Сделай Сам Свою Работу на 5

Инвестиционная стратегия и программа предприятия. Разработка мероприятияй, направленных на снижение степени влияния инвестиционных рисков.





 

Инвестиционная деятельность организации во всех ее формах не может сводиться к удовлетворению текущих инвестиционных потребностей, определяемых необходимостью замены выбывающих активов или их прироста в связи с происходящими изменениями объема и структуры хозяйственной деятельности. На современном этапе все большее число организаций осознают необходимость сознательного перспективного управления инвестиционной деятельностью на основе научной методологии предвидения ее направлений и форм, адаптации к общим целям развития предприятия и изменяющимся условиям внешней инвестиционной среды. Инвестиционная стратегия представляет собой систему долгосрочных целей инвестиционной деятельности организации, определяемых общими задачами ее развития, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения.

Инвестиционную стратегию можно представить как генеральное направление (программу, план) инвестиционной деятельности организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести к достижению инвестиционных целей и получению ожидаемого инвестиционного эффекта. Инвестиционная стратегия определяет приоритеты направлений и форм инвестиционной деятельности организации, характер формирования инвестиционных ресурсов и последовательность этапов реализаций долгосрочных инвестиционных целей, обеспечивающих предусмотренное общее развитие организации.



Процесс разработки инвестиционной стратегии является важнейшей составной частью общей системы стратегического выбора предприятия, основными элементами которого являются миссия, общие стратегические цели развития, система функциональных стратегий в разрезе отдельных видов деятельности, способы формирования и распределения ресурсов.

Основной принцип действия механизма по снижению инвестиционного риска состоит в комплексности по характеру своего воздействия и экономической целесообразности. Результаты анализа и оценки рисков позволяют разработать обоснованные мероприятия, направленные на их снижение, а именно:

 

· распределение рисков между участниками проекта (возложение части рисков на соисполнителей);



· резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов;

· снижение рисков финансирования;

· страхование промышленных рисков;

· страхование инвестиционного проекта.

· Система гарантий - получение гарантий государства, банка, инвестиционной компании и т.п.

Каждая из перечисленных мер нацелена на снижение вероятности неблагоприятных событий, их совпадения и, как следствие, на сокращение дополнительных затрат, обусловленных влиянием неблагоприятных факторов.

Распределение риска осуществляется в процессе составления программы реализации проекта и контрактных документов. При заключении контракта можно проделать следующее: определить возможности каждого участника проекта в части предотвращения рисковых событий и их последствий; оценить долю риска, которую берет на себя каждый участник проекта; включить в контракт условие о приемлемом вознаграждении за риск; добиться соблюдения паритета в распределении риска и дохода между участниками проекта.

Чем больше доля риска, ложащаяся на участника проекта, тем выше должно быть вознаграждение.

Добиться справедливого распределения риска не так-то просто, ибо инвестор (заказчик) всегда стремится уменьшить стоимость проекта, а подрядчик -- увеличить. Торги как правило осуществляются в соответствии с принципом Парето: «Никакое изменение во взаимном соглашении двух сторон не может быть одновременно выгодным обеим сторонам».

При распределении риска предполагаемые участники проекта стараются раздобыть с информацию друг о друге, оценить финансовое состояние, обязательность контрагента, заручиться поддержкой коммерческих структур.



Создание резервных фондов является одним из основных способов компенсации непредвиденных расходов, обусловленных возможным удорожанием работ (инфляцией затрат), и гарантией реализации проекта в намеченные сроки.

Резервирование средств осуществляется следующим образом:

· оцениваются возможные последствия неблагоприятных событий и обусловленные ими расходы;

· резервы распределяются по видам работ и затрат или в зависимости от структуры контрактных отношений;

· определяется порядок использования резерва на непредвиденные расходы при наступлении рискового события.

Если компенсация непредвиденных расходов потребовала меньше средств, чем было выделено из резерва, остаток возвращается в резервный фонд проекта.

Часть резерва должна находиться в распоряжении управляющего проектом для оперативного решения задач, возникающих в ходе работ. При этом надлежит поддерживать положительное сальдо притока и оттока денежных средств на каждой стадии расчета.

В целях уменьшения риска несвоевременного расчета за выполненные работы и реализованную продукцию и снижения риска финансирования в целом необходимо формировать резерв, обеспечивающий осуществление проекта в заданные сроки и в пределах сметной стоимости. Этот резерв обычно рассчитывают как сумму затрат на уменьшение:

· риска незавершенного строительства или производства, влекущего за собой дополнительные затраты и перебои в поступлении денежных средств;

· риска временного уменьшения объема продаж и, как следствие, несвоевременного расчета с контрагентами;

· налогового риска, обусловленного отменой налоговых льгот.

