закрепленных в языке. Как показали результаты исследования, в своих самоописаниях школьники с нормальным развитием в большей степени использовали существительные, что отражает их большую принадлежность к различным референтным группам: школа, общество, семья и группы по интересам. У подростков с ОВЗ существительные, отражающие принадлежность к референтным группам, использовались в меньшей степени. В ответах подростков с ОВЗ практически не представлена принадлежность к группам микроуровня: семья, друзья, школа. Полученные данные отражают социальную ситуацию развития подростков, их ограниченный круг общения.

Прилагательные, отражающие характер самоотношения, чаще использовались подростками с ЗПР ( Я - «дружелюбная», «добрая», «хорошая», «общительная»), а также черт внешности ( Я -«красивый», «не очень привлекательный» и пр.). Нормально развивающиеся подростки также часто использовали в самоописаниях прилагательные (Я – «честная», « умная», «справедливая»). В группе глухих самоописание с использованием прилагательных представлено в меньшей степени. При этом количество отрицательных характеристик в самоописании подростков в группе нормально развивающихся подростков (0,8) достоверно выше, чем в группе подростков с ОВЗ (p<0,001). Количество положительных характеристик в группе глухих достоверно выше, чем в группе подростков, обучающиеся в школе VII вида (p<0,001). Глухие подростки по сравнению с подростками из других групп достоверно чаще использовали в самоописаниях характеристики, касающиеся будущего, планов относительно себя («Перспективное Я»), а также характеристики, отражающие их умения и способности («Деятельное Я») (p=0,01). Таким образом, подростки с ОВЗ оценивают себя более положительно по сравнению с нормально развивающимися подростками, при этом данная тенденция более характерна для глухих подростков. При этом внимание глухих подростков акцентировано в большей степени на их будущем, а также настоящих достижениях в спорте. В их самоописаниях практически отсутствуют ответы, характеризующие самооценку своих личностных качеств, эмоциональное отношении к себе. В самоописаниях нормально развивающиеся подростков чаще присутствуют ответы, касающиеся «Рефлексивного Я» и «Социального Я», что свидетельствует о высоком уровне их размышления о своем месте в обществе, а также о своих личных качествах, особенностях, что характерно для детей данного возраста.

Таким образом, результаты проведенного исследования показывает, что подростки с ограниченными возможностями здоровья обладают своеобразием психологических характеристик в развитии самоотношения по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. Для них характерна завышенная самооценка, высокий уровень самоуверенности, но низкий уровень самоуважения. Полученные данные свидетельствуют о необходимости коррекционно-педагогической и социально-психологической работы, направленной развитие рефлексийных способностей, нормализацию самоотношения подростков с ОВЗ.

 

 

Литература:

 

1. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб: Речь, 2006. – 688 с.

2. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. Учебное пособие/ Под ред. К.М. Романова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 320 с.

3. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре – СПб., 2006. С.82-103.

4. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.20-21.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.