Сделай Сам Свою Работу на 5

Режиссер-постановщик Денис Хуснияров

Анализ спектакля Молодежного театра на Фонтанке

«Жестокие игры»

Режиссер-постановщик Денис Хуснияров

 

 

Контрольная работа по предмету

анализ пьесы и спектакля

студентки II курса

продюсерского факультета

специализация:

продюсер исполнительских искусств

Акуловой Е.В.

 

Преподаватель:

А. К. Ким

 

Санкт-Петербург

 

Прежде чем начать непосредственно анализ спектакля, наверное, стоит рассказать маленькую предысторию.

В 2009 году из нашей академии выпустился замечательный актерско-режиссерский курс народного артиста России С.Я. Спивака. Спектакль «Жестокие игры» по одноименной пьесе Алексея Арбузова стал дипломной работой молодого режиссера Дениса Хусниярова и его одногруппников-актеров. История жизни спектакля не менее интересна: изначально спектакль шел на сцене Учебного театра, потом на Малой сцене Молодежного театра на Фонтанке, сейчас он играется на Большой сцене вышеупомянутого театра.

Простая история ребят «с нашего двора». Всё действие разворачивается в конце 70-х начале 80-х годов, но об этом нам на сцене напоминают лишь незначительные детали и голос Брежнева в конце, в целом же мы видим наших ровесников, их история вполне может произойти и сейчас. А почему бы и нет? И сейчас люди совершают ошибки, шизят, работают, смеются, плачут, влюбляются, ссорятся, мирятся. Денис Хуснияров великолепно поработал с текстом пьесы и из не очень хорошего, на мой взгляд, произведения сделал прекрасный спектакль. Он выбрал из этой советской пьесы ту линию, которая интересна лично ему и всей молодежи сейчас, убрав всю «бытовуху». Спектакль сделан без всяких замудренных режиссерских решений, всё очень просто, ясно и понятно. Мне кажется, что вся прелесть спектакля именно в этом: ты смотришь и всё понимаешь. Порой даже создается ощущение, что ты как будто подсматриваешь в окошко.

Начинается спектакль с включения настольной лампы, и это единственный свет во всём зале. Но вот свет гаснет, и звучат какие-то голоса, люди празднуют Новый Год. Что это? Праздник где-то наверху или в голове Кая? Мне кажется, этот свет возвращает Кая в реальность, а для Нели, которая в это время идет по авансцене с чемоданом – это «свет в конце тоннеля», это её единственный шанс на спасение.



Неля – провинциальная девочка, на первый взгляд отчаявшаяся, но в то же время мы видим, что она нигде не пропадёт. Елена Радевич в целом справляется с ролью Нели неплохо, не могу сказать, что отлично. То ли Елена делает Нелю порой слишком истеричной, то ли Е. Радевич слишком мила и симпатична для этой роли. Мне кажется, что Нелю должна играть чуть более характерная актриса.

Следующая, ярчайще построенная режиссером сцена в спектакле – это танец Нели и Никиты. Вроде бы всё выглядит забавно: вечные звоночки некой Лёли, выдумки Никиты, довольно-таки оценивающий свысока взгляд Кая. Но уже одна песня The Beatles «While my guitar gently weeps» («Пока моя гитара нежно плачет»), под которую ребята танцуют, дает нам понять, что скоро будут слёзы. В этой сцене проявляется вся натура Никиты. Мы видим молодого человека, гонящегося «за двумя зайцами», хотя, у него их далеко не два, и даже не три, а скорее все пять.

Артуру Литвинову, исполняющему роль Никиты, приходится тяжелее всех в этом спектакле, т.к. мы видим, как на протяжении всего действия из мальчика вырастает мужчина. Никита умный дурак, котяра. Его образ слегка сплюсован, но Артур преподносит это таким образом, что Никита очаровывает всех.

Кай в исполнении Сергея Яценюка получился, как я для себя определила, своеобразной бомбой замедленного действия. От него нельзя ничего ожидать, он порой взрывается в самый неожиданный момент, будь то его попытка самоубийства или же драка. На мой взгляд, С. Яценюк великолепно вжился в роль, у него даже взгляд художника-одиночки. Все его действия и движения на сцене настолько естественны, что ему безоговорочно веришь, даже тогда, когда он что-то преднамеренно наигранно говорит.

