Сделай Сам Свою Работу на 5

Вызовы современной эпохи и необходимость модернизации

Период конца ХХ — начала XXI в. ознаменовался значительнымиоткрытиями и достижениями в разных областях академической и отраслевой науки. Научный прогресс предполагает адекватные изменения в системе общего среднего образования, которое является базовым звеном в системе образования в целом. В современном мире утвердилось понимание значимости системы образования как важнейшего фактора формирования нового качества общественного развития.

Эксперты считают, что система российского образования в принципе способна конкурировать с системами образования развитых стран. Но общество сегодня отдаёт себе отчёт в том, что в системе российского образования необходимы существенные изменения, которые позволят выйти на уровень современных требований.

Разработка и начало внедрения нового поколения государственного образовательного стандарта общего среднего образования — это попытка найти ответ на вызовы XXI в. Разработка нового стандарта — это системный шаг к осуществлению модернизации общего образования.

Таким образом, модернизация образования — это и общенациональная задача, решение которой должно обеспечить достижение современного качества на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.1

Цель модернизации состоит в создании механизма устойчивого развития многоуровневой системы образования.

Достижение названной стратегической цели предполагает решение приоритетных взаимосвязанных задач:

• обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

• достижение современного качества общего и профессионального образования;

• формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

• повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;



• развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса — обучающихся, педагогов, родителей, образовательных учреждений2.

Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями бизнеса, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.3

Перед педагогическим сообществом стоит задача подготовить кадры, которые смогут осуществить модернизацию общего образования. Вместе с тем в системе повышения квалификации, как уже отмечалось выше, не преодолено противоречие между классической “знаниевой” и компетентностной парадигмами, между классическим монокультурным и поликультурным образованием, между традиционным моноперспективным и многоперспективным подходами.

Российская научная и педагогическая общественность правомерно озабочена поиском путей, форм и механизмов модернизации системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в современных условиях.

Важнейшим фактором достижения целей модернизации является профессиональная и личная готовность педагогических кадров воспринять новые ценности и цели образования, обеспечить изменения в области содержания образования, в образовательных технологиях, в способах измерения образовательных достижений, в решении всего комплекса социально-педагогических задач, стоящих перед учителем в современной школе.

В международной практике накоплен опыт подготовки нового типа учителей и управленцев (школьных администраторов), готовых не только адаптироваться к условиям социальных перемен, но и активно участвовать в этом инновационном процессе.

К тому же в условиях продолжающегося процесса дифференциации наук актуализируется необходимость сохранить фундаментальную составляющую в подготовке педагогов.

В порядок дня встала разработка и апробация современного содержания и новых форм повышения квалификации педагогов общеобразовательных учреждений. Здесь, прежде всего, имеются в виду интерактивные методы обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

По-прежнему актуальным остаётся развитие сотрудничества с авторитетными международными организациями, определяющими перспективы развития образования в современном мире, такими как ЮНЕСКО, Совет Европы и др. Заметим, что под влиянием мирового опыта в образовательном процессе в системе повышения квалификации постепенно происходит освоение многоперспективного подхода, принципов межкультурного и межконфессионального диалога.

Вместе с тем, как подчеркивал ректор МГУ академик В.А.Садовничий, “мы должны сохранить всё то многообразие предметов, которые мы преподавали, нашу культуру в целом, нашу самобытность, наш менталитет. По-другому наша страна как великая держава развиваться не сможет”4 .

Основы государственной образовательной
политики как ответ на вызовы современной эпохи

В 1990-е гг. российское государство занимало пассивную позицию по отношению к историческому образованию. В первое десятилетие новой российской государственности эти проблемы, в сущности, игнорировались руководством страны, преобладало суждение, что государство не должно вмешиваться в вопросы определения целей исторического образования, в процессы воспитания граждан в системе образования. В условиях идеологической неопределённости, отсутствии государственного заказа на формирование российской идентичности система исторического образования не имела ориентиров для развития.

В 1990-е гг. неоднократно происходили общественно-педагогические дискуссии на эту тему в самых разных аудиториях. В ряде случаев оппонентам просто было не до “частностей”. В “десятилетие реформ” многих беспокоил один вопрос: как выжить? Дефолт усугубил эту проблему. При этом во многих случаях оппоненты действительно считали, что вмешательство государства в вопросы образования вредно, что нельзя “научить любить Родину”.

К концу ХХ в. эта политика показала свою несостоятельность, и в настоящее время государство заняло чёткую позицию, основанную на возрождённых ценностях гражданско-патриотического воспитания молодёжи. Новые подходы по сравнению с советским периодом выразились в попытках сочетать ценности патриотического воспитания и рыночной экономики.