В предпринимательской деятельности наиболее часто используются следующие пути снижения рисков: создание совместных предприятий (СП); приобретение фирм, компаний с хорошо налаженной системой внедрения новых технологий; привлечение внешних конкурентов-экспертов с узкой специализацией; внедрение нововведений; максимальное использование прошлого опыта; диверсификация; лимитирование; страхование; страхование ответственности; сострахование и перестраховании; резервирование средств.

 

Вопрос 17: Анализ инвестиционных проектов: содержание, этапы проведения. Методологические подходы к расчету показателей: WACC,NPV,IRR,PP,AROR,ROI.

Под инвестиционным проектом понимается проект, в котором определены направления и способы вложения денежных средств с целью получения прибыли. Инвестиционные проекты можно классифицировать по разным признакам, в том числе по срокам реализации, по масштабам, по направлениям предпринимательской деятельности, по сложности и т.д.

Виды инвестиционных проектов: (Для ознакомления)

· По срокам реализации различают краткосрочные (1—3 года), среднесрочные (3—5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет) проек­ты. Следует напомнить, что при классификации по срокам акти­вов к краткосрочным относятся активы сроком использования до года.

· По масштабам различают малые, средние и крупные инве­стиционные проекты. Данная классификация весьма условна, так как размер проекта можно определить только в сравнении с другими проектами.

· По направлениям вложения денежных средств различают проекты инновационные, экономические и социальные проекты. К инновационным проектам относятся проекты, предусматривающие разработку и внедрение нового продукта, технологий или систем управления.

· По сложности различают монопроекты, представляющие собой отдельные проекты; мультипроекты, состоящие из нескольких монопроектов, и мегапроекты, включающие моно и мультипроекты.

Главная цель инвестиционного проекта, как правило, отражена в его названии. В то же время любой инвестиционный проект представляет собой дерево целей, к которым можно отнести стремление инвестора достигнуть определенных результатов в установленные сроки при минимально возможных затратах. Достижение определенных результатов относится к основным, а сро­ки и затраты представляют собой подчиненные цели. Поставленные в проекте цели могут изменяться в течение срока реализации проекта.

1. Инвестиционный анализ начинается с выбора варианта наиболее выгодного вложения денежных средств. Инвестиции признаются целесообразными, если доходность и рентабельность от вложений в данный объект превышают доходность и рентабельность от вложений в другие объекты.

2. Следующим шагом анализа является сравнение уровня рентабельности выбранного проекта с уровнем инфляции. Проект принимается, если рентабельность инвестиций превышает темпы инфляции. Эффективность инвестиционного проекта определяется посредством сравнения рентабельности активов с банковской ставкой процента по заемным средствам.

В инвестиционном анализе в качестве сравнительной базы используется показатель “Средневзвешенной стоимости капитала” (WACC). Данный показатель представляет собой минимальный уровень рентабельности, ожидаемый инвесторами или кредиторами на вложенный капитал.

В связи с чем, рентабельность рассматриваемых инвестиционных проектов должна превышать значение WACC.

Расчет WACC осуществляется в следующем порядке:

1. Сумма дивидендов по привилегированным акциям относится к сумме мобилизованной

2. Сумма дивидендов по обыкновенным акциям относится к сумме средств мобилизованных, продажей этих акций и нераспределенной прибыли

3. Определяем среднюю расчетную ставку процента, по заемным средствам, в ряде случаев включают кредиторскую задолженность

4. Определяют удельные веса из выше приведенных источников средств, отражаемых в структуре пассивов ББ

5. Перемножают стоимость средств по каждому из источников на соответствующие им удельные веса

6. Складывая полученные результаты, получаем значение показателя WACС.

Условно методы оценки инвестиционных проектов можно подразделитьна две большие группы:

1. Методы, учитывающие фактор времени, такие как:

1) Метод чистой текущей (настоящей, современной) стоимости, позволяющий рассчитать показатель с одноименным названием NPV (Чистая текущая стоимость)

2) Внутренняя норма прибыли “IRR”

2. Показатели не учитывающие фактор времени (наиболее часто применяется в бухгалтерском учете), среди которых выделяется:

1) Срок окупаемости инвестиций “PP”

2) Расчетная норма прибыли “ROI”

Показатель NPV рассчитывается путем вычитания из текущей стоимости поступлений от проекта (выгоды), текущих инвестиционных затрат. Данный метод позволяет сравнить текущую стоимость будущих доходов с текущей нормой требуемых сейчас расходов

IRR характеризует результат, от осуществления инвестиционного проекта при равенстве текущей стоимость будущих доходов и первоначальных затрат, метод основывается на определении учетной ставки, при которой значение показателя NPV (или ЧДД) приравнивалось бы к 0.