Егор Кутенков – исполнитель роли Терентия. Вроде бы это обычный советский парень, но внутри у него много противоречий: он гонит от себя отца (и ведь есть за что), но в его глазах в эти моменты помимо ненависти видна и любовь, такое нарочно не сыграть, такое можно только чувствовать изнутри. Еще одной проблемой Тёры является Неля… мы видим, что он в неё влюблён, но друзей он любит больше.

Вообще, что касается троицы друзей, то отдельно хотелось бы отметить момент, когда ребята стоят на первом плане в одну ровную линию и вспоминают случай из детства. Вроде бы еще несколько секунд назад дрались, ругались, но эта мизансцена, грамотно простроенная режиссером, показывает, что они всё равно едины, всё равно вместе и ничто (и никто) их не разлучит.

Еще отдельно бы хотелось отметить Мишку Земцова. У этой роли есть два исполнителя: Андрей Хитрин и Сергей Малахов. 12 октября в спектакле участвовал А. Хитрин. Его Мишка Земцов предстает перед нами искренним, любящим, интеллигентным, нежным, романтичным, всё понимающим и принимающим. Но лично мне в нем не хватает тех черт, которые присущи Земцову в исполнении С. Малахова. Например, Мишка Малахова брутален и по нему видно, что он «северный», таёжный человек.

Так же хотелось бы отметить игру Юрия Сташина в роли отца Терентия. Вроде бы на протяжении всего спектакля мы его жалеем, но в то же время существует и какое-то презрение к нему. Но отдельное «спасибо» Юрию хочется сказать за признание, когда Константинов рассказывает, за что его ненавидит Тёра. Актёр, так пронзительно и искренне раскаиваясь, произносит эти слова, что невольно начинается дрожь по телу. У Ю. Сташина просто талант играть мужчин в возрасте.

Читая пьесу (или программку), взгляд останавливается на двух героинях: девушка, похожая на ангела, и девушка, совсем не похожая на ангела. А. Арбузов предлагает эту роль исполнять одной и той же актрисе, но режиссер Денис Хуснияров не прислушивается к драматургу и делает по-своему. Ангел у него – маленькая девочка, что очень даже логично, ведь именно детей мы чаще всего называем ангелами. Настя Малахова играет эту самую маленькую соседку Кая, которая в какой-то момент вернула его «из окна» обратно лишь своим приходом. К игре Насти, конечно же, можно придраться: и голосок слабоват, и смотрится неестественно, - но она всего лишь маленький ребенок, поэтому ей простительно, да и это всё ничуть не портит общее впечатление от спектакля.

Что же касается девушки, не похожей на ангела, то здесь режиссер делает ее точной копией Кая. Наталия Третьякова прекрасно справилась со своей ролью. Эта девушка совсем одинока, но она не хочет никому этого показывать, и лишь оставшись одна, она открывает окно, но гром резко возвращает ее обратно. Опять-таки это был голос небес (тут гром прогремел, там «ангел» пришёл). Но главная заслуга Наталии в том, как она читает письмо матери к Каю. Это звучит так проникновенно, столько любви чувствуется в голосе, во взгляде. Как-то абсолютно неожиданно и незаметно из случайно зашедшей девушки получается любящая мать. На мой взгляд, это один из сильнейших моментов во всём спектакле.

Ещё один очень значимый момент в спектакле – это день рождения Никиты. Я бы назвала это настоящей режиссерской удачей. Но не стоит забывать и про работу актера в этой сцене! Артур выкладывается здесь на все 100%. Это видно по каждому его слову, движению. Одна только произнесенная им фраза «Сам пошутил – сам посмеялся» стоит сотни аплодисментов. И опять мы вернулись к обсуждению Никиты. Я, наверное, осмелюсь сказать, что это одна из лучших ролей А. Литвинова. Ему суждено играть мачо, от которых все девушки теряют головы, но, в то же время, он с легкостью справляется и с другими ролями (например, в спектакле «Метро»).

Очень интересно сделана концовка у спектакля. Здесь существует открытый финал. Вроде бы Никита сел рядом с Нелей, но почему-то затушил свечи. Пессимисты подумают, что наши герои так и не помирятся, оптимисты скажут, что без сомнений они будут вместе. А я скажу, что нужно прислушаться к словам Брежнева: «… и пускай радость и счастье сопутствуют каждой советской семье…». Ведь почему-то режиссер выбрал именно эти слова, тем самым он нам намекает, что всё-таки Неля с Никитой помирятся, и возможно когда-нибудь у них даже появится дочка.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.