Необходимость сформулировать государственные требования к системе исторического образования вызвала к жизни новый федеральный государственный образовательный стандарт, который был принят приказом Министерства образования РФ в марте 2004 г. В настоящее время продолжается разработка нового поколения государственного стандарта общего образования второго поколения. Начата его экспериментальная апробация, правда, пока на уровне начальной школы.

Образовательная политика Российской Федерации в области повышения квалификации педагогов-историков в определённой степени учитывает рекомендации Совета Европы. Так, в частности, под влиянием рекомендаций Совета Европы в системе повышения квалификации педагогов-историков России были сделаны акценты на обеспечение прав и основных свобод человека, развитие плюрализма, демократии, укрепление доверия и взаимопонимания между народами.

Приоритетный национальный проект
“Образование” и модернизация системы образования

Предполагается, что в случае успешности реализации национального проекта “Образование” отечественная система станет одним из важнейших факторов развития человеческого капитала России, социально-экономического и социально-культурного развития её регионов.

В соответствии с проектом качество образования не декларативно, а реально должно стать критерием оценки труда учителя, а контроль качества вневедомственным, государственно-общественным делом. Впервые система образования становится открытой, способной эффективно развиваться именно благодаря участию общества в её управлении. Впервые в Российской Федерации не на словах, а на деле развитие образования становится общенациональным проектом.

В документе сформулированы условия, которые могут придать модернизации образования поступательное развитие. К ним отнесены введение новой системы оплаты труда учителей, нормативного (подушевого) финансирования, создание региональной системы оценки качества образования, развитие сети образовательных учреждений в интересах предоставления детям возможности получить качественное образование независимо от места проживания, вместе с развитием общественного участия в управлении образованием.

Методологической основой реализации проекта “Образование” является признание многомерности российского образовательного пространства, необходимость тщательного учёта разнообразия и особенностей экономического, социального и культурного потенциала регионов. Но это разнообразие чревато опасностью утраты общего социокультурного контекста, изобретением сугубо локальных форм и способов решения общих задач, неэффективными затратами интеллектуальных, материальных и иных ресурсов.

Модернизация системы исторического образования предполагает формирование и реализацию новой концепции исторического образования в условиях информационной революции, разработку новой модели и структуры образования, кардинальное совершенствование контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и др.

Международный контекст развития
исторического образования

В 1996 г. Российская Федерация вошла в состав Совета Европы, а в 2003 г. присоединилась к Болонской декларации. В результате этих решений педагоги России получили доступ к международной информации и возможность участия в интеграционных образовательных проектах Западной Европы5 .

Эксперты Совета Европы обращают внимание педагогов на специфику истории как науки. История в этом контексте нацелена на постоянное переосмысление прошлого, потому что в оборот вводятся новые источники, возникают современные методы исследования, углубляются междисциплинарные связи. Смена методологии часто приводит к пересмотру академической наукой многих устоявшихся концепций, а учитель порой не успевает следить за этим.

В Рекомендациях комитета министров государствам — членам Совета Европы по вопросам преподавания истории в XXI в. перечисляются основные подходы и задачи, созвучные направлениям модернизации общего и общего исторического образования в России.

Одним из способов реализации этих рекомендаций в Российской Федерации стала серия международных семинаров Совета Европы и Министерства образования и науки РФ по проблемам реформирования школьного исторического образования.

Каким образом можно в практическом плане учесть предложения и рекомендации Совета Европы в деятельности учителя истории?

Во-первых, по мнению европейских экспертов, нужно поощрять организацию исследовательской деятельности учащихся. Так, конкурсы исследовательских работ учащихся стимулируют учителей постоянно совершенствовать методику этой работы.

Во-вторых, Совет Европы рекомендует формировать аналитическое и критическое мышление учащихся; развивать способности к интерпретации и анализу исторических фактов, а также умения выявлять и анализировать их влияния на современные события в различных контекстах: социальном, географическом, экономическом и т.д.

В-третьих, Совет Европы рекомендует “знакомить будущих преподавателей истории со всеми новинками новых технологий и современными средствами связи”. Для формирования целостной картины мира целесообразно использовать на уроках межпредметные, межкурсовые и внутрикурсовые связи, с помощью которых школьники учатся видеть сходные законы и закономерности в развитии тех или иных процессов и явлений.

В-четвёртых, Совет Европы предлагает “уделить особое внимание подготовке профессорского состава, в чью задачу входит повышение профессионального уровня преподавателей истории”.

С нашей точки зрения, предложенные рекомендации Совета Европы показывают возможные направления модернизации системы школьного исторического образования и могут быть реализованы в условиях современной российской школы.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.