Срок окупаемости “PP”. Данный показатель фиксирует внимание на сумме поступлений от осуществления проекта и скорости этих поступлений, а не на уровне доходности проекта, поэтому конкретное значение данного показателя устанавливается в соответствии с пожеланиями инвестора, кроме того данный показатель не позволяет учесть поступления возникающие после завершения срока окупаемости.

Расчетная норма прибыли “ROI”. Данный показатель рассматривается в 2 вариантах, в зависимости от определения вложенного капитала, а именно первоначально вложенный капитал или средне вложенный капитал в течение всего срока действия инвестиции

Вопрос 18: Оборотный капитал предприятия: Понятие, основные характеристики, управление основными элементами.

Оборотный капитал - это капитал, инвестируемый фирмой, компанией в текущую деятельность на период каждого операционного цикла. Иными словами, это средства фирмы, вложенные в текущие активы (оборотные средства).

Состав оборотного капитала – это совокупность элементов, его образующих, а структура оборотного капитала представляет собой соотношение отдельных элементов в общей его сумме. Структура оборотных активов изменяется во времени. Состояние, состав и структура производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции являются важным индикатором коммерческой деятельности организации. Определение структуры и выявление тенденций изменения элементов оборотного капитала дают возможность эффективного управления, как текущими активами хозяйствующего субъекта, так и развитием организации в целом.

Оборотный капитал состоит из: (оборотные активы)

1. Запасов (Сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции)

2. Дебиторской задолженности

3. Краткосрочных финансовых вложений

4. Денежных средств

Движение оборотных средств организации в процессе операционного цикла проходит четыре основные стадии, последовательно меняя свои формы: (для справки)

На первой стадии денежные средства (включая их субституты в форме краткосрочных финансовых вложений) используются для приобретения товаров, т.е. входящих запасов материальных оборотных средств.

На второй стадии входящие запасы материальных оборотных средств в результате непосредственной производственной деятельности превращаются в запасы готовой продукции.

На третьей стадии запасы готовой продукции реализуются потребителям и до наступления их оплаты преобразуются в дебиторскую задолженность.

На четвертой стадии инкассированная, т.е. оплаченная, дебиторская задолженность вновь преобразуется в денежные средства, часть которых до их производственного востребования может храниться в форме высоколиквидных краткосрочных финансовых вложений.

В качестве управления основными элементами оборотного капитала возможно управление финансовым циклом, дебиторской задолженностью, управление запасами. (Сокращение, увеличение).

Вопрос 19. Управление затратами предприятия: анализ структуры, классификация затрат, методы калькулирования себестоимости, современные системы управления затратами.

Затраты – это важнейший качественный показатель, влияющий, на результаты производственно-хозяйственной деятельности организации, а также являющиеся инструментом оценки технико-технологического и экономического уровней, производства и труда, а также качества управления. Кроме того показатель затрат является исходной базой, для формирования цен, а также оказывает непосредственное влияние на массу прибыли и уровень рентабельности. Информация о затратах крайне важна при планировании , координировании деятельности, контроле и принятии управленческих решений.

Экономическая теория рассматривает два подхода к управлению затратами, а именно:

§ Бухгалтерский (финансовый) или ретроспективный

§ Экономический (аналитический) или вмененный

Затраты как инструмент оценки технико-экономического уровня производства и труда, качества управления:

· Затраты (качественный показатель, отражающий результаты производственно-коммерческой деятельности предприятия)

· Издержки (сумма затрат на осуществление какой-либо производственной или обеспечивающей функции)

· Себестоимость (выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции)

· Калькулирование (система расчета, позволяющая определить себестоимость всей продукции и ее частей, себестоимость отдельных видов изделий, сумму затрат на производство и реализацию продукции по каждому подразделению предприятия)

· Расходы (экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком)

Классификация затрат

В большинстве случаев проводится по следующим признакам, позволяющим учесть разновидность затрат по своему составу и экономическому назначению, роли в изготовлении продукции и ее реализации

I. Классификация по экономическим элементам (по первичным элементам затрат)

a. Материальные затраты за вычетом возвратных отходов

b. Затраты на заработную плату с отчислениями на соц. Нужды

c. Амортизационные отчисления

d. Прочие

II. По калькуляционным статьям расходов

Классификация затрат по калькуляционным статьям расходов представляет собой деление затрат по производственному назначению и месту возникновения в процессе производства и реализации продукции.

a. Сырье и материалы

b. Возвратные отходы (вычитаются)

c. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций

d. Топливо и энергия на технологические цели

e. Основная заработная плата производственных рабочих

f. Дополнительная заработная плата производственных рабочих

g. Социальные отчисления и страховой тариф

h. Расходы на подготовку и освоение производства

i. Общепроизводственные расходы

Итого цеховая себестоимость

j. Общехозяйственные расходы

k. Прочие производственные расходы

l. Потери от брака

Итого производственная себестоимость

m. Внепроизводственные или коммерческие расходы

Итого полная себестоимость

III. Классификация по степени зависимости от изменения объемов производства

a. Условно-постоянные

b. Условно-переменные

IV. По способу отнесения на себестоимость продукции

a. Прямые

(Непосредственно связаны с изготовлением продукции, отдельных ее видов и по установленным нормам относятся на себестоимость продукции)

b. Косвенные

(Обусловлены изготовлением различных видов продукции и включаются в себестоимость пропорционально показателю установленному инструкцией по планированию себестоимости. К таким расходам можно отнести: Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы

V. По функциональной роли в формировании себестоимости

a. Основные

(Непосредственно связаны с технологическим процессом производства продукции)

b. Накладные

(Относятся затраты, связанные с созданием необходимых условий, для организации производственного процесса, а также его управлением.)

VI. По степени однородности

a. Элементные

(Относятся затраты, которые нельзя расчленить на составляющие. К ним относятся: затраты на сырье, основные материалы, амортизация основных производственных формул)

b. Комплексные

(Относятся расходы, состоящие из однородных затрат. К ним относятся расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные расходы)

VII. По времени возникновения и отнесения на себестоимость продукции

a. Текущие затраты

(Возникают, как правило, в данном периоде и относятся на себестоимость данного периода)

b. Расходы будущих периодов

(Возникают в рамках одного отчетного периода, но относятся на себестоимость продукции будущих периодов)

c. Предстоящие

(Представляют собой еще не возникшие затраты, но на эти затраты уже резервируются средства, в сметно-нормализованном порядке. К ним относятся: Затраты на отпуска, сезонные затраты).

При этом группировка затрат по экономическим элементам лежит в основе составления сметы затрат, а также при разработке бюджета организации. Смета затрат составляется в целях определения общей суммы затрат организации. Смета используется при разработке финансового плана организации, при составлении баланса доходов и расходов, а также для определения других показателей финансовой деятельности организации.

Методы калькулирования себестоимости:

Нормативный метод учета и калькулирования себестоимости продукции обычно характеризуется тем, что на предприятии по каждому изделию на основе действующих норм и смет расходов составляется предварительная калькуляция нормативной себестоимости изделия. Если бы в течение месяца все затраты на предприятии соответствовали действующим нормам и нормативам, а объем производства соответствовал запланированному, фактическая себестоимость изделия была бы равна нормативной.

Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции характеризуется тем, что на предприятии выпускают продукцию ограниченной номенклатуры, отсутствует незавершенное производство. В связи с этим объектом учета затрат является отдельный процесс как составная часть всего процесса производства.

Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции характерен для массовых производств, в которых исходное сырье или материалы последовательно превращаются в готовую продукцию. Производственные процессы или их группы образуют переделы, каждый из которых завершается выпуском промежуточного продукта-полуфабриката, который к тому же может быть в таком виде реализован на сторону. Эти переделы и являются объектами учета затрат.

Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции характерен тем, что объектом учета затрат является производственный заказ, открываемый на индивидуально или мелкосерийно изготовляемое изделие, серию изделий или часть изделия (в судостроении, тяжелом машиностроении). Себестоимость каждого заказа определяется после завершения работ.

Инвентарно-индексный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции отличается от нормативного тем, что учет прошлых затрат организуется в течение месяца без подразделения по нормам и отклонениям от норм по группам изделий и по производству в целом. Себестоимость выпущенной продукции определяют на основе данных инвентаризации и оценки остатков незавершенного производства на конец месяца. После этого по каждой калькуляционной статье исчисляют индекс - отношение фактических затрат к плановым, который используют для расчета фактической себестоимости отдельных видов продукции. При инвентарно-индексном методе несколько сокращается трудоемкость работ, но затраты не контролируются в процессе производства, причины отклонений от норм не выявляются, фактическая себестоимость определяется пропорционально плановой себестоимости. Поэтому предприятиям рекомендовано переходить от инвентарно-индексного метода нормативному.

Современные тенденции в области управления затратами характеризуется активным внедрением новых методов управления. Экономика России не стоит на месте, она динамично развивается, претерпевая изменения. Вместе с этим происходят изменения в отечественной системе бухгалтерского и управленческого учета.В этой связи, управление затратами рассматривается как непрерывный процесс комплексного воздействия на издержки предприятия с целью обеспечения их оптимального уровня, структуры и динамики.

Вопрос 20. Финансовые аспекты ценообразования

Большинство специалистов в области ФМ выделяют два основных этапа ценообразования:

1. Определяется базовая цена объекта, исключающая скидки, наценки, доплаты, страховые взносы, транспортные тарифы и другие регуляторы

2. Определяется цена объекта с учетом вышеуказанных скидок, наценок и прочих компонентов

Вместе с тем существуют следующие методы определения базовой цены используемые как автономно, так и комплексно.

· Метод полных издержек. Согласно данному методу к полной сумме затрат прибавляют определенную сумму соответствующую норме прибыли. При этом если за основу берется производственная себестоимость, то надбавка должна покрыть затраты по реализации и обеспечить возможность получения прибыли. Обязательным условием является отнесения на затраты покупателя соответствующих косвенных налогов и таможенных пошлин. Достоинством данного метода является обеспечение полного покрытия всех затрат и получение ожидаемой прибыли. Существенным недостатком является игнорирование эластичности спроса, а также снижение конкурентных стимулов по цене. Цена не может быть установлена до тех пор пока не определена доля постоянных затрат в общей сумме затрат включаемых в себестоимость и не определен уровень конъюнктуры потребительского спроса, который в свою очередь не может быть определен без установления (наличия) цены. Данный метод широко применяется в организациях с ярко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен по традиционным видам изделий, а также для установления цен на новые товары, не имеющие ценовых аналогов. Данный метод наиболее эффективен при расчете цен на продукцию с пониженным уровнем конкурентоспособности.

· Метод стоимости изготовления. Данный метод предусматривает, что к полной сумме затрат, в расчете на единицу продукции на сырье, материалы и прочие элементы производственных запасов, прибавляют сумму, выраженную в процентах, эквивалентную собственному вкладу организации в формирование стоимости изделия. Главным достоинством данного метода является учет собственного вклада организации в создание добавленной стоимости. При этом метод совершенно не применим в длительной перспективе для принятия ценовых решений, однако может использоваться в сочетании с методом полных издержек. С учетом сказанного данный метод применяется в особых случаях, например: при принятии управленческих решений, направленных на увеличение массы прибыли, за счет наращения объемов выпуска. При принятии решений, направленных на управление ассортиментными сдвигами, в целях определения наиболее рентабельных видов продукции и при принятии решений по единовременным заказам

· Метод маржинальных издержек. Данный метод основывается на увеличении доли переменных затрат в структуре себестоимости, на некую сумму или процент покрывающий затраты и обеспечивающий ожидаемую норму прибыли. К достоинствам данного метода следует отнести полное покрытие доли постоянных затрат и максимизацию прибыли. Использование данного метода возможно в силу официального внедрения учетной политики, согласно которой в структуре себестоимости, в соответствии с правилами управленческого учета изначально выделяется доля постоянных и переменных затрат. При этом данный метод в отечественной практике может применяться в системе внутрифирменного управления, поскольку в соответствии с правилами налогового учета, учет затрат при определении цены на товар, как правило, ведется по полной себестоимости. С учетом сказанного метод может применяться на любых предприятиях.

· Метод рентабельности инвестиций. Основывается на положении, предусматривающем установление ожидаемого уровня рентабельности не ниже стоимости заемных средств, т.е. к сумме затрат на производство продукции, прибавляется стоимость заимствования. Данный метод уникален тем, что при определении цены изделия учитывает возмездность источников средств. К недостаткам следует отнести высокий уровень процентных ставок за кредитные ресурсы и их неопределенность в условиях инфляционных ожиданий. Данный метод широко применяется на предприятиях с широкой номенклатурой и ассортиментом, а также при принятии решений об увеличении объемов производства продукции с известной рыночной ценой.

· Метод оценки реакции покупателя. Данный метод базируется на анализе конъюнктуры потребительского спроса и выявлении, как следствии покупательских предпочтений

· Метод сходной цены. Суть данного метода заключается в том, что цены на изделия ориентированы на повышение уровня конкурентоспособности, а не удовлетворение потребностей организации, в источниках средств на покрытие затрат.

· Метод предложения “в темную” (тендерный метод). Суть метода сводится к участию покупателя (анонимно) в конкурсе предложений (тендеров), выигрывает тендер тот, чья цена обеспечивает продавцу максимальную прибыль. Данный метод широко применяется для размещения государственных заказов подрядов

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.